Белокаменный собор возведен в начале XVв. Он назывался Успенским и был сначала общегородским, затем кафедральным. Это самое раннее сооружение рязанского кремля. Собор служил княжеской усыпальницей, здесь похоронены пять рязанских князей и три княгини. От первоначального здания сохранились белокаменная кладка апсид и цоколь. Здание значительно перестроено в XVIII-XIXвв. Существующий облик оно приобрело при перестройке и расширении в XIXв. по проекту архитектора Л.И. Стефенгагена. Собор при этом получил обработку в духе «русско-византийской архитектуры».
В связи со строительством нового Успенского собора в XVIIIв. собор был переименован в Христорождественский.
В 16 веке Рязанское княжество вошло в состав Московского государства. Долгое время застройка Переяславля-Рязанского оставалась деревянной. В начале 15 века из белого камня был возведён общегородской Успенский собор (с 1753г. переименован в Христорождественский), позднее ставший кафедральным.
История возникновения Христорождественского собора начинается во времена появления Рязанского княжества. Сооружение в Рязани, которая до 1778 года называлась Переславлем Рязанским, первого белокаменного собора относится ко времени правления Рязанского князя Олега. Тогда построенный собор был освящен в честь Успения Богородицы. Он задумывался великим князем Олегом Ивановичем и как усыпальница великих рязанских князей. Но к моменту его смерти, в 1402 году, собор был еще не достроен, и великий князь Олег Иванович был погребен в основанном и построенном им Рождества Богородицы Солотчинском мужском монастыре.
Точная дата постройки собора остается неизвестной, это приблизительно 1483 год. При сыне Олега Ивановича, великом князе Федоре Ольговиче, а также при епископе Рязанском и Муромском Сергии, собор был достроен и освящен. Об этом свидетельствует и то, что помимо главного алтаря в нем был устроен придел в честь Феодора Тирона, небесного покровителя великого князя Рязанского Федора Ольговича. Со временем собор сделался усыпальницей рязанских князей и правителей. Там похоронены рязанские князья: Василий Рязанский, Федор Ольгович, Иван Федорович, Василий Иванович, Федор Васильевич и другие. Старый Успенский собор просуществовал до конца 16 века, продолжая служить усыпальницей Рязанских князей. В 1564 году Рязанский кремль становится резиденцией Рязанского архиепископа, но через 30 лет церковные власти уже поставили вопрос о перестройке собора, который казался им слишком тесным. Расширение собора продолжалось с 1598 по 1606 годы при архиепископе Митрофане. Тогда же в церкви был устроен придел в честь Федора Тирона. В 1609 году, в смутные времена, святитель Феодорит, Архиепископ Рязанский и Муромский совершил обретение и перенесение св. мощей святителя Василия первого епископа Переяславля — Рязанского от Борисоглебского собора в Успенский (ныне Христорождественский) собор Рязанского кремля. Нетленные св. мощи угодника Божия св. Василия, были положены с левой стороны у алтаря под спудом, где они почивают и ныне. Со временем над местом их погребения была устроена серебряно-позолоченная рака с сенью. В 1609 году в собор были перенесены мощи Святителя Василия из церкви Бориса и Глеба.
