Рязань. Собор Бориса и Глеба.

Соборная деревянная церковь существовала на этом месте уже с 1152 года. Со времени святителя Василия, епископа Рязанского (с 1288 по 1522 г.) эта церковь служила кафедрой рязанских епископов. Вновь упоминается этот храм в 1568 году. Ныне существующий храм был построен на средства архиерейской казны в 1686-1687 годах рядом с развалинами старого зодчим Яковом Григорьевичем Бухвостовым. До 1917 года в храме было три придела: правый во имя Корсунской и Боголюбской икон Божией Матери с 1799 года, левый – святителя Василия Рязанского и великомученика Иоанна Нового с 1840 года. Над входом в церковь располагался придел во имя праведных Иоакима и Анны, родителей Пресвятой Богородицы с 1870 года. До 1917 года в храме хранились древние чтимые иконы: резной образ Спасителя, список 1611 года Феодотьевской иконы Божией Матери, образ князей страстотерпцев Бориса и Глеба, Корсунская икона Богоматери. С 1924 года здание церкви использовалось властями под зернохранилище. Закрыт в 1935 году. Вновь открыт собор был в 1946 году и больше не закрывался. С 1946 по 2002 год собор имел статус кафедрального.
Источник: http://www.ryazeparh.ru/

История возникновения собора Бориса и Глеба  имеет многовековую историю. Время построения храма относится к 1152 году. В течение долгого времени храм был главным в Переяславле Рязанском. Существует мнение, что сам город первоначально назывался Борисоглебов. После разорения Рязани татарами столица Рязанского княжества была перенесена в Переяславль Рязанский, а с переселением туда в конце XIII века святителя Василия, епископа Рязанского и Муромского, соборный храм стал называться кафедральным.  В начале XVI века в результате набегов на Переяславль Рязанский крымских татар кафедральный собор так пострадал, что прибывший в город в 1522 году епископ Иона II был вынужден перевести свою кафедру в Успенский собор Рязанского кремля. А на месте обветшавшей церкви преосвященный Иона вскоре построил новый каменный храм, простоявший до 1620 года. В период так называемого «смутного времени» на Рязань напали польские войска и отряд казаков под предводительством гетмана Сагайдачного. 30 июля 1618 года после неудачного приступа кремля они опустошили и разру­шили храмы и весь город. Борисоглебская церковь после этого разорения через два года обрушилась. Не ее месте был построен деревянный храм, третий по счету. Но из-за опасности обвала он был построен немного в стороне от старого места, так что могила святителя Василия Рязанского, находившаяся в храме, оказалась в церковном дворе. Деревянная церковь простояла недолго. В 1687 году на ее месте был воз­двигнут новый каменный Борисоглебский собор, сохранившийся до наших дней.
Автором проекта новой церкви, построенной в ярусной композиции, яв­ляется талантливый зодчий Яков Бухвостов. В дальнейшем западная часть со­бора неоднократно перестраивалась. В 1841 году была расширена трапезная часть храма, в 1870-1873 годах трапезная расширялась и была построена новая колокольня. В результате этих перестроек храм принял форму креста. Примерно в те же годы были устроены и освящены приделы в честь Боголюбской и Корсунской икон Божией Матери, во имя Святителя Николая, чудотворца и великомуче­ника Иоанна Нового.
XX век открыл новую страницу в истории Борисоглебского собора. Он снова становится кафедральным. По этому случаю 20 января 1947 года архиепископ Димитрий  в сослужении рязанского духовенства и при стечении мно­гочисленный прихожан отслужил торжественный молебен.  12 января 1948 года собор посетил Святейший Патриарх Алексий I. По его благословению в храме начались большие ремонтно- реставрационный работы. Своды и стены собора были заново расписаны художниками из Палеха братьями Блохиными. В левом приделе был реставрирован весьма редкий иконостас XVIII века. В церковном дворе был построен крес­тильный храм во имя праведных Иоакима и Анны и установлен новый памятник на могиле святителя Василия Рязанского.
