Рязань. Кремль.

Соборная колокольня в Рязани находится на территории музея-заповедника «Рязанский Кремль». Она расположена на площади перед соборами Успенским и Христорождественским, которые используют ее для перезвона.Строительство Соборной колокольни в Рязани велось в течении пятидесяти лет с большими перерывами в работе. Фундамент был заложен в 1789 году по проекту архитектора-самоучки из крестьян С.А. Воротилова. Первый ярус был построен по новому проекту в 1797 году, но работы пришлось прекратить из-за аварийного состояния Успенского собора. Новый проект Соборной колокольни в Рязани в стиле классицизма составил архитектор И.Ф. Русско. В 1816 году построили второй ярус, но дальнейшие работы были прекращены в виду отсутствия средств на строительство. Третий ярус строился по проекту архитектора К.А. Тона. Закончил строительство губернский архитектор Н.И. Воронихин, который сумел убедить архиепископа в необходимости строительства четырехъярусной колокольни со шпилем, чтобы она соответствовала задачам градостроительства. Четвертый ярус колокольни построили из железа в виде ротонды. Шпиль выполнен высотою в 25 метров и скреплен с четвертым ярусом.Здание Соборной колокольни в Рязани строилось разными архитекторами в разное время, но общая композиционная идея была соблюдена. Соборная колокольня в Рязани высотою 83,2 метра представляет собой произведение архитектурного искусства.
http://www.voronezhgid.ru/architecture/

Колокольня Рязанского Кремля представляет разновременное соединение разных этапов развития стиля, от раннего классицизма к позднему ампиру. Первый ярус выстроен в 1789-1797 гг. по проекту костромского архитектора С.А. Воротилова. Второй ярус возведен в 1816 г. по проекту архитектора И.Ф. Русско, третий и четвертый с громадным шпилем построены в 1835-1840 гг. по проекту рязанского губернского архитектора Н.И. Воронихина (племянник известного А.Н. Воронихина), использовавшего проект К.А. Тона. Общая высота колокольни 83,2 м. Есть данные, что уже при строительстве первого яруса в проект Воротилова были внесены изменения, приведшие к ослаблению живописных черт. Во втором ярусе И.Ф. Русско исходил уже из ранне-классических образцов. В третьем ярусе явны отзвуки позднего ампира. Четвертый ярус (вместе со шпилем) возведен Н.И. Воронихиным на железном каркасе. Камень заменен листовым железом (!).
В целом рязанская колокольня представляет уникальное произведение. Несмотря на разновременное участие разных архитекторов, в стиле колокольни не чувствуется разнобоя. Еще удивительнее то, что столь громадное произведение ордерной архитектуры не диссонирует с безордерной архитектурой Успенского собора. Колокольня удачно вписывается в силуэт собора и ритмом своих многочисленных колонн как бы откликается на вертикальную устремленность сдвоенных тяг-полуколонок, расчленяющих фасады Успенского собора. Первоначально колокольня была окрашена в желтый (стены) цвет. Позднее желтый цвет был заменен кирпично-красным. Именно на этом этапе колокольня хорошо гармонировала с собором. Возвращение колокольне желтого цвета нарушило эту гармонию. Колокольню украшают колонны коринфского ордера и скульптуры трубящих ангелов. Ее градостроительное значение для Рязани сравнимо со значением колокольни Ивана Великого для Москвы или построек А. Захарова для Санкт-Петербурга. По чистоте и строгости стиля Колокольня Успенского собора в Рязани уникальна, подобных ей колоколен в стиле классицизма в других городах России нет. Колокольня Успенского собора – это самое высокое сооружение на территории Кремля высотой 86 метров с позолоченным почти 25-метровым шпилем. Выстроена она в классическом стиле, несмотря на то, что создавалась в течение более чем 50 лет (1789-1840 гг.). На третьем ярусе колокольни оборудована смотровая площадка, откуда открывается прекрасная панорама Кремля, Рязани и окрестностей города. В июле 2007 года Колокольня была передана в пользование Рязанской епархии.