Согласно документам 1668 года, собор имел в длину и в ширину по шесть саженей. Он находился всего в трех саженях от городской стены, за которой протекала река Трубеж. Это создавало опасность подмыва почвы, отчего оседала не только крепостная стена, но и северная стена собора. Опасения за дальнейшую сохранность храма вызвали необходимость построить новый, ещё более крупный собор в более безопасном месте. В 1702 году был выстроен новый большой Успенский собор, а старое здание церкви осталось на прежнем месте. В 1753 году старый Успенский собор был освящен в честь Рождества Христова, и поныне он носит такое название. За много лет здание храма многократно перестраивалось, отчего менялся облик самого здания. И всегда находились поводы для реконструкции церкви. Так, в 1776 году новые церковные своды обрушились, и началась новая перестройка. В 1826 году архитектор Стефенгаген переделал собор в модном тогда стиле ампир. Тяжелые каменные пять глав были заменены более легким деревянным завершением в виде ротонды. У входов появились колонны, с запада соорудили портик, значительно расширили окна. Но и в таком виде собор просуществовал недолго. Уже в 1873 году ветхий деревянный верх собора заменили новым, на этот раз восьмигранным громоздким куполом в псевдовизантийском стиле. Затем расширили западный портик. Автором очередной перестройки был архитектор Звенов. Позднее в соборе пробили новые окна в первом ярусе. В 1911 году сделали новый пол из кафельной плитки. Иконостас в соборе воссоздан в конце ХIХ начале ХХ века талантливым рязанским художником, академиком живописи, основателем рязанской школы и мастерской иконописи, Н.В.Шумовым. В Христорождественском соборе перед его закрытием находились древние православные святыни Рязанской земли. Это чудотворные иконы Божией Матери: Феодотьевская (ХIII) и Муромская (ХII); икона Крестителя Господня Иоанна (ХVI) и многие другие. Однако самой главной святыней являются поныне почивающие под спудом св. мощи Святителя Василия, первого Епископа Переяславля-Рязанского. При соборе также хранилась хоругвь Братства Святителя Василия Рязанского, основанного в 1877 году.
(по материалам книги Иоанна Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии»)В советское время храм был закрыт. В 1929 году Собор Рождества богородицы был передан окружному архиву и обращен в архивохранилище документов по истории Рязанского края, вследствие чего регулярные богослужения в нем были прекращены. Одно из последних богослужений в нем совершил незадолго до своего последнего ареста, священномученик Иувеналий, Архиепископ Рязанский и Шацкий в 1935 году, в праздник Успения Пресвятой Богородицы. И только в конце прошлого века в нём снова вознеслись молитвы, а стены собора огласил церковный хор. Сегодня собор Рождества Богородицы является действующим храмом Рязани.
http://www.ryazan-hram.ru/node/196
Христорождественский собор – главный храм Рязанской епархии. Он является первым каменным зданием на территории Рязанского кремля, был заложен еще в конце XIV в. князем Олегом Рязанским. После перенесения архиерейской кафедры в кремль, в 1522 г., собор стал кафедральным, и каждый новый архиерей старался каким-либо образом улучшить его и привнести в архитектуру здания что-то новое. Христорождественский собор неоднократно перестраивался и до наших дней дошел в стиле классицизма, в том виде, который сложился уже в начале XIX столетия.
Внутри собор имел богатое убранство, великолепный резной иконостас. В 1873-1875 г.г. его стены и своды были расписаны известным рязанским иконописцем Шумовым, по инициативе которого храм также получил свое завершение в виде восьмигранной ротонды с оконцами – «восьмерик на четверике».
В XIV-XV в.в. в Христорождественском соборе были захоронены пятеро рязанских князей и три княгини, а в начале XIX в. — два рязанских архиерея.
Последний капитальный ремонт собора до его закрытия проводился в 1913 г., с тех пор осталась метлахская плитка на полу. В 1930 г. рязанский кафедральный собор разделил участь других православных храмов и был закрыт на многие десятилетия, в его здании разместился окружной архив. Но в 2002 году он был возвращен верующим и вновь освящен.
Сегодня Христорождественский кафедральный собор в Рязанском кремле продолжает возрождаться в прежнем величии. На приходе также имеются воскресная школа, школа церковного пения и библиотека.
В 2008-2015 г.г. были проведены работы по реставрации и воссозданию белокаменной отмостки, кирпичной кладки цоколя, белокаменного цоколя аспиды, фасадов восьмерика, усиление фундаментов.
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru
Собор Рождества Христова частично сохранил внутри своей алтарной части ниже уровня пола фрагменты белокаменных апсид самой ранней каменной постройки Рязани – древнего Успенского собора кон. 14 – нач. 15 вв. Долгое время считалось, что к этому времени относится белокаменная кладка в нижней части апсид и цоколя существующего собора, но как выяснилась это результат его перестройки в 1598-1606 гг. Об этом известно из описи Григория Вельяминова, составленной в 1598 г., в которой сказано: «Пред Епископли вороты церковь Соборная во имя Успения Пересвятия Богородицы каменная новая». Собор с приделом Федора Тирона соорудил архиепископ Митрофан. В 1609 г. в собор были перенесены мощи Святителя Василия из церкви Бориса и Глеба. Опись 1638 г. упоминает этот храм как пятиглавый, 4 столпный, с тремя высокими рундуками о пяти ступенях. В 1651 г. строительные работы по собору вёл зодчий Ю.К. Ярушев. Длина и ширина храма (по документу 1674 года) достигали 6 саженей (более 12 м).
