Собор построен в в 1693-1699гг. гениальным зодчим Я.Бухвостовым. В архитектуре здания, увенчанного пятиглавием, сочетается традиционная для древнерусских городских кубических храмов композиция с характерным для конца XVII в. стремлением к строгой симметрии наружного объема, с четко выраженной этажностью и завершением фасадов прямым карнизом вместо закомар. На фоне краснокирпичных стен контраснтно выделяются белокаменные резные декоративные элементы. Внутреннее пространство храма украшает грандиозный резной иконостас. Колокольня Успенского собора строилась с 1789 по 1840 гг. на месте воротной Глебовской башни кремля. Это самое высокое сооружение рязанского кремля строли в течение полувека три архитектора: костромич С. Воротилов, И. Русско и Н. Воронихин. Колокольню украшают колонны коринфского ордера и скульптуры трубящих ангелов.
Успенским назван один из красивейших храмов Рязанского кремля – так решили рязанцы, отдающие дань любви Той, которая родила Господа нашего Иисуса Христа. Рязанский историк, архивист, видный общественный деятель С.Д. Яхонтов, любивший Успенский собор кремля, и, как многие другие, считавший его уникальным, так описал в своих дневниках его историю: «Удивительно многострадальна судьба «красного собора». Недостроенный, он рухнул, вновь построенный, он недостроенным был освящен Стефаном Яворским в 1702 году и оставался недостроенным вплоть до 1840-х годов. В 18 столетии стоял долго запущенным, служа приютом голубям и галкам. Симон Лагов его поправил, но… опять был заброшен и назначался к слому. Усердием Малыпина и Рюмина — исправлялся и удивил своею грандиозностью царя Николая I; опять был заброшен, и только при Гаврииле стал местом летнего богослужения в 50-х годах. И был расписан внутри… Но вот показалась на западной стене трещина. Все встревожилось: собор разваливается». Эти слова историка относятся к 30-м годам XX столетия. Тогда настали сложные времена для Церкви, для храмов, православного священства… Надо напомнить, что сначала Успенским собором назывался Христорождественский собор, где теперь под спудом почивают мощи святого Василия, первосвятителя Рязанского.
Время построения старого Успенского собора — конец XIV-начало XV вв. Об этом свидетельствует кладка некоторых его частей, и в первую очередь, алтарная апсида из крупногабаритного белого камня, что характерно для данного периода. С годами храм пришел в ветхость, и стал мал для кафедрального собора, куда в праздники стекалось большое количество народа. Ходатайствовать о строительстве нового Успенского кафедрального собора начал еще в 1677 году митрополит Иосиф, который просил у царя Федора Алексеевича дозволения построить новую соборную церковь на том месте, где была зелейная (пороховая) палата. Вчерне собор был окончен к 1699 году: к этому времени делали уже кровлю. Необходимо было только позаботиться об устройстве иконостаса, и в 1689 году приступили к его исполнению артели Сергея Христофорова. Полную же заботу об иконостасе принял на себя преемник удалившегося на покой митрополита Авраамия — митрополит Стефан (Яворский). Ко времени его прибытия в Рязань Успенский собор не был отделан внутри. «Митрополит Стефан с присущею ему всегда ревностию о славе Божией постарался восполнить указанный недостаток. В 1700 году он подрядил конюшеннаго из оружейной палаты Якова Свидерскаго) вызолотить четыре первые (нижние) пояса иконостаса за тысячу рублей». Несмотря на то, что собор, казалось, был закончен, митрополит продолжал попечительство о нем даже тогда, когда уже не жил в Рязани: должность первенствующего члена Святейшего Синода вынуждала владыку Стефана жить в Санкт-Петербурге. С построением нового кафедрального собора старый собор стал сначала называться старо-Успенским и был превращен в теплый кафедральный собор. В 1753 году он был переименован в Христорождественский. К числу древностей и святынь Успенского собора исследователь и историк православных церквей священник Иоанн Добролюбов в первую очередь отнес Феодотьевскую икону Божией Матери, которая явилась близ села Федотьева в 1487 году и Муромскую икону Божией Матери, с которой Василий Рязанский приплыл на мантии из Мурома. Эти иконы попеременно переносились из зимнего Христорождественского собора в летний Успенский. Была в соборе древняя хоругвь с изображением Божией Матери, Плащаница, устроенная митрополитом Иосифом в 1681 году, золотой напрестольный крест, устроенный в 1611 году архиепископом Феодоритом, крест серебряно-позлащенный, устроенный в 1656 году архиепископом Мисаилом, водосвятная серебряно-вызолоченная чаша, сделанная из золотой Батыевой печати, приложенной некогда к иконе Евангелиста Иоанна Богослова. Был в храме и синодик, восходящий к 1631 году. Ежегодно с 1884 года прихожане этого собора видели чудотворную Боголюбскую Зимаровскую икону Божией Матери, приносимую из села Зимарова Раненбургского уезда.
После революции 1917 года в собор были собраны многие ценности из церквей и монастырей Рязанской епархии. Часть из них была предназначена для хранения в рязанском музее, который возглавлял тогда С.Д. Яхонтов. Сколько страдания в строках из дневника С.Д. Яхонтова, где он описывает передачу собора в руки светской власти. «Собор, захватили красные, от РЦУ — обновленцы». Позже собор возвратили православным, но ненадолго. В 1929 году Христорождественский собор был передан окружному архиву для его нужд. Это была еще одна трагедия для многих рязанцев. Вот что писал в своих воспоминаниях С.Д.Яхонтов — первый директор музея и архива: «Эта напряженная работа шла параллельно с борьбой верующих за собор (Христорождественский). Чтобы сохранить за собой зимний собор — совет соборный взялся сохранить летний Успенский собор. Мне пришлось принять самое деятельное участие в этом крупном деле… В дневнике С.Д. Яхонтова два собора — Успенский и Христорождественский — слиты в единую церковь. С 1992 года Успенский собор находится в совместном пользовании Рязанской епархии и Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. В настоящее время собор окончательно передан епархии, в летнее время в нем проводятся богослужения.
