Рождествено. Церковь Рождества Христова.

«…И производить работу рачительно к пользе церкви…» (из истории храма села Рождествена в Кадке)
В селе Рождествене в Кадке, некогда обширном, торговом и многолюдном, с шумными ярмарками и базарами, с жителями в большинстве своём состоятельными, и храм имелся немалый, значительным убранством благолепно обустроенный заботами прихожан. Освящённый в 1813 году, он имел пять (!) престолов, а именно: в холодной (летней) церкви — главный престол в честь Рождества Христова с двумя малыми придельными престолами во имя иконы Казанской Божьей Матери и Святителя и Чудотворца Николая, в трапезной (зимней церкви) — придельные престолы во имя Святого Пророка Илии и Святых Бессребреников Космы и Дамиана. Храм был двухкомплектный, то есть в составе притча полагалось два священника, диакон и псаломщик. Это не первый здешний храм: за свою долгую историю церковь в Рождествене в Кадке была и деревянной, и каменной, и ветшала, и вновь строилась, и обновлялась. Но в какие бы времена она ни перестраивалась или вновь строилась, было это делом рук умелых мастеров: каменщиков, резчиков, живописцев, чеканщиков, кровельщиков. Имена некоторых мастеров XIX века, участвовавших в строительстве и украшении Рождественского храма, известны по контрактам на договорные работы. Так кто же эти люди и что же ими делалось.
Итак, 1805 год. Апрель месяц. Крепостные крестьяне княгини Мавры Алексеевны Голицыной из деревень Петровского и Прощей Кашинского уезда Тверской губернии Ефим Корнилов, Павел Васильев и Софон Семёнов подрядились для строящегося Рождественского храма изготовить 300000 штук кирпича, добротно обожжённого по всем ходовым строительным размерам, как то: длиной 6 вершков (26,7 см), шириной 3 вершка (13,4 см) и толщиной 1,5 вершка (6,7 см). Причём эти трое мастеров со своими рабочими должны были делать три вида кирпича в таком раскладе: на каждую тысячу штук полагалось 400 штук кирпича-железняка (для цокольной и околофундаментной кладки), 400 штук красного кирпича (для кладки стен) и 200 штук алого кирпича (для кладки печей).
Давайте на немного отвлечёмся от договора мастеров и посчитаем общее количество каждого вида кирпича, которое им предстояло изготовить для постройки церкви. Складывая и умножая, получаем, что для кладки фундамента и цоколя требовалось 120000 штук, для кладки стен 120000 штук и для кладки печей с дымоходами 60000 штук (это же не один десяток русских печей!). Условленные 300000 штук кирпича, согласно договора, кашинские умельцы должны были сделать за два года, работая только в тёплое время — с 1-го мая по 1-е сентября. А теперь посчитаем выработку кирпичной артели, и тогда будет несложно представить её трудоспособность. Изготавливая в один рабочий сезон (за четыре месяца) по 150000 кирпичей, артельщики должны были в месяц производить до 37500 штук, а в день в среднем — до 1220 штук! К слову сказать, производство кирпича в те времена было очень объёмной и трудоёмкой работой, суммировавшейся из многих видов трудовых операций: замес кирпичной массы в соответствующих пропорциях ингредиентов, формирование кирпичных заготовок (кирпича-сырца) по размерам, просушка сырца под навесами или в проветриваемых сараях. Далее обжиг — очень сложная операция: нужно было для каждого вида кирпича выдерживать оптимально необходимое время прокаливания и охлаждения, а готовый кирпич уложить в клетки по определённому счёту. Было много и других, промежуточных, но важных операций: правильно выбрать удобное место для кирпичного производства, правильно сложить печь для обжига, решить вопросы об оптимальной доставке воды, дров, песка и прочее. Кстати, дрова для обжига требовались саженные, то есть в одну сажень длины (2,13 см).
Но вернёмся к договору. По нему артельщики должны были жить в самом Рождествене на квартире, предоставляемой мирским обществом — прихожанами Рождественско-Кацкой церкви -с обеспечением дровами. За свою работу от прихода кашинские мастера должны были получить 930 рублей: за каждую тысячу штук готового кирпича 3 рубля 10 копеек. Интересна запись обязательств кашинских кирпичников, характеризующая кредо русских мастеров, их самодостаточность, достоинство и самоуважение. Читаем: «…чтоб каменных работников в кладке не остановить… А ежели за нами последуют им остановки, то прогульные их дни берём на свой счёт и обязываемся заплатить не только из договорной цены, но из собственного нашего имения… И производить работу рачительно к пользе церкви…» Кстати сказать, любой контракт или договор на работы содержал подобные вышеуказанным обязательства мастеров в той или иной формулировке.