В 1692 г. по распоряжению митрополита Авраамия заново сооружена глава и стены надложены выше сводов. В 1753 г. древний Успенский собор переименовали в Христорждественский и перестроили. Были разобраны внутренние столбы, расширены окна, а также пристроена трапезная с накатным потолком и западный притвор. Окна получили барочные наличники с ушами. В 1776 г. своды в храме рухнули, разрушив каменные гробницы рязанских князей. Перестройка здания в 1781 г. была связана с именем губернского архитектора И.С. Волкова. Были понижены апсиды и восточная часть четверика, зато надложены стены храма на остальных участках. К западному притвору были пристроены боковые помещения. В 1826 г. собор был перестроен в формах позднего классицизма по проекту архитектора рязанской палаты Л.И. Стефенгагена. Стены стали выше почти на два метра, четверик получил деревянное ротондальное завершение с восемью арочными окнами, соединёнными тягой на уровне пят, ко всем трём входам пристроили 4-колонные коринфские портики, над которыми сделали большие полукруглые окна. Остальные окна получили арочную форму и были расширены, барочные наличники срубили. В 1873 г. собор подвергся не очень удачной перестройке в духе эклектики по проекту архитектора Звенова.
Проект, предполагавший в частности удлинение трапезной и оформление фасадов в псевдобарочном стиле, был реализован не полностью. Тем не менее, обветшавший фальшивый купол заменили новым деревянным восьмериком, а западный портик расширили до 12 колонного, за счёт восьми колонн, взятых с разобранных боковых портиков. Над портиком установили тимпан из трёх килевидных кокошников и добавили килевидные заострения к ложным люкарнам над восьмериком. Архивные фотоматериалы, собранные архитектором-реставратором ЦНРПМ Г.Б. Меншиковой, показали, что на кокошниках западного фасада собора по крайней мере трижды создавались большие композиции в академической манере. В 1873 г. в центральном кокошнике была композиция «Отечество», в боковых – святые Василий Рязанский и Олег Рязанский, школы Н.В. Шумова (?). В 1895 г., к празднованию 800-летия Рязани вместе с покраской всего собора, роспись была поновлена.
К 1913 г. живопись центрального кокошника заменили на композицию «Рождество Христово» по образцу аналогичного сюжета в храме Христа Спасителя в Москве. Видимо в этот период или чуть ранее интерьер был расписан; а также был создан богатый резной двухъярусный иконостас в духе эклектики с элементами русского стиля и стилизации под барокко. На площадке северного клироса, находилась рака рязанского епископа Василия, жившего в 13 в. В конце века был сделан тёплый тамбур при входе в собор. В 1911 г. под руководством Звенова пробили новые окна в первом ярусе. Причём в некоторых местах оконные проёмы частично срезали более ранние пилястры. В окна были вставлены металлические рамы. В советское время храм был закрыт, внутреннее пространство перегорожено, росписи забелены, иконостас и утварь утрачены. В 2002 г. в результате реставрации под руководством Е.Г. Одинец были вскрыты древнейшие части апсид собора.Стены здания сложены из кирпича и снаружи окрашены по штукатурке. Белый камень древней кладки (кон. 16 в.) уцелел в нижней части здания (в алтаре – до половины высоты апсид). Из белого же камня в 1 й пол. 19 в. сделаны колонны портика. Некоторые конструкции деревянные (2-й ярус четверика и восьмерик над храмом).