Казанский Явленский монастырь, 1 класса, в Рязани. Основан в начале XVII века; на теперешнее место перенесен в 1787 года. В соборной церкви Вознесения находится чудотворная Казанская икона Божией Матери. При монастыре школа.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Казанский Явленский девичий монастырь города Рязани был основан в XVI столетий (точная дата не установлена) и находился первоначально в близи Архиерейского дома на территории Рязанского Кремля. Улица, которая вела к этому монастырю, проходила между Архангельским собором и Спасским монастырем и называлась Явленской. «Явленским» монастырь назывался потому, что в нем хранилась старинная икона Божией Матери «Казанская», чудесно явленная. Точных сведений об истории иконы в архивах не сохранилось. Во второй половине XVII столетия, при митрополите Авраамии, была построена каменная Казанская церковь на месте или около существовавшей здесь деревянной.
По новому архитектурному плану города Рязани, утвержденному в 1779 году, решено было перенести Казанскую обитель в другое место. В 1786 году монастырь был перемещен из Кремля к Вознесенской церкви у Старого базара и занял усадьбу купца Ипатьева вдоль улицы Затинной. Перенесен был также и чудотворный Казанский образ Божией Матери. Эта икона славилась многочисленными чудотворениями, о которых дошли до наших дней лишь немногие документальные свидетельства. Любимый и почитаемый рязанцами образ был богато украшен серебром и драгоценными камнями. При игумении Екатерине в 1861 году в монастыре была учреждена община, и при ней больница. В 1868 году, при игумении Евгении (второй), при монастыре открылось четырехклассное училище для девочек.
На месте обветшавшей Вознесенской церкви в 1870 году был построен новый соборный храм в честь Казанской иконы Божией Матери с приделами священномученика Харалампия и преподобного Сергия Радонежского. Собор был возведен на средства московского купца Никанора Петровича Суворова и освящен архиепископом Алексием (Ржаницыным). Чудотворная Казанская икона в серебряной ризе и бронзовом позолоченном киоте была помещена в иконостасе нового собора. Вторая церковь монастыря, надвратная (над святыми западными вратами), в честь великомученицы Варвары, была построена в том же в 1870 году. В 1872 году над ней была возведена одноярусная колокольня. В храме великомученицы Варвары службы проводились лишь в летнее время.
На звоннице было установлено десять колоколов, специально изготовленных для Казанской обители в Москве. Кроме описанных храмов, в монастыре находилось 40 отдельных зданий: деревянное здание дома настоятельницы; шесть каменных келейных зданий для сестер; здание общины с больницей и аптекой; здание четырехклассного училища для девочек; библиотека–читальня; свечное производство; пекарня; хозяйственные постройки.
Обитель была обнесена каменной оградой с двумя воротами – восточными и западными. Монастырская гостиница находилась вне ограды, с южной стороны. При обители находилось кладбище (знаменитый некрополь Казанского монастыря), где хоронили не только насельниц и благотворителей, но и заслуженных, именитых горожан. К началу XX столетия Рязанский Казанско-Явленский первоклассный девичий монастырь достиг своего расцвета.
После революционных событий 1917 года Казанская обитель пострадала одна из первых. В этом же году монастырь был закрыт, все имущество реквизировано, насельницы изгнаны. В стенах обители был открыт один из первых в стране концентрационных лагерей принудительных работ для «нетрудового элемента» — дворян, духовенства, офицеров. Стены и башни монастыря были разобраны на строительство горсовхоза, многие здания разрушены или полностью уничтожены. Казанский собор был спасен благодаря тому, что в 1924 году в нем разместили губернский архив.
До 2005 года монастырь пребывал в запустении и разрухе. 26 декабря 2006 года, ходатайством Архиепископа Рязанского и Касимовского Павла, Священный Синод под председательством Патриарха Алексия II принимает решение об открытии Казанского женского монастыря г.Рязани. В настоящее время обитель возрождается. В 2006 году по ходатайству архиепископа Рязанского и Касимовского Павла на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было благословлено возрождение монашеской жизни Казанского женского монастыря в городе Рязани.
