На территории РФ насчитывается несколько локальных групп русских — это чалдоны, водлозёры, русскоустьинцы, затундренные крестьяне и многие другие. Среди них выделяются ещё и так называемые “семейские”. Несмотря на то, что на дворе уже давно 21 век, они сохранили культурный и хозяйственный уклад ещё допетровской Руси!
После церковной реформы Никона старообрядцы отделились от официальной церкви. Не желая мириться с новым положением дел, многие покинули пределы Отечества. В конце 18 столетия Екатерина II объявила частичную «амнистию» и предложила всем желающим старообрядцам вернуться в Россию и поселиться на необжитых землях бескрайнего Забайкалья.
На эту инициативу откликнулось несколько тысяч человек. Жили они обособленно, большими родами-семьями, отсюда и возникло название — семейские. Как и многие старообрядцы, эта локальная группа русских отличалась трудолюбием и деловой хваткой. Они усердно трудились на лесозаготовках, торговали пушниной и рыбой, бережно сохраняя старый допетровский уклад жизни, к которому так сильно привыкли.
В некоторых домах семейских, кстати, до сих пор можно отведать хлеб «прямо из печи», примерить традиционный русский сарафан и даже принять участие в старообрядческой свадьбе. Это чуть ли не единственный уголок России, где сохранилось крюковое пение или знаменный распев, характерный именно для старообрядческих богослужений.Сегодня оно входит в список ЮНЕСКО и признается во всем мире как музыкальный феномен.
Правда, с течением времени семейских всё более охватывал процесс ассимиляции и глобализации. Многие себя уже называют просто русскими, да и в больших родах-общинах уже никто не живёт. Но зато в местных сёлах всё равно ощущаешь себя словно в допетровской эпохе.