История сохранила для нас имена тех, кто потрудился в церкви святых стра­стотерпцев Бориса и Глеба. При иерее Родион, служившем с 1673 по 1710 год был построен существующий ныне храм. Протоиерей Иоанн Аляркинский был настоятелем собора в 1788-1792 годах. В 1898 году о. Иоанн был пострижен в монашество с именем Иероним, был архимандритом Солотчинского Рождество-Богородичного монастыря и одновременно ректором Рязанской духовной семи­нарии. Из его трудов наибольшей известностью пользуются «Рязанские досто­памятности», которые служат одним из главных пособий для изучающих исто­рию Рязанского края.Священник Михаил Виноградов, служивший в соборе в 1845-1869 годах, известен как выдающийся церковный композитор. Из соборных настоятелей нашего времени следует отметить протоиерея Бо­риса Скворцова, служившего в соборе с 1947 по 1965 годы. Позже он был при­зван к архиерейскому служению. Архимандрит Авель был настоя­телем собора с 1969 по 1970 год. Затем нес послушание в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе Афон. Немало сделал для благолепия храма протоиерей Иоанн Смирнов, впоследствии архиепископ Орловский и Брянский Глеб
В богослужебной практике собора есть свои особенности. В отличие от дру­гих храмов епархии по давней традиции в соборе совершаются две Божествен­ные литургии; по воскресеньям за вечерним богослужением читается акафист Боголюбской иконе Божией Матери, а по средам еженедельно совершается всенощное бдение с чтением акафиста святителю Василию Рязанскому у его чтимой иконы. Среди святынь храма верующие рязанцы особо почитают Феодоровскую, Корсунскую, Казанскую, Феодотьевскую иконы Божией Матери.
http://www.ryazan-hram.ru/node/180

Про протоиерея Бориса Скворцова «следует отметить «, что он служил в Борисоглебском соборе не «с 1947 по 1965 годы», а гораздо дольше. Сын священника этого собора о. Гавриила Скворцова, скончавшегося 17 августа 1917 г., он был рукоположен на место отца (по избранию прихожан) в сентябре 1917 г.; в 1923 г. стал здесь ключарем, а в 1930 — настоятелем. «Вынужденный перерыв» в настоятельстве в родном Борисоглебском соборе (в 1935-1947 гг.) у протоиерея Бориса Скворцова был обусловлен самой уважительной причиной — закрытием храма. Как только собор был открыт, о. Бориса возвратили к исходному месту служения — вероятно, это единственный случай в русской церковной истории кровавых 1930-х — 1940-х гг. Осенью 1957 протоиерей Б.Г. Скворцов отметил в соборе 40-летие священства, а 5 февраля 1965 г. он был определен епископом Рязанским и Касимовским. Борисоглебский собор стал не только кафедральным храмом епископа Бориса (при постриге он сохранил прежнее имя), но и местом совершения его епископской хиротонии. Невиданное в послевоенной Рязани церковное торжество возглавил митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим (Ротов), который сам в детстве жил в Рязани и в годы войны молился в единственном действовавшем в городе храме, настоятелем которого был о. Б. Скворцов. При вручении жезла митрополит засвидетельствовал епископу Борису: «…твое совершение Божественных служб влекло меня и пленяло и уловило в мрежу Христову». 11 августа 1972 г., на 77-м году жизни, епископ Борис скоропостижно скончался, и отпевание его было совершено все в том же Борисоглебском соборе. Таким образом, Борисоглебский собор Рязани неразрывно связан с епископом Рязанским Борисом (Скворцовым), человеком редчайшей для русского духовенства ХХ века судьбы.