6 января 2007 года по благословению архиепископа Павла игуменом Игнатием (Депутатовым) было совершено малое освящение алтаря в Казанском соборе. 7 января 2007 в праздник Рождества Христова была совершена первая Божествення Литургия.
20 июля 2007 года и 17 декабря 2007 года купола Казанского собора вновь были увенчаны крестами, которые освятил архиепископ Рязанский и Касимовский Павел.
В октябре 2007 года по благословению архиепископа Рязанского и Касимовского Павла в стенах Казанского женского монастыря открылось Рязанское Женское Епархиальное Духовное училище. Здание, где раньше располагалось Рязанское Научное Реставрационное Управление, было передано Рязанской Епархии в безвозмездное пользование. 8 августа 2008 Архиепископ Рязанский и Касимовский Павел передал обители чудотворный образ великомученика и целителя Пантелеимона. Икона была написана и освящена в XIX веке на святой горе Афон. После закрытия и разорения монастыря её хранили благочестивые прихожане. В настоящее время в Казанском храме монастыря ежедневно проходят богослужения. Продолжаются ремонтно-реставрационные работы.
Святыни: Частицы мощей: св. ап. Симона Канонита, св. блгв. кн. Петра и Февронии Муромских, блаж. Василия Кадомского. «Казанская» икона Божией Матери (чтимый образ), икона Божией Матери «Скоропослушница», образ великомученика и целителя Пантелеимона (афонский).
http://www.ryazeparh.ru/
Монастырь в честь иконы Казанской Божией Матери был основан в XVI веке и располагался недалеко от Спасского монастыря, к югу. Во второй половине XVII столетия, при митрополите Авраамии, построена каменная Казанская церковь, на месте или около существовавшей здесь деревянной. До секуляризации монастырских земель в 1764 году монастырь пользовался хлебной и денежной ругой.
По новому архитектурному плану города, утвержденному в 1779 году, предлагалось перенести Казанскую обитель в другое место. Наместник, глава Рязанского наместнического управления, генерал-поручик Кречетников М. Н. в марте 1781 года настаивал на переселении и указал новое место в Ямской слободе, у церкви св. Николая. От Наместнического управления на переселение выделялась необходимая сумма — 31 рубль. Но перевод обители состоялся только в 1786 году. Игуменья Евгения с сестрами, при поддержке епископа Симона (Лагова), добились перенесения обители не в Ямскую слободу, а к Вознесенской церкви. Ктитором этой церкви был купец Игнатьев, давший согласие на размещение монастыря. Вскоре в Вознесенской церкви устроены были приделы в честь Казанской Божией Матери и священномученика Харлампия.
При игуменье Екатерине в 1861 году в монастыре учреждается община и при ней больница. Учредители ее, по христианской скромности, отказались назвать свои имена. Известно только, что это супружеская чета, проживавшая в Москве. Муж имел рязанские корни, занимался торговлей. Община и больница создавались благотворителями с заботой о старых и немощных сестрах, которые уже не могли трудиться и требовали призора, ухода.
С 1863 года настоятельницей Казанского монастыря становится Евгения (вторая), усилиями и стараниями которой монастырь засиял заново. Так, на средства Сергия Живаго в 1868 году открыта была больница и четырехклассное училище для девочек, стали выделятся деньги на содержание их по завещанию рязанским Банком Живаго.
На месте обветшавшей Вознесенской церкви построен новый соборный храм в честь иконы Казанской Божией Матери с приделами священномученика Харалампия и преподобного Сергия Радонежского. Освящение проводил архиепископ Алексий (Ржаницын) 16 августа 1870 года. Храм был возведен на средства московского купца Никанора Петровича Суворова и других благотворителей. Собор представлял собой одноглавый четверик с трапезной, которую увенчивает вторая глава аналогичная первой. В храме было три иконостаса. Все они трёхъярусные, с деревянной резьбой и позолотой. Святые иконы были необычайно богато украшены.