Собор Рождества Христова с богатой строительной историей ценен древнейшими белокаменными фрагментами стен, уцелевшими на большую высоту, и необычной компоновкой форм классицизма в эклектическом декоре с элементами русско-византийского стиля. В облике массивного, хотя и невысокого здания построенного по трёхчастной схеме выделяется повышенное ядро храма в виде двухъярусного четверика под широким восьмериком, увенчанным грушевидной кровлей наподобие украинских «бань». С востока к четверику примыкает пониженная трехлопастная апсида, а с запада – вытянутая трапезная с притвором, уже, чем трапезная. Притвор огибается портиком из 12 коринфских колонн, сгруппированных попарно, но неритмично разреженных на углах здания. Боковые стены четверика расчленены пилястрами в первом ярусе и лопатками – во втором. Стены храма и трапезной прорезаны крупными арочными окнами без наличников: по три в боковых стенах четверика и трапезной. В верхнем ярусе четверика сдвоенное окно с двумя лучковыми перемычками. Восьмерик освещён крупными сдвоенными арочными окнами. За внешними оконными переплётами, составленными из колец, ромбов, прямоугольников и контурных 6-конечных крестов, в нижнем ярусе проглядывают решётки 1-й трети 19 века. Их вертикальные копьевидные прутья соединяются с горизонтальными посредством репьёв с шестью острыми лепестками, загнутыми внутрь.В храме плоские паруса, поддерживают восьмерик с плоским потолком. На стыке граней – мощные выгнутые кронштейны с желобками и парой серёг в основании. Хорошо сохранились лепные обрамления нижних окон и мощный карниз над ними, опирающийся на часто посаженные кронштейны. В алтарь ведут три прохода. В интерьере алтаря присутствуют фрагменты разных строительных периодов: северное окно 16 в., кладка стен 18 в., откосы окон 19 в. Главный объём храма отделён от трапезной высокой и широкой аркой на пилонах. Трапезная перекрыта полулотковым деревянным сводом на восьми колоннах вдоль северной и южной стен. Колонны 1826 г., отделанные искусственным мрамором, завершаются пониженными коринфскими капителями (без верхнего яруса акантовых листьев).На стенах и сводах сохранились масляные академические росписи кон. 19 – нач. 20 в., мастерской Н.В. Шумова. Живопись не только удачно вписывается в архитектурные формы, но и обогащает их, придавая завершённость и смысл общему художественному решению. Неброское монументальное убранство отличается благородством и сдержанностью колористической гаммы, выразительностью композиций и орнаментов, объединяющих монументально-декоративный ансамбль. В основном объёме просматривается композиция «Поклонение пастухов» (по гравюре Ю. Шнорра фон Карольсфельда) на западной стене, заключённая в профилированную лепную прямоугольную раму, и изображения евангелистов в парусах в круглых медальонах. Над ними размещены узкие прямоугольные вставки гризайльного орнамента с крестом в центре. Оконные откосы декорированы подобными строгими орнаментами, слегка отмеченными золотом и синим тоном.На внутренней поверхности арки из основного объёма в трапезную, в медальонах написаны полуфигуры трёх архангелов (Михаил в центре, Гавриил – с севера, Рафаил – с юга), разделённые орнаментальной плетёнкой. Стены трапезной расписаны под серебристо-серый мрамор, а на западной стене входной проём фланкируют две подчёркнуто монументальные фигуры стоящих ангелов с раскрытыми книгами в руках. Изображения заключены в строгие арочные рамы. При общем сходстве простых одежд, фигур и поз, ангелы наделены существенными физиогномическими и цветовыми различиями. Ангел на северной стороне имеет тёмно-каштановые волосы, голубые глаза, нежно-голубой орарь и несколько более холодное и бесстрастное выражение, чем южный светло-русый ангел с серыми глазами и розовым орарём. Свод трапезной занимают четыре большие композиции, из которых южная остаётся под поздней побелкой. Они объединёны узкими гризайльными рамами, сплетёнными в центре вокруг круглого медальона с крестом. С западной стороны написан сюжет «Христос и грешница», с северной – «Благословение детей», с восточной, возможно, «Отослание апостолов на проповедь». На южном, северном и западном лотках свода в нижней части написаны полуфигуры святых в медальонах на золотом фоне. Среди них преобладают изображения князей и царей: Александра Невского, равноапостольных Владимира и Ольги (с юга), царицы Феодоры (с севера). Особенно хорошо сохранился образ равноапостольной Нины Иверской (с запада).
http://svodokn.ru/object/107864568?open=true