Русские художники на Валааме.
Иван Шишкин
Наиболее проникновенно северную своеобразную природу Валаама ра показал в своих полотнах известный русский пейзажист Шишкин Иван Иванович (1832-1898). На Валааме художник провел пять сезонов: 1858, 1859, 1860, 1867, 1878 годы
«Нам, двоим товарищам (И.Шишкину и А.Гине), предложили на Совете ехать нынешнее лето на Валаам на Ладожском озере, там монастырь, местность великолепная, часто туда посылают наших учеников, …потому что там природа такая разнообразная, дикая и, следственно, трудная», — писал в 1858 году Иван Шишкин родителям.
Вернувшись в Петербург, художник представил свои работы, среди которых были подлинные шедевры – «Сосна на Валааме», «Вид острова Валаам».
«Я выставил восемь вещей красками, так называемые этюды, писанные с натуры на Валааме, и три рисунка пером, и эти-то рисунки произвели страшный фурор. …Совет Академии торжественно объявил, что таких рисунков Академия еще не видела, и хотели дать золотую медаль, но отложили до марта» (письмо И. Шишкина от 24 декабря 1858 года).
В тот же год осенью на Валаам приезжал государь император с супругой. «На днях мне сообщил эконом валаамский, – написал в письме тем же адресатам И.И. Шишкин, – приятную новость. Вот какую: картину, которую я писал для подарка в монастырь, бывши там, они поднесли в подарок государыне, которой Валаам очень понравился, и изъявила как-то желание, и желание её предупредили. Две вещи подарили, одна моя, а другая – художника, который уже теперь за границей (предположительно, речь идет об А.С. Богомолове-Романовиче), и тоже там был и оставил в подарок. Но при всем том монахи неохотно расстались с ними, но надеются, что еще напишем им».
В мае 1859 года состоялось награждение лучших учеников Академии художеств. «Сегодня …я удостоился, – сообщает И.И. Шишкин в следующем письме, – получить торжественно, при звуках музыки, золотую медаль. …Я сегодня две получил. Серебряная почти такая же, как и та, которую вы видели, только вдвое больше, а золотая – это просто прелесть, но главное, на ней надпись великолепная: Достойному. Я вам их пришлю все. …Еду опять на Валаам вместе с Гине… Адрес знаете: …Выборгской губернии, чрез Сердоболь, на остров Валаам, художнику такому-то…».
Из всех видов живописи И.И. Шишкин более всего любил пейзаж. На Валааме художник работал с необычайным творческим подъемом, несмотря на частые ненастья. «Погода здесь стоит прегадкая, ветра и дожди страшные. Вчера повалило несколько деревьев на наших глазах. Особенно жаль два огромных клена, верно, лет по полтораста, тоже сломало, …потому что стояли на огромной скале, над садом. И мы теперь шляемся под дождем и под ветром, ходим смотреть волны – да, действительно, я еще до сих пор ничего подобного не видывал, даже и вообразить-то не мог. Страх что такое. Хлещут в скалы вверх сажень на восемь… Есть где разгуляться… Несмотря на весь ужас их действия, мы смотрим на них с величайшим удовольствием. Не знаю, как завтра пойдет пароход из Петербурга, нынче их два, стал недавно ходить новый пароход «Валаам» Сердобольский и частью монастырской компании. Славный пароход, но качки боится и, вероятно, тоже будет трусить, а монахи молодцы, им все нипочем. Сегодня из Сердоболя приехал отец игумен, и ничего, только, говорит, покачало порядочно».
На волне творческого подъема Иван Шишкин работал, забыв дни и числа. Датировка письма, текст которого только что цитировался, удивительна: «Валаам. Июль, числа не знаю, знаю только, что последние числа. Четверть 11 часов ночи. 1859 год».
«С Валаамом расстались не без сожаления, – с грустью закончил письмо Иван Шишкин, – северные ветры и дожди вытеснили нас преждевременно».