Особенно выделялась храмовая чудотворная икона Казанской Божией Матери, установленная в главном иконостасе. Оплечье и венцы были сделаны из позолоченного серебра; убрус (платок) и риза Богоматери с Предвечным младенцем — шитье жемчугом; на убрусе и ризе две звезды из бриллиантов, алмазов, аметистов, бирюзы; корона украшена топазами и аметистами. Количество драгоценных камней — 506. На иконе серебряная риза, серебра на которую пошло 3,5 кг. Икона вложена в бронзовую позолоченную киоту. Вокруг на деке изображены чудеса от Казанской иконы.
Как и повсеместно по России, многие достопамятные и богато украшенные иконы попадали в храмы от дарителей. Имена их большей частью сегодня неизвестны, и только в редких случаях сведения о дарителях как-то сохранялись. В Казанском монастыре была, например, икона «Живоначальной Троицы» в серебряной ризе с позолоченными венцами. На ризе надпись: «Сия риза приложена надворным советником и кавалером Федором Никифоровичем Стерлиговым по сделанному ему завещанию, от иждивения из дворян девицы Анастасии Ивановны Трескиной, которой тело погребено в Явленском монастыре близ алтаря настоящего храма на правой стороне 1 апреля 1818 г.». Другая же икона, Святителя Николая, хранила имя мастера на серебряной ризе: «1837 г. 4 декабря, мастер Петр Терентьевич Сапогов». Некоторые иконы в этом храме написаны профессором Академии художеств господином Живаго.
Вторая церковь в монастыре — надвратная над святыми (западными) вратами была основана в честь великомученицы Варвары, построена в 1870 году и освящена 7 октября. Над церковью возвышалась одноярусная колокольня постройки 1872 года. Церковь малых размеров, холодная. Служба велась в ней только летом. На колокольне было 10 колоколов, изготовленных по прямому заказу только для Казанской обители. Это именные колокола: большой воскресный и праздничный, полиелейный, будничный и остальные, безымянные. На большом воскресном и праздничном колоколе было изображение храмовых святых и надпись: «По благословению преосвященного Алексия, архиепископа Рязанского, попечением игуменьи Евгении, вылит сей колокол во славу Божию, в Рязанский Казанский Явленский монастырь 31 января 1875 года в Москве, на заводе почетного гражданина Димитрия Николаевича Самгина. Весу 14 пудов 30 фунтов».
Полиелейный колокол также имел изображения храмовых святых и надпись: «Во славу Божию вылит сей колокол во град Рязань, в святую Казанскую Явленскую девичью обитель на пожертвования благотворителей, при настоятельнице оной игуменьи Екатерине, по благословению Рязанского архиепископа Гавриила в 1851 г. 10 мая, в Москве на заводе почетного гражданина Димитрия Николаевича Самгина. Весу 211 пудов 35 фунтов». Будничный колокол, весом 39 пудов, еще два по 18 и 13 пудов, а об остальных пяти ничего не известно.
Из церковной утвари наиболее ценны были священные сосуды, напрестольные кресты, ковчеги. Большей частью — это серебряные изделия весом от одного до четырех килограмм, с позолотой. Среди дарителей столь дорогих предметов значились имена Почетного гражданина Москвы С.А. Живаго и некоего Павла Александровича Кудряшова.
Кроме описанных храмов, в монастыре находилось 40 отдельных зданий. Обитель была обнесена каменной оградой с двумя воротами — восточными и западными. Монастырская гостиница находилась вне ограды с южной стороны. Огород, недалеко от обители, занимал 2,5 гектара.
Монастырь содержался на следующие средства: пособие из Государственной казны в размере 338 руб. в год; доходы от церковного сбора; доходы от монастырской гостиницы; доходы с земли (сельскохозяйственная продукция). Капитал обители на начало XX века составлял 94729 рублей, процент с которого шел на жалованье игуменье, казначею, монахиням и причту. В причте монастыря положены два священника и два псаломщика.