Находится в северо-западной окраине города (в его дореволюционных границах). Церковь Бориса и Глеба существовала в Рязани уже в 1152 г. недалеко от нынешнего храма. Здание, не дошедшее до нашего времени напоминало о соборах того же посвящения в Старой Рязани и Вышгороде, возведённых в 1110-е гг. С 13 в. до 1522 г. церковь Бориса и Глеба в Переяславле-Рязанском была городским кафедральным собором. Потом эта функция перешла к Успенскому собору на Кремлёвском холме (позднее переименован Христорождественским), но местное население почти до конца 19 в. продолжало называть Борисоглебский храм соборным (в 1947 г. он снова официально стал кафедральным собором Рязани). Каменная церковь Бориса и Глеба, построенная на посаде при владыке Ионе, то есть в промежуток с 1522 по 1547 г., возможно еще в начале этого периода, имела придел Параскевы Пятницы. Это здание сильно пострадало в 1618 г. от набега запорожских казаков. Вскоре (не позднее 1620 г.) вместо него построили деревянную церковь с приделом Ильи Пророка в трапезной части, заменившим обветшавшую Ильинскую церковь, которая стояла неподалёку. Возможно, фрагмент Ильинского храма вошёл в кладку алтаря нового храма Бориса и Глеба, возведённого в 1685–1687 гг.
Кубический объём храма, типичный для посадской архитектуры 2-й пол. 17 в., вероятно первоначально имел другое завершение. По неизвестным причинам предположительно на рубеже 17-18 вв. оно было заменено существующим восьмериком с характерным нарышкинским декором. Вероятно тогда же с запада появилась четырёхъярусная шатровая колокольня с квадратным основанием и тремя восьмигранными ярусами. Богатый декор колокольни и характерное шатровое завершение роднили её с колокольней церкви в Березниках (не сохр.), а также московского храма Воскресения в Кадашах. В 1810 г. был устроен южный придел, В 1829 г. изготовили главный иконостас. Тогда же были написаны почти все его иконы кроме Федотьевского образа Божией Матери (1611), повторявшего древнее изображение. Другую почитаемую икону – Корсунской Божией Матери – написали на листе железа, а затем богато украсили жемчугом, драгоценными камнями (настоящими и искусственными).В 1836 г. на деньги купца Панова к югу от храма был установлен памятник Св. Василию Рязанскому. Он представлял собой киворий на 4 коринфских колонках с куполом и крестом. Под киворием стоял приземистый обелиск с рельефными изображениями жития святителя. Памятник был сломан в советское время.В 1840–1841 гг. трапезную Борисоглебского храма увеличили к северу, завершили низким восьмеричком с маковичной главкой и крестом и устроили в ней три придела. Северный придел создавался на средства купца И.В. Осьминина. Один из приделов разместили во 2-м этаже трапезной, над проходом в храм. Обрамления окон трапезной повторяли рисунок нижних килевидных наличников храма. В западной части, включившей первый ярус колокольни, была устроена открытая колонная галерея-папетрть. В 1858 г., для защиты от оползня, под здание Борисоглебской церкви подвели стилобат с гульбищем. В кирпичную кладку наклонной подпорной стенки с заглублёнными крупными арками под полукруглой перемычкой включили светлый камень. Немного раньше, к юго-востоку от храма поставили крупный киворий с главкой над купольной кровлей. Под ней, на квадратном постаменте, возвышался огромный колокол, подаренный храму в 1852 г. Осьмининым, и поначалу не использовавшийся по назначению, так как был слишком велик для старой колокольни. Вскоре специально для него соорудили деревянную звонницу (не сохр.) к югу от церковного здания. Трёхпридельная трапезная Борисоглебской церкви была очень тесной и поэтому в 1870 и 1902 гг. её повторно перестраивали, сильно удлинив к западу. Между перестройками, около 1873 г., возвели новую массивную колокольню в грубых формах русско-византийского стиля. С древности и по 2-ю пол. 19 в. церковь была крыта черепицей либо лещадью. В 1882 г. эта кровля пришла в негодность, и её заменили железной. Видимо, тогда же в основании восьмерика, завершающего храм, сделали дополнительные кирпичные конструкции, которые освободили свод храма от избыточной нагрузки. В 1940-е гг. палехские живописцы братья Блохины заново расписали интерьер. В северном приделе тогда был установлен фаянсовый иконостас кон. 19 в., прежде находившийся в церкви села Ижевское, для которой он был изготовлен на средства лесопромышленника Горелышева.