Существующая в этом селе каменная Богоявленская церковь с приделом во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова была построена в 1673 году. В 1873 году в ней был устроен новый иконостас. В 1877 году Богословский придел был распространён. Существовал в Борках в начале XV века (1410-1420 гг.) Богоявленский монастырь и в списке сотной грамоты 1557 г он назывался Царевым и Великого князя Ивана Васильевича Грозного, где и упоминается в нем Богоявленская церковь. В 1576 году Булгак Андреев сын Корокодымова передал в Боявленский монастырь свою вотчину и деревню Андреевскую со всеми угодьями. В 1619 году монастырь тоже был разграблен и подвергся разгрому от нашествия черкасов и надолго остался в запустении. В 1681 году монастырь был приписан к Новоиерусалимскому монастырю (в Подмосковье) видимо для оказания помощи по восстановлению. Но в марте 1684 года снова возвращен в Рязанскую епархию. И, наконец, в 1796 году монастырь был упразднен, а монастырская церковь была обращена в кладбищенскую приходскую, которая и существует до сего времени. Последний настоятель монастыря был архимандрит Мисаил. Памятником древности оставался в храме его игуменский жезл. Этот храм был заново отстроен каменным в 1673 году в честь Богоявления Господня с приделом Иоанна Богослова.
В строительстве храма большую помощь оказала семья бояр Нарышкиных, в частности Наталья Нарышкина, мать Петра I, имение которых находилось в Михайловском районе. Нарышкины заказали в Москве новые колокола, церковную утварь, иконы, а в городе Туле была заказана красивейшая церковная ограда, так что храм стал один из богатейших в городе Рязани. В 1873 году был устроен новый иконостас, а в 1877 году был реконструирован придел Иоанна Богослова. В 1880 году в нем вместо древнего поставлен новый иконостас и последним служителем храма был отец Иоанн. В середине 1930 года прошлого столетия богоборческая власть вместе с местными погромщиками не пощадили и этот древний величайший исторический храм-памятник, подвергли его варварскому глумлению и разрушению. Была полностью уничтожена колокольня с колоколами, вырвали красивейшую ограду, которая являлась произведением искусств, вывезли ее на колхозный двор, где она и погибла. Растаскивали, уничтожали, жгли архивы, книги, церковную утварь, древнейшие иконы, которые не имеют цены.
После многочисленных обращений и ходатайств местных жителей 17 января 2003 года Богоявленский храм был передан Рязанской епархии как подворье Свято-Троицкого мужского монастыря. Великое освящение в честь Богоявления Господня и святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и первую Божественную Литургию совершил митрополит Рязанский и Касимовский Симон 2 февраля 2003 года. В 2004 году Богоявленская церковь была преобразована в самостоятельный приход. С марта 2005 года настоятелем назначен священник Сергий Лазарев, продолжающий там служение в настоящее время. Многое удалось сделать в благоукрашении и ремонте храма, но еще огромный объем работ предстоит в будущем, самое главное — восстановление разрушенного придела. В престольный праздник Крещения Господня стало традицией совершать крестный ход и великое освящение воды на близлежащем озере Трубеж (в народе называемом Святое озеро), а после все желающие купаются в Иордани.
Источник: http://www.ryazeparh.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=115:2010-01-04-11-52-16&catid=36:2010-01-04-11-05-01&Itemid=8
С. Борки, церковь Богоявленская (ряз. у.).
С. Борки находится в 4 в. oт Рязани на песчаных холмах и разделяется низиною на две части: собственно Борки в Бор. В старину оно принадлежало к вотчине рязанскаго архиерейского дома Некогда там существовал Богоявленский мужской монастырь. На¬родное предание относит основание его ко времени Олега, князя рязанскаго; в начале XV в. он несомненно существовал; упразднен с введением штатов при Екатерине II. Тогда монастыр¬ская церковь была обращена в приходскую. Ныне существующая в с. Борках каменная церковь построена в 1673 г. при игумене Иринархе, как видно из надписи, высеченной на камне в её стене; в 1680 г. при нем же построена каменная колокольня, как видно из надписи, высеченной на её стене. С северной стороны к церкви пристроен теплый придел, неизвестно когда именно, но вероятно после построения самой церкви; впоследствии в 1786 г. он быль возобновлен.