При обители находилось кладбище, где хоронили на только монахинь, но и известных своими заслугами горожан.
Казанский женский (девичий) монастырь 1-го класса блистал радением женских сердец и рук до 1917 года. После революции монахини были изгнаны. Девичий монастырь, все его ценности реквизированы советской властью. Территория монастыря с высокой каменной оградой идеально подошла большевикам для заключения первых жертв революции. Среди арестованных: рязанский губернатор Кисель-Загорянский, городской голова И. Антонов, около 150 жандармов, другие уважаемые люди — ждали приговоров ревтрибунала. Позже в Казанском храме устроен был красноармейский клуб. Святые росписи на стенах храма замалевали революционными картинками. Размещалась колония беспризорников в стенах монастыря и прочее. Наконец, организовано было швейное производство военной амуниции на «фабрике №1».
От бывшего монастырского комплекса был частично сохранен Казанский собор, в здании которого с 1924 до 2006 года размещался Рязанский областной архив. Надвратная церковь св. Варвары со снесенной колокольней приспособлена под жилой дом. Также около десяти других сохранившихся запущенных зданий использовались под жилье и конторы. Некрополь был полностью разорен. Лишь на углу Затинной и Вознесенской улиц сохранились башня и фрагмент монастырской стены.
Только в 2006 году Казанский женский монастырь был возвращен Рязанской епархии.
http://kazanski-m.ru/istoriya/iz-istorii-obiteli
Расположен в северо-восточной части города, при въезде в Рязань со стороны бывш. Владимирского почтового тракта. Изначально занимал большую часть квартала, ограниченного с севера и юга улицами Свободы (Владимирской) и Вознесенской, а с запада и востока Фурманова (Монастырской) и Затинной. Некоторые исследователи относят основание Казанского-Явленского девичьего монастыря в Переславле-Рязанском к нач. 16 в. Находившийся в Кремле близ Спасского монастыря на Явленской улице Казанский монастырь, впервые упоминается при архиепископе рязанском Антонии (1619-1637 гг.). Возникновение обители предание связывает с чудесным явлением на этом месте чудотворной иконы Казанской богоматери. В 1690-е гг. митрополитом Аврамием на месте деревянного Казанского храма была построена одноимённая каменная соборная церковь, в которой икона хранилась до перенесения монастыря на новое место.
До 1764 г., когда монастырь стал штатным и получил разряд 3-го класса, он пользовался «хлебной и денежной поддержкой дворцового приказа». В 1781 г. рязанским наместником М.Н. Кречетниковым было предложено перевести монастырь в Ямскую слободу к Никольской церкви. Но в 1786 г. его перенесли на северо-восточную окраину города к Вознесенской церкви в Новинках, которая была основана ещё в 1550 г. Сначала она была деревянная с успенским приделом, но незадолго до того, как сюда перевели монастырь, её перестроили в камне. Казанский и Харлампиевский приделы появились при Вознесенской церкви позднее. Активное каменное строительство на территории монастыря началось в 1 й четв. 19 в. Появились Святые ворота с церковью Варвары во втором ярусе, три однотипных двухэтажных келейных корпуса, каменная ограда с 4 угловыми башнями и дом эконома.
В 1856 г. при монастыре была учреждена община для престарелых и бедных сестёр, временно разместившаяся в одном из келейных корпусов, а в 1861 г. переведённая во вновь отстроенное здание. При общине открыли больницу на 6 кроватей и аптеку, на деньги купца второй гильдии С.А. Живаго и рязанской купчихи Осьмининой. На средства этого же купца здесь возвели двухэтажное каменное здание четырёхклассного училища для девочек. Автором проекта переустройства монастыря 1868 г. и проекта училища был архитектор Д.Г. Канищев. Тогда же на территории монастыря появился ещё один, северо-восточный келейный корпус.
