Русский музей Санкт-Петербурга– сокровищница русской культуры, ее главное хранилище. В уютных просторных залах Михайловского дворца можно увидеть знаменитые полотна, которые мы помним с детства. В корпусе Бенуа собрано все лучшее, что создал талантливый народ России. В знаменитом Летнем саду прогуливался Евгений Онегин со своей няней. Михайловский замок хранит великолепную скульптуру и тайну гибели его создателя.
Дата основания в Санкт-Петербурге первого в России Государственного музея изобразительных искусств – 13 (24) апреля 1895 г. Указ об образовании «Русского Музея Императора Александра III» издал Николай II, однако инициатива принадлежит его отцу Александру III. Именно он хотел, чтобы уникальную русскую культуру оценил весь мир и специально для будущего музея начал скупать полотна передвижников. Непосредственно устройством музея его имени занимался великий князь Георгий Михайлович.
Музей решили разместить в Михайловском дворце, который идеально для него подходил. Архитектор Василий Свиньин начал перестраивать дворец, специально выкупленный казной для музея.
История музея
Главное здание Русского музея, Михайловский дворец, возвели в 1823 году по проекту Карла Ивановича Росси, снискавшего славу преобразователя улиц и площадей Санкт-Петербурга начала XIX века (он спроектировал Сенатскую площадь, Александринскую площадь с Александринским театром, Дворцовую площадь, Адмиралтейскую набережную). Он планировал не отдельные здания, а целые городские кварталы Санкт-Петербурга, превращая их в единое архитектурное пространство. Так и в этом случае – на заброшенном пустыре с остатками оранжерей и парников Михайловского замка он не только построил дворец, но и площадь перед ним, которая сейчас называется площадью Искусств. А также проложил две улицы – Михайловскую и Инженерную. Вся композиция соединялась с главной магистралью Санкт-Петербурга – Невским проспектом. С обратной стороны дворца на берегу Мойки он устроил сад, который продолжался Летним садом до самой набережной Невы.
Скульптуры на фасаде и внутренний декор дворца создали скульпторы Демут-Малиновский и Пименов.
Михайловский дворец был возведен специально для великого князя Михаила Павловича по завещанию его отца императора Павла I. Понимая, что младший сын никогда не станет править, Павел хотел ему хотя бы царской жизни и откладывал деньги на его будущее достойное жилище. Сам он его построить не успел – этим занялся старший брат Михаила Александр I.
Не факт! По одной из легенд некий монах предрек императору рождение сына и наказал назвать ребенка Михаилом и построить в его честь дворец.
Великий князь Михаил Павлович проживал во дворце с женой Еленой Павловной, покровительницей искусств, женщиной передовых взглядов, выступающей за отмену крепостного права. Именно благодаря ей в Санкт-Петербурге появилась Консерватория. Александр III выкупил дворец у ее потомков, подданных Германии.
Первоначально в новый музей поступили экспонаты из коллекций Эрмитажа, Академии художеств и знаменитых дворцов Санкт-Петербурга: Зимнего, Александровского, Гатчины и Царского Села, а также личная коллекция Александра III, куда входили работы В. И. Сурикова, В. Д. Поленова, Г. И. Семирадского. Собрания произведений русского искусства пожертвовали для музея княгиня Тенишева и князь Лобанов-Ростовский.
Русский музей — один из редких музеев, которому октябрьский переворот пошел на пользу. Коллекция музея существенно выросла за счет национализированных произведений искусства из церквей, храмов и дворцов Санкт-Петербурга. Про императора забыли, и музей стали называть просто «Русским музеем».
Спустя 2 года он дополнился корпусом Бенуа, который после войны объединили со зданием Михайловского дворца.
В Русском музее появился советский раздел, изучающий современное искусство.
В войну коллекция Русского музея практически не понесла потерь – благодаря мужеству и сноровке его работников, которые вовремя эвакуировали сокровища музея из смыкающегося блокадного кольца. Они сумели без повреждений упаковать даже такие огромные полотна как «Последний день Помпеи» Карла Брюллова и «Медный змий» Бруни. Более 7 тысяч картин Русского музея пережидало войну в Перми. Остальные шедевры укрыли в подвалах и хранилищах или зарыли рядом с музеем. Около 40 снарядов, упавших на территорию музея, повредили музейные корпуса, но драгоценные коллекции не пострадали.