http://www.ryazeparh.ru
В марте 1684 года «подмастерье каменных дел Федор Шаритин с товарищами» подрядился у митрополита Павла соорудить новую соборную церковь. В летописях записано, что «каменщики у преосвященнаго и у порядчиков за работу 1250 рублей, да запасу всякаго 300 четвертей, 140 пудов ветчины и прочая. А стать им к тому делу в 15 день и сделать оное в три годы». Итак, сроки были определены, материалы выделены, и мастера начали строительные работы. В 1692 году митрополит Авраамий доложил Патриарху и Государям Иоанну и Петру Алексеевичам, что «соборная церковь постройкой окончена, своды сведены и шеи, где быть главам, до половины сделаны…». Казалось, скоро собор предстанет во всем своём величии. Но радоваться было ещё рано. В ночь на 18 апреля 1692 года недостроенное здание собора рухнуло из-за неверных расчетов и слабости грунта под фундаментом. Рухнувший собор разрушил и соседнюю надвратную церковь преподобного Варлаама Хутынского в Спасском монастыре. Работы были приостановлены, и пришлось искать новых, более опытных мастеров. Тот же митрополит Авраамий в январе 1693 года остановил свой выбор на мастере каменных дел Якове Григорьевиче Бухвостове. Ему и предстояло строить Успенский кафедральный собор. 18 мая 1693 года приступили к работам, а в конце 1699 года пятиглавый храм был уже практически готов. Высота собора без подклета до карниза около 28 м, ширина 31 м, длина 41 м. Успенский собор построен в модном в те годы «нарышкинском барокко». Артель резчиков под руководством Сергея Христофорова изготовила для собора огромный иконостас в семь ярусов. В 1701 году иконостас был покрыт сусальным золотом московскими позолотчиками. Иконописец Николай Соломонов с товарищами написал для иконостаса чудесные иконы. Над великолепным орнаментом белокаменной резьбы порталов, колонн, наличников трудились мастера Никита Иустинов, Герасим Иванов, Иван Парфенов. Летом 1702 года красавец-собор был полностью отделан как снаружи, так и внутри. 15 августа 1702 года при большом стечении народа митрополит Стефан Яворский совершил освящение нового Успенского кафедрального собора.
В 1800 году преосвященный митрополит Симон заявил, что Священный Синод велел разобрать Успенский собор в связи с разрушением кровли церкви и появлении на стенах трещин. Причина этого заключалась в следующем. Высокий собор находился на открытом месте, на холме, и во время сильных ветров у храма часто срывало главы и кровлю крыши. В сводах и стенах появлялись трещины, в верхних окнах вставленная слюда ветрами выбивалась. Архиеписком Симон объявил Рязанской думе указ Синода и попросил граждан обсудить этот вопрос и сообщить ему своё мнение – как поступить с собором: разобрать или починить. Рязанские купцы Г. В. Рюмин и П. А. Мальшин предложили не ломать собор, а попытаться его отремонтировать. Для этого они пригласили из Москвы архитектора и каменных дел мастера. Мастера взялись исправить собор. Одну часть денег для работ выделила епархия, а другую пожертвовали именитые рязанские купцы. Они нашли каменотесов, строителей, живописца, и скоро закипела работа. К 1804 году Успенский кафедральный собор был полностью отремонтирован, а 15 августа того года вновь освящен. К этому времени граждане Рязани собрали 69100 рублей на церковные нужды храма.
Главной рязанской святыней считалась чудотворная Феодотьевская икона Божией Матери, — явившаяся в 1487 году в поле у села Феодотьево, недалеко от города Спасска. В честь этой иконы 2 июля ежегодно совершались торжественные богослужения. В храме имелась другая, более древняя чудотворная икона Божией Матери Муромская. Этой иконой благословил на княжение св.блгв.кн. Константина Муромского его отец Святослав, великий князь Киевский, внук св.равноап.вел.кн. Владимира. При князе Константине христианство широко распространилось по Муромской и Рязанской земле. Перед этой иконой молился свт. Василий, епископ Рязанский, когда в 1288 году он плыл из Старой Рязани в Переяславль-Рязанский. В старинных описях эта икона именуется «моление свт. Василия». Также в соборе хранился очень почитаемый древний образ св. Иоанна Крестителя. Успенский собор неоднократно посещали царские особы России. Так в соборе побывали: Государь Император Александр I (30 мая 1819 г., 20 июля 1820 г., 24 августа 1824 г.), Государь Император Николай I (19 сентября 1832 г. и 12 сентября 1836 г.), Государь Император Александр II, будучи Цесаревичем (16 августа 1837 г.), Государь Император Николай II (8 мая 1904 г. и 8 декабря 1914 г.).
По материалам Иоанна Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии»
История главного собора рязанского Кремля довольна необычна. Строить его собирались аж до смутных времён, но то политическая ситуация не способствовала, то средств не находилось, то проект не устраивал. Ходатайствовать о строительстве нового Успенского кафедрального собора начал ещё в 1677 году митрополит Иосиф, который просил у царя Фёдора Алексеевича дозволения построить новую соборную церковь на том месте, где была зелейная (пороховая) палата. И только в 1684 году на месте старой Пороховой палаты был заложен фундамент. Мастера съехались со всей страны, ибо гонорар посулили немалый — 1250 рублей. Но как часто бывает, количество не всегда означает качество. Пришлые мастера надежд не оправдывали. Работы велись ни шатко, ни валко, по этому поводу тогдашний митрополит Павел даже жаловался государю. Но жалобы помогли мало, и к отделочным работам мастера приступили только через 8 лет после начала строительства, наконец, в марте 1692 года храм был сдан и освящён. Внешне собор получился на загляденье. Высотой в 72,5 м он уступал лишь Софийским соборам Киева и Новгорода, а площадь в 900 кв.м позволяла одновременно принять 450 человек. Простоял собор недолго. Всего месяц. В ночь на 18 апреля рязанцы проснулись от страшного грохота, похожего на взрыв. Это рухнул Успенский собор. По этому поводу было много разбирательств, кто-то обвинял в несчастье подземное Карасёво озеро, другие говорили, что взорвался порох, оставшийся в подвалах Пороховой палаты. Но причина была банальная — строительный брак. И новый рязанский митрополит Авраамий даже послал стрельцов, дабы вернуть мастеров и заставить их всё переделать. Но тут выяснилось странное дело, мастера те, вернувшись из Рязани, полученные за работу деньги к тому времени потратили, а сами … скоропостижно скончались. Так что спрашивать было не с кого. Вот и доверили это дело своим, рязанским мастерам Никите Устинову, Герасиму Иванову и Ивану Парфёнову. Старшим над мастерами был поставлен Яков Бухвостов. Они то и построили красавец-собор, который стоит и поныне. Строительные работы заняли 6 лет, ещё три года храм отделывали.