В 1868-70 гг. на месте Вознесенской церкви на деньги купца Никанора Петровича Суворова и других прихожан построили новый соборный храм, с главным Казанским престолом и с приделами во имя Харлампия и Сергия Радонежского. Автором этого проекта был также Канищев. В 1870-72 гг. над Варваринской церковью по более раннему проекту губернского архитектора Н.И. Воронихина надстроили ярус звона колокольни, увенчанный главкой, при этом основной объём получил завершение из горки кокошников. В 1872 г. Казанский девичий необщежительный монастырь причислили к 1 классу.
По проекту 1876 г. архитектора И.В. Стопычева возвели гостиницу для богомольцев. В кон. 19 в. появились здания «свечного завода», богадельни и «рабочего дома» Примерно в это же время северный участок территории со всеми постройками был включён в общую монастырскую ограду. В нач. 20 в. возвели здание библиотеки. К этому времени в монастыре насчитывалось уже около 40 отдельных зданий, большинство из которых были деревянными.В советское время все деревянные монастырские постройки, включая одноэтажный дом настоятельницы, были сломаны. Утрачены главы на храме и трапезной (воссозданы в 2000-х гг.), разобран верхний ярус колокольни. В разной степени переделаны корпуса келий. Практически полностью разрушена ограда и три из четырёх башен. Несмотря на значительные переделки и утрату важной градостроительной функции, монастырь представляет большой интерес как целостный комплекс разнородных построек в стиле зрелого классицизма и эклектики.
Прямоугольная территория монастыря имеет чёткую планировку и делится на две части. Более ранняя, южная зона окружена со всех сторон каменной оградой с башнями по углам. Центральное место в этой зоне занимает Казанский собор, к западу от него в линии ограды стоит крупный объём Святых ворот с церковью Варвары. К северу от них, с отступом в глубь участка, – западный келейный корпус. Вокруг собора расположены однотипные с западным северный и южный келейные корпуса. Рядом с южным корпусом стоит библиотека. К югу, за монастырским садом, рядом с юго-восточной башней находится дом эконома. К северу расположена более поздняя часть комплекса, также изначально обнесённая оградой. В восточную линию ограды включены училище и северо-восточный келейный корпус, между которыми устроен второй вход в монастырь, в западную линию ограды встроен «рабочий дом». На территории между северным келейным корпусом и новым корпусом общины появляются «свечной заводик» и богадельня. Вынесенная южнее основной территории гостиница поставлена на углу квартала, выходя главным западным фасадом на ул. Фурманова, а южным на ул.Вознесенскую.
Башня ограды. От первоначальной каменной ограды с 4 башнями уцелел лишь небольшой участок, в месте её примыкания к юго-восточной башне. Другой участок ограды, около восточного келейного корпуса, более позднего времени. Кирпичные стены ограды расчленены крупными плоскими нишами с лопатками в простенках. Невысокая, квадратная в плане, юго-восточная башня завершалась купольным покрытием с главкой (утрачено). Края объёма отмечены пилястрами с отступом от углов. На кирпичной кладке выделяются белокаменные детали. Внизу на восточной стене башни помещено ложное прямоугольное окно под треугольным сандриком. Верхняя часть стен украшена квадратными филёнками. Вход в расположен на её северном фасаде.
Кирпичное в лицевой кладке здание библиотеки выстроено в стилистически нейтральных формах. Внутренняя планировка изменена, частично переделан южный фасад. Двухэтажный с полуподвалом прямоугольный объём, вытянутый с востока на запад, покрыт вальмовой кровлей. Углы здания отмечены широкими лопатками. Междуэтажный и венчающий карнизы образованы простым напуском кирпичей. На восьмиосевых фасадах прямоугольные окна без наличников. На торцах по три окна. Вход в здание расположен на левом фланге главного северного фасада; сохранилась старая входная филёнчатая дверь. При входе в сенях устроена деревянная лестница на второй этаж. Комнаты на обоих этажах располагались по сторонам продольного коридора, разделённого арочными проёмами (заложены). Вход в подвал сделан в середине восточного фасада. Перекрытия в здании плоские.
