Рязань. Спасо–Преображенский монастырь.

Спасский Преображенский монастырь, 2 класса, в Рязани. Основан в XVIII — XIV веке.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Спасо-Преображенский мужской монастырь находится в черте Рязанского Кремля к северо-востоку от кремлевского вала и к югу от Успенского собора. Монастырь с трех сторон окружен оградой, а с четвертой стороны к нему примыкает дом духовной консистории. По углам ограды устроены две башни. Так же у монастыря был свой сад и кладбище, на котором хоронили не только монахов, но и знатных рязанцев. В советский период кладбище было разорено. Точной даты основания монастыря нет, но во второй половине XV века он уже существовал. В 1467 году ему дана была грамота от великого князя Ивана Васильевича на вотчины.
На протяжении всего времени настоятели монастыря имели сан архимандритов, а не игуменов, чем подчеркивалась важность обители. Были и другие почетные преимущества. Так с 1522 года утренний благовест начинался именно с колокола Спасо-Преображенского монастыря, который подхватывался всеми храмами Рязани. С 1653 года настоятелям дано право в священнослужении носить белую шапку, а по указу епископа Димитрия (Сеченова) от 16 января 1757 года монастырь стал называться первостепенным. С этого времени у настоятелей появляются наместники. Со второй половины XVIII века настоятели Спасо-Преображенского монастыря становились одновременно и ректорами Духовной семинарии, оставаясь в сане архимандритов. Это повышало авторитет и обители, и семинарии, так как лучше просматривались будущие кадры духовенства. В 1868 году в Рязани утверждается должность викарного епископа, и монастырь передается под его руководство. С конца XIX века и до закрытия обителью управляли епархиальные архиереи.
В 1920 году монастырь был закрыт и отдан под бараки острозаразных больных. В зданиях обители располагались: лазарет, горисполком, были расквартированы военные части. С 1935 года монастырь передается в ведение музея, но долгое время в различных зданиях не только находились учреждения, но и проживали люди.
Передача монастырских зданий началась в 1996 году. В начале был возвращен настоятельский и братский корпус, но в нем было размещено Духовное училище. 6 октября 2005 года, решением Священного Синода во главе со Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II, было принято решение об открытии Спасо-Преображенского мужского монастыря в городе Рязани и возобновлении в нем монашеской жизни. Были переданы храмы монастыря.
Храмы: Преображенский собор, Богоявления Господня, святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, святого пророка Илии. Святыни: икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец», частица мощей святителя Луки Войно-Ясенецкого, частица мощей святителя Гавриила Рязанского.  http://www.ryazeparh.ru/

Спасский мужской монастырь, именуемый в старинных письменных памятниках «Преображенским, что внутри города», находится на северо-восточной окраине г. Рязани. Время основания его не известно, но существование его в XV ст. не подлежит сомнению. В 1467 г. на имя Спасова монастыря дана грамота на вотчины вел. князем Иваном Васильевичем, а в 1501 г. князь Федор Васильевич дал в дом «Преображению Спасову игумену с братией село Гавриловское со всем тем, что было к тому селу исстари». Монастырь с трех сторон окружен каменною оградою на протяжении 189 саж., а с четвертой к нему примыкает дом духовной консистории, по углам ограды устроены 2 невысокие башни.
Внутри ограды находятся два каменных храма: соборный храм Преображения Господня, построенный в 1702 г. гостинным сотни Михаилом Федоровичем Немчиновым, длиною на 9,5, шириною 8,5 сажень, с тремя каменными папертями. Находящийся в нем о пяти ярусах резной иконостас современен построению храма… Хотя в 1800 г. иконостас этот был возобновлен, но нельзя не видеть, что образцом для него служил величественный иконостас Успенского собора.