15 августа 1702 года в праздник Успения Пресвятой Богородицы храм был освящён. Украшение Успенского собора — 27-метровый иконостас — самый высокий в России! 155 икон, написанных мастером Николаем Соломоновым, врезаны в невероятной красоты обрамления и располагаются на 7 рядах иконостаса. Резчик Сергей Христофоров начал трудится над художественной резьбой ещё в 1689 году, и продолжал работать 13 лет. После революции 1917 года собор был закрыт. Но этому храму очень повезло. Собор стал хранилищем многих ценностей привезённых сюда из закрытых церквей и монастырей епархии, а так же многочисленных поступлений из бывших дворянских имений Рязанской губернии. В 1929 году в Успенском соборе, как, и в рядом стоящем Христорождественском соборе, расположился окружной архив. В 1964 году в Успенском соборе начинает работать планетарий, проходят выставки из коллекций музея-заповедника и музеев страны. В 1968 году приказом Министерства культуры комплекс архитектурных памятников Кремля стал историко-архитектурным музеем-заповедником. В 1993 году в Успенском соборе возобновляются богослужения, но только по большим праздникам и в летний период. Собор в то время ещё находился в совместном пользовании Рязанской Епархии и Рязанским историко-архитектурным музеем-заповедником. В 2008 году после обращения Патриарха Всея Руси Алексия II к Президенту В.В. Путину, было принято решение о передаче комплекса Рязанского Кремля Рязанской епархии.
Юрий Манов «Путеводитель Рязань и семь чудес рязанской области». Рязань, 2009 г.
Судьба Успенского собора, так долго и трудно строившегося, и после постройки складывалась как-то несчастливо. К началу ХIХ века он пришёл в столь плачевном состоянии, что всерьёз шли разговоры о его сломе. Но рязанцы сумели отстоять свою святыню. Но возвратимся в ХVIII век. Не прошло и года с момента освящения Успенского собора, как понадобилось производить ремонтные работы: в 1703 году его средняя главка «сломилась от ветру». Похожее несчастье случилось и в 1708 году, когда во время литургии «на большой средней главе бурею сломило крест и цепи разорвало и переломало». После сего, наконец, принято было решение покрыть собор железом, но по каким-то причинам это намерение осталось неосуществлённым до второй половины 1720-х годов, а в 1726 году соборный храм вовсе лишился кровли — и вновь из-за сильного ветра, — о чём доносил Синоду преосвященный Гавриил (Бужинский). «От великия бури, — писал владыка, — две железные главы и кровлю всю сорвало, и оттого во многих местах как в оной соборной церкви от дождя великая теча и в сводах разселены, так и в подклетах разселины великие обретаются, что не без опасения и ходить в неё, от которого повреждения весьма опасно, дабы и больше не было оной церкви разрушения, чего сохрани Боже, понеже оная соборная церковь здание и строение великое и высокое…» Он же сообщал и о других неисправностях — в частности, и о дырявых окнах, через которые «зимним временем снегу в церковь много падает». Особенно же горевал владыка о бедственном положении иконостаса, «который дорогою работой выстроен и вызолочен, а ныне в оном иконостасе птицы, галки и воробьи, будто в лесе, от мраза скрываются и много гнёзд имеются, и за криком птичьим едва слышно церковного пения». Ремонт следовал за ремонтом, однако предпринимаемые меры оказались недостаточными, и к концу ХVIII века Успенский собор пришёл в такое состояние, что не только служить в нём, но и ходить мимо него опасались, ибо его стены, испещрённые трещинами, угрожали падением. Встал вопрос о разборе существующего здания и строительстве нового собора (на чём особенно настаивал Святейший Синод).
Архиепископ Симон (Латов) обратился к жителям Рязани (в 1778 году Переславль-Рязанский стал Рязанью), чтобы они посоветовались между собой и дали ему знать, «какие мысли они возымеют о пособии для собора, и разобрать ли его или починить разсудят». 23 сентября 1802 года именитые рязанские купцы Гавриил Рюмин и Пётр Малышин доложили архирею, что для осмотра собора они специально приглашали архитектора из Москвы, и тот нашёл, что существующие ветхости возможно «поправить с прочностию, полагая на оное до пятидесяти тысяч рублей». Более того, купцы соглашались предоставить и значительную часть необходимой суммы, лишь бы не ломать «древнего и величественного» собора. Владыка, который и сам не желал сноса прекрасного памятника, сообщил о предложении купцов в Синод и получил разрешение на проведение капитального ремонта. Основной объём работ занял около двух лет.