Богадельня — скромное кирпичное оштукатуренное здание в формах эклектики. В результате капитального ремонта 1990-х гг. переделана внутренняя планировка, некоторые из окон заложены, другие растёсаны. Утрачен фасадный декор. Двухэтажный с подвалом прямоугольный объём под вальмовой кровлей вытянут по оси север-юг. Междуэтажное членение отмечено на фасадах карнизом. Стены прорезаны прямоугольными оконными проемами. Первоначально их было по 7 осей на протяжённых фасадах и по 4 на торцевых. Завершает стены простой карниз, образованный напуском кирпичей. Вход в здание расположен по оси восточного фасада.
Кирпичное оштукатуренное здание гостиницы выдержано в формах классицизирующей эклектики. В кон. 19 в. его объём был значительно увеличен в длину с южной стороны с воспроизведением первоначального фасадного декора на пристройке. В 1990-е гг. полностью изменена внутренняя планировка здания. С восточного фасада появились мощные ризалиты и застеклённые лоджии. Такие же лоджии были устроены на торцах. Поначалу гостиница была двухэтажной с поперечным мезонином над средним членением главного фасада. После увеличения здания в длину и возведения второго мезонина над пристройкой центр композиции сместился: на главном фасаде появилось два дополнительных членения и он стал пятичастным. Края и членения фасада акцентированы филёнчатыми лопатками. Такие же лопатки помещены на углах мезонинов. Между этажами проходит профилированный карниз с узким фризом и полочкой под ним. Прямоугольные окна в рамочных наличниках с сандриками и филёнками под подоконниками. В мезонинах и под ними окна сдвоены.
Дом эконома, выстроенный в формах классицизма рядом с юго-восточной башней, южным торцом почти вплотную примыкает к внутренней стороне ограды. Двухэтажное кирпичное здание первоначально не было оштукатурено, и белокаменные детали декора эффектно выделялись на красном фоне стен. Прямоугольный объём покрыт вальмовой кровлей. Углы здания акцентированы пилястрами. На северном и западном фасадах размещено по три прямоугольных окна в обоих этажах. На южном фасаде лишь одно маленькое окошко на втором этаже.
Западный келейный корпус (казначейский) выстроен в формах классицизма. Кирпичные стены здания оштукатурены. В настоящее время полуразрушен.
Кирпичный оштукатуренный Северо-восточный келейный корпус в сдержанных формах эклектики первоначально был двухэтажным со сводчатыми подвалами, третий этаж надстроен позднее. На левом фланге уличного фасада заложены окна, внутри новые деревянные перегородки. Прямоугольный объём, вытянутый по оси север-юг, покрыт вальмовой кровлей. Первый этаж отделён кирпичным профилем, а его углы – рустованы. Во втором этаже на краях фасадов филёнчатые лопатки, над которыми проходит раскрепованный междуэтажный карниз. Под окнами с лучковыми перемычками и профилированными бровками помещены накладные доски с филёнками. На западном дворовом фасаде по оси здания устроен вход. В основе планировки лежит разделение здания двумя капитальными поперечными стенами. По сторонам центральных сеней (с лестницей ведущей на верхние этажи и в подвал), было по одному прямоугольному помещению. Здание отапливалось калориферными печами, размещавшимися в подвале. Двухэтажный прямоугольный в плане объём, первоначально завершавшийся поперечным мезонином, в настоящее время покрыт вальмовой кровлей. Междуэтажное членение корпуса отмечено профилированным поясом. Средняя часть фасадов (в ширину мезонина) подчёркнута раскреповкой. По оси главного восточного фасада сохранился арочный входной проём в плоской прямоугольной нише. Над ним во втором этаже – тройное окно. На флангах восточного фасада по три оконных проёма в каждом из этажей, а на флангах западного, как и на торцах здания, по два. Все окна прямоугольные без наличников. Завершает стены карниз с широким гладким фризом. Торцы мезонина были прорезаны большими полукруглыми окнами, пересекавшими линию разорванного карниза, проходившего в основании фронтона. Края мезонина выделялись филёнчатыми пилястрами. Внутренняя планировка в обоих этажах была образована двумя капитальными поперечными стенами с расположенными в середине здания сенями, по сторонам которых располагалось по одному помещению. В сенях была устроена лестница, поднимавшаяся на второй этаж и в мезонин.