Но продолжим разговор о строительстве Рождественского храма. Вернее, уже о его благоустройстве. 1 марта 1815 года крепостной крестьянин коллежского асессора Сергея Петровича Соковнина Арсений Кириллов из деревни Слободы Мышкинского уезда и крепостной крестьянин помещика Петра Александровича Пурстошаева Таврило Васильев из деревни Башмакова Кашинского уезда договорились с Рождественско-Кацким приходом на производство плотницких и резных работ в новопостроенной церкви за 4100 рублей. При этом на данную сумму оговаривалось следующее: «…Если же мы, Кириллов и Васильев, по сделанному нами с ними договору учиним какую-либо неисправность в искусстве работы или упущение против плана, неисправность и пробы, то мы лишаемся совсем тысячи рублей, во уверение нашей справедливости и ответственности, без убытков церкви…» Мастера должны были выполнить значительный объём работ, а именно: во-первых, сделать три иконостаса (два придельных и главный) «искусным и прочным мастерством» при гладких колоннах с капителями, резными Царскими вратами и в целом резьбой, подобной как сделано в Шипиловской церкви Мышкинского уезда; во-вторых, следовало сделать три престола и три жертвенника, четыре клироса (два на главной солее и по клиросу в приделы) такие, как сделаны в церкви села Некоуза Мологского уезда; в-третьих, сделать перед приделами полы с площадками и перилами, над главным престолом сень на шести колоннах «во всём украшении», запрестольный крест, два шкафа с ящиками, комод для свечей и шкаф на главный клирос; в-четвертых, в проходе в арке из трапезной в главную церковь сделать полуциркульные двухстворчатые распашные двери — в верхней части стеклянные, внизу глухие — столярной работы; для всех образов изготовить доски. Подробно оговаривался материал для работ. Так, для образов должна быть ольха, для резьбы -липа, для плотницких основ — сосна, причём сосновый лес должен быть сухой и «жилой гладкий несуковатый». Лес поставляют мастера, а подвоз до церкви обеспечивают прихожане. Железные крюки, гвозди, канаты для креплений поставляет причт, оплатив их из церковной казны.
Квартира для плотницкой артели должна была быть в селе в церковных домах или в домах от прихожан, причём для топки печей артельщики должны были использовать щепу, которая получится в их работе при обработке дерева. (Разумное решение. Экономия! Всё по-хозяйски!). Работу следовало начинать с августа месяца 1815 года и окончить в два года. И как писали в договоре мастера: «…На другую работу никуда нам не отлучаться…» На первый взгляд, столь подробное описание в договоре условий и объёмов работ может показаться излишним, но в действительности всё имело свои объяснения и вполне реальную основу: стороны могли предъявлять претензии на прописанных условиях — одни знали за что платят деньги, другие за что их получают. Объём и сроки работ определяли сумму оплаты, а это было существенно для крепостных мастеров — ведь они были на строительном отходе и часть полученных денег предназначалась в уплату оброка, а остальное в доход семьи. Качество работ обуславливало сполна выплату договорной цены без изъятия и неустойки. Договор был помимо гаранта неким документом совести, деловой честности как нанимаемой, так и нанимающей сторон.
…Через два года крупные плотницкие работы по внутреннему оформлению были окончены. В октябре 1817 года дворовой человек помещика Александра Осиповича Кожина Алексей Трофимов Кашинцов из села Кривец Мышкинского уезда договорился на живописное письмо в трёх иконостасах Рождественско-Кацкого храма (то есть на написание икон), а также на живописное оформление запрестольного креста, запрестольной иконы Воскресения Христова, за придельными престолами двух образов, трёх аналоев с Евангелистами и ещё сделать живописное письмо двух хоругвей, плащаницы, над балдахином (сенью) главного престола в клеймах написать Страсти Христовы. Мастер обязывался своё письмо покрыть лаком крепчайшим, «…дабы по истечении 15-летнего времени никаких трещин на оных не оказалось…» За работу определялась сумма в 3500 рублей и исполнением всего письма в один год и шесть месяцев. Мастер имел свою артель, с которой жил в Рождествене. Квартиру и дрова для нужд этой артели должна была предоставить церковь (причт и прихожане), но мастер оговаривал и следующее: «…Если же я буду производить означенную работу в своём доме (в селе Кривец — Т. Т.), то для привезения и обратного возвращения образов в церковь подводы должны быть мирские…» Любопытно, что за Алексея Трофимова Кашинцова, дворового человека, порукой заручился его господин, доверявший умению мастера, коллежский советник и кавалер АО. Кожин. Это говорит о большом признании мастера.
