Множество старинных русских слов в наши дни стремительно уходят из языка под натиском слов иностранных. Против некоторых же слов взялись бороться и те, кто казалось бы считают себя завзятыми знатоками русских обычаев и языка, но, как часто, увы, мы становимся свидетелем того, что такая неприязнь к определенному слову зависит только от прихоти отдельно взятого человека. Попало в подобную опалу и старинное красивое достойное русское слово «пляс».
Якобы не было такого слова, якобы слово это авторское, якобы было только слово «пляска» и «плясание». Так ли это? И справедливо ли это? Быть может прежде чем вычеркивать слово из языка, стоит обратиться к настоящим знатокам русского слова, какими были И.С.Тургенев, И.А.Бунин, М.Е.Салтыков-Щедрин?
Что удивительно — эти же люди не перестают называть русский наряд словом «костюм», «комплекс», ничуть не смущаясь тем, что крестьянские наряды никогда на Руси не называли такими чужеродными словами.
«― Ах, пожалуйста, избавь! Какой тут пляс? Ты лучше сядь.»
И. C. Тургенев. Отрывки из воспоминаний своих и чужих (1881)
«А отляжет сердце, примется целовать Зайца, а то и в пляс пустится.»
А. М. Ремизов. Зайчик Иваныч (1906)
«Тут пошёл такой в башенке пляс, хоть образа выноси из дому.»
А. М. Ремизов. Зайка (1905)
«Двести девок, сотня баб песню завели; высоко занесли да в пляс пошли. »
Б. В. Шергин. Изящные мастера (1930-1960)
«В камере поднял шум, апеллируя к талантам мима: изображал Вячеслава Иванова, Брюсова, Сологуба; прочел реферат: о Данте; пляс поднимал; посадил играть на гребенках рабочих, экспроприаторов; камера заплясала; стало досадно тюремному надзирателю: попросился смотреть на пляс; пустили; прошел слух: в камере номер такой-то сидит декадент и штуки чешет; просились о переводе в камеру.»
Андрей Белый. Начало века (1930)
«Сосед сказал ему, что этот пляс военный и сторожевой, для винных солдатов.
А он вдался в пляс и плясал, и потом кончился этот вечер, апреля 2-го числа 1725 года.
Кружится, вертится, сбил мундкоха с ног, всем женщинам на шлепы наступает, выпятил губы ― так вдался Ягужинский в пляс.»
Ю. Н. Тынянов. Восковая персона (1930)
«Отчаянный пляс и обворожительные улыбки трио Драфир не произвели никакого действия на передовые круги старгородского общества.»
Илья Ильф, Евгений Петров. Двенадцать стульев (1927)
«…засуетился обидчиво Филипп. ― Весь пляс рассыпал. Ваньчок вытаращил покраснелые глаза и впился в Филиппа. »
«Девки с серебряным смехом расступились и пошли в пляс.»
С. А. Есенин. Яр (1915)
«Слышу ― у своей пирует, танцы, пляс, пропивает наворованные денежки и мне грозит: я ее, говорит, все равно успокою, выжду, как пойдет куда-нибудь вечером, камнем убью.
И. А. Бунин. Хорошая жизнь (1911)
«Посередине просторной избы, среди тесной кучи зрителей, шел пляс.»
«Я вот ему своим рукам… Пляс приостановился. Толпа хлынула к открытым дверям, закрыв от моих глаз происходившую за ними сцену.»
В. Г. Короленко. Феодалы (1904)
«Каждый божий день гости у нее, чаи да сахары… пляс да песня… а вот умывальника купить себе не может!»
Максим Горький. Мещане (1901)
«Делом занимались все меньше: почти сразу начинался пляс, а уж после ужина что делалось ― беда!»
З.Н. Гиппиус. Победители (1898)
«Пляс был большой… и всякое дворянское благодушие.»
П.Д. Боборыкин. «Поумнел» (1890)
«После «моздовской» спели еще несколько песен, потом загремел бубен, затренькала балалайка, поднялся пляс.»
А. И. Эртель. Гарденины, их дворня, приверженцы и враги (1889)
«Только на вечеринках меланхолический «чижик» поднимал их в пляс, и тогда, с исступленными жестами и напряженным выражением лица, они отхватывали с жеманными девицами «кадрель».»
А.И. Эртель. Записки Степняка (1883)
«А вечером освещаются роскошные дворцовые залы, наезжают гости и идёт пляс весёлый до самой утренней зари.»
Л. А. Чарская. Меч королевы (1912)