Церковь расположена на крутом обрывистом участке над поймой реки Трубеж, при пересечении улиц Сенной и Трубежной. К северо-западу от церковной ограды стоит богадельня, выходя главным протяжённым южным фасадом на улицу Трубежную. Кирпичная с белокаменными деталями церковь Бориса и Глеба – оригинальный памятник рязанской архитектуры 17 века, соединивший в своём облике черты узорочья и нарышкинского стиля с поздними эклектическими дополнениями. Ядро объёмной композиции – четверик храма, по пропорциям, членениям, распределению проёмов и фасадному декору типичный для рязанского церковного зодчества 1680-х годов. Небольшой завершающий восьмерик на позднейшем крещатом трибуне зрительно увеличивают фигурные фронтоны-кокошники над каждой гранью. Фронтоны с необычной акцентировкой киля фланкированы пинаклями под шаром и закрывают основание глухой главки над храмом. Удлинённый к востоку алтарь из трёх полукружий вдвое ниже двусветного главного четверика. Его стены, слегка вытянутые вверх, разделены двумя промежуточными карнизами. Нижний делит стену пополам, над верхними окнами проходит фриз с тремя килевидными кокошниками на каждой стороне. К промежуточным карнизам снизу примыкает поребрик, к венчающему – бегунец. Стены в нижней половине фланкированы лопатками, во 2-м ярусе – пучками опоясанных полуколонн. Они чередуются с вертикальными остроугольными выступами.
Первоначальный декор асимметричных фасадов четверика родственен предпетровскому зодчеству, но обладает индивидуальными чертами. К ним надо отнести сложные очелья сдвоенных окон 2-го света на южной стороне: полукруглый тимпан, с многолучевым расчленением по радиусам, вписанный в арку с зубчатой профилированной окантовкой; полуколонны по сторонам единственного окна 2-го света на северной стороне. В нижней части фасадный декор подвергался переделкам. Странно выглядит килевидная ниша вокруг перспективного портала с узкими филёнками на вертикальных уступах опор. Необычен очень частый ритм поперечин в наборных колонках, Стыки выгнутых поверхностей алтаря отмечены лопатками.Новые веяния архитектурной моды проявились в очельях наличников на завершающем восьмеричке – с симметричными встречными завитками наподобие бараньих рогов, свойственными нарышкинскому стилю. Малоприметные килевидные карнизы в основании этого объёма появились при переделках здания во 2-й пол. 19 века, в период стилизаторской эклектики. К нему относятся 5-осные фасады трапезной, симметрично разделённые на неравные прясла и фланкированные парами филёнчатых внеордерных пилястр. На них опирается карниз с фризом из мелких квадратных ширинок. Выше фриза по периметру трапезной проходит низкий раскрепованный аттик. Все окна трапезной довольно высокие, с полукруглой перемычкой. Архивольты опираются на опоясанные порлуколонки. Не совсем обычный атрибут трапезной – низкий восьмеричок над её центром, завершённый очень короткой луковичной главкой с крестом.Эклектичное стилизаторство бескомпромиссно проявилось в фасадах колокольни. Сдвоенные арочные окна в её нижнем ярусе заключены в тяжеловесное обрамление с резким заострением полукруглой перемычки, нависшей над рельефным многообломным кольцом по оси простенка. Короткие заплечики арки опираются на кубышки – в подражание древнерусским репрезентативным крыльцам. Четверик храма перекрыт сомкнутым сводом. В алтарь ведут три прохода. Цилиндрическая поверхность внутренней стены алтаря переходит в конху с распалубками над окнами.Трапезная, вытянутая с севера на юг, связана с храмом аркой во всю его ширину. Четыре крещатых столба трапезной, смещённые к её углам, связаны арками в плоскостях северной и южной стен храма. Благодаря этому интерьер от колокольни до главного иконостаса пронизан длинным пространством одинаковой ширины. Из девяти ячеек трапезной самая крупная центральная перекрыта квадратным парусным сводом, средние прямоугольные участки по северной и южной сторонам – крестовым сводами большого пролёта; остальные шесть (меньшей площади) – циркульным сводом с такими глубокими распалубками, что он кажется вытянутым крестовым. Крестовыми сводами завершаются и западные помещения на той же продольной оси здания: квадратный переход от трапезной к колокольне и центр её крестообразного нижнего яруса. Здесь перегородки также подчёркивают продольную ось, закрывая боковые рукава креста. В северном поднимается лестница к ярусу звона. В западном каменном крыльце, со стилизованными кубышками в опорах, свод парусный.Нынешнее богатое убранство интерьера характерно для периода эклектики, однако в основании свода над главным четвериком проходит лепной классицистический антаблемент. В его фризе изогнутые желобчатые кронштейны чередуются с розетками в восемь лепестков. Окна в четверике храма забраны кубоватыми решётками. В окнах трапезной – решётки постампирного рисунка: с вертикальными прутьями, соединёнными С-образными скобками, и фризом из колец в основании веерного полукружия.