Богоявленский храм о пяти главах, в связи с колокольнею; судя по архитектуре, построение его может быть отнесено к XVII ст. При нем придел Покровский устроен в 1647 г. и освящен преосвященным Моисеем 4 июля, а в 1848 г. возобновлен иждивением рязанского купца Ивана Васильевича Осминина. Придел в честь апост. Иоанна Богослова устроен в 1779 г. статским советником Михаилом Кирилловичем Васильевым, но в 1853 г. также возобновлен Аполлонией Осиповной Почтейновой. В 1763 г. в Богоявленской церкви от случайного пожара сгорел иконостас, на место коего устроен был новый резной, за резьбу которого «дано 170 руб. 75 коп., от иконного живописного писания 600 руб. …». В 1848 г. иконостас был возобновлен рязанским купцом Федором Прокопьевичем Филатовым.
Кроме того, над святыми воротами устроена была в XVII ст. церковь в честь Варлаама Хутынского, которая в 1679 г. июля 17 была освящена, а в 1692 г. апреля 17 разрушена обвалившеюся Успенскою соборною церковью, вместо которой устроен был придел, ныне не существующий, при Преображенском соборе.
Кроме церквей, внутри ограды монастырской из существующих зданий упоминаются: архимандритские кельи каменного строения, в них 6 покоев, одна келья была возобновлена в 1848 г., но с кельями казначейскими; братские кельи каменные, в них 4 покоя. В 1825 г. братские кельи были перестроены архимандритом Иеронимом.
В 1724 г. по указу государеву приписаны к Спасскому монастырю Данковский Покровский монастырь и Пронская Спасская пустынь. В 1753 г. к Спасскому монастырю приписана была Николаевская пустынь в Старой Рязани, находившаяся прежде в ведении Радовицкого монастыря. В 1756 г. по указу духовной консистории приписана Благовещенская в Старой Рязани, а в 1761 г. Оболочинская пустыни, в которые для отправления богослужения посылаемы были из Спасского монастыря по очереди иеромонахи и иеродиаконы, так как в означенных пустынях из монашествующей братии никого в наличности не имелось.
… Спасскому монастырю принадлежит: мельницы на реке Плетеной близ села Мервино, луговой земли в разных уездах около 43 десятин и пахотной близ села Подлесной слободы в Зарайском уезде 31 десятина 2 337 кв. саж.
Иоанн Добролюбов «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных…». т. 1, Зарайск. Типография А.Н. Титовой, 1884 г.

В черте Рязанскoгo Кремля к северo-вoстoку oт кремлевскoгo вала и к югу oт Успенскoгo сoбoра распoлoжен Спасo-Преoбраженский мужскoй мoнастырь. Первoе упoминание o мoнастыре встречается вo втoрoй пoлoвине XV века: в 1467 гoду oбители дана грамoта oт великoгo князя Ивана Васильевича на вoтчины. 16 января 1757 гoда мoнастырь oбрел статус первoстепеннoгo. Сo втoрoй пoлoвины XVIII века настoятели Спасo-Преoбраженскoгo мoнастыря станoвились oднoвременнo и ректoрами Духoвнoй семинарии. В 1868 гoду в Рязани утверждена дoлжнoсть викарнoгo епискoпа, и мoнастырь передан пoд егo рукoвoдствo. Мoнастырь с трех стoрoн oкружен oградoй, с четвертoй стoрoны к нему примыкает здание духoвнoй кoнсистoрии. Пo углам oграды устрoены две башни. Дo 1917 гoда на территoрии мoнастыря распoлагались сад и кладбище.С прихoдoм сoветскoй власти мoнастырь закрыт, кладбище, на кoтoрoм хoрoнили мoнахoв и знатных рязанцев, разoренo. В 1996 гoду мoнастырские здания переданы Русскoй Правoславнoй Церкви. 6 oктября 2005 гoда Священный Синoд принял решение o вoзoбнoвлении в oбители мoнашескoй жизни. 12 апреля 2009 гoда архиепискoп Рязанский Касимoвский Павел сoвершил Великoе oсвящение Спасo-Преoбраженскoгo сoбoра.
