Пятая Гора
Мы начинаем серию публикаций, посвященных объектам нашего внимания – памятникам архитектуры русской провинции, требующим срочной консервации. Короткие историко-архитектурные заметки об объектах будут сопровождаться справочной информацией о перспективах их сохранения, охранном и имущественном статусе по результатам наших обращений в органы власти всех уровней.
Открывает серию публикаций живописная руина Троицкой церкви в Пятой Горе под Гатчиной в Ленинградской области. В нынешнем виде она способна заменить собой подлинные римские развалины, настолько величественна и фактурна. Эта фактура, правда, ее и сгубила. Церковь была выстроена из рыхлого местного камня с нарушением технологии, что уже в 1890-е годы привело к ее закрытию из-за угрозы обрушения. В 1902 ее отремонтировали и вновь открыли. Действовала она до 1960-х, с тех пор последовательно разрушается.
По уровню замысла и стилю церковь принадлежит к ярким образцам петербургского классицизма. Возвела этот необычный овальный храм в 1827-1831 годах вдова сенатора Федора Максимовича Брискорна (1760-1824) Ольга Константиновна, слывшая за крутой характер местной «Салтычихой». Лютовала она больше на своей родине, в курском имении Прилепы, где держала суконную фабрику. В 1822 году замученные нечеловеческими условиями крестьяне подали императору жалобу, следствие вскрыло множество нарушений, и в результате фабрика была отобрана в государственное управление. В Петербурге же вдова Брискорн имела вполне приличную репутацию, владела домом на Галерной улице, в котором в 1831-1832 годах квартировал Пушкин со своей молодой женой Натальей.
Ольга Брискорн, заполучив у какого-то видного архитектора проект, построила по нему целых три одинаковых церкви. Одну в курском прилепском имении, вторую – в малороссийской усадьбе (сейчас ее территория затоплена Каховским водохранилищем) и третью – в Пятой Горе. Советские времена пережила только последняя, да и то весьма относительно, судя по состоянию.
Храм и усадебно-парковый комплекс в Пятой Горе являются объектами культурного наследия регионального значения, однако находятся в собственности Российской Федерации. Это позволило нам заявить памятник в федеральную программу консервации на 2023 год, реализуемую Министерством культуры в соответствии с поручением Президента. Появилась надежда, что этот оригинальный памятник русского классицизма все же будет спасен.
Продолжение следует.
Текст и фото – Андрей Чекмарев, фото с коптера – Мария Старыгина, sobory.ru/, архивные фото — pastvu.com