Сегодня Русский музей Санкт-Петербурга состоит из нескольких зданий. Причем каждое их них уникально само по себе и содержит совершенно разные экспозиции. Основной корпус музея — Михайловский дворец и корпус Бенуа. Мраморный дворец, облицованный гранитом и мрамором, как будто специально создан для выставок современного искусства. Михайловский (Инженерный) замок, похожий на средневековую крепость, – памятник эпохе и трагической фигуре Павла I. В нем можно увидеть скульптуры 19-20 веков. Летний сад с летним дворцом Петра I, где гулял еще Пушкин, — памятник природы, облагороженной человеком. Домик Петра на другой стороне Невы рядом с Петропавловской крепостью тоже входит в музей. Строгановский дворец известен коллекциями нумизматики и редких минералов. И это тоже Русский музей.
Русский музей открыт миру – он ежегодно устраивает выставки в разных странах и континентах и даже имеет филиал в испанской Малаге. На его территории также проходит множество иностранных выставок. Кроме того, он занимается реставрацией и ведет научную деятельность. В библиотеке Русского музея – около 170 тысяч печатных изданий.
На настоящий момент коллекция Русского музея насчитывает около 400 тыс. произведений с IX по XX вв.
Коллекция Русского музея продолжает пополняться за счет безвозмездных даров от коллекционеров и закупок на международных аукционах антиквариата.
Михайловский дворец
Центральный вход в Русский музей охраняют статуи львов. Выдающееся произведение искусства – парадная лестница Михайловского дворца. Именно ее прежде всего видят посетители Русского музея.
Осмотр начинается с парадного вестибюля перед лестницей. Нумерация идет со второго этажа. Его галереи открывает Белоколонный зал в стиле ампир, сохранивший отделку со времен Росси. В зале экспонируется гарнитур из резного дерева с белым «французским лаком» и позолотой, с обивкой синим шелком, выполненной по рисункам Росси.
В залах 1-4, представляющих искусство Древней Руси, находятся работы знаменитого иконописца Андрея Рублева.
В залах 5-10 и 12, посвященных изобразительному искусству XVIII века, можно полюбоваться на портреты венценосных особ и знатных вельмож.
В залах 11 и 13-17 музея выставлены полотна замечательных художников начала XIX века: Карла Брюллова, Ивана Константиновича Айвазовского, Алексея Гавриловича Венецианова. Среди них знаменитый «Девятый вал» мариниста Айвазовского, лучше которого море никто не рисовал.
В центре зала Русского музея, посвященного Карлу Брюллову, расположено огромное полотно «Последний день Помпеи».
На 2-м этаже дворца расположилась российская живопись второй половины XIX века. В музее находятся масштабные исторические полотна Ильи Репина и Василия Сурикова. Среди шедевров Русского музея: «Гумно» Алексея Венецианова, «Взятие снежного городка» Василия Сурикова, «Бурлаки на Волге» Ильи Репина, «Христос и грешница» Василия Поленова, «Тайная встреча» Николая Ге, «Лунная ночь на Днепре» Архипа Куинджи. Также здесь можно полюбоваться на северную природу на картинах Ивана Шишкина. Из его картин в музее находятся «Корабельная роща», «Ручей в березовом лесу», «У берегов Финского залива», «Зима» и др. Кажется, нет ни одного известного русского художника XIX века, которого бы музей обошел вниманием. В его коллекции картины русской народной жизни Константина Маковского, великолепные портреты Валентина Серова, трогательные пейзажи Исаака Левитана, батальные и экзотические полотна Василия Верещагина и т.д.
Целый зал музея посвящен феерично красочному Борису Кустодиеву. Его пышные красавицы-купчихи смогут поправить даже самое плохое настроение. Великолепен также портрет Шаляпина.
