«РУССКИЙ МУЗЕЙ НА АМЕРИКАНСКОЙ ЗЕМЛЕ» (часть 1).
На северо-западе Вашингтона, на одном из холмов по адресу 4155 Linnean Avenue располагается поместье Hillwood (Хиллвуд), построенное в 20-е годы XX века одной из самых богатых женщин мира Marjorie Merriweather Post (Марджори Мэрривезер Пост). Стиль дома определить сложно. Здесь Франция XVIII века, переходит в георгианскую Англию, которая в свою очередь смешивается с модерном. Окружает всё это сад, которому старательно придают вид французского регулярного парка с уютными уголками садовой архитектуры Японии. С середины 1950-х годов Хиллвуд стал постоянным местом жительства для своей хозяйки до конца её дней. Сейчас это один из многих частных домов-музеев мира. Входной билет всего несколько лет назад стоил около 20 долларов. Но русскую речь там услышишь нечасто, русскоговорящих гидов нет вовсе. А в музее собраны уникальные бесценные предметы русского искусства. Впрочем всё можно купить в этом мире. А Хиллвуд — прекрасное доказательство того, что в определённые моменты истории цена становится очень низкой.
О Марджори Пост рассказывают как о женщине, для которой коллекционирование предметов русского искусства было страстным увлечением всей её жизни. Это не совсем так. Точнее совсем не так. Чтобы объяснить почему придётся начать рассказ с самой Марджори.
Эта дама никогда ни в чём не нуждалась. Она родилась 15 марта 1887 года и была единственным ребёнком Чарльза Уильяма Поста, владельца крупнейшей продуктовой компании Postum Cereals. Когда Марджори было 27 лет отец умер, оставив дочери в наследство около 250 миллионов долларов. Нужно отдать должное, она оказалась достойной преемницей своего отца. Не брезговавшая шикарными вечеринками, тратившая громадные суммы на драгоценности, Марджори не упускала из внимания компанию. С помощью, со свойственной ей деловой интуицией, подобранных управляющих умело вела фамильный бизнес, приумножая доход. В отличии от прочей «золотой молодёжи», действительно старательно училась экономике в Mount Vernon Seminary and College (сейчас университет Джорджа Вашингтона).
Потом наступило время замужеств. Не знаю были ли это браки по любви, но выгодные точно. В 1905 году (ещё при жизни отца) её мужем стал влиятельный банкир Edward Bennett Close, который помогал ей в ведении финансовых вопросов и прибыльных инвестициях. В 1920 году она поменяла одного финансиста на другого. Вторым мужем Марджори стал Edward Francis Hutton. Его фамилию она оставила даже после развода. В 1935 году третий брак с адвокатом и другом Франклина Рузвельта Джозефом Дэвисом, о котором далее и пойдёт речь. Был ещё четвёртый муж — бизнесмен Герберт Мэй, но это уже проходная фигура, чтобы не оставаться одной на склоне лет.
Итак, о Марджори Пост как о коллекционере. Правды ради нужно сказать, что покупала она предметы искусства и до знакомства с Дэвисом. Только вот круг её интересов вращался в основном вокруг исторических ювелирных изделий Франции (колье и диадема Императрицы Марии Луизы, подаренные ей Наполеоном), серьги Марии Антуанетты, кольцо с бриллиантом Голубое Сердце (30К) и,так любимое новой хозяйкой, изумрудно- бриллиантовое колье из коллекции Императорской семьи Мексики. «По мелочи» — севрский фарфор и мебель из дворцов европейских монархов. Но русского до поры до времени не было ничего. Отвлечёмся пока от Марджори Пост и поговорим о её незаурядном третьем муже.
Джозеф Дэвис (1876-1958) был выходцем из небогатой семьи ремесленника. Окончив университет, он стал специалистом в области права. В 1902 году женился. От брака родилось трое детей.
Со студенческих лет Дэвис был связан с Демократической партией. Активно участвовал в президентских избирательных кампаниях, в 1915-1918 гг. стал председателем Федеральной торговой комиссии, а во время Парижской мирной конференции 1919 года — консультантом президента Вильсона по экономическим вопросам. Впрочем, Дэвис тяготился государственной службой. Его считали слишком услужливым и поверхностным. Но, когда хотел, он умел произвести весьма благоприятное впечатление, особенно на тех людей, с которыми выгодно было сойтись поближе. Одним из таковых был заместитель министра военно-морского флота Франклин Делано Рузвельт. Он приложил все силы, чтобы завоевать его дружбу, и это ему удалось. Они играли в гольф, встречались вместе с женами на танцевальных вечеринках.
В 1920 году Дэвис организовал в Вашингтоне частное адвокатское бюро. Клиентами стали люди влиятельные и богатые. Гонорары Дэвиса доходили до 2-х миллионов долларов. В 1935 году он знакомится с Марджори Пост и делает всё возможное, чтобы добиться её благосклонности. Немедленно разводится с женой, практически бросает детей. И снова победа. Марджори выходит за него замуж.
В 1933 году президентом США стал Ф.Д.Рузвельт — представитель Демократической партии, выдвижению и избранию которого Дэвис способствовал по мере своих сил. Одним из приоритетов во внешней политике нового президента была нормализация отношений с СССР — с тем, чтобы попытаться обеспечить неблагоприятный для Германии баланс сил в Европе. Рузвельт нуждался в такой кандидатуре на пост посла в СССР, которая была бы связана не столько с дипломатическими службами США, сколько с ним самим. Кандидатура Джозефа Дэвиса, не являвшегося карьерным дипломатом, новичка во внешней политике и к тому же друга, оказалась для Рузвельта находкой.
