Русский мир и русский меч. Полководцы, которые были истинными христианами
Война и заповеди Христовы — что может быть общего между этими понятиями?
Однако целый ряд примеров из отечественной истории заставляет задуматься, что русские полководцы, несмотря на жестокую профессию, могли оставаться истинными христианами и даже служить примером для других.
В одиночку отдал долги целой армии
Генерал Михаил Воронцов был удостоен хлёсткой и не вполне справедливой эпиграммы Пушкина. К сожалению, многие и впрямь помнят его по строкам: «Полумилорд, полукупец, полумудрец, полуневежда…» Гораздо реже вспоминают его реальные заслуги. А ведь один эпизод является почти идеальной иллюстрацией к молитве «Отче наш» — к тому моменту, где просят Бога простить все долги, подобно тому, как и молящийся прощает своим должникам.
Михаил Семёнович был начальником русского корпуса в Париже с 1815 по 1818 г. И он мог бы предъявить французам серьёзный счёт. Например, за мясорубку Смоленска, где получил удар штыком. За свой разграбленный московский дом. В конце концов, за Успенский собор Московского Кремля, превращённый французами в конюшню. Однако вышло так, что счёт предъявляли ему. Русские были выше того, чтобы грабить парижан, — мы расплачивались щедро. Правда, в том числе и долговыми расписками. Перед отъездом из Франции Михаил Воронцов навёл справки о долгах офицеров. Отпущенных казной средств на миллионные долги не хватило. Тогда генерал продал могилёвское имение Круглое, доставшееся ему от родной тётки княгини Екатерины Дашковой, и покрыл долги.
«На воды пусть посылают всякую сволочь!»
«С крестом священника я взял Измаил!» — эти слова знаменитого полководца Александра Суворова гораздо больше говорят о его религиозном чувстве, чем многочисленные свидетельства о том, как он соблюдал посты. Да и его завет «Молись Богу — от Него победа!» когда-то помнили не хуже, чем всем известное «Пуля — дура, штык — молодец».
Слова подтверждались делами. Награды раздавались только после благодарственного молебна. Это — на виду. Тайно же Александр Васильевич перед каждым праздником Пасхи жертвовал по 1000 рублей на выкуп должников из долговых тюрем. А на предложение лейб-медика Екатерины Великой Адама Вейкарда: «Для поправки здоровья вам необходимо отказаться от соблюдения постов и отправиться на минеральные воды в Карлсбад» — ответил: «Я хоть и фельдмаршал, а солдат, и другие солдаты с меня пример берут. Где ж это видано — пост не соблюдать? На воды же посылают здоровых богачей, прихрамывающих игроков, интриганов и всякую сволочь. Там пусть и купаются в грязи. А я истинно болен. И мне нужна, прежде всего, молитва, а потом деревенская изба, баня, каша и квас».
«Мы видели, как молятся русские!»
«Святой праведный воин» — в таком чине Русская православная церковь прославила адмирала Фёдора Ушакова. Даже в распоряжениях по флоту Ушаков постоянно брал равнение на церковные дела: «Моряк — как и монах, постоянно должен пребывать в трудах и в молитве». В XVIII веке, «веке просвещения», это многим казалось смешным.
Но на практике давало потрясающие результаты. Греческое население Ионических островов было поражено рыцарским отношением русских моряков и к войне, и к налаживанию мирной жизни. Купец Николай Пасхалис, которому довелось наблюдать, как русские ведут себя после изгнания французов с архипелага, отмечал: «Поистине благословение Божье, что здесь находится адмирал Ушаков, христианин и прекрасный человек… Поразительно благочестие Ушакова, как, впрочем, и других русских — генералов и рядовых. Каждое воскресенье все солдаты и матросы желают посещать Божественную литургию. Для них выделено шесть церквей. На Страстной седмице на всех службах были русские. Видя, как они молятся, мы даже стыдимся в сравнении с ними считать себя настоящими ревностными христианами».