«Русский стиль» в текстильных изделиях.
Коллекция текстильных изделий в «русском стиле» Всероссийского музея декоративного искусства включает в себя редкие работы известных авторов; образцы текстильной промышленности, созданные по эскизам профессиональных художников; а также утилитарные вещи, изготовленные в небольших мастерских или в домашних условиях.
К числу уникальных авторских произведений относится гобелен «Царь-Салтан». Гобелен является единственным известным на сегодняшний день текстильным произведением, созданным по эскизу М.А. Врубеля. Предположительно, он мог быть заказан для интерьера одного из московских домов Морозовых. В нижней части гобелена выткана надпись: «ЦАРЬ САЛТАНЪ ПО ЭСКИЗУ М.ВРУБЕЛЯ Т-ВО СПАСО-СЬТУНСКОЙ М-РЫ КОВРОВЫХЪ ИЗДЬЛIЙ МОСКВА 1903».
В «русском стиле» выполнены изделия мастерской известного русского художника-прикладника и руководителя мастерскими в Талашкино — А.П. Зиновьева. Это большая восьмиугольная скатерть с широким расшитым бортом с изображением фантастических птиц; трехчастный занавес со сказочными персонажами и заготовка для декоративной подушки с типичной для народного искусства геральдической композицией в виде двух белок, склонившихся над цветущим древом.
Примерами национально-романтического направления в массовом производстве являются образцы парчи знаменитой шелкоткацкой фабрики Оловянишниковых — «Поставщика Двора Его Императорского Величества», а также образец декоративного сатина с набивным рисунком, созданный на не менее известной Куваевской фабрике в г. Иваново-Вознесенске (художник Я. Вейер). Композиция образца сатина частично повторяет изысканную иллюстрацию И. Я. Билибина на тему сказки «Перышко Финиста Ясна-Сокола» из сборника «Народных русских сказок» А. Н. Афанасьева.
В «русском стиле» оформлен передник-запон — деталь дамского городского костюма. Как правило, подобные костюмы состояли из юбки, кофты и передника. Их шили из полос красной и синей хлопчатобумажной ткани, дополняли коклюшечным кружевом и самостоятельно украшали многоярусной вышивкой «крестом» — самой незатейливой и чуть грубоватой. Схемы для орнаментов в «русском вкусе» распространялись парфюмерной промышленностью (фабрика Брокара вкладывала схемы вышивки в упаковки с парфюмерными наборами). Яркие и легкие костюмы напоминали национальные лишь обильным декором. Их носили преимущественно за городом, поэтому их еще называют «дачными».
Небольшая коллекция текстиля в «русском стиле» Всероссийского музея декоративного музея в полной мере отражает разные направления в стилизации национальных узоров при оформлении русских тканей начала ХХ века.
Подробнее о коллекции русского стиля Всероссийского музея декоративного искусства: «Русский стиль. Путь к национальной идентичности. Из собрания Всероссийского музея декоративного искусства». (Издание выйдет в свет осенью 2023 г. Издательство ООО «Кучково поле Музеон». В рамках издательской программы Правительства Москвы).
#decorativeartmuseum
#damuseum