Корпус Бенуа
Корпус Бенуа был построен в начале XX века архитектором Леонтием Николаевичем Бенуа, представителем дворянской семьи Бенуа, которая на протяжении двух столетий дала России множество известных художников и архитекторов. На 2-м этаже корпуса Бенуа можно получить полное представление о русской живописи XX века и основных ее направлениях. Тут находятся картины Дайнеки, Малевича, Врубеля. В залах советских художников проникаешься духом эпохи, сложной и противоречивой.
В Русском музее хранится большинство произведений русского художника, философа и общественного деятеля Николая Рериха. Недавно в корпусе Бенуа прошла выставка «Николай Рерих. В поисках Шамбалы». Но даже если вы на нее не попали, не огорчайтесь – Русский музей выпустил виртуальный тур по этой выставке в рамках проекта «Виртуальный Русский музей», основанного на современных компьютерных технологиях.
Флигель Росси
Флигель Росси Русского музея представляет собой собрание народно-прикладного творчества XVII-XX веков. Здесь есть все, чем гордится Россия: глиняная игрушка, поделки из дерева, соломы и бересты, хохлома, гжель, кружева и вышивка, резьба по дереву и кости, различные обереги. Все то, чем украшали свой нехитрый быт и одежду простые крестьяне в XIX веке.
Михайловский замок
В 1990-е в Русский музей вошел Михайловский замок, одно из самых мрачных и загадочных зданий Санкт-Петербурга, обросшее мифами и преданиями.
Он был построен по приказу Павла I в 1987-91 годах и представлял собой укрепленную крепость, окруженную водой. Император, провозгласивший себя Великим магистром Мальтийского Ордена, еще до восшествия на престол мечтал иметь свою неприступную цитадель, где можно было бы собирать мальтийских рыцарей. Путешествуя по Европе, он насмотрелся на лучшие образцы европейской архитектуры. Придя к власти, он прежде всего распорядился о строительстве своего дома-крепости. Причем место для него – Летний дворец Елизаветы Петровны, где когда-то ненавистная ему мать лишила власти его отца, он явно выбрал не случайно. Как и архитектора Василия Баженова, попавшего в опалу при Екатерине II. Однако после того, как обладавший независимым нравом Баженов позволил себе рискованное высказывание о замыслах царя, он был отстранен, и его место занял Бренна.
Помня судьбу отца, Павел страдал от мании преследования и в Эрмитаже чувствовал себя крайне неуютно. Поэтому свои жилища (в Гатчине и Санкт-Петербурге) он строил как крепости. Ров с водой, подъемный мост, пушки, часовые, военные укрепления, охрана были их обязательными атрибутами.
Здание по его настоянию возвели в рекордно короткие сроки. Для своего детища он не пожалел другие резиденции Санкт-Петербурга. Ради скорейшего получения строительных материалов пришлось пожертвовать несколькими постройками Царского села и целым дворцом в Пелле, со строительной площадки Исаакиевского собора позаимствовали мрамор, а в Таврическом дворце разобрали паркет.
Не факт! Видимо, чтобы оправдать такую спешку царь придумал такую историю. Караульному, который нес службу на месте, где потом вырос замок, явился Архангел Михаил и сообщил, что тут нужно возвести дворец.
Павел успел частично разместить здесь свою коллекцию — работы Рубенса, Греза, Тьеполо. Интерьеры здания украшал мрамор, оригинальные античные статуи, вазы из полудрагоценных камней, часы из бронзы, расшитыми золотом бархатные портьеры. Внешне его жилище напоминало средневековую крепость с мальтийской символикой. В облике здания смешались элементы классицизма и барокко, западноевропейской архитектуры и традиционного русского зодчества. Его обстановка выглядела несколько сумбурной, но богатой и полностью передавала характер его владельца. Даже стены, как гласит легенда, взбалмошный император приказал покрасить в цвет перчаток своей фаворитки Анны Лопухиной. Интересно, что эта легенда подтвердилась – при реставрации под привычным красным цветом обнаружился желто-розово-оранжевый.
Император так спешил покинуть Зимний, что въехал в новое здание, когда там еще штукатурка не обсохла, стояли облака из пара, а на стенах застыл лед.
