Монастырь занял усадьбу купца Ипатьева рядом с Вознесенской церковью. Эта церковь, выстроенная Ипатьевым, по просьбе архиепископа Симона, была отдана в собственность Казанской обители и стала монастырским храмом.здание Казанской церкви построено в конце 17 века Рязанским митрополитом Авраамием. Позже в Вознесенской церкви были устроены приделы в честь св. Харлампия и во имя иконы Казанской Богоматери. Над Святыми воротами монастыря была воздвигнута церковь в честь св. Варвары. Над надвратным храмом возвели одноярусную колокольню. В 1870 году Казанский храм был обновлен и перестроен. В нём существовали два придела – Харлампиевский и Сергиевский.
С 1861 года при монастыре действовала больница, а с 1868 года открыто четырехклассное училище с бесплатным питанием для 60 девочек из бедных семей, построенные и содержащиеся на средства купца Сергея Афанасьевича Живаго.
http://www.ryazan-hram.ru/node/187
Казанский явленский женский монастырь основан в XVI ст. и находился близ архиерейского дома. Улица, ведущая к женскому монастырю между Архангельским собором и Спасским монастырем, в XVII ст. называлась «явленскою».
Находившаяся в обители каменная церковь во имя иконы Божией Матери Казанской построена в конце XVII ст. рязанским митрополитом Авраамием на домовую сумму.
При новом размежевании г. Рязани предположено было явленский монастырь перенести на иное место, и требование о перенесении его заявлено было наместником Михаилом Кречетниковым еще в 1781 г. В марте того же года требование об этом было повторено из наместнического правления с указанием на место, куда должен быть перенесен монастырь — в Ямскую слободу к церкви св. Николая.
В июне на перенесение монастыря из наместнического правления выслана была необходимая для того сумма — в количестве 31 руб. В 1786 г. монастырь был переведен к Вознесенской церкви, устроенной купцом Ипатьевым и уступленной, по просьбе арх. Симона, для женской обители. В последствии, при Вознесенской церкви были устроены приделы Казанский и Харлампиевский, а над св. воротами воздвигнута церковь в честь св. вмц. Варвары.
До 1764 г. монастырь пользовался хлебною и денежною ругою. Ныне существующий в Казанском монастыре Казанский храм с приделами Харлампиевским и Сергиевским устроен в 1870 г.
С 1861 г. при монастыре учреждена больница, а с 1868 г. открыто четырехклассное училище, с готовым от монастыря столом для 60 бедных девочек.
«Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных…» Иоанн Добролюбов, т. 1, Зарайск. Типография А. Н. Титовой, 1884 г.
Казанский собор выстроен из кирпича в лицевой кладке с обильным применением белого камня. Фасадное убранство в русско-византийском стиле соединяет в себе элементы древнерусского зодчества, отзвуки барокко (в рисунке фронтонов порталов) и классицизма.
