Руины церкви Казанской иконы Божией Матери

По данным V ревизии 1795 г., «сельцо, что ныне село Подбельское», расположенное по обеим сторонам р. Шешмы, находилось во владении пяти дворян. Майорше А. А. Подбельской принадлежало 40 душ муж. пола и 39 – жен. пола в 11 дворах; майорше И.И. Стрелковой – 26 душ муж. пола и 29 – жен. пола в 6 дворах; поручице А. И. Алакаевой – 55 душ муж. пола и 50 – жен. пола в 13 дворах; прапорщице Е. И. Кисловской – 45 душ муж. пола и 48 душ жен. пола в 15 дворах; коллежской протоколярше А. С. Степановой – 22 души муж. пола и 27 – жен. пола в 6 дворах. Всего в 51 дворе числилось 188 душ муж. пола и 193 – жен. пола. В селе были 5 господских домов и церковь.

На выделенной для храма земле в трёх дворах проживали священно- и церковнослужители – 4человека муж. пола и 6 – жен. пола. Первая церковь, по всей видимости, была деревянной. Каменный храм в селе Подбельское Бугульминского уезда построили в 1810 г. стараниями помещицы Анны Ивановны Алакаевой. Впоследствии она вышла замуж за капитана Петра Григорьевича Ляхова, потомка польских шляхтичей, перешедших на русскую службу. Постройка храма, по всей видимости, началась ещё в 1804 г. По крайней мере, до революции у причта хранился указ первого оренбургского епископа Амвросия (Келембета) от 13 апреля 1804 г. Храм из тёсаного камня под железной крышей имел каменную колокольню, был холодным и вмещал до 400 богомольцев. Рядом, в ограде, находилась деревянная сторожка.

Первоначально в храме было два престола. Однако епископ Самарский и Ставропольский Гурий в 1900 г. упразднил престол во имя Михаила Архангела. По воспоминаниям старожилов, он находился в приделе. В результате остался только один, главный, в честь Казанской иконы Божией Матери, освящённый ещё в 1810 г. Кроме этого, у прихода было отдельное здание для просфорни.

Причт храма состоял из священника, диакона и псаломщика, проживавших в своих домах. Согласно указу Оренбургского губернского правления от 11 июня 1809 г., пахотной земли у духовенства было 15 десятин в двух полях (4 и 11 десятин), сенокосной – 8 десятин. Ещё 10 десятин «неудобной» земли находилось под кустарниками. Причт обрабатывал землю самостоятельно. Церковно-приходские школы в приходе отсутствовали «по малочисленности жителей и за неимением квартир под школы».

В начале ХХ в. село Подбельское было небольшим. В 1915 г. в нём числилось всего 125 человек. Основное население прихода проживало в соседних деревнях: Ивановке (2 версты от Подбельского) – 263 человека, Шаталовке (5верст) – 769, Сухоречке – 784 и Балахоновке – 651 человек. Всего в приходе насчитывалось 2592 человека. Кроме православных, статистика зафиксировала 354 старообрядца-беспоповца. По информации старожилов окрестных селений, село считалось русским; кроме того, там жили мордва и украинцы.

С 1908 г. священником в Подбельском служил Владимир Васильевич Костылёв (1870 г. р.) – сын диакона. Местные жители полагали, что последний настоятель во время репрессий смог уехать. Впоследствии его видели в с. Туймазы (ныне Татарстан). Однако, по данным «Международного Мемориала», священник Михаил Прокофьевич Юртаев (1904 г. р.) испил чашу испытаний сполна. 9 августа 1933 г. его арестовали, а 27 декабря осудили на три года концлагеря за антисоветскую агитацию и пропаганду.

Возле церкви сохранились фрагменты каменных надгробий, но на чьих могилах они стояли – пока не установлено. Церковь долгое время стояла нетронутой, лишь использовалась как место хранения зерна. После войны, по поручению председателя сельсовета Козыркина, с церкви сняли крышу, и она стала постепенно разрушаться. По легенде, у храма зарыто церковное имущество и драгоценности. До сих пор вокруг святыни ходят черные копатели. Вероятно, ими и была взорвана одна из стен.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?