В старообрядческой среде всегда широко была распространена грамотность, в немалой степени благодаря тому, что книги и книжность высоко ценились. В список книг для чтения традиционно входили сборники религиозного содержания, тексты которых были выдержаны в соответствии с требованиями того или иного согласия. Чтение светской литературы не поощрялось, а в некоторых согласиях отвергалось совершенно.
Я подобрал из своего собрания несколько рукописей XVII-XIX веков, которые могли бы входить в круг традиционного чтения в период Великого поста. В нижнем ряду список «Слова о прекрасном Иосифе» Ефрема Сирина, раскрытый на части этого сочинения, предназначенной для чтения в Великий вторник. Рукопись эта относится к середине XVII века.
В верхнем ряду справа список «Страстей Христовых» 1800-х годов. Этот список соответствует редакции «Страстей» в допечатный период их бытования. В нем нет четкого разделения на главы, а в заголовке есть указание что сочинение «списано из киевскаго сборника святыя Печерския обители».
Рядом со «Страстями» лежит «Цветник» первой четверти XIX века, происходящий из Вятской губернии. Он раскрыт на одном из самых распространенных в рукописной книжности сочинении – Слове Кирилла Александрийского о исходе души от тела и о втором пришествии Христове.
#великийпост #старообрядцы #рукопись #страстнаянеделя #староверы #крестьяне #история #литература #рукописнаякнига #старообрядчество