По материалам: Г.К. Вагнер «Старые русские города», изд-во«Искусство», Москва, 1980 г. Михайловский Е.В. «Рязань. Памятники архитектуры и искусств». Москва, 1985 г. и сайта http://vidania.ru/temple/temple_ryazanskaya/ryazan_%20kreml_kolokolnya.html

До Батыева разорения Рязани в 1237 году Переяславль Рязанский был лишь одним из многих острогов на территории Рязанского княжества, граничившего с Диким полем. Дата основания крепости — 1095 год — содержится в Следованной Псалтири, происходящей из Рязанской Ильинской церкви и датируемой 1570 годом. «В лето 6603, — гласит она, — заложен бы град Преславль Резанской около церкви святого Николы старого». В конце ХIII века свт. Василий Рязанский перенёс в Переславль архирейскую кафедру, а во второй половине ХIV столетия здесь уже располагалась княжеская резиденция. Именно в этот период на территории кремля появляется первая каменная постройка, дошедшая до наших дней — собор Рождества Христова, заложенный Олегом Рязанским и достроенный его сыном Феодором.
Основание Успенского собора (Христорождественского собора) в Рязанском кремле следует с уверенностью отнести к эпохе примирения великого князя Рязанского Олега и великого князя Московского Димитрия и «породнения» Рязани и Москвы посредством женитьбы княжича Феодора Ольговича на княжне Софии Димитриевне. В Москве к тому времени уже стоял Успенский собор, построенный при князе Иване Калите, и именно его взяли за образец безвестные зодчие, получившие задачу построить усыпальницу рязанских князей. Достраивал собор уже сын князя Олега Рязанского Феодор. Он же первым упокоился под его сводами, а всего в Успенском соборе погребены пять князей и три княгини. А вот стоящий рядом собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных выстроили в 1470-е годы как усыпальницу рязанских архиреев и домовый храм рязанских князей. К концу ХVIII века храм обветшал, служба в нём не совершалась. Лишь в 1819 году на средства рязанских благотворителей он был «возобновлён». Большой ремонт с переустройством пережил он и в 1860-е годы, получив трапезную в псевдорусском стиле. Архангельский собор закрыли в 1919 году, в советское время им распоряжались многочисленные организации, затем с начала 1980-х годов в здании находилась одна из экспозиций Рязанского музея. Лишь в 2011 году его вернули епархии.
В северной части Рязанского кремля находится единственная уцелевшая постройка Духовского мужского монастыря, существовавшего в ХV-ХVIII веках. Это церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов, выстроенная в 1642 году зодчим Василием Харитоновым Зубовым, выходцем из Солигалича. Запоминающийся силуэт храма создают два шатра, поставленные на горку из двух ярусов кокошников, завершающих четверик. В основании шатров также имеется пояс из небольших кокошников. Вторит шатрам четверика шатровая же колокольня. В 1930 году церковь закрыли и приспособили под зернохранилище, а затем — под клуб рабочих водного транспорта. Сейчас в ней находится библиотека Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника.
Почти вплотную к древнему валу Рязанского кремля примыкают строения Спасо-Преображенского монастыря, который считается одной из старейших обителей города. Первое письменное свидетельство о нём датируется 1467 годом, когда князь Иван Васильевич пожаловал монастырю вотчины, что и было зафиксировано. В 1501 году обитель вновь встречается в документах: «Князь Федор Васильевич дал Преображению Спасову игумену с братиею село Гавриловское…» Мы имеем сравнительно немного сведений о бытовании монастыря до ХVII века, однако известно, что управляли им архимандриты, а начиная с 1522 года именно колокол монастырский Богоявленской церкви начинал благовест к заутрене, который затем подхватывали все колокола в городе. В монастыре находился чтимый образ Божией Матери «Утоли моя печали», привлекавший множество богомольцев.
В 1920 году монастырь был закрыт. В его зданиях последовательно располагались лазарет, горисполком, воинская часть. В 1935 году весь ансамбль перешёл в ведение музея, но при этом в настоятельско-братском корпусе появились коммунальные квартиры, а в 1960-е годы Спасо-Преображенский и Богоявленский храмы превратились в архивохранилище. В 1996 году начался процесс возвращения монастырского комплекса епархии. В настоятельско-братском корпусе, переданном первым, разместилось Рязанское духовное училище, впоследствии преобразованное в семинарию. В 2005 году в Спасо-Преображенской обители возобновилась иноческая жизнь, а в 2007 году ей передали, наконец, и монастырские храмы.
