Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Каракас)
Приход был основан после того, как настоятель основанного в 1948 году Покровского храма иеромонах Владимир (Гран) перешёл с частью прихожан в юрисдикцию Северо-Американской митрополии, другая часть прихожан, оставшихся верными Русской зарубежной церкви, основали Успенский приход. Протоиерей Флор Жолткевич, ставший настоятелем нового прихода, смог по дешевке получить участок земли в районе Альтависта, поскольку работал в строительной компании.
В 1953 году было начато строительство Успенского храма, ставшего первым каменным православным храмом в Каракасе. При нём появились воскресная школа для детей, драматический кружок.
Протопресвитер Кирилл Жолткевич служил в храме до своей кончины в декабре 1975 года.
В 1978—1983 годы в храме служил священник Константин Жолткевич.. С начала 1980-х настоятелем храма был Протоиерей Павел Волков..
Никольский собор (Каракас)
C 1947 года русские беженцы начинают массово прибывать в Венесуэлу. К 1950 году, практически во всех местах компактного поселения русских были организованы православные приходы, которые находились в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей.
Инициатором строительства в 1954 году и первым настоятелем собора, построенного в районе Дос-Каминос, стал протоиерей Иоанн Бауманис. Строителем-инженером храма стал А. В. Яковлев, которому помогали П. Н. Соловьев и И. А. Шестаков. Храм строился в традициях новгородско-псковской школы.
Многие русские, живущие в Каракасе, жертвовали на его строительство деньги, зачастую отрывая их от своих скудных средств. Те, кто не имел такой возможности, сами работали на строительстве. «По копейке давали и строили. И построили себе храм Божий», — сказал протоиерей Павел Волков.
Расписана церковь была в 1955 году художниками И. П. Диким, В. А. Ивановым и Ж. М. Петровичем.
Торжественное освящение собора состоялась в 1955 году. Собор получил статус кафедрального и по настоящее время является духовным центром русской колонии в Венесуэле.
Согласно докладу епископа Серафима (Свежевского) на архиерейском соборе 1959 года: «Прихожан собора записано 175, а членский взнос платят 95, на Пасху же бывает в церкви до 500 человек. Приходят греки и арабы. Последние служат отдельно раньше нас. Есть Благотворительный Комитет и предприняты шаги к открытию отделения Общества Памяти о. Иоанна Кронштадтского. Устраиваются лекции. Показывался фильм о Св. Троицком монастыре и т. д. Епископ Серафим увидел, какое это имеет большое значение. Владимирский Кружок дает преподавательский состав для школы и члены его лучше справляются с детьми, чем старшее поколение. Для общего осведомления с церковной жизнью издаётся Епархиальный Вестник. Общественные согласия, достигавшие большой остроты, несколько улеглись особенно после того, как помог в этом при своем посещении Великий Князь Владимир Кириллович».
При соборе святителя Николая в Каракасе была организована похоронная касса для погребения малоимущих. В 1965 году было решено выкупить на городском кладбище участок, чтобы русские могилы не затерялись.
После смерти протопресвитера Иоанна Бауманиса настоятелем храма стал священник Павел Волков.
6 декабря 2004 года Никольскую церковь посетил Первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр (Шкурла), где его встречали колокольным звоном, хлебом-солью и цветами. Протоиерей Ярослав Беликов отслужил молебен перед чудотворной иконой Курско-Коренной. После молебна митрополит Лавр рассказал о ходе и положении дел в связи с переговорами с Московским Патриархатом о возможности евхаристического общения, но собравшиеся были больше всего обеспокоены положением в самой Венецуэле, где имеется один только священник, уже не молодой. Они просили Митрополита похлопотать о назначении им по крайней мере одного ещё священника.
В 2000-е годы настоятель и прихожане Собора поддержали усилия митрополита Лавра по примирению с Церковью в Отечестве. В результате среди Венесуэльских приходов РПЦЗ ни один не ушёл в раскол. Вместе с тем, приход Никольского собора в эти годы сокращался, что было связано с ухудшением криминогенной обстановки в Венесуэла, которую в связи с этим покидали русские эмигранты и их потомки, а новые эмигранты в страну практически не приезжали. К тому же стоящую посреди далеко не самого благополучного района церковь опасались посещать даже некоторые из тех, кто не уехал-
21 июня 2008 года управляющим Южноамериканской епархией РПЦЗ был поставлен епископ Иоанн (Берзинь), при этом ему был усвоен титул Каракасский, а Никольский собор становится его кафедрой.
23 октября 2008 года в рамках дней России в странах Латинской Америки в соборе служили митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал), митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), архиепископ Хустский и Виноградовский Марк (Петровцы), архиепископ Рязанский и Касимовский Павел (Пономарёв), епископ Домодедовский Евтихий (Курочкин), епископ Каракасский Иоанн (Берзинь). Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви представил пастве нового правящего архиерея — епископа Каракасского Иоанна, который впервые прибыл в Венесуэлу.
Главные святыни собора — икона святителя Николая, и Иверский образ Божией Матери.
Как отметил в 2009 году священник Кирилл Жолткевич: «Сейчас мы стараемся больше служить на испанском языке. В храмы сегодня ходят люди, которые совершенно не говорят по-русски. Это потому, что было много смешанных браков. Думаю, что вначале молодёжи надо говорить о Православии на испанском языке, сеять семена, которые потом взойдут. Когда человек достигает зрелого возраста, он начинает искать свои корни, так всегда бывает. Я вижу, что нужна школа, главным образом, для детей и молодежи, где бы осваивали церковнославянский язык».
В 2013 году епископ Каркасский Иоанн (Берзинь) отмечал: «В основном наша паства — это, как правило, люди достаточно состоятельные: потомки белых эмигрантов и квалифицированные специалисты. Сегодня очень много русских приезжает в Венесуэлу работать, но коренных жителей среди прихожан совсем не много, практически нет»
Автор: Владимир Лысенко