Небольшое здание богадельни (3-я четв.19в.) выстроено из кирпича на белокаменном основании, стены оштукатурены. В советское время приспособлено под жилой дом. В 1990-е гг. возвращено церкви; в 2000-х гг. была проведена капитальная реконструкция. Фасады получили новую штукатурную отделку. На главном фасаде изменена форма щипцового завершения, в треугольном тимпане которого пробито шестиугольное окно. Утрачен венчающий карниз. Внутренняя планировка полностью переделана. Несмотря на сильные переделки, богадельня представляет собой интересный пример рядовой застройки Рязани периода эклектики. Исторически входит в комплекс Борисоглебской церкви. Одноэтажный на высоком полуподвале Г-образный в плане объём завершён высокой вальмовой кровлей. Главный фасад в семь осей проёмов в целом симметричен. Средняя ось выделена щипцовым фронтоном и плоской арочной нишей, объединяющей окна первого и полуподвального этажей. Лёгкую асимметрию вносит расположенная на большем расстоянии от других правая фланговая ось. Этажи разделены карнизом. Полуподвальный этаж обработан квадровым рустом, первый имеет гладкие стены. Все окна с лучковыми перемычками – в первом этаже украшены тянутыми наличниками и дуговыми бровками. Под окнами лежачие филёнки. Вход в здание расположен со двора, в Г-образно выступающем объёме сеней. Ещё один вход, также со двора – на левом фланге заднего фасада. Первоначальная внутренняя планировка была построена по коридорному принципу.
Библиография: Календарь и справочный указатель Рязанской губернии на 1884 год. Рязань, 1883. С. 16; Добролюбов И.В. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упразднённых, со списками их настоятелей за XVII, XVIII и XIX столетия и библиографическими указаниями. Т. 1. Зарайск, 1884. С. 20–22; План Рязани. 1899 г. Изд.: Н.Д. Малашкин; С-в Н. Исторический очерк всех церквей и монастырей г. Рязани в их хронологической последовательности с основания города и до настоящего времени // Рязанские епархиальные ведомости. 1904. № 11. С. 123, 125, 363; 1906. №№ 13–15; Макарий, архим. Сборник церковно-исторических и статистических сведений о Рязанской епархии. М., 1863. С. 210; Ильин. М. А. Рязань. Историко-архитектурный очерк. Ч. 1. М. 1954. С. 84-87; Михайловский Е.В. Рязань. Памятники архитектуры и искусства. М., 1985. С. 34 – 35; Дегтев Ю.А. Рязань Православная. Рязань. 1993. С. 26; Солодовников Д.Д. Переяславль Рязанский: Прошлое Рязани в памятниках старины. Рязань, 1995. С. 104; Аграмаков И., Каширин Е. Прогулки по губернской Рязани: Исторический путеводитель. Рязань, 2000. С. 99. Архивные источники: План Рязани. 1909 г. Сост.: В.Н. Галактионов (Фонды ГАРО); Архив Рязанской СНРПМ. Материалы к проекту реставрации церкви Бориса и Глеба, 1961 г. (инв. № 21-а/50. С.4); РГИА. Ф. 1488. Оп. 3. Д. 881.
