Русские народные промыслы: северодвинская роспись

Русские народные промыслы: северодвинская роспись

С середины XVI века Северная Двина стала крупнейшей транспортной артерией Русского царства, а города, расположенные вдоль нее, — крупными торговыми и культурными центрами, развивающимися в русле общерусской культуры. Распространителями этой общерусской культуры были северные города — Каргополь, Белозерск и монастыри — Соловецкий, Кирилло-Белозерский, Антониево-Сийский, чьи ремесленники ориентировались на художественный стиль Москвы. Поэтому сохранившиеся памятники посадской художественной культуры XVI-XVII вв. носят черты единого стиля, легшего в основу северодвинских крестьянских росписей.

Формирование крестьянских росписей в бассейне Северной Двины происходило в конце XVIII-начале XIX в. естественным путем, в рамках художественной традиции русской посадской культуры XVII в., оказавшей сильное влияние на дальнейшее развитие крестьянской культуры этого района.

Народные росписи, рожденные на берегах рек Северной Двины и Мезени, — яркое и самобытное искусство. Северодвинская роспись объединяет несколько крупных центров. Среди них особенно выделяются росписи пермогорская, ракульская, борецкая.

Круг бытовых предметов, которые украшала и преображала роспись, был очень широк: ковши, скопкари, блюда, солоницы, туеса, набирухи и многое другое. Прялки особенно славились богатством и разнообразием росписи. Декор каждой вещи индивидуален, расположение орнамента подчинено форме предмета. Обычные предметы крестьянского быта роспись превращала в подлинные произведения народного искусства.

Очевидно, что все виды северодвинской росписи уходят своими корнями в древнерусское искусство: монументальную живопись, иконопись, миниатюру и орнаментику книг. Многие приемы и мотивы книжной миниатюры народные мастера перенесли в роспись.

Очень близки миниатюрам манера изображения одежды персонажей, колорит, простота и лаконичность рисунка. Многие композиционные приемы тоже взяты из книжной миниатюры и иконописи: повествовательность, соединение в одной композиции разновременных сцен и др. Техника исполнения и красители тоже имеют много общего с древнерусской миниатюрой. Сначала на грунт наносили черный контур, который затем заполняли цветом. Первоначально краски разводили на яичном желтке, а позднее заменили другими красителями. Однако идеи, звучание, сама музыка народной росписи совсем иные, чем в книжной миниатюре.

Ведущая тема северодвинской росписи — это опоэтизированная жизнь народа и родной природы. Основу пермогорской, ракульской и борецкой росписи составляют растительные мотивы. В основе растительного узора пермогорской росписи — гибкий побег, на котором нанизаны трехлопастные, чуть изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы. В центре росписи порой изображали птицу Сирин или большую рыбу. Наиболее популярные сюжеты: катание на тройках, свадьба, посиделки.

Цветовая гамма пермогорской росписи в основном состоит из узоров красного цвета на белом фоне. Желтый и зеленый цвета появляются как дополнительные, сопутствующие. Большое значение в росписи имеет тонкий черный контур, мастеровито наносимый гусиным пером.

Пермогорские прялки расписывали по определенным схемам. Чаще всего в центре лопасти среди гибких побегов традиционного орнамента в медальоне изображали птицу Сирин, а внизу лопасти — сцену катания. В другой популярной схеме ярусами располагались жанровые композиции свадебной тематики. В центре помещали сцену посиделок, а внизу — свадебный выезд. Парадность выезда мастер подчеркивал тем, что расцвечивал землю под ногами коней сказочными листьями, завитками и цветами.

Борецкая роспись очень нарядная, так как помимо традиционных для северодвинских росписей красного, зеленого и желтого цветов, добавлено еще золото. Фон обычно белый. Композиция росписи борецкой прялки, как правило, состоит из трех частей: в верхней части изображают окошки, в средней — древо жизни, в нижней — выезд молодых или возничий в санях. Эти сюжеты словно взяты из русских песен — в саночках изображался то ухарь-купец, то красная девица, то жених с невестой… Элементы борецкой росписи: веточка с ягодами, трилистник, древо, тюльпаны, розетки, птицы, кони, геометрические орнаменты.

Орнамент ракульской росписи очень крупный, представлен, в основном, декоративными листьями, кустиками и птицами. В большинстве произведений главную роль играют золотисто-охристый и красный цвета, а сопутствуют им глубокий зеленый, белый и коричнево-красный, черным цветом рисуют не только контур, но и многие детали — усики, завитки, прожилки. Фон может быть золотисто-желтым. Краски создают узоры, напоминающие эмалевые вставки. Схема ракульской росписи на прялке состоит их трех частей.

Верхнюю, самую большую часть чаще всего занимает ветка с крупными листьями, среднюю — декоративная птица, а ниже, обычно уже на ножке, тоже рисуют ветку. Листочки одного кустика окрашивают иногда в два, а то и в три цвета, что создает красочное богатство и разнообразие.
Прялки Борка, Тоймы и Пучуги поражают своим богатством и пышностью. Господствует древнерусское узорочье, применяется замысловатый орнамент из красных стилизованных трав, много узорных бордюров, рамок, уголков, скобок с «волнами», зубчиками и т. п.

В сёлах и деревнях этой округи можно видеть домовую роспись; особенно красива она в селе Верхняя Тойма (кони, львы, цветы).

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?