В 1804 году Успенский собор заново освятили. В 1837 году архиепископ Евгений (Казанцев) опять принуждён был обратиться к прихожанам за помощью: «На Большом Успенском соборе кровля и под оной решетник и лежни обветшали, от чего в некоторых местах появилась течь, а потому всё то требует неотлагаемой переделки; по замечанию же г. архитектора вся поправка с материалом стоит не менее осьми тысяч рублей…» Одновременно необходимо было достраивать колокольню. Её сооружение началось ещё в 1789 году на месте бывшей Глебовской башни Рязанского кремля, однако постоянно встречало какие-то препятствия. Только к 1840 году строительство завершилось, и ансамбль кафедрального собора принял свой теперешний вид. 1850-е годы запомнились рязанцам ремонтом соборного иконостаса и стенной живописи, в последний раз поновлявшейся в 1804 году (на это вновь собирали пожертвования). После революции собор вступил в чёрную полосу своей истории. Известно, что некоторое время его занимали обновленцы, а в 1922 году он был фактически ограблен. Яркие воспоминания об этом оставил историк С.Д. Яхонтов (1853-1942), до 1917 года преподававший в семинарии, а затем работавший в рязанских архиве и музее: «…Двери в Успенском соборе открыты, и там идёт какая-то работа. Я сразу встрепенулся, понял, что туда забрались «враги». Прибегаю, захватив одну из монахинь. Там действительно идёт работа вовсю… По собору разгуливает с папиросой в зубах, в кепке молодой человек и распоряжается. У иконостаса идёт стук и треск… Паникадила все уже сняты и валяются на полу… Из южных дверей дьяконовских… тащат знаменитую Мисаилову водосвятную чашу в 32 фунта серебра, позолоченную Батыевым золотом, дивно гравированную с летописью. Я её на время выдавал в собор для богослужения, а до того она хранилась в Древлехранилище…»
Как бы ни было, до 1929 года Успенский собор оставался действующим. Затем в нём «квартировали» различные организации, пока в 1963 году здание не приспособили под планетарий, а позже — под выставочный зал музея. Хотя научная реставрация Успенского собора началась ещё в 1950-е годы, к концу 1980-х его состояние оставляло желать лучшего. Иконостас, заплесневевший из-за неправильного температурног-влажностного режима, фактически разрушался. Но его состояния почти никто не видел. Собор был закрыт на реставрацию, на дверях висел замок… 16 октября 1988 года в газете «Труд» появилась тревожная статья под заголовком «Что там за древними вратами?» Её автор Валерий Яковлев писал о том, что губительными для памятника искусства стали «леса», поставленные около иконостаса в ожидании реставраторов. Но реставраторы всё не ехали, а «леса», сделанные из влажной древесины, заражённые грибком, «медленно, но верно начали свою разрушительную работу». Очевидцы (те немногие, кому удалось пробраться в закрытый собор) вспоминали, что плесень свисала с иконостаса «клочьями», краска на иконах вспучилась и покрылась мелкими белыми точками, а сотрудники музея, пятаясь скрыть происходящее, перед приездом московской комиссии оттирали грязь и плесень с икон суконными тряпками… К счастью, иконостас удалось спасти.
В 1990-2000-е годы реставраторы очень серьёзно занимались Успенским собором — с учётом всех особенностей его местоположения. Дело в том, что собор, сам по себе очень высокий, ещё и поставлен на высоком месте. Это, конечно, придаёт ансамблю кремля выразительность, но также создаёт опредёлённые трудности, так как ветра и другие природные катаклизмы изредка наносят урон этому сооружению. Ещё одна проблема — грунт. Согласно заключению специалистов, в кремлёвском холме имеются блуждающие водные линзы, которые серьёзно осложняют жизнь архитектурным памятникам Рязанского кремля. В стенах появляются трещины, фундаменты проседают. И Успенскому собору все эти проблемы знакомы. Так что необходимо постоянное квалифицированное наблюдение за его состоянием. В 1992 году собор, сделавшись объектом совместного пользования музея и Рязанской епархии, был освящён. 13 июня, под Троицу, в нём служилось всенощное бдение, а на другой день — праздничная Божественная литургия. Сейчас собор передан Церкви, в нём совершаются службы с поздней весны и до поздней осени (только стены собора долго прогреваются, но и отдают тепло тоже долго), а в остальное время как кафедральный собор используется соседний отапливаемый Христорождественский храм.
Успенский собор не имеет аналогов среди современных ему зданий. Его высота — 28 м (без подклета), ширина — 31 м, длина — 45 м (если считать с галереями, то ширина — 41 м, длина — 56 м). В общей сложности храм строился четверть века, хотя существующее здание возведено в 1693-1699 годах.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №57, 2013 г.
Главной достопримечательностью интерьера Успенского собора является его восьмигранный иконостас, созданный мастерами Оружейной палаты под руководством Сергея Христофорова. Замечательно, что работая над рамой иконостаса, резчики стремились стилистически связать его с мотивами белокаменной резьбы, присутствующими на фасадах. Они мыслили собор как единое целое, и благодаря их усилиям внешнее впечатление закрепляется на уровне интерьера. Иконы для соборного иконостаса писал Николай Соломонов, сын Бургаров, «со товарищи», но в ХIХ веке они неоднократно поновлялись и переписывались, так что впоследствии их пришлось раскрывать из-под позднейших записей. Иконостас имеет восемь ярусов. В некоторых источниках говорится, что их семь, но при этом в качестве «дополнительного» яруса упоминается венчающие иконостас Распятие с предстоящими и шесть икон с изображениями Страстей Господних, которые расположены с интервалами. Таким образом, «основных» ярусов действительно семь. Их характеристики перечислены в «Сборнике церковно-исторических и статистических сведений о Рязанской епархии»: «Семь ярусов, четыре больших, по четыре аршина в вышину, и три меньших, не меньше двух аршин, именно: 1. Местный, 2. Праздничный, 3. Апостольский, 4. Праздничный или с изображением событий из Истории лиц Новозаветных, 7. Пророческий, у каждого Праотца хартии со словами… Иконы в иконостасе Греческого письма, писаны также в конце ХVII века, особенно замечательны две местные иконы: Господа Вседержителя и Божией Матери; оне по письму отличаются от прочих икон иконостаса. Из 8 местных икон шесть украшены серебряно-позлащёнными ризами…»
Росписей в интерьере собора почти не сохранилось. Уцелели лишь небольшие фрагменты. Но надо отметить, что изначально храм не был расписан. Первые упоминания о стенном письме содержатся в документах от 1804 года, из которых видно, что «московский цеховой мастер Косма Самойлов Смирнов… подрядился расписать собор и алтарь по рисункам за 800 рублей». Впоследствии росписи не раз обновлялись. Сохранившиеся фрагменты относятся ко второй половине ХIХ века. Самым старым чтимым образом на Рязанщине, хранившимся в Успенском соборе была Муромская икона Пресвятой Богородицы. Однако в кафедральном соборе имелись и другие иконы, известные особым к ним отношением верующих рязанцев, — чудотворная Феодотьевская икона Божией Матери и образ Иоанна Предтечи «древнего письма». Первая — икона византийского происхождения начала ХIII века, именуемая «Феодотьевской». Она была в 1487 году обретена чудесным образом близ села Федотьева и перенесена в Переславль-Рязанский — в кафедральный Успенский собор. В описи 1638 года она показана стоящей «на левой стороне Царских дверей», т.е. в местном ряду иконостаса, среди наиболее чтимых образов. Наравне с чудотворными Феодотьевской и Муромской иконами Божией Матери верующие рязанцы особо почитали икону Иоанна Предтечи, с ХVI века находившуюся в кафедральном соборе. Из старых документов известно, что икона Иоанна Предтечи, как и две другие иконы, часто выносились из собора по просьбе людей, желавших отслужить перед ней молебен в своём доме (в связи с болезнью или каким-либо важным семейным происшествием). Образ Иоанна Предтечи представлен в соборе списком начала ХХI века. Подлинник, как и Феодотьевская икона Божией Матери, пребывает в «Древлехранилище» — в его действующем храме в честь Усекновения главы Пророка Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №57, 2013 г.