http://svodokn.ru/object/107904968?open=true

Вся строительная история Борисоглебского собора Рязани как бы предугадывала, что во 2-й половине ХХ в. он станет одним из двух действующих храмов города (вместо трех десятков, как это было в начале ХХ в., не считая монастырских). Храм, построенный в 1680-х гг., имел асимметричную трапезную с одним боковым приделом и колокольню над входом. В 1810 г. трапезную расширили и сделали симметричной, двухпрестольной. В 1840 г. трапезную еще раз расширили, теперь к западу, обстроив колокольню. Строительные работы привели к просадке грунта, и колокольня начала наклоняться. К тому же на ней никак не мог поместиться колокол в 306 пуд., подаренный храму в 1852 г.: 20 лет он провисел на временной деревянной звоннице. Вскоре после падения крепостного права через Рязань прошла железная дорога, возросло торгово-промышленное значение города.
Именитые купцы Рязани, составлявшие костяк Борисоглебского прихода, задумали значительно расширить свой почти 200-летний храм: очевидно, они очень не любили молиться в тесноте. К 1870 г. старые трапезная и колокольня были разобраны, и на их месте была построена новая трапезная, значительно большая прежней и в ширину, и в длину. А к 1873 г. была возведена и грандиозная колокольня, нижний ярус которой по размерам почти соответствует четверику «настоящего» храма конца XVII в. При всей своей массивности колокольня является «надвратной»: под ней расположена арка над дорогой, проходящей к реке Трубеж. Таким образом, она служит как бы гигантским обелиском, указывающим путь, по которому святитель Василий входил в Переяславль Рязанский (нынешнюю Рязань). Размеры колокольни позволили ей занять доминирующее положение в панораме города, в том числе и при подъезде к нему по железной дороге. После перестройки 1870-х гг. Борисоглебсий храм стал великоват для прихода, зато он легко мог вместить большинство богомольцев, приходивших к нему крестными ходами из всех храмов города к литургии в день престольного праздника, 2 мая.
Когда в 1946 г. храм вернули верующим и стали восстанавливать в качестве кафедрального собора, то оказалось, что более удобного храма в условиях «советской действительности» не сыскать. «Настоящий» храм, соединенный с трапезной аркой почти во всю высоту и ширину его западной стены, почти целиком отводится для духовенства и певчих. Богомольцы заполняют просторную трапезную, откуда богослужение прекрасно видно и слышно. Внутренняя отделка собора была искусно выполнена в стиле конца XVII в., т. е. времени строительства «настоящего» храма.
Как отмечалось в Журнале Московской патриархии (1959, № 10), «во всем виден большой вкус и умелая направляющая рука». Эта рука принадлежала епископу Николаю (Чуфаровскому), возглавившему воссоздание интерьера собора с назначения на Рязанскую кафедру в марте 1951 г. Уроженец Ярославской епархии, заставший ее храмы еще во всем благолепии, он начинал свое священническое служение в 1910 г. в кафедральном храме знаменитого митрополита-храмостроителя Ионы Сысоевича — Успенском соборе Ростова Великого. Амвон главного алтаря значительно удален от основной массы молящихся. Поскольку голос проповедников оттуда едва слышен, для них была предусмотрена кафедра, установленная в трапезной (такие кафедры в православных храмах вне С.-Петербурга почти неизвестны).
Собор свободно вмещает до 2000 молящихся, что составляло около 1 % населения Рязани на конец 1950-х гг. В большинстве областных центров России, особенно в таких крупных, как Казань, Свердловск/Екатеринбург или Новосибирск, в ту пору мог поместиться гораздо меньший процент жителей.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?