РУБАХА БЕЗ ЗБОРКИ, ДА ПОНЕВА ГОРЕМЫЧНАЯ …

РУБАХА БЕЗ ЗБОРКИ, ДА ПОНЕВА ГОРЕМЫЧНАЯ …
О СВАДЕБНОЙ ОДЕЖДЕ РУССКОЙ НЕВЕСТЫ:
XIX – НАЧАЛО XX вв.

… Одежда невесты резко различалась в досвадебный период и после венца, что связано с делением русской свадьбы на первую — печальную – часть и вторую – веселую, праздничную. Разница в одежде этих периодов была особенно выражена в южнорусских губерниях. Б.А. Куфташ писал, что невеста в Касимовском и Спасском уездах Рязанской губернии надевала «горемычную» поневу с белой холщовой прошвой, которую носили «по печали», в случае смерти кого-либо в семье, и только после венца, дома, меняла этот наряд на праздничный. Рубаха невесты была без всякой «лишвы», т.е. украшений. Невеста в Калужской губернии отправлялась под венец в «бабской одежде», но во всем печальном: надевала не слишком разукрашенную поневу (по обычаю перед венцом ее помогала надевать крестная мать), белую без красной отделки рубаху и белый платок – покрывало. И лишь после свадебного стола на молодайке можно было увидеть яркую поневу с нашивками лент, блесток, позумента и пр.
Иногда невеста венчалась в девичьем сарафане и шерстяном кафтане черного цвета с белым платком на голове, который обычно одевали в знак траура (Скопинский уезд Рязанской губернии). В Пронском уезде во время девишника невеста сидела отдельно, в заднем углу избы в валенках (даже летом), шушпане и черном платке.
В 1920-х гг. в Калужской губернии была еще жива память о венчальной женской рубахе из тонкого холста без «зборки» (красного тканного узора) – «кругом усе белое», с долгими узкими рукавами, доходившими до подола, которую надевали к венцу вместе с китайчатым сарафаном. По рассказам старух, в конце XIX в. такие рубахи были уже редкостью и иногда в одной венчались многие по очереди. В Шенкурском уезде Архангельской губернии подобная рубаха называлась убивальница – невеста в ней причитала, «убивалась», взмахивая рукавами; поэтому те были «плакальными», платок же на голове девушки назывался «ревун». В Пинежском уезде для этого существовал специальный головной убор – «плачея».
Одевание «по печали» «в черненькое или беленькое» отмечалось авторами и в Тверской губернии (Бежецкий уезд). В музейных собраниях свадебные сарафаны часто встречаются синего или черного цвета. Указывают, что сарафан из красной ткани. — символ состоявшегося супружества, появлялся на невесте лишь на второй день свадьбы.
В материалах из Архангельской и Олонецкой губерний встречаем, что, когда девушку просватывали, на нее накидывали фату, после чего она уже не выходила из дома, не показывалась посторонним, не занималась никакой работой, иногда даже не садилась за общий стол; голову не причесывала, платок повязывала «кукушкой» (сложенным по диагонали с узлом под подбородком). Отмечают также, что в момент приезда поезжан невеста должна была лежать под шубой в самом худом платье. Затем она умывалась и родные наряжали ее к гостям «на вывод».

Источник:
Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX –начала XX вв. М.: «Наука», 1984.

Русская крестьянка Рязанской губернии. XIX в.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?