Рубрика «Малоизвестные шедевры Третьяковской галереи». Сильвестр Щедрин «В Сорренто» (1859).
Любимым местом пребывания Щедрина в Италии стал город Сорренто, расположенный недалеко от Неаполя. Сорренто был издавна известен как родина великого итальянского поэта Торквато Тассо и как один из лучших курортов побережья. Приехав сюда летом 1825 года, художник делился с братом впечатлениями: «Сорренто земля прелестнейшая, вообрази себе леса апельсинные, лимонные, под тенью коих прогуливаешься… Жизнь ландшафтная ни с чем сравниться не может!» В этом же году он упоминает «вид, взятый… в Сорренто, где виден дом Тасса на ближайшей скале».
На этюде Щедрин изобразил дома, которые поддерживают мощные каменные устои. Одно из этих зданий народная молва связывала с именем Тассо. В действительности дом, где родился поэт, еще в давние времена обрушился в море вместе с частью берега. Но его ставшее легендарным имя во второй половине ХIХ века связывали с гостиницами «Отель Тассо» и «Отель Трамонтано». Эти старые, причудливые по своей архитектуре и расположению дома сообщают произведению тот живописный местный колорит, который так ценили люди эпохи романтизма. Свободная манера письма и единство коричневато-голубой цветовой гаммы, передающей ровный, рассеянный свет, позволяют почувствовать пространство в этой маленькой по размеру работе.
Значение этюда в том, что он сыграл роль отправной точки для дальнейших более разработанных композиций Щедрина – двух, известных под названием «Малая гавань в Сорренто» (1826, 1828, Третьяковская галерея), и двух – «Малая гавань в Сорренто. Вечер» (около 1828, Третьяковская галерея). Виды Сорренто пользовались большим успехом у заказчиков, и художнику нередко приходилось повторять один и тот же мотив. Об этом он писал: «Часто нахожусь в несносной неволе, как Вам известно, повторениями одного предмета, и теперь живу в Сорренто по той же причине. Но это я почитаю одной из приятнейших скук. По крайней мере, места были выбраны мною…» Создавая вариации на один и тот же сюжет, Щедрин делал каждое полотно уникальным, меняя масштаб изображения, колористическое решение, детали первого плана и иначе населяя пейзаж стаффажем. При этом все виды объединяет бесценное качество – живописная и образная гармония, которую достиг пейзажист, показав реально существующую местность.
Сорренто стал последним пристанищем Щедрина: он умер здесь и был похоронен в монастыре Сан-Винченцо. В настоящее время могила художника перенесена на городское кладбище.
Источник: Государственная Третьяковская галерея, Москва