Кирпичный оштукатуренный Северный келейный корпус возведён в формах позднего классицизма. С 1856 г. некоторое время в нём размещалась устроенная при монастыре община с больницей. В советское время здание надстроили третьим этажом, а в 1990-е гг. были полностью изменены планировка и внешний облик памятника. С севера пристроили два эркера, а с юга сделали тамбур при входе, над которым в уровне второго этажа заложили среднее окно. На западном торце здания уничтожили все проёмы. Белокаменные детали декора заштукатурили. Первоначально двухэтажный с мезонином прямоугольный объём имел трёхчастную структуру фасадов в девять осей. Середина фасадов была раскрепована. Внизу по оси был вход, вверху выделялись большие полукруглые окна мезонина. Между этажами проходил профилированный карниз с белокаменными вставками на углах. Первоначально внутренняя планировка была коридорной с поперечными сенями в центре и лестницей на второй этаж.
Южный келейный корпус, в нижнем этаже которого размещалась просфорная, – кирпичное оштукатуренное здание, в формах позднего классицизма, вероятно, по одному проекту с казначейским корпусом. Внутренняя планировка здания полностью переделана, заложена часть оконных проёмов. Двухэтажный с мезонином прямоугольный в плане объём, вытянутый по оси запад-восток, покрыт двухскатной кровлей на мезонине и трёхскатными на основном объёме. По периметру здания проходит профилированный междуэтажный карниз. Середина главного северного фасада выделена раскреповкой в ширину мезонина. По оси фасада в нижнем этаже сделан входной проём с узкими окнами по сторонам. Над ним было трёхчастное окно, боковые проёмы которого в настоящее время заложены. Завершающий стены карниз с гладким фризом раскрепован над средней частью фасада. В мезонине на месте большого полукруглого окна сделано прямоугольное. Внутренняя планировка была такой же, как в казначейском корпусе.
Полукаменный новый корпус общины выстроен в формах эклектики. При осуществлении проекта объём корпуса был увеличен с восточной стороны на одно членение вместо предполагавшейся здесь двухэтажной деревянной пристройки. В 1990-е гг. была заложена часть оконных проемов, главный вход с левого фланга южного фасада был перенесён на западный торец здания. Дополнительный вход устроен на правом фланге главного фасада рядом с угловым окном (заложено). Двухэтажный прямоугольный в плане объём, покрытый пологой вальмовой кровлей, вытянут с запада на восток. Фасадный декор по сравнению с проектом несколько упрощён. Средняя часть (в три окна) на южном фасаде в первом этаже выделена раскреповкой и квадровым рустом. Остальные стены нижнего этажа на всех фасадах покрыты ленточным рустом. Первоначально сдвоенные прямоугольные окна нижнего этажа в наличниках с сандриками на консолях объединены в единые широкие проёмы. Прямоугольные сдвоенные окна верхнего деревянного этажа обрамлены общим дощатым наличником. На углах и между секциями здания размещены филёнчатые пилястры. Венчающий карниз сильно выступает. Планировка коридорная в обоих этажах.
Так называемый «рабочий дом» первоначально был меньших размеров и одноэтажным. Его внешняя глухая стена, как и стены ограды, была расчленена крупными плоскими нишами с лопатками между ними. В советское время дом был увеличен в длину, получив Г-образную форму плана, примкнул вплотную к казначейскому корпусу и был надстроен вторым этажом. В стенах пробиты большие оконные проёмы. Полностью переделана внутренняя планировка.
