Каменный собор построен в 1470-х гг. Он служил великокняжеским храмом и усыпальницей рязанский арихереев. Основной объем представляет собой четырехстолпный крестовокупольный одноглавый четверик. К нему с востока примыкают три полукруглые апсиды. Зданиие было значительно перестроено после разрушительного пожара 1647 г., и позднее, XVIII и XIXвв. В XIX в. к собору пристроили пониженную трапезную с порталом в псевдорусском стиле.
Первое упоминание об Архангельском соборе относится к концу 15 века. Это время можно считать основанием храма. За свою долгую жизнь собор неоднократно подвергался разрушительному действию пожаров, несколько раз реставрировался и переделывался. Но, тем не менее, с 1756 года в писцовых книгах отмечалось, что соборный храм настолько пришел в негодность, что служить в нём было уже невозможно. На многие годы в соборе прекратилось богослужение, и он понуро стоял, постепенно разрушаясь. Но стараниями архиепископа Сергия в Архангельском соборе начались ремонтные работы.
Предстояло отремонтировать церковное здание как снаружи, так и внутри. Работа шла медленно, и только в 1819 году храм был полностью готов для того, чтобы вновь принять прихожан. 8 ноября 1819 года состоялось торжественное освящение собора, а после этого прошла первая церковная служба. Архангельский собор традиционно служил местом погребения рязанских архипастырей. В правой стороне храма у южных дверей находилась гробница архимандрита Мисаила, убитого в 1655 году мордовскими разбойниками. Над гробницей в футляре хранилось с 1734 года мантия убитого, на которой были видны следы крови. Эта мантия ранее находилась во владении боярского сына Федора Куабицкого, затем по распоряжении. арх. Алексия она была перенесена в Архангельский собор.
По материалам книги Иоанна Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии»
В советское время собор, как и многие храмы России, был закрыт. Его имущество реквизировано. Внутреннее убранство портилось и разрушалось. В наши дни в соборе располагается экспозиция музея Рязанского Кремля.
http://www.ryazan-hram.ru/node/221
Собор Михаила Архангела был домовой церковью великих князей рязанских; с конца 15 в. стал местом захоронений рязанских архиереев. В 1471 г. здесь был захоронен епископ Феодосий, в 1481 г. – епископ Симеон. Впервые каменное строение здесь упоминается документами в 1532 г. При храме была каменная колокольня, заменённая между 1621 и 1637 гг. дубовой, на месте которой в 1651 г. опять возвели каменную. После пожаров 1638 и 1647 гг. храм капитально ремонтировали с частичной перестройкой, изменившей верхнюю часть здания. В работах 1647 г. участвовал каменных дел мастер Василий Харитонов сын Зубов, из Солигалича, за 5 лет до того строивший Духовскую церковь в Рязанском кремле. Особенное внимание было уделено верху, где “кладены на оный собор связи брусяные”. В 1735 г. с запада был пристроен притвор, а западный перспективный портал старого храма растёсан.
При капитальном ремонте 1819 г. была переделана глава, получившая круглые окна, переложены верхние части стен и своды. В 1830 г. на месте древних узких окон пробиты широкие арочные. В 1864 – 1865 гг. по проекту губернского архитектора С.А. Щёткина был сделан парадный северо-западный вход в собор через притвор: к стене архиерейского перехода пристроен пышный портал, ряд деталей в котором навеян замечательной отделкой интерьеров в Архиерейском доме (геометризованная “чешуя” на архивольте, киот с причудливым килевидным верхом). В 1865 г. интерьер собора был расписан Н.В. Шумовым. По контракту с протоиереем Н.А. Ильинским помимо настенной росписи Шумов выполнил для собора проект несохранившегося иконостаса, рисунок паркета в алтаре и деревянного пола в храме. Многие поздние наслоения на ценный памятник 15 столетия устранены в 1970-е гг. при реставрации по проекту И.В. Ильенко. Внешний облик храма практически восстановлен, если не считать кокошников 17 века и связанного с ними 4-скатного покрытия. Стены здания (включая детали декора) кирпичные на белокаменных бутовых фундаментах, побелены по кладке.Собор Михаила Архангела – древнейший сохранившийся в Рязанской области храм; прекрасный образец раннемосковского зодчества. Архитектура храма явно навеяна работами итальянских мастеров в московском Кремле.К почти квадратному в плане двусветному четырёхстолпному храму с барабаном, увенчанным крошечной главкой на четырёх кокошниках, с востока примыкают невысокие полукруглые апсиды трёхчастного алтаря, а с запада – низкая пятигранная трапезная-притвор. Глава храма смещена к востоку. В связи с этим три прясла, разделённые лопатками на северном и южном фасадах, различны по ширине. Однако лопатки не совсем соответствуют внутреннему расположению столбов. Над лопатками проходит крепованный карниз, отделяющий верхний пояс кокошников. На каждом фасаде по 4 кокошника, из которых средние меньше и сдвоены. У ю. з. угла видны остатки древнего карниза (ниже нынешнего) и килевидных закомар 16 в., завершавших по три каждый фасад. В пояс кокошников включены киоты квадратной и трёхлопастной формы. Узкие щелевидные окна в нишах (одно над перспективным порталом и два по его сторонам) прорезают гладь стены. В порталах с килевидным завершением чередуются выступы прямоугольного сечения и полуколонки с дыньками. На трапезной-притворе крупные окна окружены тонким обрамлением с килевидным вер-хом. Теперь в здание входят через портал на с.