Супруги прибыли в Москву 19 января 1937 года в разгар «большого террора». По прибытии Дэвис предпринял два начинания. Во-первых, он стал ежедневно посещать заседания суда, чтобы «прийти к собственным выводам». Во-вторых, вместе с супругой приступил к методичному иссследованию московских комиссионных магазинов, где стал скупать произведения искусства и старины. Взятые в совокупности, эти действия представляли собой легко вычислимый сигнал советской власти: каким образом можно обеспечить лояльность посла. Сигнал был воспринят и истолкован верно. Через несколько дней супруги Дэвис совершили очередной вояж в комиссионные магазины и распорядились привезти купленные ценности в посольство. Через несколько часов к резиденции подъехал автомобиль, в котором находился директор комиссионного магазина в окружении чинов НКВД. Послу были вручены покупки и разъяснено, что в магазине его «обманули» — на самом деле купленное было во много раз дешевле. Большую часть денег вернули.
Дэвис всячески стремился доказать, что он заслуживает дальнейшего поощрения. Касаясь приговора Радеку, Пятакову и другим, он писал в подробном рапорте 17 февраля 1937 года, что
«обвиняемые с ранней юности воспитывались в атмосфере конспирации против существующего строя», что на суде государственный обвинитель Вышинский вел себя спокойно и с «восхитительной умеренностью», что обвиняемые выглядели «хорошо накормленными и физически нормальными». «В некоторых случаях они вступали в спор по поводу отдельных фактов, но в целом подтверждали, что преступления, которые им инкриминировались, они действительно совершили».
Сокольников, бывший советский полпред в Лондоне и заместитель наркома иностранных дел, по словам посла, вел себя так, как будто он читал «беспристрастную лекцию о своем участии в конспиративных акциях и логично и ясно раскрыл причины, по которым он и его помощники вступили в заговор с Японией и Германией» совместно с Л.Д.Троцким.
Посол делал общий вывод о том, что в основном обвинения соответствовали действительности, заговор с целью свержения правительства СССР действительно был.
Попутно Дэвис рассыпался в комплиментах Сталину, которого он характеризовал как «человека простого, трудолюбивого, обладающего большой умственной силой, как организационного гения».
Такие же рапорты посол отсылал в июне 1937 года во время суда над М.Н.Тухачевским и другими высшими военными чинами (если, конечно, суд имел место) и в марте 1938 года (процесс над Н.И.Бухариным, А.И.Рыковым, Х.Г.Раковским). Все эти заседания Дэвис исправно посещал, игнорируя мнение своих сотрудников, высказывавших недовольство его позицией. Он продолжал выслуживаться перед Сталиным.
Из письма дочери Эллен: «Процесс показал все элементарные слабости и пороки человеческой природы — личное тщеславие самого худшего образца. Стали ясными нити заговора, который чуть было ни привел к свержению существующего правительства» (март 1938 года).
То же он повторял и во время кратких поездок в США. «Совершенно ясно, — заявил он на одном из выступлений в Государственном Департаменте, — что все эти процессы, чистки и ликвидации, которые в свое время казались такими суровыми и так шокировали весь мир, были частью энергичного и решительного усилия сталинского правительства предохранить себя не только от переворота изнутри, но и от нападения извне… Чистка навела порядок в стране и освободила ее от измены».
Полностью одобряя деятельность американского посла, советское правительство не скупилось на вознаграждения. Один за другим следовали подарки из фондов Третьяковской галереи, Киево-Печерской Лавры, Чудова монастыря. Кроме того, послу и его супруге давали возможность делать покупки художественных ценностей по бросовым ценам. Им удалось создать великолепную коллекцию картин И.К.Айвазовского, Д.Г.Левицкого и других замечательных художников, коллекции фарфора, керамики, художественного серебра. Коллекция же творений Карла Фаберже была настолько грандиозной, что в 1965 году университет штата Оклахома издал ее специальный каталог.
Летом 1938 года Рузвельт, наконец, прореагировал на недовольство Госдепартамента, сотрудников посольства, представителей других стран деятельностью Дэвиса и перевел его на малозаметный пост посла в Бельгии, а еще через два года отозвал в США, где ему были поручены второстепенные дела.
В 1942-ом году появилась книга бывшего посла Джозефа Дэвиса «Миссия в Москву», а в следующем году по этой книге был снят фильм того же названия. Сталин приказал закупить фильм, который заполнил все советские экраны, а солидный гонорар отправили благонадёжному для Советского Союза автору.
В мае 1945 года Дэвис — единственный из всех западных дипломатов за всю советскую историю — был награжден орденом Ленина. По случаю вручения награды посольство СССР в Вашингтоне устроило грандиозный прием.
Новый президент США Гарри Трумэн отправил 70-летнего Дэвиса в отставку. В 1955 году молодившаяся Марджори, которой было уже под семьдесят, обвинив теперь уже почти 80-летнего супруга в ревности и грубости, развелась с ним и отсудила почти все привезённые из России шедевры искусства.
Проходят по комнатам Хиллвуда экскурсионные группы и одиночные посетители, скользя равнодушным взглядом по намоленными веками иконам из древних русских монастырей, проходя мимо портретов, с изображёнными на них совершенно незнакомыми им людьми, слушая порой нелепые комментарии гидов, задерживаясь, с возгласом «Wow», около русских ювелирных шедевров, спрашивая настоящие ли это бриллианты и можно ли сейчас купить что-нибудь Фаберже. Что им до того, что в этой короне венчалась последняя русская императрица, что в бриллиантовых овалах портреты дочерей последнего русского царя. А над лестницей в холле с картин смотрят с укором такие знакомые лица. И невольно отводишь взгляд, потому что там «в русском музее на американской земле» часть России, а значит и часть тебя, которой, в отличии от тебя, никогда уже не суждено вернуться домой.