Объёмная композиция церкви состоит из крупного двухсветного четверика храма с пониженной прямоугольной апсидой, грузной широкой трапезной со срезанными восточными углами, и небольшого притвора. Четверик, покрытый гранёной кровлей с полицей на краях, увенчан небольшой главкой. Такая же глава установлена над трапезной. Фасады четверика храма расчленены на три прясла мощными пилястрами, над которыми проходит широкий раскрепованный карниз. Килевидные закомары прясел утоплены в стенах верхнего полуяруса, завершённого массивным кирпичным карнизом с сухарями. На боковых фасадах храма в средних, более широких членениях расположены порталы с арочными проёмами входов. Фигурные фронтоны порталов (с прогибающимися профилированными скатами) опираются на массивные пилоны. По сторонам входов, в боковых пряслах размещены сдвоенные арочные окна под общим обрамлением. Во втором световом ярусе четверика в аркатурно-колончатом поясе расположены узкие тройные окна. По сторонам от них стены боковых прясел, как и поле закомар, украшены белокаменными кольцами. Фасады трапезной, завершённые широким карнизом с мелкими ширинками во фризе, расчленёны высокими окнами с пилястрами в простенках. На углах трапезной, апсиды и притвора пилястры сдвоены. Арочные проёмы, опирающиеся на выступ цоколя, украшенный по всему периметру здания филёнками, обрамлены колонками с перехватами. Трёхчастный западный фасад притвора завершается крупными кокошниками.Вытянутое по продольной оси помещение храма перекрыто парусным сводом, на арках, переброшенных между мощными угловыми пилонами. Из храма в алтарь с цилиндрическим сводом по оси север-юг, и в обширную четырёхстолпную трапезную ведут арочные проёмы. В центральнай ячейке трапезной, образованной широко расставленными столбами и в рукавах креста своды парусные, а в угловых компартиментах – крестовые. Окна и входные проёмы помещений церкви обрамлены тянутыми штукатурными наличниками.На стенах и сводах основного объёма частично сохранилась масляные академические росписи кон. 19 – нач. 20 вв., вероятно, мастерской Н.В. Шумова. Колорит построен на контрасте насыщенных цветовых пятен композиций и приглушённого фона декоративной живописи: рам и немногочисленных орнаментов. В иконографии росписей проявился интерес к отечественной истории и теме женского подвижничества. Наряду с широко распространёнными сюжетами богородичного цикла и сценами прославления Казанской иконы Богоматери, росписи включают редкие сцены из жития преподобномученницы Евгении, покровительницы двух настоятельниц монастыря в 1781 г. и кон. 19 вв. Сюжеты размещены на розово-охристом фоне и заключены в профилированные рисованные рамы с цветными тенями и тонкими высветлениями в жемчужном колорите. Часто используется изящный орнамент в виде гризайльной плетёнки.Свод основного объёма занимают четыре большие композиции: «Коронование Богоматери» (восток), «Покров» (север), «Взятие Богоматери на небо» (запад), «Успение» (юг). Росписи свода и верхней части стен выполнены в укрупнённом масштабе, фигуры выглядят монументальнее. Росписи на северной и южной стенах расположены в трёх ярусах. В центре верхних частей стен в круглых медальонах написаны изображения святителей Василия Рязанского (на северной) и Иоанна Златоуста (на южной). Под ними помещены фигурные филёнки, заполненные растительным орнаментом, с равноконечными крестами между ними. В двух основных ярусах размещены по две большие композиции. В нижнем ряду они заключены в прямоугольные рамы, в верхнем – в рамы с полукруглым завершением. Второй ярус занимают сюжеты «Благовещение», «Введение во храм» (северная стена), «Рождество Богородицы» и «Сретение» (южная). Соответственно в нижнем написаны композиции: «Прославление Казанской иконы», «Список иконы подносят царю Ивану Грозному», «Чудеса от Казанской иконы», «Обретение Казанской иконы». Иконография отличается попытками исторически достоверно изобразить костюмы, детали интерьера и утварь 16 в. На западной стене над аркой представлен многофигурная композиция «Прибытие Божией Матери на Афон», вписанная в полукруг. На внутренней поверхности широкой арки из четверика в трапезную, расположено четыре сюжета, а в центре в рост написана фигура Богоматери с Христом-младенцем на руках, стоящая на полумесяце. Данная иконография (Мадонна Апокалипсиса), восходит к западноевропейским образцам и имеет сходство с иконой «Богоматери Виленской». На северном склоне арки изображены композиции «Явление Христа святой Евгении» и «Бегство в Египет» (по гравюре Ю. Шнорра фон Карольсфельда), на южном им соответствуют – «Евгения поучает жен о девстве» и «Встреча Марии и Елизаветы». В трапезной до настоящего времени дошла орнаментальная гризайльная монументальная живопись и лепные розетки, к которым крепились паникадила. В храме находилось три не сохранившихся ныне иконостаса, выполненных в 1870 г.Подвал под трапезной перекрыт цилиндрическими сводами вдоль стен и крестовыми сводами на углах. Для отопления здесь установлены калориферные печи. Вход в подвал расположен в южной стене трапезной.
http://svodokn.ru/object/107871237?open=true