Главный храм города Рузы был освящён во имя великого православного праздника Воскресения Христова. Историки датируют постройку 1714-1721 гг. От древнего здания сохранился только бесстолпный четверик с трёхчастной пониженной апсидой. Во второй половине XIX столетия собору придали новый облик, к нему пристроили двухпридельную трапезную и колокольню. Всё здание приобрело черты ложнорусского стиля.
В 1937 г. Воскресенский собор был закрыт. Ещё перед закрытием в довоенное время были разобраны венчавшие храм главы и колокольня. Священник А.И. Воскресенский был репрессирован. В 1941-1942 гг. гитлеровцы превратили собор в опорный огневой пункт. Церковь сильно пострадала от обстрела.
Сегодня Воскресенский собор восстановлен (от колокольни уцелел только первый ярус), в его стенах разместилось светское учреждение. Вблизи находится часовня, где в начале XIX века проводились массовые захоронения ружан от «морового» поветрия.
Городской собор Воскресения Христова стоял в Рузе издревле. В начале XVII в. он уничтожен, вероятно от Литовского разорения. Писцовые книги за 1628 г. сообщают: «в Рузе внутри города была соборная церковь Воскресения Христова, а ныне место церковное пусто». В клировой ведомости Воскресенской соборной церкви г. Рузы за 1916 г. сказано, что церковь построена в 1721 г. тщанием прихожан и вкладчиков. Для построения сей церкви на месте бывшей Никольской дана была по указу государя Петра Алексеевича благословенная грамота попу Петру Саввину из Духовного приказа 27 марта 1713 г.
Престолов в ней было три: главный во имя Воскресения Христова, в приделах во имя Тихвинской иконы Божией Матери, устроен в 1839 г. (согласно метрике 1887 г. — в 1837 г.), и во имя Св. Николая Чудотворца, устроен в 1717 г. и переустроен в 1847 (1849) г. Строитель собора, никольский поп Пётр Саввин в январе 1721 г. обратился с прошением об освящении храма и просил поручить это Воскресенского на Истре монастыря архимандриту Антонию. В 1734 году протопоп Петр Саввин умер и 1736 года июля 16 дня был выдан указ из Московского Синодального правления канцелярии новопроизведенному города Рузы соборной Воскресенской церкви протопопу Ивану Федорову, который июня 19 дня посвящен в протопопы … велено ему … содержать себя благочинно и в соборной церкви всякую утварь хранить в целости… В первой половине XIX в. у церкви появились колокольня, перестроенная затем после 1858 г. При храме были часовня и богадельня. Приход собора, кроме г. Рузы, составляли деревни: Таболова, Ракитина, Лукина-Троица, Румянцева, Старо-Теряева, Ново-Теряева, Ахлебихина, Варлыгина.
В советское время (около 1925 г.) собор был закрыт, колокольня разобрана вместе с главками. Сейчас храм находится в полуразрушенном состоянии. Помещение храма занято детской спортивной школой.
25 декабря 2009 года Воскресенский собор был передан Церкви. Первую литургию 9 июля 2010 г. в праздник Тихвинской иконы Божией Матери совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.
Информация с сайта http://ruzago.ru/resurrection_cathedral_ruza.html
Собор Воскресения по адресу: г.Руза, пл.Партизан, 21, является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327, Приложение № 2).
Кирилл Аминов, 3 апреля 2015 г.
Соборная церковь Воскресения Христова, построенная издревле, в начале XVII в. была уничтожена, вероятно, от Литовского разорения, ибо в писцовых дозорных книгах 1628 г. написано: « В Рузе внутри города была соборная церковь Воскресения Христова, а ныне место пусто…».
В городе Рузе в начале XVII существовала церковь Николая чудотворца, когда и кем она была первоначально построена – сведений нет. Церковь Николая чудотворца числилась соборною до построения вновь соборной Воскресенской церкви.
В делах Патриаршего Казенного Приказа за 1712 г. находим прошение вкладчиков прихожан Николаевской церкви в гор. Рузе Герасима Плещеева, Никифора Бердяева, князя Ивана Борятинского, дьяка Андрея Киреева, подьячего поместного приказа Леонтия Самойлова, подьячего Правительствующего сената Федора Самойлова, подьячего главной военной канцелярии Василия Пояркова и посадских людей, поданное в Патриарший Казенный Приказ в феврале 1712 г. следующего содержания: «…была в городе Рузе соборная церковь Воскресения Христова, а ныне в городе соборной церкви нет, да в городе Рузе церковь приходская Николая чудотворца деревянная ветха, и города Рузы и всяких разных чинов люди вкладчики обещали вновь ту соборную церковь Воскресения Христова построить каменную, да в приделе к той соборной церкви приходскую церковь Николая чудотворца теплую, и просили, чтоб те соборную церковь Воскресения Христова и в приделе Николая чудотворца дозволить им построить вновь каменную близ торгу, на погосте Николая чудотворца…».
Для построения соборной, «вместо ветхой Николаевской», по челобитью гор. Рузы церкви Николая чудотворца попа Петра Саввина, 1713 г. 27 марта выдан указ из Духовного Приказа «сбирать в новую каменную церковь на Москве и в городах без образа и записывать в сборную книгу…». Соборная церковь построена в 1721 г., а придел во имя Николая чудотворца при соборной церкви построен и освящен в 1717 г.
В 1722 г. на пропитание к собору протопопу с братией написано издревле протопоповские, поповские, протодиаконские и диаконские места и сторожевые огороды, 6 отхожих пустошей, в них 141 четверть в поле, да сена 95 копен, а к приходской церкви Николая чудотворца по переписным книгам 1678 г. посадских приходских 64 двора, уездных 36 дворов, а всего 100 дворов, и кормится протопоп с диаконами и с церковниками вышеуказанной огородною землею и пустошами. Служба в соборной церкви Воскресения Христова и в приделе Николая чудотворца бывает временная для того, что протопоп у того собора и приходской церкви Николая чудотворца один.
В 1734 г. протопоп Петр Саввин умер, и 1736 г. 16 июля был выдан «указ из Московского Синодального Правления канцелярии новопроизведенному гор. Рузы соборной Воскресенской церкви протопопу Ивану Федорову, который 19 июня по прошению гор. Рузы показанного собора прихожан и вкладчиков майора Тимофея Суходольского с товарищи посвящен в протопопы, велено ему, будучи в том соборе, содержать себя благочинно и в соборной церкви всякую утварь хранить в целости; к продовольствию иметь земли и угодья и всякий доход получать так, как прежний протопоп имел и получал…».
В. Холмогоров, диакон Г. Холмогоров «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии», выпуск 1. Типография Л.О. Снегирева, Москва, 1881 г.