Колокольня
В 1789 г. на месте Глебовой башни была заложена Соборная колокольня. Строительство продолжалось до 1840 г. Колокольня получилась гармоничной, одним из лучших образцов классицизма. Колокольня Успенского собора – это самое высокое сооружение на территории Кремля высотой 86 м с позолоченным почти 25-метровым шпилем. Выстроена она в классическом стиле, несмотря на то, что создавалась в течение более чем 50 лет — в 1789-1840 г.г. На третьем ярусе колокольни оборудована смотровая площадка, откуда открывается панорама Кремля, Рязани и окрестностей города. В июле 2007 г. колокольня была передана в пользование Рязанской епархии. Реставрация колокольни завершилась в 2013 г., в ходе которой были выполнены работы по ремонту фасадов, белокаменному декору, реставрация кровли и цоколя.
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru
Главное место в Кремле занимает Успенский собор. На его месте стояла церковь Николы Старого, сгоревшая в 1611 г., затем здесь был устроен пороховой склад или «зелейная палата». Замысел строительства нового Успенского собора появился в 1672 г. при митрополите Илларионе (1657-1674). Затем дело продолжил митрополит Иосиф (1674-1681), писавший в Москву в 1677 г. о ветхостях кремлёвских зданий и необходимости постройки на новом месте соборной церкви. В 1682 г. указом царей Петра и Ивана было дано разрешение на постройку нового Успенского собора. По смерти Иосифа, строительство возглавил митрополит Павел (1681-1686). Подрядившиеся в 1684 г. записные каменщики Приказа каменных дел Емельян Калинин и Фёдор Яковлев сын Шаритин (Шарыпин), а также костромской каменщик Григорий Сусанин (Сухан) прибыв в Переяславль-Рязанский построили только подклет. Вскоре Шарыпин ослеп и работы препоручили записному каменщику Кондратию Алферьеву “со стоварищи”.
Новый собор заложили в 1684 г. Но уже в 1687 г. митрополит жаловался царям в Москву на медленно и плохо возведённый подклет нового собора. В 1689 г. мастер Сергей Христофоров подрядился изготовить иконостас высотой и шириной в 10 саженей, то есть более двадцати метров. В 1692 г. здание, возведённое почти до луковиц на главах, обвалилось, разрушив церковь Варлаама Хутынского (17 в.) над въездом в Спасский монастырь. Обвал мог произойти из-за того, что южную стену нового собора возвели на ненадёжном грунте после засыпки озера Быстрого в этой части кремля. Кирпич из завалов пошёл на строительство Ильинской церкви за пределами кремля. Из Москвы в 1692 г. приехал каменных дел подмастерье Осип Старцев для осмотра руин. Некоторые исследователи считают, что возможно последний период строительства вёлся под его руководством. Вскоре состоялись торги на постройку нового собора. В этом конкурсе зодчий Яков Бухвостов победил Петра Быка и Григория Мазухина.