Главным же сооружением Рязанского кремля является Свято-Успенский собор. Собор увенчан мощным пятиглавием. Главы, центральная из которых вызолочена, а боковые украшены золотыми звёздами по голубому полю, поставлены на световые барабаны, которые кажутся гранёными благодаря полуколонкам, оформляющим окна. Фасады собора имеют трёхчастное членение. В качестве «разделителей» архитектор использовал вместо традиционных лопаток сдвоенные колонки, задающие вертикальную устремлённость здания. Под кровлей идёт изящный зубчатый карниз, нарядно выделяющийся своей белизной на краснокирпичном фоне. Окна собора расположены в три яруса, и в каждом из ярусов для наличников характерно своё оформление. Например, для нижнего яруса — это плотный растительный орнамент, который «прорастает» и в нижней части наличника второго яруса. Вообще, наличники второго яруса являются как бы связующим звеном между нижним ярусом — пышно растительным — и верхним — рокайльным. Выделяется парадный западный вход, офомленный особо богато. В его декоре задействованы все те же элементы, что украшают наличники окон, однако здесь они присутствуют как бы в умноженном виде. Например, витые колонки, которые мы видим в наличниках третьего яруса, здесь ещё «затканы» растительной резьбой. Следует отметить, что белокаменная резьба Успенского собора даже сама по себе, вне остальных достоинств храма, является уникальным памятником искусства.
Несомненной творческой удачей Бухвостова следует признать мысль поместить собор на высокий подклет (решение нетипичное для столь крупного храма), благодаря которому он приобрёл значение архитектурной доминанты в городской застройке. Путник видел купола Успенского собора с Оки, с Астраханского и Московского трактов. Сейчас, конечно, Рязань разрослась и вширь, и ввысь, но — спасибо Бухвостову — соборный храм всё равно прекрасно просматривается с многих точек. Холм, на котором расположились постройки Рязанского кремля, с трёх сторон опоясан реками Трубеж и Лыбедь, а с четвёртой вырыт ров. На протяжении всей своей истории кремль оставался деревянным. Дубовые стены завершались «обломами» — крытыми тёсом площадками, выступавшими наружу, что затрудняло нападавшим приступ.
Единственным каменным элементом кремля была Глебовская проездная башня, стоявшая на месте нынешней соборной колокольни. От неё начиналась дорога на Москву. Рязанские, а впоследствии московские князья и цари следили за состоянием рязанских укреплений, поскольку Переславль Рязанский входил в состав Засечной черты. Впрочем, время от времени случались и недосмотры, как, например, в конце правления Алексея Михайловича: «Глебовская проездная башня разселась, а наугольную… Спасскую башню в полую воду подмыло, и свалилась в Трубеж, и лес рознесло водою». Но уже при Феодоре Алексеевиче «город и острог и башни» были поправлены. К концу ХVIII века городовые укрепления окончательно утратили свою актуальность и обветшали. Регулярный план Рязани от 1778 года не оставил им шансов на существование: стены снесли, а валы частично сровняли. На месте Глебовской башни решено было выстроить соборную колокольню. Возведение этого «долгостроя» затянулось аж до 1840 года. Первый ярус строил архитектор С.И. Воротилов, второй — И.Ф. Русско, третий и четвёртый являются плодом совместных усилий К.А. Тона и Н.И. Воронихина.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №57, 2013 г.

Недавнее празднование 800-летия существования города Рязани и 600-летия со дня кончины блаженного Василия, епископа Рязанского, дает нам повод познакомить читателей с достопримечательными древними сооружениями Рязанского Кремля. Соборная площадь или, как в старину называли, Кремль Рязанский, где находятся Успенский собор и другие церкви, колокольня и архиерейский дом, занимает наилучшее местоположение по крутому берегу реки Трубежа, впадающей в реку Оку. Откуда кто не подъезжал бы к Рязани, первое, что издали перед ним откроется,- это высокий шпиль колокольни и золоченые кресты собора.
Основание Кремля относится ко времени основания самой новой Рязани, т.е. к одиннадцатому веку, когда этот город носил название Переяславль-Рязанский и когда стольным городом Рязанского княжества был город Рязань, ныне село Спасского уезда, Старая Рязань, в 50 верстах от нынешней, на берегу р.Оки.
