История Церкви Рождества ХристоваВ 1764 году, через 86 лет после возникновения селения, в самом его центре, была построена красавица-церковь, которая получила название Христорождественской. Крестьяне со всей округи участвовали в её строительстве. После открытия церкви село Лапугино переименовали в Рождественское. Но ещё 50 лет после открытия церкви продолжалось ее строительство. Престолов в ней было четыре: в холодном храме в честь Рождества Христова и во имя «Всех скорбящих Радости»; в теплом храме — в честь святых апостолов Петра и Павла и святого Николая.При церкви состояло два священника, дьякон и два дьячка. Приход имел 4 десятины 80 соток усадебной земли, а пахотная и сенокосная земли в количестве 33 десятин находилась во владении сельских жителей. Приход простирался на 10 верст от церкви, в нем было 25 селений, прихожан — 2198 человек мужского пола и 2460 — женского пола.С. ШИШКИНА. с. Рождественское. газета «Заря» 28 июля 1998 г
Расположена посреди села на пологом изломе главной улицы, с угла которой начинается спуск к пруду. Первый каменный храм, построенный на территории района. В его облике сохранились черты раннего барокко, присущие региональным стилистическим особенностям (четверик и его завершение), позднего классицизма (колокольня, компартименты четверика и алтарь) и прагматичное стилизаторство начала ХХ века (трапезная, переход).Расположена посреди села на пологом изломе главной улицы, с угла которой начинается спуск к пруду. Первый каменный храм, построенный на территории района. В его облике сохранились черты раннего барокко, присущие региональным стилистическим особенностям (четверик и его завершение), позднего классицизма (колокольня, компартименты четверика и алтарь) и прагматичное стилизаторство начала ХХ века (трапезная, переход). Временные различия строительных периодов памятника снивелированы схожестью фасадных решений, основанных на простоте и четком ритме вертикальных членений. Разрешение епископа казанского Луки на построение каменного храма вместо ветхого деревянного было получено в 1754 году. Сохранив старое название главного престола, новая церковь должна была иметь второй теплый придел во имя Захария и Елизаветы. Через год по указу духовной консистории была удовлетворена просьба прихожан о сборе добровольных пожертвований на устройство храма по всей епархии и выдана «шнурозапечатанная» книга. Процесс подготовительных мероприятий к началу строительства церкви был, вероятно, довольно сложным и затяжным, так как в 1761 году священник С. Григорьев и выборный от прихожан В. Чермных снова обращались в епархию о дозволении производить сбор на благоустройство церкви. В соответствии с имеющимися сведениями, церковь была построена по благословению казанского архиепископа Вениамина в 1764 году, и тогда же освятили теплый Петропавловский придел. Главный престол Рождества Христова был освящен 5 июня 1769 года. Известно, что перестройка трапезной производилась в 1813 году, а в 1841-м – она была доложена в западном направлении. К рубежу 1830-х – 1840-х годов следует, вероятно, отнести и возведение колокольни. В 1850 году расширили холодную церковь путем северной и южной пристроек с устройством дополнительного придела в честь иконы Богородицы Всех Скорбящих Радость (освящен в сентябре 1859 года). Последняя реконструкция церкви произведена во втором десятилетии ХХ века. Западная часть трапезной была полностью перестроена, южный придел Петра и Павла освящен заново в июне 1915 года. О времени освящения северного придела во имя Николая Чудотворца сведений не сохранилось. Силуэтный акцент памятника смещен к западу: четырехъярусная колокольня, поставленная на отдалении строго по оси храма, значительно превосходит его по высоте. Верхний ярус квадратного в плане четверика с выпуклой восьмилотковой кровлей и световым восьмериком возвышается над расположенными в уровне его нижнего света объемами пятигранного алтаря, боковыми компартиментами и прямоугольной трапезной. Сохранился железный каркас завершения восьмерика, состоящий из выпуклой кровли и небольшой главки с перехватом. Удлиненный крытый переход с дверными проемами по середине соединяет стройную колокольню с теплым храмом. Фасады перехода и компартиментов прежде украшали небольшие портики, отмечавшие места порталов. Квадратное в плане пространство четверика через широкие проемы, прорубленные на местах окон, сообщается с помещениями апсиды и компартиментов, которые перекрыты цилиндрическими сводами. От прежней трапезной сохранились участки восточных стен, на внутренней стороне которых неглубокими лучковыми нишами