В 1693 г. строительство начали новые подрядчики: Яков Бухвостов с товарищами Никитой Устиновым, Герасимом Ивановым и Иваном Парфёновым. Их также постигла неудача: в 1696 г. своды недостроенного собора рухнули, и Бухвостов был посажен на несколько недель “в железа” по приказу митрополита. Это обрушение сорвало попытку сделать собор на 5 саженей выше, чем было предусмотрено подрядными записями 1680-х гг. Тем не менее, законченный при митрополите Авраамии в 1699 г. собор всё же превзошёл на две сажени высоту, запланированную договором с прежними подрядчиками, и оказался на 13 метров выше Успенского собора в Московском кремле, по образцу которого и строился. Собор снизу окружало открытое гульбище на аркаде и с лестницами-всходами по сторонам. Над карнизами четверика изначально был кружевной белокаменный парапет со сложными фигурными фронтонами в виде «гребешков», разделёнными пинаклями. За парапетом шёл круговой обход. В 1700 г. мастера Свидерский и Лысков подрядились золотить иконостас, а к 1702 г. иконописец Соломанов с помощниками писал для него иконы. В августе этого года собор был освящён митрополитом Рязанским и Муромским Стефаном (Яворским), который с 1700 г. был одновременно местоблюстителем патриаршего престола. На следующий год буря сорвала кресты с собора, и в 1704-1706 гг. мастер С. Малофеев сделал их заново. Золотил их в 1706 г. Я. Иванов. Главы поначалу были лужёными, потом центральную позолотили, а боковые украсили золотыми звёздами по синему фону.Здание не раз подвергалось основательным ремонтам. Уже в 1712 г. “все своды от стен отпали” и хотя они вскоре были исправлены, в документе 1727 г. опять говорится: “все своды расселены… и в подклетах расселины великие обретаются”. Продолжавшаяся неравномерная осадка здания вызвала новые обрушения в 1728, 1735 и 1737 гг. Тогда “паперть вокруг алтаря на 26 сажен вся рассыпалась”. Постепенное разрушение собора привело к его закрытию в 1796 году. Однако, несмотря на то, что тогда же специальная комиссия постановила разобрать здание, архитектор Иван Францевич Руска (он же Русско, Руско) в 1804 г. провёл его капитальный ремонт. При этом посводное покрытие здания сменила 4-скатная кровля (тогда же видимо были утрачены «гребешки»), был упрощён фасадный декор и переделано гульбище над аркадой, повторно изменённое в конце 19 в. Боковые всходы на гульбище разобрали, арки с висячими гирьками заложили, а белокаменные узорные парапеты сменила чугунная решётка с короткими колонками. Такие же каннелированные колонны, но более крупные и сделанные из белого камня были водружены на постаментах внизу новой лестницы на гульбище по оси западного входа.В 1855–1857 гг. интерьер собора, стены которого до этого времени оставались белыми, был расписан московским художником Николаем Степановым. В связи с юбилеем Рязани в 1895 году фасады собора были довольно причудливо раскрашены: поле стены подчёркивалось красным, а фусты белокаменных колонок выделялись синим. Работы затронули и интерьер. В 1891 г. он был вторично расписан. Первоначальный внешний облик фасадам собора и интерьеру отчасти удалось вернуть при реставрации в 1953–1957 гг. под руководством Е.В. Михайловского. Здание выстроено из кирпича, на белокаменном основании (местами на высоту человеческого роста). Стены подклета побелены, краснокирпичная кладка храма тонирована красным. Детали фасадного декора выполнены из белого камня.Успенский собор – лучший памятник зодчества в Рязанской области, один из шедевров архитектуры «Нарышкинского стиля» и крупнейший среди городских многостолпных соборов петровского времени. Творение знаменитого зодчего Якова Бухвостова, вместило в себя выдающиеся произведения художественной резьбы по белому камню и дереву. Огромные размеры, сложные технические задачи, виртуозное исполнение деталей декора, объединяющее эстетические принципы допетровской эпохи и нового времени, наконец, исключительная градостроительная роль делают Успенский собор первостепенным памятником Рязани.Гигантский кубический объём трёхсветного храма вместе с тремя более низкими полукруглыми апсидами поднят на высокий подклет. В прошлом, при незаложенных арках подклета и фигурных парапетах над ними, собор казался парящим в воздухе. Над четвериком пять цилиндрических световых барабанов, смещённых к востоку, несут внушительные луковичные главы с ажурными крестами. Под нынешней 4-скатной кровлей из железа, сменившей тесовое покрытие по сводам, сохранились кокошники в основании центрального барабана на гранёном трибуне и широкий антаблемент по стенам на уровне сводов, включающий профилированные блоки из белого камня.Фасады четверика разделены сдвоенными узкими колонками на три прясла по западному и восточному фасадам и на четыре по северному и южному; причём, фусты колонок выложены в кладке. Дважды опоясанные колонки на постаментах как бы составлены из трёх частей, что в целом соответствует трёхъярусному членению фасадов собора. Причём в самом верхнем ярусе, где перепад толщины стены заставляет её делать уступ, колонки повторяют его. Вверху стилизованные капители, упираются в карниз с длинными белокаменными язычками.Вертикализму прясел и колонок вторят белокаменные обрамления крупных арочных окон, соединённых в подобие лент, идущих сверху донизу. Пышное убранство наличников и порталов – вершина камнерезного искусства русских мастеров. Вверх от яруса к ярусу орнаментика обрамлений становится более лаконичной. При этом более выразительным становится силуэт. Нижние окна фланкированы колоннами с коринфской капителью над стволом, испещрённым сочным растительным орнаментом, в который вплетены короны и иные геральдические атрибуты. Подобный узор покрывает фигурные кронштейны колонн и подоконные вставки с акантом, виноградными гроздьями и другими растительными мотивами, вазонами, драпировками, бусами, птичьими головами на чешуйчатых шеях, ионическими волютами и т.д. Под окном средней апсиды – трансформированное подобие рыцарского шлема с решётчатым забралом. Над нижними наличниками тимпан, ограниченный семью дугами (на апсидах пятью), имеет в центре медальон, окружённый изощрённым узорочьем.Сходным образом, но сложнее оформлены порталы. В них антаблемент с тимпаном несут колонки, витые в верхней части, а фланкирующие колонны с импостами как бы приставлены к основному обрамлению. Фриз над входным проёмом украшен резными розетками и прямоугольной вставкой. Особенно пышно декорированы узорочьем боковые откосы главного западного портала.