-з. углу притвора, перекрытого бочарными сводами разных очертаний. По три ступени с с.-з. и ю.-з. спускаются к растёсанному западному входу первоначального объёма.По совершенству пропорций и изысканной прорисовке немногочислен-ных деталей интерьер этого храма не имеет равных в Рязанской области. Преобладает вертикальная ориентация пространства. В храме четыре крещатых столба смещены к алтарю. Смещение столбов ради зрительного равновесия всех частей храма относительно оси купола ощущается внутри более резко, чем на фасадах. Столбы, с подобием антаблемента в верхней части, увенчаны восьмигранными плитами со сфероидными выемками, над которыми проходят подпружные арки между крестовых сводов 17 века. Апсиды перекрыты конхами. В средней апсиде – ниша горнего места.На своде и в барабане сохранились фрагменты клеевой академической живописи кисти Н. В. Шумова. В восточной стороне купола на ярко-голубом фоне написана фигура благословляющего Саваофа, восседающего на облаках в окружении херувимов. В широких простенках барабана в рисованных арках помещены изображения четырёх стоящих архангелов. С западной стороны в кладку ю.-з. столба вмурована вкладная доска из белого камня. Её желтоватые буквы отличной сохранности, сильно выступающие над светло-бирюзовым фоном, повествуют о смерти митрополита Иллариона в 1673 году. Текст обрамлён обильной узорной резьбой: сдвоенные волюты, переходящие в акантовый лист, гирлянды из ягод, 4-лепестковые цветы по углам. У западной стены храма сохранились полукруглые кафельные печи 19 в. Под позднейшими метлахскими плитками обнаружены полы из белокаменных плит и треугольных керамических пластинок с коричневой поливой, собранных в звёздчатый узор.
http://svodokn.ru/object/107865075?open=true
Архангельский собор находится в кремле и расположен за алтарем Успенского собора на архиерейском дворе. Северным входом своим он смотрит на крыльцо Архиерейского дома. На протяжении своего существования, какие только катаклизмы с ним не происходили. Он неоднократно горел, его разрушало время — поэтому от его первоначального вида практически ничего не сохранилось. Историки и архитекторы утверждают, что он только в некоторых местах сохранил свою древнейшую архитектуру. Еще в середине XIX века храм был глубоко опущен в землю. Под полом собора почти на два аршина глубины находилась солея в несколько ступенек.
В клировых ведомостях на 1915-1916 г. указано, что дата построения храма неизвестна, а народное предание считает его придворной церковью великого князя рязанского Олега Ивановича. Однако все, кто изучал его древнюю историю, пришли к выводу, что построение его относится к XV — XVI векам.
Храм неоднократно перестраивался, и в настоящее время он не соответствует тому облику, каким был при его возведении.
По описи 1638 г. церковь архангела Михаила значилась каменной с двумя приделами: во имя Бориса и Глеба и князя Владимира. В 1647 г. почти весь кремль выгорел. Пострадал сильно и Архангельский собор, после чего была произведена его поправка. Через 4 года после этого пожара подле собора пристроили каменную колокольню, а под нею церковь во имя Николая Чудотворца. С 1756 года начинаются сведения о ветхостях собора и о прекращении в нем богослужения на долгое время. В 1819 году собор был капитально отреставрирован: вид его сохранился до сих пор. В 1865 г. и 1895 годах происходили преимущественно только внутренние отделки собора.
В 1865 г. храм внутри был украшен художником — академиком Николем Васильевичем Шумовым — нашим земляком. Современники восхищались его умением сочетать «старину и новую кисть». В этом храме талантливый живописец показал все свои дарования, чем вызвал восторг рязанцев. «Рязанские Епархиальные Ведомости» писали: «Все почти возобновление Архангельского собора, как то: устроение в нем нового, прочного, художнически устроенного иконостаса, с превосходными живописными иконами, а также устроение в алтаре паркетного пола, а в храме — деревянного, простого — выкрашенного, и каменного, пристроенного к собору, наружного входа и многое другое, все это произведено на сумму, пожертвованную покойным рязанским купцом Иоанном Васильевичем Осьминниковым». Когда Осьминников передавал сумму протоиерею собора, он сказал: «Отец протоиерей! Прошу исполнить мою последнюю предсмертную просьбу; будем судиться с тобой на том свете, если не исполнишь моей просьбы». Купец не дожил до момента освящения собора, но его просьба была выполнена. Надо сказать, что на возобновление собора крупную сумму пожертвовала и купчиха А.А. Анзимирова, и другие доброхоты. Вся Рязань присутствовала на освящении этого древнего и любимого всеми горожанами собора.
