Русский стиль в архитектуре #набат_образовательный
Российская Империя начиналась как довольно европеизированное государство. При Петре I, несмотря на многочисленные завоевания и реформы, Россия отчасти потеряла свой дух и свою идентичность. В моде, в том числе и в архитектуре, было всё европейское.
Во второй четверти XIX века, при императоре Николае I, ситуация начинает меняться. Россия начинает задумываться о своих корнях, впервые появляется русская национальная идеология (триада православие-самодержавие-народность). Появляется русско-византийский стиль, воплотителем которого стал Константин Тон, появляются крупные храмы с шатровыми завершениями (большинство из которых, впрочем, было разрушено в советские годы).
При Александре II в русском зодчестве появляется всё больше национальных мотивов. Но всё же по-настоящему русский стиль расцветает при императоре Александре III и особенно при Николае II.
Так что же такое русский стиль? Русский стиль — это переосмысление русских традиционных национальных мотивов в архитектуре XV-XVII веков при одновременном применении новых технологий и инженерных достижений, позволивших строить более крупные и технологически сложные строения. Появились технологии, позволявшие строить многоэтажные дома, общественные здания и крупные храмы с каменными перекрытиями, применяя современные материалы, но используя древнерусские мотивы, такие как кокошники, шатры (очень распространены в храмовом зодчестве), закомары, открытую кирпичную кладку, отделку изразцовой плиткой и многие другие элементы. По сути, это исконная русская архитектура, её новое прочтение. Если вы видите «пузатые» колонны, низкие сводчатые потолки, узкие окна-бойницы, теремообразные кровли, фрески с растительными элементами, многоцветные изразцы, то перед вами именно русский стиль. Одним из пионеров русского стиля был архитектор А. М. Горностаев. Его авторству принадлежит крупнейший православный храм в Северной Европе — Успенский собор в Хельсинки.
Русский стиль разнообразен, и в нём выделяют много течений. Выделяют собственно русский стиль, который наследует лучшим образцам русского узорочья XVI-XVII веков, и неорусский стиль, который ориентировался уже больше на домонгольское русское зодчество Пскова и Новгорода. Примером русского стиля может служить Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге, дом купца Игумнова в Москве или здание исторического музея (ГИМ). Русский стиль активно входит в моду с 1880-х годов и отличается богатым декором и пышностью, яркостью. В русском стиле работали архитекторы Николай Никонов, Александр Померанцев, Владимир Шервуд и другие зодчие.
В противовес ярким теремкам русского стиля в конце 1900-х – начале 1910-х в моду входит неорусский стиль. В поисках монументальной простоты архитекторы обратились к древним памятникам Новгорода и Пскова и к традициям зодчества русского Севера. Неорусский стиль стоит ближе к модерну, чем к историзму, и этим отличается от русского стиля в его традиционном понимании. Для модерна характерен радикальный разрыв с классикой, отказ от соразмерности частей, высокая степень пластичности образов, практически вылепленность.
Примерами неорусского стиля могут служить Ярославский вокзал в Москве, Покровский собор Марфо-Мариинской обители, храм Сергия Радонежского на Куликовом поле, Фёдоровский городок в Царском Селе и многие другие постройки. Этот стиль во многом был связан с высоким художественным вкусом лично Николая II. Крупнейшими представителями этого направления был Владимир Покровский (Ссудная казна в Москве, Государственный банк в Нижнем Новгороде, комплекс казарм в Царском Селе), Степан Кричинский (Федоровский городок в Царском селе, Феодоровский собор в Санкт-Петербурге, Николо-Мирликийская церковь там же), Владимир Максимов и другие.