«Русский бал» 1903 года.

13 февраля 1903 года в Зимнем дворце состоялся костюмированный бал, посвященный 290-летию Императорского Дома Романовых
Национальная культура и духовная традиция, любовь к своему Отечеству и устремление к истокам русской самобытности – все эти аспекты в полной мере отобразилось в духовно-исторической концепции уникального бала.

А начиналось все так:
«Мысль эта явилась за завтраком, на котором присутствовал Павел Васильевич Жуковский, который, между прочим, сказал, что Петр Великий был враг России и уничтожил все русское, как то бороды, костюмы и т.д. Этим мнением был обижен барон (Фредерикс) и стал защищать нововведения Петра I, говоря, что если бы мы теперь все были одеты в русские костюмы, то походили бы на китайцев, посольства которых, приезжая в своих национальных костюмах, возбуждают в Европе смех. Жуковский же доказывал Государю и Императрице, что национальные русские костюмы много художественнее наших фраков и шитых придворных мундиров. Императрица и пожелала видеть эти костюмы национальные на балу во дворце».
(Из дневника директора Императорских театров Владимира Аркадьевича Теляковского)

Как и любая новая идея, эта сразу же нашла своих недоброжелателей.
Директор Императорского Эрмитажа Иван Александрович Всеволожский писал:
«Русские костюмы стоят сумасшедших денег – шелковая камчатая ткань, сукно, расшитое золотом и серебром, меха очень дороги. К тому же танцевать в тяжелых платьях и шубах доставляет мало удовольствия. Определенно, у бедной Александры Федоровны несчастливая рука и склонность к неуместным вещам».

Тем не менее бал состоялся и стал ярчайшим событием в культурной жизни Российской Империи. Приглашенные на бал представители знати облачились в русские платья эпохи Царя Алексея Михайловича («допетровского времени»). Придворные дамы – в сарафанах и кокошниках, кавалеры – в костюмах бояр, стрельцов или сокольничих. Естественно, все взоры были обращены на императора. Николай II на балу был в выходном платье царя Алексея Михайловича. Многие вещи на нем были подлинными, доставлены из Оружейной палаты Московского Кремля. Императрица Александра Федоровна предстала перед гостями в образе царицы Марии Ильиничны Милославской.

Костюмы создавались в основном по специальным эскизам художника С.С. Соломко, директора Эрмитажа И.А. Всеволожского, А.Т. Ивановой. Наряды шились лучшими современными мастерами Императорских театров. Директор императорских театров Владимир Теляковский вспоминал: «Дамы совершенно ошалели и забыли все правила светских отношений». Они носились по городу за советами, обращались к архивным изысканиям, превращая предстоящий бал в исторически достоверное мероприятие.

После грандиозного успеха бала 1903 года в Российской Империи начался новый этап национально-культурного возрождения. В России произошел так называемый «русский бум», выразившийся в повышенном интересе светского общества к национальной культуре и русским традициям.

Тот памятный бал вошёл в историю, отчасти благодаря сохранившимся фотографиям. Лучшие петербургские фотомастера запечатлели гостей, а снимки вышли в специальном «Альбоме костюмированного бала в Зимнем дворце», который распространился среди участников мероприятия с благотворительной целью.

К счастью, несколько альбомов сохранилось до настоящего времени. И сегодня мы можем наблюдать на фотографиях мельчайшие детали великолепных нарядов (в обработке фотоколориста Ольги Ширниной). А некоторые из костюмов сохранились и находятся в фондах Государственного Эрмитажа.

#русскийстиль@interior_design_vbg #русскийкостюм@word_is_part_of_soul

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?