Внутри храма особое внимание обращал на себя иконостас. «Сколько не смотришь на него, глаз не утомляется, благоговение проникает в душу, когда объемлешь взором целое» — писал современник. «Смотря в вышину, видим пять поясов свят. икон, отделяемых ломаными карнизами» — продолжал писать в газете свои восторженные отзывы один из священнослужителей.
Весь внутренний вид храма, его убранство настолько было продумано, что все вызывало восхищение прихожан. Образы святых, великомучеников, как бы возникли заново, особенно икона Софии, Премудрости Божией. Все в храме дышало Божественной любовью. На двух особых аналоях размещались мощи семнадцати святых в сребропозлащенных оправах и в сребропозлащенных ковчежцах, а также были здесь и разные вещи, достойные христианского поклонения (позже перенесенные в Христорождественский собор).
Вторым по значению обновлением собора была его реставрация к 800- летию г. Рязани. Большую помощь в его возобновлении оказал ктитор кафедрального собора Василий Александрович Постников. На освящении собора были сказаны слова епископом Иустином (Полянским), заслуживающие особого внимания, которые явились как бы обещанием Рязанцев для будущих поколений: «Отныне собор сей будет именоваться Церковью Братства Св. Василия! — епископа Рязанского, в ней поставлена будет икона св. Покровителя братства с хоругвями от города и братства, в ней положен будет особый синодик для всегдашнего поминовения князей и владык рязанских, а также Братчиков усопших и живых; в нем открыто будет служение ранних литургий — для означенного поминовения… Это будет центральное место всей церковно-жизненной деятельности во всей епархии».
Архангельский собор рязанцами всегда почитался как место упокоения рязанских архиепископов и епископов. Здесь была гробница Мисаила, архиепископа Рязанского, убитого мордвой в 1655 г. Убиенный при исполнении своего пастырского долга, Мисаил был погребен «только за восемь дней до году убиения». И, как написано было в достопамятностях арх. Иеронима (Алякринского), «тело … нового мученика пр. Мисаила архиепископа цело и невредимо, погребено в церкви Архангела Михаила на правой стороне у южных ворот». В этом соборе на правой стороне в алтаре были захоронены: митрополит Стефан Яворский и архиепископ Алексий Титов. Стефан Яворский умер в Москве на рязанском подворье, «что в белом граде на Лубянке в 1722 г. 64 лет от роду». Его тело было перенесено из Москвы в Рязань и захоронено сначала в Успенском соборе, как и тело Алексия Титова, захороненного там в 1750 г. А затем при возобновлении Успенского собора в 1761 г. их тела были перенесены в Архангельский собор. К памяти святителей Мисаила и Стефана рязанцы имели особое уважение и всегда совершали панихиды перед мантией преосвященного Мисаила.
Над гробницей митрополита Стефана Яворского в киоте стояла икона Божией Матери, именуемая Ахтырская. Говорили, что она была его келейной иконой, и очень им почиталась. Рязанцы питали к ней особое благоговение. Следы ее в настоящее время утеряны.
В Архангельском соборе покоились останки митрополитов Рязанских Иллариона — схимника, Иосифа, Павла архиепископов рязанских преосв. Сергия, Феодорита. Там погребен Гавриил устюжский архиепископ. Рязанские епархиальные ведомости за 1895 г. дают более полный перечень святителей, захороненных в Архангельском соборе: святители: Гурий, Иосиф, Антоний, Симеон, Феодосий, Иона, Смарагд, Феоктист. Список этот можно продолжить.
Позже здесь были захоронен преосвященный архипастырь Мелетий (Якимов). В документах за 1919-1923 годы были найдены сведения, что в Архангельском соборе погребены архиепископ Рязанский и Зарайский Иоанн (Смирнов), бывший ректор Рязанской духовной семинарии (скончался 14 окт. 1919 г) и епископ Михайловский, викарий Рязанский Митрофан (скончался 14 дек. 1923 г). Об этом можно прочитать в воспоминаниях С.Д. Яхонтова. То есть даже после революции собор был местом упокоения наших архипастырей.
После того как Архангельский собор был передан губернскому музею, С.Д. Яхонтов, бывший член Рязанской губернской ученой архивной комиссии и первый директор губернского музея хотел сделать в Архангельском соборе музей религии, чтобы оставить в храме все так, как было до революции, но власти воспротивились этому. Но это уже другая история.
Татьяна Синельникова «Архангельский собор города Рязани», «История, культура и традиции Рязанского края».