http://www.voronezhgid.ru/architecture/

Мужской монастырь, образованный не позже XVI в. Был немноголюден, с 1868 г. — резиденция викарного епископа. Закрыт в 1920 г., постройки заняты под жилье, затем переданы музею. С 1996 г. в части построек действует Рязанская духовная семинария. Вновь открыт в 2005, все постройки переданы епархии в 2007-2008 г.г.
https://svyatsy.org/churches/ryazanskaya_oblast/ryazan/kreml-4/preobrazhenskiy_ryazanskiy_muzhskoy_monastyr/
Не подлежит сомнению, что к XV веку Спасо-Преображенский монастырь уже существовал, поддерживаемый благочестивыми стараниями великого князя Рязанского Ивана Васильевича.
Несколько веков монастырь стоял деревянным. Он перенес несколько пожаров и разрушений, одно из которых пришлось на время нападения отрядов гетмана Петра Сагайдачного и войск королевича Владислава на Переяславль Рязанский. В 1647 г. сильный пожар уничтожил все деревянные постройки кремля и весь монастырь. В 1640-х г.г. была возведена первая каменная церковь Богоявления Господня, у которой было два придела — во имя Покрова Божией Матери и во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Вместе с ней была возведена колокольня на шесть колоколов.
О древних временах существования этого монастыря сохранилось не так много свидетельств. Известно, что настоятельская власть в первые столетия существования монастырей была очень большой. В «Дополнительных о Рязанской епархии сведениях» архимандрит Иероним, говоря о Спасском монастыре г. Рязани, пишет, что «настоятели издревле архимандриты», хотя «сей монастырь был не знаменит», из них 1653 г. сентября Боголеп и Солотчинский Сергий по указу государеву и патриаршей грамоте благословлены от Преосвященного Мисаила служить в белой шапке; а от преосвященного Димитрия позволено употреблять Спасским при служении ковер».
О размерах настоятельской власти, а значит и о значимости монастыря, говорит и тот факт, приглашались ли они на Соборы в стольный град Москву. Так, на Соборе 1589 г., на котором решался вопрос о четвертом браке царя Иоанна Васильевича, представлены были архимандриты и игумены многих монастырей, в том числе архимандрит Солотчинского из Рязани. Через три года уже среди прочих упомянут Спасский архимандрит из Рязани.
С 25 декабря 1742 г. по указу Св. Синода от преосвященного Алексия, «для отличия от игуменов, возложены на архимандритов наперсные для ношения кресты — на здешнего Спасского Давида и Духовского Ефрема, а генв. 1743 г. на Солотчинского Алимпия, Богословского Аарона и Радовицкого Иосафа». С 1868 г. Рязанский Спасский мужской монастырь стал управляться викарием, что продолжалось до 1902 г. А в 1902 г. кафедра викарных епископов Михайловских была переведена в Троицкий монастырь. 21 мая 1907 г. кафедра викарных епископов была вновь перенесена в Спасский монастырь. Среди Викарных епископов следует упомянуть епископа Исидора (Колоколова), бывшего на епископской Михайловской кафедре с 1906 по 1911 г., замученного в Самаре в 1918 г.
Штатная численность Спасского монастыря хотя и менялась на протяжении всего времени его существования, но незначительно. Так по рапортам настоятелей монастырей за 1746 г., по Спасскому монастырю «определено быти архимандриту и братии двадцати человек, им жалования положено в год денег по пети рублев, хлеба по пети четвертей, и того денег сто рублев и хлеба сто четвертей». Там, где при монастырях были кладбища, обитель получала средства «за места для могил, за катафалк», как например при Спасском… К 1917 г. в Спасском второклассном монастыре числилось 16 монахов, что практически равно 1746 г.
В 1757 г. епископ Рязанский своим указом определил монастырь в первостепенные, и с этого времени в монастыре появились наместники. Со второй половины XVIII в. архимандриты Спасского монастыря стали возглавлять Епаршую семинарию, что повышало престиж как монастыря, так и духовного учебного заведения.