«Свечной завод» был выстроен в упрощенных формах эклектики. В настоящее время здание обстроено одноэтажными пристройками из силикатного кирпича с дополнительными входами. На западном фасаде окна нижнего этажа заложены. Изменена внутренняя планировка. Двухэтажный с подвалом кирпичный оштукатуренный прямоугольный объём, с выступом ретирады в центре западного фасада, покрыт вальмовой кровлей. Углы здания по всей высоте отмечены опирающимися на цоколь широкими лопатками, над которыми проходит венчающий карниз простого профиля. На восточном фасаде лопатки выделяют среднее членение с главным входом, по сторонам которого помещено по три окна в каждом этаже. Над окнами с лучковыми перемычками в рамочных профилированных наличниках, во втором этаже помещены профилированные полочки. Несмотря на все искажения, внутренняя планировка здания хорошо прослеживается. На поперечной оси сохранились сени со старой деревянной лестницей с балясинами, ведущей на второй этаж. Из сеней в продольные коридоры вели арочные проемы, на месте которых устроены двери.
Библиография: Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквях в России. М. 1852. С. 463; Денисов И. Православные монастыри Российской империи. М. 1908. С. 724; Казанский-Явленский девичий монастырь. // Ряз. епархиальные ведомости.1866. С. 116; Токмаков И. Сборник материалов для церковно-исторического и археологического описания монастырей и церквей Рязанской епархии. // Ряз. епархиальные ведомости. 1883. № 15. С. 415-460; № 17. С. 471-475; № 18. С. 513-517; № 21. С. 574-576; Казанский-Явленский женский… монастырь в губ. г. Рязани. // Ряз. епархиальные ведомости.1884. № 1. С. 20-24; № 2. С. 45-49; № 5. С. 94-98; № 7. С.131-135; Казанский монастырь в г.Рязани.// Ряз. епархиальные ведомости. 1890. № 24. С. 1206; 1891. № 1. С. 29-33; Историко-статистическое описание Рязанского Казанского-Явленского женского монастыря. // Ряз. епархиальные ведомости. 1890. № 24. С.1204-1205; 1891. № 1. 29-33; Добролюбов И.В. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии. Т.I. Зарайск. 1884. С.53-55; Зверинский В.В. Преобразование старых и учреждённых новых монастырей с 1764-95 по 1 июля 1890. Т.1. Спб. 1890. С. 161. № 238; Арх. Иероним. Дополнительные сведения о Рязанской епархии. Рязань. 1891. С. 19; Павловский А.А. Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону. Ч. 2. Нижний Новгород. 1907. С. 376, 581; Солодовников Д.Д. Переславль Рязанский. Прошлое Рязани в памятниках старины. Рязань. 1922. (цит. По изданию Рязань. 1995. С. 62-64, 123); Вагнер Г.К., Чугунов С.В. Старые художники и архитекторы Рязани. Рязань. 1960. С. 44; Рязань Православная. Автор-составитель: Дегтев Ю.А. Рязань. 1999. С. 45-48; Журнал «Церковь», 1910, № 50; 1912, № 39 с. 945-949; Кусова И.Г. Рязанская община старообрядцев и предприниматели Масленниковы. // Материалы конференции. Старообрядчество. История. Культура. Современность. М. 1998. С. 142-144; Рязанская энциклопедия. Т. 2. Рязань. 2000. С. 457- 458; Аграмаков Н.Н. Каширин Е.Н. Прогулки по губернской Рязани. Рязань. 2000. с. 54-56, 66. Архивные источники: ГАРО Ф. 976. Оп. 1. Д. 10. 1801 г.; Д. 30. 1833 г.; Д. 31. 1833 г.; Д. 98. 1868 г.; РИАМЗ, научный архив, № 254.
http://svodokn.ru/object/107871040?open=true