Начало построения Успенского собора относится со времени управления Рязанской паствой митрополита Иосифа. В челобитной грамоте, поданной царю Феодору Алексеевичу в ноябре 1677 года, он просил у государя дозволение построить новую соборную церковь на том месте, где стояла зелейная (пороховая) палата. В 1679 году, по указу царя, палата была разобрана, и приступлено было к подготовительным работам для построения храма, но за смертью митрополита Иосифа, в 1681 году, к постройке собора приступлено было лишь в 1683 г., при преемнике его митрополите Павле. За кратковременным управлением этого святителя работа по сооружению собора подвинулась вперед немного и лишь при новом Рязанском митрополите Авраамии она пошла более успешно. Но неопытность мастеров и недоброкачественность материала привели к несчастью. В ночь на 18 апреля 1692 года здание, доведенное до сводов, рухнуло. Более года нужно было употребить на расчистку и уборку развалин и на приготовление места для новой закладки.
18 мая 1693 г. митрополит Авраамий после молебствия вновь заложил сохранившийся доселе величественный храм в честь Успения Божией Матери. Через 6 лет каменная кладка была окончена, и приступлено было к наружной и внутренней отделке храма. В 1700 году на место удалившегося на покой преосвященного Авраамил назначен был митрополитом известный сподвижник Петра Первого Стефан Яворский. При нем в течение двух лет производились как наружная окончательная отделка собора, так и внутреннее его украшение.
На устройство иконостаса употреблено было более 10 000 руб. 15 августа 1702 года благополучно оконченный постройкой храм торжественно был освящен митрополитом Стефаном. В начале нынешнего столетия собор по причине ветхости капитально был возобновлен, — на что израсходовано было до 70 000 рублей, — и 15 августа 1804 года освящен преосвященным Амвросием. В 1864-1867 годах внутренность собора была вновь великолепно возобновлена и украшена, так что одна позолота и отделка иконостаса стоила более 13 000 руб.
В последний раз собор возобновлен был к юбилею 800-летнего существования города Рязани. Освящение его совершено было 27 июля сего года.
По наружному своему виду собор представляет продолговатый четырехугольник; отвесные четыре стены его основаны на высоком цоколе; пять верхов с луковицеобразными главами и столькими же золочеными узорчатыми восьмиконечными крестами венчают наружное здание собора. Размеры собора таковы: в длину он имеет 55 арш., в ширину ЗЗ 1/4 арш., а в высоту 102 арш.; толщина стен 4 арш.
Собор в три света, с очень большими окнами. С западной, северной и южной сторон имеет три входные двери. При входе в собор, взор богомольца прежде всего останавливается на величественном по размерам и благолепию иконостасе; резные колонны, карнизы, киоты икон, — все здесь свидетельствует о выдающемся таланте мастера.
Особо чтимую святыню собора составляет древнейшая чудотворная Федотьевская икона Божией Матери, явившаяся в 1487 году, близ села Федотьева. Исторические записи свидетельсвуют о явлении святой иконы в таком виде: «По Божию смотрению в пределах Рязанских, при великих князях, на поле близ села Федотьева, на пустом месте явися икона Пресвятыя Богородицы, нарицаемая Федотьевская; ту святую икону великий князь Рязанский Иван Васильевич третной, по совету в, то время бывшего архиерея Симеона, взяв принесли для ограждения и спасения в град Рязань, и поставили с подобающей честью в соборной церкви, яже икона зрится и до ныне». В честь этой иконы установлено ежегодное празднование, 2 июля.
Вторая особо чтимая икона Божией Матери именуется Муромской. По преданию, она принесена в Рязань в ХIII веке св. Василием, епископом Рязанским, из Мурома. Кроме этих икон, обращают на себя внимание древняя хоругвь с изображением: на одной стороне — Божией Матери, сидящей на престоле, окруженной ангелами, а на другой — Архангела Михаила, Иоанна Предтечи, св. князей Владимира, Бориса и Глеба; плащаница, устроенная митрополитом Иосифом в 1681 году; золотой напрестольный крест, устроенный в 1611 году архиеписком Феодоритом, мерой 10 1/2 вершков в длину и 5 вершков в ширину, весом 3 фунта и 28 золотников; золотой потир, устроенный в 1672 году, при митрополите Иларионе, и прочее…
Из книг, принадлежащих собору, замечателен синодик, относящийся к началу шестнадцатого века; в нем вписаны имена выдающихся жертвователей, патриархов вселенских, митрополитов и патриархов Московских, владык Рязанских, Крутицких, Ростовских, Смоленских, Полоцких и др., а также великих князей и княгинь Московских и Рязанских. В синодике перечисляется более трехсот родов. В старину собор имел крестьян и земли, называемые пустошами, при селе Подвязье и деревне Минееве.
