Ростральные колонны в Санкт-Петербурге — символ мощи российского флота

Стрелка Васильевского острова в обрамлении двух ростральных колонн – главная смотровая площадка Санкт-Петербурга. От подножья каменных исполинов открывается просто сногсшибательный вид. Слева – сверкающий шпиль Петропавловки над строгими очертаниями ее стен и бастионов. Справа – стройный силуэт Эрмитажа, сливающийся с водной гладью. А посредине – бесконечные невские просторы. Река здесь особенно мощная и величавая, ведь это самое широкое ее место.

Символ морских побед
Поражают воображение и сами величественные колонны — символ морского могущества Российской империи. Их позаимствовали из другой Империи – Древнего Рима. Впервые их водрузили на древнеримский форум в 260 году до нашей эры в честь победы над флотом Карфагена. Соответственно и название их произошло от латинского rostra – носы кораблей, по-другому – клювы. Обитые металлом носы-клювы использовали, чтобы протаранить корабль противника. Потом добытыми трофеями украшали триумфальные колонны.

Факт! Ростральные колонны в народе часто именуют «расстрельными» в честь архитектора Растрелли, построившего Зимний, или коротко — «факелами».

При переносе морского порта в XVIII веке на Васильевский остров его стрелку решили превратить в единый архитектурный ансамбль. Биржа и ростральные колонны должны были стать его неотъемлемой частью. Проект был поручен французу Жану Франсуа Тома де Томону. С помощью русского зодчего Андреяна Дмитриевича Захарова он долго искал оптимальное решение, предлагая разные варианты застройки. Окончательный проект по формированию облика Стрелки утвердили 26 февраля 1804 года. Идеальные пропорции колонн были найдены – их высота 32 метра. В 1815 году состоялось открытие.
Южная колонна стоит ближе к Большой Неве, а северная – к Малой. В каждую из них встроены восемь корабельных носов. Они расположены симметрично, в четыре ряда, и повернуты в сторону Невы или здания Биржи. Самые большие ростры находятся внизу. Причем все пары отличаются друг от друга. Каких только водных обитателей здесь не увидишь: морские коньки, диковинные рыбы, водяные и даже голова крокодила. Стволы колонн украшены большими металлическими якорями.
У подножия колонн сидят две мужские и две женские фигуры. Считается, что это аллегорические скульптуры великих русских рек: у северной колонны — Волги и Днепра, у южной – Невы и Волхова. Но это лишь красивая легенда. Тома де Томон первоначально проектировал эти фигуры как божества моря и коммерции.

Не факт! Существует даже забавная легенда, что каменные пары у колонн – не божества и аллегории рек, а семейная пара Василий и Василиса. Рыбак с женой проживали на Васильевском острове еще до начала строительства Санкт-Петербурга и, по преданию, дали название острову.

Творение множества талантливых рук…

Именитые скульпторы из Академии художеств должны были заняться оформлением колонн, однако они запросили слишком высокую цену за свою работу, поэтому заказ выставили на открытые торги. В итоге три статуи выполнены по проекту француза Тибо, а одна — фламандца Камберлена.

Факт! Аналогичная колонна с растрами по бокам и корабликом наверху установлена при въезде во Владивосток. Правда, она пониже – 25 м.

Согласно проекту, фигуры должны были быть чугунными, но в начале XIX выплавлять такие огромные формы еще не научились. Чугун поменяли на уникальный пудостский камень. Этот известковый туф желтоватого оттенка с пористой структурой добывали в селе Пудость Гатчинского района. Он был мягким и пластичным, но на воздухе быстро затвердевал и становился сверхпрочным. К сожалению, под влиянием влажного местного климата и загрязнений, фигуры утратили свой первоначальный желтоватый цвет, но прочность сохранили.

Над колоннами работало много талантливых мастеров. Однако основная заслуга принадлежит артели каменотесов под руководством Самсона Ксенофонтовича Суханова, настоящего самородка, выходца из беднейшей крестьянской семьи Вологодской губернии. С водной стихией он был знаком не понаслышке – с 9 лет батрачил на Северной Двине и Волге. А в 1800 году начал работать каменотесом в столице при строительстве Михайловского замка. И вскоре благодаря своему таланту прославился как лучший в своем деле. Ему доверили колоннады Казанского и Исаакиевского соборов, цоколь здания Биржи и даже знаменитую Александровскую колонну на Дворцовой площади. Доказательством его необыкновенного дарования стали гранитные шары на Стрелке Васильевского острова – огромные и идеально круглые, они высечены без использования каких-либо измерительных приборов.

Маяки или просто триумфальные сооружения?

Считается, что ростральные колонны использовали как гигантские фонари – они показывали путь кораблям ночью и в туман. Первоначально их освещали с помощью смоляных факелов, а потом — горящим конопляным маслом. Крутая винтовая лестница в центре колонны ведет на площадку с чашей на металлической треноге. Именно в ней и горело масло: столб пламени был настолько огромен, что горящие брызги долетали до земли и падали прямо на головы прохожих. Однако гипотезу о маяках ученые подвергают сомнению – на реках маяки не ставили. Да и сложно заблудиться кораблю в столичном городе. Возможно, истинное предназначение колонн — украшать акваторию Невы и демонстрировать иностранным судам мощь российского флота. И разжигали их исключительно по торжествам и праздникам. Как и сейчас.

Факт! В целях безопасности и для простоты обслуживания в конце XIX века к колоннам подвели электричество, но вскоре отказались от него – новшество оказалось слишком дорогим.

После Октябрьского переворота колонны надолго перестали гореть. И только в 1957 году, к празднованию 250-летия города, маяки газифицировали, и семиметровые огненные столбы взвились над старинными колоннами.

Многочисленные реставрации
От времени и влажного климата колонны портились и ржавели. Однако реставрации, сделанные впопыхах, их не спасали, а наоборот, губили. В советские времена на колоннах просто делали заплатки из того, что было под рукой, а потом закрашивали, чтобы было незаметно. Укрепляли все это железными штырями, которые не выносили питерскую влагу. Первая реставрация Ростральных колонн прошла в 1928 году. При этом со скульптур сняли наносные слои из гипса, цемента, штукатурки. Оказалось, что они покрашены масляными красками.

Колонны сильно пострадали от бомб в войну. Впоследствии часть украшений пришлось заменить. И, наконец, последняя и настоящая реставрация с использованием новейших методик и материалов прошла в 1998-1999 годах. Скульптуры помыли, убрали сажистые загрязнения, укрепили штырями из корундовой керамики, покрыли специальным раствором, препятствующим появлению ржавчины и плесени. Сейчас колонны выглядят отлично и простоят еще века.

Факт! Некоторых не устраивает вид от подножия колонн: они хотят лучшего обзора. Колонны несколько раз взламывали. Ночью 23 августа 2011 года неизвестный не только проник внутрь колонны, но и зажег на ней огонь — может, друзей или девушку хотел порадовать… Все обошлось благополучно.

Колонны хороши и в солнечные дни, и в дождь. Они органично смотрятся на фоне свинцовых вод Невы и низкого выцветшего питерского неба. В призрачном ночном освещении они просто великолепны. Особенно по праздникам, подсвеченные снизу разноцветными софитами, и с горящими факелами наверху.
Ростральные колонны полыхают в Новый год и Рождество, День полного снятия блокады, 9 мая, День города и праздник выпускников «Алые Паруса». Во время этого ежегодного зрелища, в одну из белых ночей конца июня, над тяжелыми старинными колоннами пролетают тысячи легких воздушных шариков, которые выпускают в небо выпускники питерских школ.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?