обозначены места придельных алтарей. Двустолпное пространство существующей трапезной имеет сложную систему сводчатых перекрытий, использующую в качестве опоры восточные пилоны, отделяющие алтари от прохода в холодный храм. В средней части это поперечный коробовый свод с торцевыми лотками. С восточной стороны он совмещен с коробовыми перекрытиями алтарей и прохода; на западной – с широкими лотками, перекинутыми к наружным стенам и капитальной перегородке. Над помещениями трехчастного западного отсека трапезной – лотковые и цилиндрические своды. Перекрытие коридора – плоское, деревянное, по балкам, оштукатурено по дранке с применением профилированных тяг на фризе и потолке. Выделяясь среди других храмов, колокольня Рождественской церкви обладает крестообразным планом, который образуют портики и ризалиты нижнего яруса. За счет растянутого крытого перехода-коридора между колокольней и трапезной (почти 20 м .) здание обладает самым протяженным фасадом – 77,8 м . ширина по холодному храму в плане составляет 23,0 м . Вертикальные членения четверика представлены каннелированными лопатками (на углах лопатки спарены), делящими фасады на три части. Средние прясла выделены полуглавиями, в тимпанах которых помещены окна с наличниками в виде картушей. Проемы с арочными перемычками заключены в простые рамочные наличники. Дробная ленточная композиция завершения стен включает ряд утрированных триглифов во фризе и высокий профилированный карниз. Четкую трехосную структуру фасадов четверика поддерживают пристройки-компартименты. Их стены до уровня пяты арок проемов покрывает мелкая рустовка в перевязку, переходящая так же на архивольты, а на гладкие поверхности верхней части наложены только кольцевидные филенки. Фасады нижнего яруса колокольни, выдержанные в духе строгой дорики, производят впечатление основательной монументальности. Торцы каждого из ветвей-ризалитов на высоком цоколе оформлены в виде портиков, фронтоны которых покоятся на широких парных пилястрах. Раскрепованные арки выделены архивольтом и замковым камнем. На фриз нанесены крупные триглифы с гуттами. Центральные оси портиков подчеркивают круглые окна с рамочной окантовкой, расположенные в тимпанах фронтонов. Тот же архитектурный мотив фасадного оформления перенесен на второй, квадратный в плане ярус колокольни. Выше ярусы приобретают форму восьмериков, стены которых последовательно облегчают четыре и восемь арочных проемов звона. Венчает колокольню высокая куполообразная кровля на оголившемся металлическом каркасе с люкарнами по странам света. Над кровлей возвышается короткий шпиль на основании в виде восьмеричка-пьедестала. Фасады светового восьмерика и особенно колокольни Рождественской церкви отражают один из способов ремонта внешней отделки стен культовых зданий, имевший хождение в южных уездах губернии в конце XIX века. При частичном выветривании кирпича наружной версты вычинка кладки не производилась. Вместо этого участки фасадов обшивались кровельным железом либо частично в виде заплат, либо полностью. Потом производилась сплошная известковая окраска, создававшая иллюзию идеального технического состояния стен. Результатом подобных порочных ремонтов становилась порой сплошная глухая зашивка стен отдельных церковных зданий.
Христорождественская церковь каменная, построена в 1764
г., расстоянием от г. Вятки в 95 верст, от уездного города в 50 верстах, от
благочиния в 25 верстах. Часовня
Омутянская деревянная, построена в 1902
г.
Причта по штату положено: 2 священника, 1 диакон, 2
псаломщика; квартиры для причта казенные. Земли: усадебной 4 десятины 80 сажень, пахотной 72 десятины 390 сажень, сенокосной 5 десятин 960 сажень. Братский денежный доход: священника 657 руб. 12 коп., диакона 458 руб. 8 коп., псаломщика 219 руб. 4 коп. Руги собирается на весь причт до 130 пуд. ржи, 500 пуд. овса и
200 пуд. ячменя. Прихожан: православных
русских 2338 муж. пола, 2545 жен.
пола; приход состоит из 24 селений, расстоянием до 10 верст.
Местоположение села низменное, с западной стороны
окаймляется прудом из ключа под названием «Савушкина» с небольшими
зарослями леса. Школ в приходе пять, из них три земские – в селе и в деревнях
Вдовинской и Поломе, остальные две
церковно-приходские в деревнях:
Ворсике и Кострюки. Главное занятие прихожан земледелие, из побочных занятий заслуживают внимания:
разъездная торговля медью, валяной обувью, рукавицами, топорами и пр. Кроме
того, многие занимаются производством валяной обуви, глиняной посуды,
портничеством.
В. И. Шабалин «Вятская
епархия. Историко-географическое и
статистическое описание. Вятка,
1912 г.».