Карельские скалы – сколько поэзии и красоты увидел в них художник! В этот сезон Шишкиным были созданы лучшие его работы: «Вид на Валааме» (Ущелье Валаама), «Скалы на острове Валаам. Кукко» – (1859 г. малая золотая медаль). За пейзаж «Вид на острове Валааме. Местность Кукко», демонстрировавшийся на академической выставке, художник был удостоен в 1860 году большой золотой медали.
Мотив, близкий этюду «Вид на острове Валаам», И.И. Шишкин повторил в пейзаже «Вид на острове Валаам. Местность Кукко» (Государственный Русский музей).
Пешеходные прогулки по Валааму – это покой и одиночество, размышление и постижение истин, прикосновение к вечности. Сколько лет этим древним северным скалам? Освещаемые солнцем и поливаемые дождем, они дряхлеют, разрушаются, и вот уже трещины, первые вестники старости, проникают в гранитную плоть некогда могучих телес.
Как отдаленный гул многоголосого эха слышится в картине звучание вечности, её первоначальный стихийный зов.
Какой краткой на фоне этого звука кажется человеческая жизнь! Как много напутано в неё лишнего, сорного! Как много сил потрачено на блуждания в лабиринтах собственных иллюзий! Не мудрствуй излишне, путешественник. Вспомни истину, уже возвещенную миру: «Сотри случайные черты, и ты увидишь – мир прекрасен!», и успокой свое сердце счастьем прожитого дня.
Мощное творческое зерно художника ярко проявляется в летнем валаамском пейзаже, наполняющем зрителя энергией природных сил и завораживающем, словно словом откровения, запечатленной красотой реального мира.
«Шишкин – художник народный, – писал В.В. Стасов о работах художника. – Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный. Иные рисунки пером, иные гравюры, его офорты еще выше, чем картины, такова их сила, изящество и поразительная правда, такова любовь к ним автора».
Несколько столетий назад И. Гете написал: «Природа – единственная книга, все страницы которой полны глубокого содержания». И.И. Шишкин с большой любовью всматривается в каждую деталь этой книги. Даже камни, поросшие мхом и папоротником, становятся объектом восторгов талантливой кисти художника. Тщательно прописана каждая травинка, каждый листик, каждая ветка на дереве. Влажностью дышит мшистый покров, и кажется, что именно здесь, в глубине леса, в солнечной истоме летнего дня зарождается таинственный дух природы, первооснова её существования, чувствуется подпитывающая её изнутри некая неведомая сила, и этот малый микрокосм предстает перед зрителем в во всем великолепии своего существования.
И.И. Шишкина как художника больше всего привлекает красота лесных просторов, каждого его дерева, игра света на листьях, цветах, травах. В письмах художника часто встречаются фразы о «великолепных ивах», «богатых соснах», «роскошных дубах». Художественная интуиция сгущает восприятие и поэтому становится правдивее реальной действительности.
Прогулки по Валааму, его лесным зарослям – наслаждение для Шишкина необычайное. Отсюда – наполненность счастьем почти всех его работ валаамского цикла.
В тишине лесных тропинок есть особое обаяние. Оно дарит человеку внутреннюю умиротворенность души. Мир природы и мир духа здесь существуют вместе в согласии и гармонии. Если человек доверяет окружающему его бытию, события вызревают постепенно, сами собою, пребывая в спокойном развитии и проявляя себя с важной медлительностью. Спешка ничему не поможет и ничего не ускорит. Верное постижение истины необходимо для уклонения от ошибки, зачастую непоправимой. Верно ли говорил преподобный Филофей Синайский – уклонись добрым молчанием от суетных разговоров, ибо нет ничего разорительнее многословия и зловреднее невоздержанного языка? Ничто так не истребляет богатство душевное, как неуместные пустые беседы. То, что созидаем каждый день в себе и что трудом собираем, словоохотливостью языка расточаем. Как двери в бане, часто растворяемые, быстро испускают тепло, так и излишние словеса выпускают из души добрые намерения, которые, не успев совершиться, уже потеряли свою созидательную силу. Слово есть слуга ума, а слуге не подобает править своим господином. Велика, велика сила молчания – не зря древние мудрецы называли её матерью мудрости.