Среди настоятелей обители следует упомянуть архимандрита Иеронима Алякринского (в бельцах Иоанна Стефанова) из протоиереев Рязанского Кафедрального собора. Он был присутствующим в Рязанской духовной консистории и ректором Рязанской духовной семинарии. По представлению Амвросия, архиепископа Рязанского, он был пострижен в монашество в Спасском монастыре 12 апреля 1808 г., 19 апреля произведен в архимандрита. Долгое время он управлял Солотчинским монастырем, а с 1813 г. переведен настоятелем в Рязанский Спасский монастырь. Ученый муж, прекрасный педагог, устроитель обители и… монах-наставник. Он навсегда остался в этом монастыре: захоронен на его кладбище.
Все насельники монастыря обитали на небольшой территории там, где некогда рождался город. До нашего времени сохранился монастырский комплекс XVI-начала XX века. С трех сторон монастырь был обнесен каменной стеной, а с восточной огражден каменными зданиями бывшей Духовной консисторией и Архиерейским домом. Двое ворот на каменных столбах: Святые с северной стороны, через которые обычно входили в монастырь, и западные для выхода были украшением монастыря.
При входе северными Святыми вратами в монастыре по правую сторону находилось каменное одноэтажное здание – братская трапезная с кухней, баня. Далее к западу в углу — круглая башня, рядом с ней – с западной стороны ледник, а за ним деревянная житница, конюшня, навес, за которым западные ворота и ограда до самого угла с круглой каменной башней. Вдоль всего монастырского двора по правой стороне неподалеку от западной каменной ограды и служебных зданий расположились два двухэтажных корпуса: один с каменным низом и деревянным верхом. Он был облицован кирпичом и отштукатурен. В нем жили настоятели. Другой, к северу от первого, каменный, для жительства братии. Он был построен в 1825 г. и надстроен в 1894 г. со стеклянной галереей на каменных столбах. Между этими корпусами в связи с ними построена в 1901-1904 г.г. на средства преосвященного Иосифа, епископа Михайловского, Викария Рязанского, Иоанно-Иосифовская церковь, в нижем этаже которой устроено было жилое помещение. По левую сторону северных ворот находилась каменная келия с пристроенной к ней деревянной келией. Подле этой келий к югу стоял и сейчас стоит каменный с таковою же колокольней храм Богоявления Господня. В центре монастыря возвышается храм без колокольни в честь Преображения Господня. К востоку от двора между храмами и за ними расположено было кладбище для погребения монашествующих и граждан.
Архивные документы сохранили до нас описание келий Спасского монастыря г. Рязани за 1911 г.; 1. «Келия из трех комнат и прихожей, находятся в ней два стола, четыре койки из них три железных и одна деревянная (худая), медный самовар, ведро и два табурета; 2. Келия из двух комнат и прихожей, находится в ней два стола, железная койка, трое венских стульев, скамья, простой буфет, один дубовый табурет; 3. Келия из 3 комнат с прихожей находится при ней, два стола, три койки, одна из них железная, а две деревянные (одна из них худая), раскладное железное стул о…; 4. Келия из трех комнат… При ней находится чулан, в котором находятся следующие вещи: две медных каструли с ручками, две медных сковороды и одна эмалированная, самовар жестяной, лампа… ».
В 1920 г. монастырь был закрыт.
Передача монастырских зданий началась в 1996 г. Вначале был возвращен настоятельский и братский корпус, но в нем было размещено Духовное училище. 6 октября 2005 г. решением Священного Синода во главе со Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II было принято решение об открытии Спасо-Преображенского мужского монастыря в городе Рязани и возобновлении в нем монашеской жизни. Наместником вновь открытого монастыря был назначен иеромонах Игнатий (Депутатов). В настоящий момент монастырская жизнь протекает в историческом здании настоятельского и братского корпуса совместно с Духовной семинарией. Были переданы храмы монастыря.
http://monasterium.ru/monastyri/monastery/ryazanskiy-spaso-preobrazhenskiy-muzhskoy-monastyr/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?