По всей вероятности, также после построения церкви к ней были приделаны особый вход и крыльцо, простирающееся почти во всю длину южной её стены. Церковь выложена из кирпича; цоколь её был прежде облицован белым камнем но со-временем камень выпал и заменен кирпичем. Форма церкви квадратная; алтарь с тремя полукружиями, кровля на церкви железная, но за 60 лет тому назад, как говорят, была тесовая: на ней одна глава над кирпичным фонарем; но за 60 лет тому назад как говорят, было 5 глав. Окна узкие с дугообразными перемычками в алтаре в один, а в самом храме в 2 света. Входные двери: с южной стороны с вышеупомянутого крыльца, с западной — из особого вышеупомянутого входа, с северной в теплый придел — из того же входа; в этот последний входные двери сделаны с южной стороны. Придел соединен с церковью дверью в северной стене её. Главный алтарь разделен на три части, соединенные арками, и каждая из них имеет особый свод; под алтарем устроено нечто вроде подвала с деревянной дверью. От средней части церкви алтарь отделен стеною с тремя пролетами для дверей. Стены алтаря расписаны живописью; на стенах настоящей церкви, повидимому некогда также были изображения, но закрашены. Пол в церкви – из белого камня; но за 30 лет тому назад был деревянный. Главный престол освящен во имя Богоявления Господня, придельный во имя св. Иоанна Богослова. Над главным престолом устроена полотняная сень с живописным изобряжением тайной вечери и резными деревянными изображениями 4 ангелов — по углам, Воскресения Христова — на верху и Господа Саваофа с двумя херувимами — на передней стороне. Иконостасы устроены новые — в настоящей церкви 1873 года, а в придельной 1880 года.
Колокольня отстоит в 20 саж. от церкви. Она четырехугольная в 4 яруса; с восточной стороны для подпоры к ней пристроен контрофорс. В нижнем ярусе устроены св. ворота: во втором помещается особая палатка со сводами и небольшими окнами; третий ярус, восьмигранный с 8 пролетами, назначен для колоколов: четвертый ярус образует пирамидальный восьмигранный верх, в котором находится 10 узких окон в два света. К колокольне, вероятно позже её построения, приделан двухъярусный вход в первом яpycе которого устроены меньшие проходные ворота и каменная лестница на колокольню, во втором же — палатка с одним окном. Кроме церкви недавно устроена деревянная ограда взамен подобной же.
Из церковных принадлежностей заслуживают внимания по своей древности: колокол с надписью: «лета 7144 (1636) в дом Тождеству Христову да Николе Чудотворцу на Рязань в село Бештвино, священник Палиехт приложил по своих родителей и по своей души колокол весом полсемь пуда, 60 гривенок»; серебряное кадило 1681 г. с насечкою о «построении» его для монастыря при игумене Иринархе; напрестольное евангелие, печатаное в 7186 году, в серебряном окладе 1679 г.. приобретенное тем же игуменом для монастыря. Из церковных документов сохраняются: благословенная грамота на освящение придела в 1786 г., метрические книги с 1800 г., приходо-расходные разных годов — старинные без обозначения годов.
В прежнее время причт с. Борок состоял то из 4, то из 5 лиц: в настоящее время состоит из священника, дьякона, псаломщика и сверхштатного дьячка. Средствами содержания причта служит доход от требоисправления и луговая земля в количестве 16 дес. Приход состоит из одного села Борок. Число прихожан в 1890 г. простиралось до 1045 д. муж. п. и 1120 ж, п. Под влиянием близости города среди них развились извозный промысел и молочная торговля. Благодаря школе (первоначально церковно-приходской, впоследствии обращенной в земскую) число грамотных между ними значительно. Материалы для Историко-статистического описания церквей и приходов Рязанской епархии
11 февраля 2023г. было совершено освящение придела в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Чин освящения и Божественную литургию совершил митрополит Рязанский и Михайловский Марк.
http://ryazeparh.ru/index.php/eparh/nash-arkhipastyr/11930-osvyashchen-bogoslovskij-pridel-khrama-bogoyavleniya-gospodnya-v-borkakh