Попав в Русский музей в Петербурге, Михайловский дворец, легко сориентироваться с порядком осмотра. Залы пронумерованы и знакомят с творчеством русских художников практически в хронологическом порядке.
В зале 37 часто многолюдно. Здесь выставлены картины Архипа Ивановича Куинджи. Уже больше 100 лет он притягивает к себе внимание и почти никого не оставляет равнодушным.
Известный критик Э.Дюранти отзывался об А.И.Куинджи как об интересном русском живописце, у которого более других чувствуется оригинальная национальность.
Знакомство с историей художника проливает свет на его самобытность. Он рано осиротел и жил в нужде. Первые опыты с красками ставил окрашивая забор, подрабатывая на самое необходимое. Возможности путешествовать и знакомиться с творчеством европейских художников просто не имел.
На удачу Куинджи ездил к Айвазовскому в Крым, просился в ученики, но получил отказ. С третьего раза поступил в Академию художеств в Санкт-Петербурге, когда ему было уже за 20. Образование художника получил, научился рисовать картины как положено, заслужил уважение в профессиональных кругах.
И однажды состоялось судьбоносное знакомство, которое поставило с ног на голову всё творческое сообщество. Куинджи познакомился и подружился с Менделеевым. Друзья залипали над пробирками с пигментами. У Куинджи в руках оказались краски, которых тогда не было ни у кого!
Когда мастер представлял новые работы, публика бурлила. Рядом с шедеврами было всё: восхищение, зависть, обида. Были те, кто искал скрытую подсветку в стене.
Русский музей в Петербурге обладает самой большой коллекцией Куинджи. Часть шедевров находится на выездных выставках, с частью проводят работы по сохранению. И каждый раз, направляясь к залу 37 в Русском музее, поклонники творчества трепещут, что же там сейчас выставлено!?