Кроме Успенского собора, в Рязанском Кремле находятся еще два собора: Рождественский и Архангельский. Но эти храмы в архитектурном отношении не имеют ничего общего ни по обширности, ни по наружному виду с величественным Успенским собором.
По древности нужно признать первым собор Архангельский. Построение его относится к пятнадцатому веку, т.е. ко времени великих князей Рязанских. С самого начала церковь была каменная, с двумя пределами святых князей Владимира, Бориса и Глеба и каменной колокольней. В продолжение четырех веков своего существования церковь эта много раз подвергалась разнаго рода несчастиям и в особенности разрушительным действиям пожара. Во второй половине прошлого столетия церковь так обветшала, что около семидесяти лет в ней не совершалось богослужения, и лишь в 1819 году, при преосвященном Cepгии, архиепископе Рязанском, нашлись радетели купец Михаил Афанасьев Живаго и мещанин Василий Дементьев Харин, которые совместно с купеческим и мещанским обществом возобновили этот древнейший храм снаружи и внутри. 8 ноября 1819 года церковь торжественно была освящена преосвященным Сергием, и с этого времени богослужение стало совершаться в храме постоянно.
В 1865 году, вместо прежнего старого, устроен в Архангельском соборе новый, очень изящный по рисунку и исполнению иконостас, который существует и доселе. В иконостасе имеются древние иконы: Святой Троицы, Софии Премудрости Божией, Благовещения Пресвятой Богородицы, святой мученицы Параскевы, нареченной Пятницы, и храмовая икона святого Архангела Михаила. В последние годы церковь также пришла в ветхость и только в недавнее время, старанием старосты Успенскаго собора Постникова, она была возобновлена.
В Архангельском соборе предаются земле усопшие Рязанские святители. В нем у южных дверей почивает архиепископ Мисаил, убитый мордвой в 1655 году 10 апреля, во время проповеди Евангелия язычникам; над гробницей сего святителя в футляре хранится мантия его со следами крови. Кроме него, в соборе погребены святители: Гурий, Феодорит, Иосиф, Антоний, Симеон, Феодосий, Иона, Алексий, Павел, Сергий, Смарагд, Феоктист, Стефан и Гавриил. С нынешнего года храм Архангела Михаила будет принадлежать братству святителя Василия, епископа Рязанского.
Третья историческая церковь, на берегу самого Трубежа — Христорождественский собор — это небольшая одноглавая церковь, в которой служба происходит преимущественно зимой. Она построена была в конце пятнадцатого, века; затем в 1598 году заново перестроена архиепископом Митрофаном; до 1753 года церковь эта посвящена была празднику Успения Пресвятой Богородицы. При архиепископе Димитрии она снова была перестроена и посвящена празднику Рождества Христова. Затем, при последующих возобновлениях и перестройках, она совершенно утратила свой древний характер.
В этом соборе под спудом почивают мощи святителя Василия Рязанского, скончавшегося 600 лет тому назад. Здесь же погребены были великие князья и княгини Рязанские Феодор Ольгович (умерший 1427 г.), Иван Феодорович (1456 г.), сын Василия Ивановича (1483 г.), Иван Васильевич (1502 г.), княгиня София Димитриевна, дочь Димитрия Донского, княгиня Анна Васильевна и княгиня Анна.
Позади Христорождественского собора, вдоль берега Трубежа, тянется длинный трех-этажный старинной архитектуры (XVI-XVII веков) корпус архиерейских палат. Это здание было некогда чертогами князей Рязанских и, хотя не раз было возобновляемо и перестраиваемо, но до сих пор называется «Дворцом князя Олега».
Самым же превосходным сооружением в Рязанском Кремле, после главного Успенскаго собора, без сомнения, является соборная колокольня. Она в четыре яруса с высоким шпилем; размещение колонн, карнизов, поясов и арок так в ней настолько гармонично, что по легкости и красоте она может называться образцом подобного рода сооружений. В нижнем ярусе устроены проходные арки, называемые Святыми воротами, через которые идет путь из города к соборам Кремля. Колокольня начата постройкой в 1799 году, при архиепископе Симоне, а окончена в 1840 году. Вышина колокольни вместе со шпилем 40 сажень 2 аршина; на ней имеется богатый гармоничный подбор колоколов.
Рязанский Кремль. Прибавления к «Церковным Ведомостям» №44 1895 года, «История, культура и традиции Рязанского края».

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?