Правда пушки, рвы и охрана его не спасли – он прожил в воплощении своей мечты всего 40 дней. Его убили заговорщики в собственной спальне. Говорят, что, предчувствуя судьбу, за несколько дней до гибели он сказал: «Чему быть, того не миновать». После его смерти Романовы забросили зловещую постройку. Они тоже стали его потихоньку разбирать на собственные нужды – по приказу Николая I из него вывозили мрамор на строительную площадку Нового Эрмитажа.
С 1819 году замок заняло Главное инженерное училище и его стали называть Инженерным. Здание перестроили, каналы засыпали, подъемные мосты убрали.
Не факт! По бывшему замку Павла бродит одно из самых известных привидений Санкт-Петербурга. Говорят, что это сам убитый император со свечой в руках. Более реалистичная версия — привидение придумали старшие кадеты Инженерного училища для устрашения младших. Там царила дедовщина.
В советские времена в здании замка помещалось Ленинградское военно-инженерное училище. В распоряжение Русского музея он переходил частями. 27 мая 2003 он торжественно открылся после генеральной реставрации. Из-под земли добыли даже часть Воскресенского канала и разводного моста. Сейчас здесь работают постоянные экспозиции, посвященные скульптуре XVIII века и истории Павла I.
Летний сад
Частью Русского музея с начала 2000-х стал и легендарный Летний сад, открывшийся в 2011 году после генеральной реставрации. Задуманный Петром I, он является самым известным городским садом Санкт-Петербурга. Император сам начертил его схему – как у регулярных западноевропейских парков. Над его осуществлением работали Матвеев, Трезини, Леблон, Растрелли. Дотошный император вник во все детали плана озеленения сада голландского садовника Яна Роозена и даже вносил в него правку. Уже при Петре I в саду проходили придворные церемониалы.
Тогда в нем можно было обнаружить пруд с островком, «Птичий двор» с голубятней и домиками для птиц, туннели из деревьев, фонтаны, скульптуры, цветники и таинственный грот. Внутри он представлял собой царство морского бога Нептуна, символизирующего царя Петра. Его позолоченная колесница возвышалась на горе, а под горой тосковал лев, символ Швеции (он изображен на ее гербе).
В Летнем саду Санкт-Петербурга находится дворец Петра I работы его любимого архитектора Трезини – сейчас тоже часть Русского музея.
В XIX веке сад вышел из моды – стали популярны романтичные пейзажные английские парки. Зато он стал излюбленным местом отдыха жителей Санкт-Петербурга. В эпоху Екатерины II он лишился многих своих скульптур (во время большого наводнения), но приобрел красивую ограду со стороны Невы с бронзовыми золочеными украшениями. По саду с достоинством передвигалась «приличная», хорошо одетая публика. Грот превратился в Кофейный домик. Рядом возвели Чайный домик. В 1855 г. на одной из площадок установили памятник И. А. Крылову работы Клодта.
Войну скульптуры провели под землей — из сада стреляли зенитки.
После войны сад опять стал любимым местом прогулок горожан и гостей Санкт-Петербурга.
Строгановский дворец
Построенный Растрелли в 1753-1756 гг. Строгановский дворец представляет собой один из лучших образцов русского барокко. На протяжении почти двух столетий крупные промышленники и меценаты Строгановы собирали в нем коллекции картин, монет и редких минералов. В 1917 в нем открыли музей старого быта, который вскоре был ликвидирован, и в прекрасном палаццо разместили советские учреждения. Его возрождение началось после того, как в 1988 году его передали Русскому музею. Он был целиком отреставрирован. Сейчас в его экспозиции представлены художественные произведения из фондов Русского музея, а также редкие образцы горных пород из знаменитой минералогической коллекции Строгановых.
В сентябре-ноябре 2012 -го Русский музей впервые демонстрирует 60 рисунков молодого графа Павла Строганова, который нарисовал их, путешествуя по Италии в 1839-1841 годах. Его авторство сотрудники музея установили только недавно.
Чтобы внимательно изучить залы основных корпусов Русского музея, нужно потратить не один день. Иначе вряд ли из всего этого великолепия что-то надолго останется в памяти. А чтобы пройтись по всем зданиям Русского музея, не хватит и месяца.