Этот знаменитый снимок сделан 15 февраля 1856 года в фотостудии Сергея Львовича Левицкого – одного из первых фотографов России. О дате съемки мы узнаем из дневника одного из участников фотосессии — писателя Александра Дружинина:
«Среда 1856, 15 февраля. Утром по плану Толстого сошлись у Левицкого я, Тургенев, Григорович, Толстой, Островский, Гончаров. Утро в павильоне фотографическом, под кровлей, имело нечто интересное. Просматривали портреты свои и чужие, смеялись, беседовали и убивали время. Общая группа долго не давалась, наконец, удалась по желанию».
Собрала живущих в разных городах будущих классиков совместная работа в журнале «Современник», одним из руководителей которого был Николай Некрасов. 14 февраля 1856 года у него был обед, на котором обсуждался план «составления журнальной компании». «На следующий день по моему предложению все литераторы сделали фотографическую группу», — записал в дневнике приехавший из Москвы Лев Толстой. Как вспоминал Сергей Левицкий, Некрасов тоже должен был быть на фотографии, но не смог прийти.
Левицкий сумел показать писателей с характерными для них особенностями поз и выражением лица. Помогло то, что благодаря своему двоюродному брату Александру Герцену, Сергей Львович был лично знаком со многими авторами.
Среди шести писателей, запечатленных на снимке, по крайней мере четверо получили мировую известность. Самый старший по возрасту – Иван Александрович Гончаров (1812 – 1891). Ему здесь 44 года. Второй по старшинству – 38 лет – Иван Сергеевич Тургенев. Дмитрию Григоровичу вот-вот исполнится 34 года, Александру Островскому — 33, Александру Дружинину — 31 год. Самый молодой на снимке Лев Толстой. Ему здесь 28 лет.
К слову, этот снимок чудом удалось спасти. Фотография была сделана мокрым коллодионным способом — на очень светочувствительной пластине. Со временем под действием света фото потеряло свой первоначальный вид, изображения на нем стало трудно разобрать. Через 24 года после съемки Левицкий передал авторский снимок в журнал «Русская Старина», но о качественной печати для журнала не могло быть и речи. Планировалось, что печатать снимок для журнала будет Экспедиция заготовления Государственных бумаг – одно из старейших бумажно-полиграфических предприятий дореволюционной России. Была проведена большая подготовительная работа, занимался которой Георгий Николаевич Скамони. Он сначала изготовил уменьшенный негатив, через который пропустил световые лучи на стекло, покрытое светочувствительным слоем, содержащим желатин. Копию перенес на медную пластину. В результате проявления копии на пластине получился желатиновый рельеф различной толщины в соответствии с насыщенностью тонов изображения. При обработке раствором хлорного железа на пластине образовались углубленные печатающие элементы. С использованием этой печатной формы в 1880 году была отпечатала фотоглиптическая репродукция снимка Левицкого для журнала «Русская Старина». Получилась очень качественная работа, благодаря которой мы можем видеть групповой портрет классиков спустя более 130 лет после съемки.
#МосковскиеЗаписки