С годами детали интерьера и внешнего оформления Рождественско-Кацкого храма требовали ремонта, некоторые части храма перестраивались или строились заново. И всё это вновь делалось руками умелых мастеровых! Так, в августе 1834 года крепостной крестьянин коллежского советника и кавалера Антона Васильевича Мясоедова Арсений Кириллов из деревни Слободы Мышкинского уезда договорился на ремонтные и строительные работы в зимней части храма — в трапезной. Ему следовало отремонтировать резьбу иконостаса придела Святого Илии и вызолотить его, во всей трапезной исправить пол с накатом, под приделами и придельными престолами деревянные опорные столбы заменить на каменные, окрасить трапезную внутри (причём потолок отделать с кругами-клеймами, как было ранее), обрешетить заново трапезную снаружи, покрыть её по новому плану железом и окрасить зелёной красной четыре раза (то есть в четыре слоя). За всю работу мастер получить должен был ходячей монетой 450 рублей, никуда не отлучаясь от дела; жить ему назначалось в церковной келий в сторожке.
А знаете ли, кто этот Арсений Кириллов? Давайте возвратимся в 1815 год! Узнали? Да, это тот самый мастер, который в 1815 году выполнял плотницкие работы, а теперь, в 1834 году, приобретя ещё более умения, нанимался на ремонт деревянных деталей церкви и прочие работы. Кстати сказать, бывший некогда крепостным помещика Соковнина, он достался его дочери на её часть родового состояния. А дочь сия была в замужестве за А. В. Мясоедовым. И уж к слову, из рода Мясоедовых была мать Александра Осиповича Кожина (помните помещика, владевшего талантливым живописцем Алексеем Трофимовым Кашинцовым). Если задуматься, сколько же исторических параллелей может отражать один простой строительный контракт… 
Но продолжаем дальше. В феврале 1835 года крепостной крестьянин помещицы Надежды Алексеевны Сысоевой Игнатий Герасимов Соколов из деревни Бывалищ Мышкинского уезда договорился о золочении балдахина (сени) над главным Христо-рождественским престолом холодной церкви, а в трапезной (зимней церкви) в приделе Святителя и Чудотворца Николая — нового иконостаса. Работа была очень кропотливая и тонкая, не допускающая ошибок, нарушения технологии, требующая внимания и чёткости в наложении материала — сусального золота из тонких, почти невесомых листочков, которые для удобства продажи и работы собирали в небольшие книжечки-пачечки. Листочковое золото наклеивалось определённым способом на предварительно сделанную основу — полимент или гульфарбу, имевших значение грунтовой основы. На всю работу мастеру отводилось полтора года — к 1-ому октября 1836 года определялось её окончание. Оплата за весь объём оговаривалась в 1175 рублей государственными ассигнациями.
К 1840-ым годам назрела необходимость ремонта холодной (главной) Христорождественской церкви, деревянных деталей её интерьера, перекрытий, полов и прочее. Вообще, в Рождественско-Кацком храме каждый добрый десяток лет проводились те или иные строительные или ремонтные работы — как тогда говорили, «в храме поновлялось». Часто это делалось по желанию и настоянию прихожан, на их взносы и пожертвования, поскольку храм был некой «визитной карточкой», «лицом» прихода. Нередко по состоянию храма судили о живущих в округе людях, о их «душевном здравии». В конце 1830-х годов известный в регионе мастер-золотарь Мосягин начал золочение трёх иконостасов холодной церкви. Но работу завершить не успел по нездоровью, и тогда по указу Ярославской духовной консистории за № 1752 от 27 марта 1840 года окончить золочение приходу определён цеховой мастер-позолотчик мещанин города Бежецка Тверской губернии Василий Николаев Степанов.