В наличниках 2-го яруса сплошной резной узор покрывает только низ колонок и подоконную вставку. Тимпан наличника, с розеткой в центре, имеет здесь сложный контур в форме разорванного «гребешка» с тремя французскими лилиями в разрывах. Наиболее скромны наличники окон 3-го света. Колонки, витые на две трети от верха, несут тимпан со двумя волютами, закрученными к кольцу в его центре. На вершине тимпана и над колонками выделяются небольшие раковины.Декоративной обработке фасадов вторят стены световых барабанов, расчлененные колонками и зрительно облегчённые белёными филёнками в простенках между узкими арочными окнами.Внутри шестистолпный храм воспринимается как высокий трёхнефный зал. Из шести столпов четыре круглые опоры находятся в помещении для молящихся, а две включены в единую стену, скрытую за иконостасом. Пологие сомкнутые своды между арками, которые сходятся к низким широким кубоватым капителям, чередуются с пятью барабанами на тромпах (под восточными барабанами – жертвенник и дьяконник). В основном помещении храма стена имеет уступы, пересечённые отливами окон. Их огромные ниши, почти касаясь друг друга по вертикали, уходят к сводам, где завершаются лёгкой распалубкой. С каждым новым уровнем окон стена в храме становится тоньше. В срезанном с.-з. углу храма сделан вход на лестницу, ведущую на крышу. Лестница освещена маленькими квадратными окнами во внешних стенах. Коробовые перемычки внутристенного хода высоко подняты над белокаменными ступенями.Стены в алтаре разгружены системой арочных проёмов и ниш, расположенных в пяти ярусах по вертикали. В алтарном пространстве особенно заметны следы неравномерной осадки здания: стены не параллельны друг другу. Нынешняя белизна стен в храме, которая отличается от первоначальной тем, что на сводах и отчасти на столбах сохранились остатки академической росписи кон. 19 века, подчёркивает великолепие грандиозного первоначального иконостаса, трудно обозримого целиком.Иконостас состоит из семи ярусов, причём четыре основных крупнофигурных чина: местный, деисус, пророческий и праотеческий, чередуются с тремя промежуточными более мелкими рядами с многофигурными изображениями праздников и евангельских сцен. Между иконами, выполненными в стилистике, ориентирующейся на «фряжские» образцы, в каждом из основных чинов расставлены коринфские колонки, фусты которых увиты богатой орнаментальной и растительной резьбой с позолотой. В промежуточных чинах колонки поддерживают волютообразные кронштейны, также пышно декорированные резьбой. Обилие колонок создаёт необычное впечатление «золотого леса», устремлённого к подкупольному пространству. Среди равномерной сетки членений иконостаса выделяется средняя ось. Над богато декорированными арочными царскими вратами расположены три крупные иконы Спаса Вседержителя, Богоматери с младенцем и Бога Отца. По сторонам от царских врат расположены меньших размеров выпукло-вогнутые арки над проходами в жертвенник и дьяконник.Завершается иконостас плоскостным распятием-тромплеем с двумя фигурами по сторонам, а также шестью иконами в восьмигранных медальонах с пышными резными рамами. Под семиконечным крестом завершающего Распятия – золотистое кольцо с лучами во все стороны. Оно символизирует Ветхозаветную троицу: внутри словесно перечислены Бог – отец, Бог – сын и Бог – святой дух. Над иконами местного чина во фризе антаблемента, украшенного резными пальметтами, пышная барочная резьба расступается, освобождая место для их названий: “Благовещение Пресвятыя Богородицы”, “Вознесение Господа Иисуса Христа”, “Рождество Христово”, “Призри во смирение”, “Господь Вседержитель”, “Успение Пресвятыя Богородицы” (храмовый образ); над “Воскресением” и “Преображением” надписи во фризе утрачены. Горельефная резьба иконостаса, с широким включением «нарышкинских» форм, – одно из лучших произведений этого вида искусства. Многие крупные фрагменты иконостаса вырезаны из одного куска дерева.Поверхность подпружных арок под сводами храма украшена декоративной росписью с острыми изломами пурпурно-красных и золотисто-жёлтых прямолинейных элементов на синем фоне. Аналогичными сложными переплетениями окружены и погрудные изображения святых в круглых медальонах на ю.-в. столбе в основном помещении храма. Медальоны расположены в трёх уровнях по странам света и числом соответствуют главной группе апостолов. В сводах многофигурные композиции, выполненные в тёплой цветовой гамме и изображающие Новозаветную Троицу, ангелов, херувимов и пр.Окна храма забраны кубоватыми решётками, свойственными 17 веку. Параллельные средники в оконных переплётах образуют 4-конечный крест. В интерьере сохранились два паникадила 18 в.: большое и малое. Особенно эффектно большое семиярусное с изящными свечниками и объёмным Распятием в венчании. Также сохранились элементы убранства кон. 19 в. Нижние подоконные отливы украшены мозаикой из осколков гранита: равноконечный греческий крест чёрного цвета вписан в кольцо между двумя меньшими кольцами, по углам – равнобедренные красные треугольники на сером фоне. На полах храма и алтаря, поверх каменных плит, настлана ромбическая метлахская плитка той же трёхцветной гаммы: серые шестиугольники чередуются с шестиконечными звёздами из красных и чёрных ромбов. К царским вратам выложена дорожка. Более крупные звёзды в полу набраны на пересечениях осей боковых входов в храм с осями проходов в боковые апсиды. На солее, продолженной вдоль северной и южной стен, красные ромбы соединены во встречные зигзаги, разделённые серыми ромбами. В алтаре полукруглую выемку горнего места обходит мозаичная плита с восьмилучевыми крестами на углах. С западной стороны столбов в основном помещении метлахская плитка отсутствует, обнажая первоначальный каменный пол. Видимо, к столбам примыкали очень крупные киоты, уничтоженные в советское время.Пространство подклета, окружённого арочной галереей, разделено поперечной стеной на восточную и западную части. Восточная, в свою очередь, делится на три компартимента. В квадратной западной – четыре столба в центре, окружённые обходом под коробовыми сводами с распалубками. Пониженный проход по оси здания ведёт в средний восточный компартимент, пространство которого затеснено двумя столбами, сооружёнными в 18 в. в связи с очередными симптомами технической ненадёжности здания. К северу от пилонов хорошо видны частые ленты фундаментов, на которых были возведены Зелейные палаты и прежний Успенский собор. По сравнению с нынешним его алтарная сторона была слегка смещена к северу.
