Русское трехречье

Трехречье – русская национальная волость в приграничном Китае
Общеизвестно, что район северо-востока Китая в судьбе русского народа сыграл особую роль, став пристанищем для многих сотен тысяч россиян, волею судьбы оказавшихся вне своей исторической родины. По данным официальной статистики КНР, численность русского меньшинства в стране не превышает 13 тысяч человек. Сразу оговоримся: имеются в виду русские, укоренившиеся в Китае, то есть граждане КНР, проживающие относительно компактно и имеющие признаки национального меньшинства. Речь не идет ни о перебравшихся в КНР в последние годы россиянах, занимающихся бизнесом, ни о десятках тысяч наших эмигрантов, осевших в 20–30-х годах прошлого века в легендарных «русском» Шанхае и «русском» Харбине.
Сегодня русское меньшинство в Китае проживает в основном в двух регионах, одним из них является Трехречье. Трехречьем называется территория Северной Маньчжурии, между тремя реками – Хаул, Дербул и Ган, правому притоку реки Аргуни, где традиционно жили и живут русские.
История этнокультурных процессов в Забайкалье и, в частности в восточной ее части чрезвычайно богата; нет в России региона, где бы сталкивались в одно время сразу четыре цивилизации, четыре типа культур. С XVIII по начало XX вв. на территории будущего Забайкальского края происходит интенсивное взаимовлияние таких самобытных цивилизаций как: православная, северная, буддийская монгольская, и китайская конфуцианская.
Взаимовлияние православной и китайской цивилизации интенсивно происходило в районе Трехречья, поэтому не случайно в научной литературе закрепилось понятие «Русское Трехречье», выражающее существование за границей особого мира русских людей со своим образом жизни и устоями. Любая колония русских эмигрантов – и трехреченские казаки тому подтверждение – всегда имела две главных русских достопримечательности: православную церковь и кладбище, и отличительной чертой русских людей, оказавшихся в изгнании, всегда было трепетное отношение к памяти усопших родственников.
В годы революции и Гражданской войны в России, в Трехречье устремились потоки беженцев, сюда отходили разгромленные части армий Белого движения. Население Трехречья выросло за счет беженцев из Сибири и Забайкалья в несколько десятков раз. Процесс адаптации проходил значительно легче, чем в других странах и регионах, так как русские эмигранты не ощущали себя чужаками, оказавшись в новой иноязычной среде.
Из-за отсутствия достоверных документальных источников трудно точно определить, когда в Трехречье появились первые русские поселенцы. Очевидно, первые зимовья и заимки появились там на рубеже XVIII и XIX веков. С уверенностью лишь можно сказать, что массовые поселения зафиксированы здесь в середине XIX века, в Трехречье они были связаны с хозяйственной деятельностью крестьян, так во второй половине XIX века здесь появились русские хутора, занимавшие практически пустующие земли. К началу ХХ века русские составляли в этом районе 90% местного населения.
Первое массовое появление русских здесь было связано с началом строительства Китайской Восточной железной дороги (КВЖД) в конце XIX века, связавшей русское Приморье (Владивосток) с Забайкальем (Читой). В ту пору эта полоса вдоль железной дороги приняла тысячи русских семей, осевших в пристанционных поселках и начавших освоение прежде совершенно пустынного края. Грянувшая в начале XX века русско-японская война, а затем исход беженцев из России в гражданскую войну сформировали на территории Маньчжурии диаспору российской эмиграции, насчитывавшую несколько сот тысяч человек.
В результате бурных социальных процессов первой половины XX века, русское население в Китае сосредоточилось не только в Маньчжурии, но также в Шанхае, Тяньцзине, Циндао, однако в количественном отношении оно уступало северо-восточным районам.
Расселившись, в основном, вдоль линии КВЖД, русское тяготело к городам Харбину и Хайлару, а также сформировало девять отдельных районов с преобладающим русским населением. Из них Трехречье выделялось не только потому, что там было сосредоточено больше русского населения и было больше деревень, но самим укладом жизни оно представлялось, как сохранившийся до августа 1945 г. обособленный район забайкальского казачества.
Географически этот район вписывается в бассейн трех правобережных притоков Аргуни – Гана, Дербула и Хаула, от которых он получил свое собственное имя, и его естественными границами являются с северо-запада – пограничная река Аргунь, с севера и востока – водораздельные хребты отрогов Большого Хингана, с которых берут начало Хаул, Дербул и Ган со своими притоками, с запада и юга граница проходит по водораздельному хребту между Ганом и притоком Аргуни Мергелом.
По материалам, собираемым на протяжении десятилетий, главным образом в устных опросах старожилов, писатель и этнограф А.М. Кайгородов, выросший в трехреченской деревне Дубовая, сумел установить даты основания и имена первых поселенцев почти всех деревень Трехречья. Все они были основаны в период с 1880 г до середины 1920-х годов. Он установил, что первые русские заимки по Хаулу ближайшей к Аргуни реке, появились в 1870 г., и постепенно они разрастались в хутора и маленькие деревни.

Приток населения на реку Хаул усилился с началом революции и гражданской войны в России, для этого нужно было переправиться через Аргунь и преодолеть небольшой хребет. Население этого района увеличилось в десятки раз, но и до Хаула добрались «красные партизаны», в первую очередь – карательные отряды Степана Толстокулакова. Его кровавые рейды заставили население сниматься с уже обжитого места и уходить дальше от границы. Так пошло заселение долин Дербула и Гана и их междуречья, Хаул опустел, русские боялись здесь селиться, остались лишь китайцы, у большинства которых жены были русскими.