Работа была объёмной, поскольку только главный иконостас имел по местному (нижнему) ярусу 10 больших колонн и 4 малые — по две по сторонам Царских врат, не считая резьбы, которую недостающую (сломалась) ему следовало и «прирезать» (восстановить). Золотить оговаривалось червонным полузолотниковым золотом — то есть золотом той же пробы, что использовалась для чеканки золотых монет (червонцев), но по объёму составных частей (чистого металла и примесей) на фунт монетного золота (0,41 кг) масса чистого металла должна была быть в расчёте не на золотник (4,3 г), а на его половину (2,15 г) на одну составную часть. Фунт насчитывал 96 золотников. Завершение работ намечалось в ближайшие от июня 1840 года месяцы с выплатой мастеру 2085 рублей государственными ассигнациями. Рассчитавшись за работы золотаря В. Н. Степанова, причт и прихожане Рождественско-Кацкого храма в августе 1841 года договариваются с крепостным крестьянином помещика Киселёва Андреем Ермолаевым из деревни Шахова Ярославского уезда на следующие работы: в холодной Христо-рождественской церкви деревянные балки под полом следовало заменить на каменные столбы с покрытием их белым камнем; затем под главным иконостасом, золочённым В. Н. Степановым, под полом сделать сплошную опору в виде каменной стены (не на отдельных столбах как было); для прочности кладки этой опоры в ней сложить каменные столбы-колонны на три аршина (2,13 м) столб от столба; те же работы сделать в приделах холодной церкви; перестелить новые полы; оштукатурить отпавшую местами штукатурку; 16 вентиляционных («духовых») пролётов под полом расширить до аршина (0,71 м). Кроме того, Андрей Ермолаев обязался к дополнительным выходам холодного храма пристроить каменные два крыльца на хорошем прочном буте (фундаменте) с колоннами и ступенями, отделав их фасады белым камнем; фронтон, «коник», тумбы под колоннами, капители колонн и медальоны фигурной кладки подвести под крышу.
Платили мастеру серебром за всю работу 542 рубля 85 и 5/7 копеек. Спустя десятилетие значительные строительные и ремонтные работы в Рождественском храме выполняет местный мастер — крестьянин из деревни Маурина Кацкого стана Иван Иванов Молчанов. В марте 1851 года он договорился за 300 рублей серебром в течение полутора лет (до 15 августа 1852 года), но работая только летом в хорошую погоду, сделать следующее: починить крышу на трапезной (зимней церкви) и на летнем (главном) храме, смастерить и подвесить желоба и трубы для стека воды, в слухах укрепить готовые решётки; покрыть железом колокольню и паперть, на куполе колокольни срубить постамент из дерева и на нём вытесать чашу под шпиль для креста, сам шпиль вытесать аккуратно из одного целикового дерева (!) и опаять «аглицкой» медью, затем поставить его на колокольню, укрепив в чаше; внутри колокольни настелить полы, смастерить, где нужно, накаты, подшивки, сделать рамы и круглую лестницу от второго до третьего яруса и обить её тёсом, с трёх сторон во входах под колокольню выточить и установить большие филёнчатые двери с полуциркульными рамами вверху, которые и застеклить, а где ещё нужно будет — сделать мелкие простые двери. Летом 1852 года одновременно с И. И. Молчановым работает артель мастера Лариона Антипина, крестьянина из деревни Ченцы Калязинского уезда Тверской губернии. Договор на работы подрядчик Ларион Антипин заключил с причтом и прихожанами в марте 1852 года на следующих условиях: все работы сделать за текущее лето, не отлучаться и жить с мастеровыми в церковной сторожке, получить по окончании 210 рублей серебром. Мастера должны были оштукатурить колокольню снаружи и внутри и всю её побелить по наложенной штукатурке; оштукатурить и побелить внутри паперть, побелить паперть и снаружи, но прежде очистить её стены от старой красной краски; побелить снаружи всю главную летнюю (холодную) церковь, тоже прежде очистив стены от старой краски; окрасить крышу всей церкви.
…Стоит призадуматься о навыках мастеров и трудовой дисциплине. Да-да, именно трудовой дисциплине: сам не ленись и другим не позволяй артельное время растрачивать! Дел невпроворот, а дней — не в россыпь. Давайте мысленно попытаемся представить тот объём работ по площадям (оштукатурить, побелить, окрасить), который следовало выполнить мастерам Лариона Антипина — в том числе и на высоте, когда могла случаться масса неприятностей. А сколько подготовительных работ!? Леса сооруди, верёвки натяни, раствор замеси, поднеси, воду достань, краски разведи… И каждое дело было «одушевлено» силой мужских рук. Ныне-то что — автоматизация, механизация. А раньше — ты сам себе, и каждый в артели для другого и автоматизация, и механизация. Кстати сказать, в немалой степени качество работ артели зависело от слаженности мастеровых. Казалось бы, знакомый ныне бригадный подряд. Но нет. Тогда был дух артели, единая цель, достижение которой не оправдывало любые средства; средство было одно — мастерство. Артель собиралась не абы как, а тщательно, порой формируясь десятилетиями.