Соборная колокольня
Соборная колокольня заменила собой прежнюю колокольню, выстроенную в сер. 17 в. зодчим Ю.К. Ярушевым, но стоявшую на другом месте. Подготовка к строительству новой колокольни на месте Глебовской башни началась в 1783 г., когда был организован сбор пожертвований и был приглашён архитектор С.А. Воротилов (купец из крестьян села Большие Соли Нерехотского уезда Костромской губернии, ныне пос. Некрасовское Ярославской обл.). В собранных средствах значительную часть составили вклады Николо-Радовицкого монастыря (до революции – в Рязанской губернии, сейчас на юго-востоке Московской области, под Егорьевском), а также купцов Г.В. Рюмина и П.А. Мальшина.В 1789 г. заложили фундамент, но 1-й ярус был закончен лишь в 1797 г. Его архитектура, в отличие от воротиловского проекта в формах барокко, целиком принадлежит зрелому классицизму, что заставляет предположить авторство другого зодчего. Второй ярус, деньги на который дал именитый гражданин Г.В. Рюмин, строился по проекту и под руководством архитектора Ивана Францевича Руска (Русско) и был закончен в 1816 г.Строительство колокольни, прерванное отсутствием средств, возобновилось лишь спустя 20 лет. В 1830-е гг. был предложен целый ряд проектов её достройки, подготовленных А.Е. Биндеманом, Д.И. Висконти и другими архитекторами. В итоге в 1836 г. был выбран проект архитектора А.А. Тона, обладавший целым рядом достоинств, но снижавший масштабность колокольни – опасались, что грунт здесь слишком слаб. Этот недостаток выбранного проекта был преодолён губернским архитектором Н.И. Воронихиным. Он сумел сделать сооружение очень высоким (83,2 м), избежав рискованной нагрузки благодаря облегчающим стальным конструкциям. Не только 25-метровый шпиль, но и весь 4-й ярус были изготовлены из металла, что позволило почти на 30 метров увеличить высоту колокольни. В те годы металлические конструкции лишь входили в архитектуру, и даже при возведении крупных петербургских зданий предпочтение отдавалось деревянным каркасам и стропилам. Средства на возведение 4-го яруса колокольни предоставил Н.Г. Рюмин. Он же оплатил часы на колокольне, но шли они только весной и летом. По проекту Воронихина колокольню также предполагалось украсить круглой скульптурой: в первом и третьем ярусах. Были выполнены фигуры ангелов лишь для третьего яруса. Строительство закончилось в 1840 г. Колокольня вместила в себя древние колокола, отлитые в 1676 г. Фёдором Маториным и в 1679 г. Филиппом Андреевым. В 1953-56 гг. по проекту Е.В. Михайловского проведена реставрация здания.Среди архитектурных памятников Рязани соборная колокольня выделяется и разнообразием строительных материалов. В 1-м, 2-м и 3-м ярусах стены сложены из кирпича и окрашены по штукатурке. Цоколь, карнизы и колонны в этих ярусах белокаменные. Стены 4-го яруса сделаны из листового железа. Кровля шпиля, из лужёного железа с пайкой швов, позолочены – так же, как и крест с яблоком в его основании, как и трубы у четырёх гипсовых ангелов в 3-м ярусе. Межъярусные перекрытия деревянные.Соборная колокольня – одно из лучших и самых крупномасштабных высотных сооружений эпохи позднего классицизма во всей России; главная вертикальная доминанта Рязани. Не смотря на перерывы в строительстве и смену авторов проекта, колокольня обладает поразительной цельностью и неповторимой монументальной выразительностью. В композиции колокольни, при всей цельности силуэта, чётко сопоставлены монументальный, пластически насыщенный низ (два нижних яруса) и лёгкий верх, стремительно уходящий ввысь, завершаясь стрелой шпиля. Основа 1-го яруса – восьмигранник с более узкими диагональными гранями, прорезанный по странам света арками. Арки оформлены тосканскими портиками с треугольными фронтонами. Северный и южный портики 4-колонные, западный и восточный – 6-колонные с выносным фронтоном на двух колоннах. Диагональные грани отмечены арочными нишами под треугольными сандриками и с полуцилиндрами постаментов для так никогда не установленных скульптур. С юга вместо сквозного проёма устроен закрытый компартимент с четырёхмаршевой лестницей наверх. Второй, кубический ярус кажется крещатым благодаря сдвоенным коринфским колоннам, фланкирующим небольшие арочные проёмы на каждой грани. Иллюзии крещатости способствуют энергичные раскреповки карниза с сильным выносом и аттика над карнизом. В этом ярусе, самом просторном, есть конструктивная необычность. Под широкими арками помещены кирпичные цилиндрические кожухи с круглым отверстием посредине. Они передают часть нагрузки на нижние пилоны и одновременно играют роль резонаторов. Третий, цилиндрический ярус намного меньше в размерах и зрительно легче, чем нижние. Арки звонов здесь также фланкированы коринфскими колоннами под раскрепованным антаблементом. Между колоннами установлены фигуры трубящих ангелов на фоне плоских арочных ниш. Четвёртый ярус, также цилиндрический, повторяет основную тектоническую схему 3-го яруса. Стены этого яруса плавно переходят в купол с круглым отверстием в шелыге – в основании высокого шпиля. Интерьер рассекают в мерном ритме очень крутые наклонные связи, не свойственные русской архитектуре.В постамент левой колонны на западном фасаде 1-го яруса вмурована чугунная доска надписью: «На сем месте была каменная Глебовская башня с воротами и бойницами, с которых в 1521-м году Окольничий Иван Хабар Симский, сын Воеводы Василия Образцова посредством Пушкаря Иордана поразил татар Крымскаго Хана Магмет Гирея. Апрежде сего поражения Хабар взял у Хана грамоту Князя Московского с дани Крыму и тем спас Рязань и честь Великаго Князя Московскаго, за что дали ему Сан Боярина и внесли услуги его в книги разрядные на память векам смотри Истории Гна Карамзина 1521 год. Памятник сей устроен при Рязанском Архиепископе Гаврииле и Начальнике Губернии Петре Петровиче Новосильцове, иждивением Рязанского гражданина Ивана Алексеева сына Курганского в 1855 году».
http://svodokn.ru/object/107862951?open=true