Храм Троицы Живоночальной, каменный, с приделом во прп. Сергия Радонежского, построен в селе Русский Камешкир (Камешкир) в 1826 году на средства прихожан. В советское время не миновал участи большинства храмов Пензенской епархии: был закрыт в 1928 году.
В 1989 году в селе вновь образовался приход и началось возрождение храма. Первое богослужение после более, чем 60-летнего перерыва, было совершено 19 декабря 1990 года. В 1998 году взамен уничтоженной часовни, устроенной в память чудесного спасения государя императора Алксандра III и его августейшего семейства в 17 октября 1888 года, была построена часовня — святой колодец. В 2005 году в храме замироточила икона Божией Матери «Умиление».
Восстановленная церковь, обложенная новым красным кирпичом и декорированная белым силикатным кирпичом, имеет традиционное объемно-пространственное решение. Четверик храма несет на себе широкий световой круглый барабан, покрытый куполом. С востока к храму примыкает полукруглая апсида, с запада — трапезная, соединенная с шатровой колокольней.
Дворжанский А.И. История Пензенской епархии. Кн. «Храмы»
Село Русский Камешкир основано около 1700 г. на землях бывшей мордовской вотчины. Кроме земледелия и скотоводства крестьяне занимались добычей камня-плитняка, выделыванием мельничных жерновов, горшечным и другими промыслами. По церкви с престолом во имя св. Сергия Радонежского село называлось Сергиевским, другое название – Монастырское. По указу великого государя Петра Алексеевича по челобитной братии местного Троице-Сергеева монастыря велено было построить в центре Камешкира церковь во имя преподобного Сергия Радонежского, что и было сделано в 1710 г. Церковь эта сгорела и в 1826 г. прихожанами был построен каменный храм Троицы Живоначальной с приделом в честь Сергия Радонежского.
К сожалению, история не сохранила дореволюционных данных о Троицком приходе села Русский Камешкир, но от прихожан преклонного возраста стало известно, что храм действовал еще долго после принятия атеистического декрета. Несколько раз в неделю и в особо почитаемые праздники служил в храме священник Николай Катаонский вместе с настоятелем-протоиереем Савелием Кравченко. В марте 1928 г. перед Пасхой о. Николая арестовали и отправили в ссылку, где он умер от тяжелой болезни, а настоятеля заточили в собственную кладовую перед Вознесением Господним на несколько недель. И только по слезным уговорам прихожан чекисты разрешили совершить богослужение на Троицу, но без звона колоколов и крестного хода. А уже на следующий год, в Крещенский сочельник, о. Савелия вновь арестовали и отвезли в Кузнецк, где он был расстрелян в Дуванном овраге, вместе с десятками священнослужителей.
В 1930 г. в церкви разместили электростанцию, тогда еще первую в районе, для охраны которой на колокольне установили пулемет, предварительно сбросив колокола на землю. Ток вырабатывал тепловой генератор, в топку которого бросали все, что горело: иконы, книги, утварь. Комсомольцы того времени даже отчитались, что сэкономили дров и угля на неделю, топясь иконами… В 1934 г. церковь сломали, оставив только алтарь и часть настоящего храма. С 1970 по 1989 гг. в здании бывшей церкви размещалась организация «Сельэнерго» и действовал магазин стройматериалов.
В 1989 г. вновь образован приход и началось восстановление храма, в котором 19 декабря 1990 г. было совершено первое богослужение, В 1998 г. взамен уничтоженной часовни, устроенной в память чудесного спасения государя императора Александра III и его августейшего семейства 17 октября 1888 г., была построена часовня — святой колодец. В 2005 г. в храме замироточила икона Божией Матери «Умиление».
Восстановленная церковь, обложенная новым красным кирпичом и декорированная белым селикатным кирпичом, имеет традиционное продольное объемно-пространственное решение. Четверик храма несет на себе широкий круглый световой барабан, покрытый куполом. С востока к храму примыкает полукруглая апсида, с запада — трапезная, соединенная с шатровой колокольней.
http://geocaching.su/?pn=101&cid=13599