#ремесла
Русские ямщики: чем они так удивляли иноземных путешественников.
Свои умения и навыки эти «дальнобойщики» передавали по наследству. Хозяйкой в доме являлась жена или мать, так как они бо́льшую часть своего времени проводили в пути. А покровителем у них была «Новгородская икона» — большая группа культовых изображений с любовно выписанными лошадьми. Типична для особых православных храмов в селах и слободах, где селились ямщики с семьями.
Известный французский монархист и аристократ Астольф де Кюстин, автор книги «Россия в 1839 году», был буквально поражен той скоростью, с которой его прокатили ямщики по тракту Москва-Петербург.
Ямщик и его транспортное средство.
В своей книге он так описывает русского ямщика: «Русский ямщик, одетый в толстый суконный кафтан, […] с первого взгляда кажется жителем Востока; в том, как он вскакивает на облучок, заметно азиатское проворство. […] Изящество и легкость, быстрота и надежность, с какими он правит живописной упряжкой, живость малейших его движений, ловкость, с какой, он соскакивает на землю, его гибкая талия, его стать, наконец, весь его облик вызывают в памяти самые грациозные от природы народы земли…».
Название своей профессии ямщики получили от слова «яма». А «ямой» в Золотой Орде называли небольшие постройки вдоль дороги. Там же содержались лошади, можно было перекусить и отдохнуть. Ну а самое главное, возница мог сменить своих уставших лошадей на свежих и не останавливаясь, продолжить свой путь.
Есть и другая версия. Что слово «ямщик» происходит от обычной ямы — углубления в земле. Вот русские так и называли их с юмором, то есть везущего от ямы к яме, или просто по ямам.
Это помогло в свое время создать монголам свою крупнейшую империю. Система таких придорожных построек («ям») использовалась для связи центра с окраинами. Когда Русь освободилась от ига, эту систему сохранили и она уже служила для другой империи – Российской.
Ямские станции располагали на расстоянии друг от друга в зависимости от дневного прогона лошадей. От 40 до 60 км. В зависимости от рельефа местности, по которому шла дорога.
Содержало эти ямские станции местное население, которое несло так называемую «ямскую повинность», которая впервые была введена еще при татаро-монголах. Управлял всеми этими станциями Ямской приказ, который и расписывал на бумаге: кто какой отрезок дороги должен содержать в исправности, сколько лошадей нужно поставить и, наконец, сколько добрых молодцов выделить для ямского дела.А желающих наняться в ямщики было хоть отбавляй. Работа была не из легких, но зато почетная. Да и льготы ямщикам полагались. Их освобождали от податей, выделяли землю под постройку своего жилья. Платили немалое жалованье. При поступлении на службу будущий ямщик давал чуть-ли не присягу перед всем мирским сообществом. Не пить, не воровать, от службы не отлынивать и лошадей беречь как свое око.
По указу Петра I , которым организовывалась доставка корреспонденции между Москвой на Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Вологду и Вагу, ямщикам строго-настрого наказывалось беречь перевозимый груз. Не дай Бог если ямщик попортит поклажу, вымокнет она у него или, что еще хуже, потеряет, то пиши пропало. Ожидали его розги и плети.
Строго наказывалось нарушение целостности сургучной печати на государственных письмах. За час опоздания полагался удар плети. Никого не волновало, что произошло у тебя в дороге. Колесо сломалось или лошадь пала. Опоздал на пять часов, получи пять ударов по спине.
А чтобы избежать этих наказаний и не потерять «блатную» службу ямщикам волей-неволей приходилось оттачивать свое нелегкое мастерство. Ямщики постепенно довели свое мастерство до совершенства и весь свой опыт передавали по наследству. Уже и потомков их кликали по профессии отца – Ямщиковы.
Селились ямщики отдельно от всех – слободами. И поныне в разных российских городах есть улицы с названием Ямская, Ямская слобода, Ямское поле (в Москве их аж несколько).
Кабы кто услугами ямщиков не пользовался. Для этих целей путешественник должен был справить специальный документ – подорожную. На любой почтовой станции он предъявлял это разрешение, платил за «прогон» и мчался к указанной им станции. Там, если имел на то желание, он оплачивал следующий «прогон» и продолжал ехать в место назначения. Ямщик же, который привез его, возвращался на свою станцию.
Можно конечно было и без подорожной обойтись, но это было очень дорого. Заплатить бы пришлось чуть ли не вдвое больше. Разумеется, такие поездки были по карману только очень богатым людям. Помещики, когда отправлялись в столицу в гости или по делам, предпочитали запрягать свою двуколку.
Ямщик, который не умел громко свистеть, и не ямщик вовсе. Слова «прокачу со свистом» именно оттуда. Пётр хотел на западный манер их осадить и ввести для них сигнальные свистки, но общество ямщиков все как один не приняли это новшество.
Так и продолжали они свистеть и кричать что-есть мочи о своем приближении, пока в моду не вошли валдайские колокольчики. Их подвешивали на дугу упряжки для лошади. Но звонили они так громко, что в конце концов всем это надоело. Николай I вынужден был своим указом запретить их использование. Исключения составляли фельдъегерские тройки и пожарные.
Кстати, в городе Касимове Рязанской области, есть замечательный музей колокольчиков. По скорости русские ямщицкие экипажи оставляли далеко позади иностранные. Не зря иностранцы, будучи проездом, так боялись ездить с ямщиками. Скорость ямщицкой тройки составляла в среднем 20—23 км/ч, а императорская тройка мчалась еще быстрее. Около 30 км/ч. Первый российский паровоз отставал от них.
Технический прогресс не стоял на месте. Развивалось железнодорожное сообщение.
Паровозы стали быстрее. Корреспонденцию и грузы выгоднее было доставлять поездами. Да и надежнее это в несколько раз. Профессия ямщиков постепенно прекратила свое существование. И только в народных песнях остались воспоминания об этой удивительной государевой службе.