Но закончим рассуждения и продолжим разговор о строительных работах в Рождественско-Кацком храме. Летом 1852 года как раз заканчивалось многолетнее строительство колокольни (в 1813-52 годах её заменяла звонница, стоявшая отдельно от церкви). Последним устанавливали крест, сделанный крепостным крестьянином помещика Горяинова Кондратием Михайловым Сусловым из деревни Аниковки Мышкинского уезда. В августе 1852 года, к моменту когда мастер Молчанов закончил укрепление шпиля, Кондратий Суслов заключил договор на изготовление креста для колокольни, оговорив окончание работ к 8 сентября 1852 года с выплатой ему 200 рублей серебром. За месяц (!) мастер должен был качественно сделать крест, шар под него и постамент под шар. При этом указывались точные размеры (по желанию прихожан) и часть технологических приёмов, а именно: постамент делать из латунной меди шириной 6 вершков (27 см) и высотой 8 вершков (36 см); посредине постамента — валик шириной 5 вершков (22,5 см) и толщиной 2,5 вершка (около 11 см); под валиком скоба в 1 вершок (4,5 см) — всё это для крепления вышепоставленных затем деталей (шара, креста); постамент вызолотить; шар под крест отковать «цельной» из толстой латунной меди (не складной, то есть не из мелких частей) шириной (то есть диаметром) 10 вершков (45 см); и его вызолотить; крест делать восьмиконечный, высотой 2,5 аршина (около 1,77 м); деревянный стержень креста обложить толстой латунной медью; верхнюю перекладину с титлой, нижнюю перекладину, косые перекладины и подножник креста сделать из латунной меди и припаять к центральному стержню припайкой (не приклёпывать!); концы креста соединить «в замок», спаять и укрепить на стержне креста спайкой; для прочности в середине креста с обеих сторон сделать небольшие круги, вычеканив на них Распятие. Для защиты креста от птиц на поперечных частях его смастерить сверху медные планочки и на них из медной проволоки укрепить продолговатые шпильки. Весь крест вызолотить «чрез огонь» червонным запарным золотом 95-ой пробы (жидким варёным металлом с прокаливанием на огне). Хотя в данном договоре и не указано, что мастер должен и установить крест, но это было само собой разумевшееся обычное дело. Этим договором, пожалуй, и завершим рассказ из истории строительства Рождественско-Кацкой церкви. Глобальных выводов, умозаключений и резюме делать не будем — лучше скажем «спасибо» мастерам прошлого за их талант и умение, пережившие века и времена.
Татьяна Анатольевна Третьякова, историк-архивист, г. Углич
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Угличский филиал Государственного архива Ярославской области (УФ ГАЯО): фонд 56, опись 1, единица хранения 1096; фонд 91, опись 1, единицы хранения 313, 324, 369, 558; фонд 111, опись 1, единица хранения 20. 2. Крылов А. «Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии», Ярославль, 1861. 3. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, 1908 г. Опубликовано в «Журнал краеведов Кацкого стана (волости Кадки) «Кацкая летопись» № 1 (135), зима 2006 года».

Рождествено (в Кадке). Церковь Христо-Рождественская построена в 1813 г. тщанием прихожан. Зданием каменная, приходская, летняя и зимняя под одной кровлею, прочна. Престолов в церкви пять; при летней — три престола: Рождества Христова, во имя Казанской Божией Матери, св. и чуд. Николая.; в зимней церкви престолов два: во имя прор. Илии и во имя бессребреников и чуд. Космы и Дамиана. Часовен в приходе четыре деревянные: в селе Рождествене, в деревнях Балакиреве, Алферове и Иванове.
Усадебной земли 3 десятины, пахотной и сенокосной 30 десятин, 5 десятин под торговой площадью и под церковным кладбищем 4 десятины. Домов церковных шесть: пять для жительства пяти членов причта и один для сторожей. Церковного капитала в билетах 3250 руб. В приходе прихожан муж. пола 2371 и жен. пола 2609. В приходе пять школ: две земские и три церковно-приходские, земская больница и библиотека. Штат причта состоит из двух священников, диакона и псаломщика, причтового капитала в билетах 3033 руб.
«Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?