Начало коллективизации и большевистский террор 30-х годов сделали этот период годами массового притока русских, главным образом забайкальских казаков, в Маньчжурию, в том числе и Трехречье. Казаки бросали родные станицы и поселки и массами уходили за Аргунь, в то время возникли и разрослись многие деревни, как правило, вокруг существовавших издавна заимок и охотничьих избушек. Благодаря казачьему укладу жизни, основанному на принципах общинного землепользования, трудолюбия, взаимовыручки и поддержки, не будучи обременен тяжестью налогов, край этот очень быстро расцвел и обеспечил людям высокий достаток.

После ухода в Маньчжурию атаман Г.М Семенов организовал управление русскими поселениями, сформировав 18 казачьих станиц, объединивших 65 поселков и население всего Трехречья, было сведено в Трехреченскую станицу с центром в поселке Драгоценка. В жизни трехреченцев сохранялись традиционные уклад и культура. Во многих деревнях были построены православные храмы (в том числе и старообрядческие), возле каждой деревни со временем образовались кладбища-погосты. Мирная жизнь русской эмиграции в Китае продолжалась до 1945 года. К этому времени Трехречье переживало расцвет, вокруг заимок первопоселенцев выросли 19 полнокровных деревень с практически стопроцентно русским населением, русским казачьим укладом жизни, традициями, нравами, обычаями: Драгоценка, Дубовая, Ключевая, Тулунтуй, Караганы, Попирай, Щучье, Покровка, Верх-Кули, Усть-Кули, Лабдарин, Чилотуй, Светлый Колуй, Барджакон, Лапцагор, Верх-Урга, Усть-Урга, Ширфовая и Нармакчи. Общее население всех 19 деревень Трехречья в момент на 1945 год составляло ориентировочно 20–25 тыс. человек. В дальнейшем численность русского населения Трехречья уменьшается, а доля китайцев увеличивается; одни поселки приходят в полный упадок и исчезают, другие же появляются на новых местах.
В природно-географическом отношении Трехречье достаточно четко разделяется на три зоны: степную, лесостепную и лесную. Такое деление и обусловило основной вид занятий для каждой зоны, среди которых определяющими были, соответственно, скотоводство, хлебопашество и таежный промысел.
В историко-экономической жизни русского Трехречья можно обозначить 8 периодов, через которые прошли его расцвет и угасание: период первых заимок, становления, японская оккупация, война 1945 года, первое раскулачивание, депортация, второе раскулачивание и упадок.

Первый удар, от которого Трехречье не смогло уже оправиться, был нанесен ему в августе 1945 года. Удар русскому Трехречью был нанесен вторым эшелоном войск НКВД: громадное количество скота и иной собственности было реквизировано, и, главное, была арестована и депортирована в ГУЛАГ примерно четвертая часть мужского населения.
Второй удар нанесен осенью 1949 года, когда был собран и обработан отменный урожай. По тайной инициативе советского консульства было проведено раскулачивание и организация колхозов, что привело к массовой гибели скота и общему упадку. Однако по инициативе китайских властей весной 1950 года было приказано все, что осталось, вернуть прежним хозяевам. Тем не менее, общая политика китайцев, вероятно, по высшему межгосударственному соглашению с СССР, неуклонно шла к депортации русского населения из Маньчжурии. И эта депортация началась в 1954 году под видом репатриации на освоение новых земель.
Оставшиеся после депортации основного населения Трехречья примерно 3 тыс. человек в 1959 году подверглись еще одному раскулачиванию, на этот раз – китайскому. Но уже через несколько лет хозяйства казаков снова начали возрождаться.

С 1962 года китайские власти стали выпускать русских из Трехречья в Австралию, Бразилию, Боливию, Парагвай, Аргентину. Большинство из них уехало в Австралию (80% – 225 семей), но некоторые казаки держались своих родных мест, хотя уже были уничтожены православные храмы, распаханы китайцами русские кладбища, а бревенчатые избы покинутых поселков заселены южанами-китайцами, неспособными, ни к скотоводству, ни к земледелию в этих суровых для них условиях. Последние трехреченцы, дожив до начала 70-х годов в родных поселках (Дубовой, Усть-Урге, Покровке, Верх-Кулях), все-таки выехали в Казахстан.
В настоящее время на этой территории существует специальная административная единица – Русская национальная волость. Она входит в состав городского уезда Аргунь-Юци (Эргуна) округа Хулун-Буир Автономного района Внутренняя Монголия. Центр волости – село Шивэй расположен на берегу реки Аргунь, напротив российского села Олочи. Всего в волости проживает 4072 жителя, из них русских – 1774 человека, еще 694 русских проживает на остальной территории уезда.
Трехреченцы сегодня – это потомки от браков русских с китайцами. Современное состояние деревень свидетельствует о том, что русская идентичность существует и сохраняется за счет православия и традиционного хозяйства. Некоторые деревни имеют русский облик с китайскими чертами и население в русских деревнях живет более богато, чем в китайских. Старшее поколение еще говорит по-русски, но для их внуков и детей родным является китайский язык.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?