Ростов. Спасо-Яковлевский Дмитриев мужской монастырь. Церковь Спаса Преображения.

Рядом с Спасо-Яковлевским Дмитриевым монастырем в Ростове возвышается пятиглавый храм Спаса на Песках, в прошлом соборный храм существовавшего здесь Спасо-Песоцкого (Княгинина) монастыря, основанного еще в XIII веке женой ростовского князя Василько — княгиней Марией — единственнной известной в русской истории женщиной-летописцем. Монастырь упразднен в XVIII веке, а храмы переданы соседнему Яковлевскому монастырю, после чего тот стал именоваться Спасо-Яковлевским. Но не приносящие дохода храмы постепенно уничтожались. Случайно сохранился лишь главный храм монастыря, сооружения которого одни знатоки относят к XVI веку, другие к XVII. С тех пор он переделывался не один раз. Но и в том виде, в каком дожил до нас, он представляет архитектурную и художественную ценность и вызывает интерес. Величественное здание поставлено на подклет, наружные стены его разделены по вертикали на три яруса. В верхнем ярусе и по барабанам идет аркатурный пояс такого же рисунка, какой имеется на Успенском соборе и храмах кремля. Наружные стены галереи украшены ширинками с керамическими вставками.

Кладбищем для монастырской братии служит находящаяся на западной стороне монастыря, в нескольких саженях, каменная двухэтажная пятиглавая церковь, принадлежавшая упраздненному в 1764 г. Спасскому на Песках-Княгининскому мужскому монастырю и построенная в конце XVI в. Монастырь этот был основан в XIII в. супругою св. князя Василька Ростовского, Мариею, погребенною здесь вместе с своим сыном Глебом. В нижнем этаже этого храма находится церковь во имя преп. Сергия Радонежского, устроенная при архимандрите Илларионе (1867-1888 гг.). Здесь близ южной стены погребен управляющий монастырем Амфилохий Казанский, епископ угличский, знаменитый археолог и палеограф.
Л.И. Денисов «Православные монастыри Российской империи». Москва. Издание А.Д. Ступина. 1908 г.

Церковь Спаса на Песках, или Преображенская церковь, была возведена в качестве соборного храма Спасо-Песоцкого Княгинина монастыря.Спасо-Песоцкий женский монастырь основала в 13 веке княгиня Мария, жена ростовского князя Василька. Сама княгиня была похоронена под Спасской деревянной церковью в 1271 году. Возможно, церковь эта стояла на том месте, где сейчас возвышается каменный собор. Он был построен в 1603 году, если судить по храмозданной надписи. В середине 17 века здание перестроили, но исследователи до сих пор не выяснили, насколько сильно его коснулась реконструкция.В 1764 году Княгинин монастырь упразднили, храмы его передали Яковлевсому монастырю , который с того времени стал называться Спасо-Яковслевским. Монастырь не в силах был содержать такое большое число храмов, и большая часть построек бывшего женского монастыря была разобрана. Сохранилась только соборная церковь Спаса Преображения.Пятиглавый, большой храм установлен на высоком подклете, фасады его выглядят несколько странно, это говорит о позднейших изменениях. Скорее всего, от первоначального собора остались только два нижних яруса, поскольку заметно, что лопатки, членящие фасады, несколько не совпадают с лопатками, расположенными в верхней части здания.
По описанию Яковлевского монастыря, данному в начале 20 века А.А. Титовым в его книге рядом со Спасо-Преображенской церковью в 13 веке была пристроена другая – в честь великомученика Георгия. Обе церкви располагались в верхнем этаже и были соединены между собою папертью; была среди них и шатровая колокольня; на нижнем этаже располагались палатки. Георгиевская церковь, колокольня и паперть были сломаны в 19 веке. Оставшаяся Преображенская церковь была покрыта железом. На паперть с южной стороны вела каменная лестница. Пол был выстлан лещедью.Интерьеры храма – небогаты; иконы – без окладов, каменный иконостас украшала альфресковая живопись 17 века. Храм реставрировали в 1890 году при настоятеле Амфилохии. Живопись на стенах церкви и паперти состоит из изображений Апокалипсиса.После реставрации в 1879 году в нижней части храма устроили «теплый» придел в честь Сергия Радонежского, на благотворительные средства, выделенные ростовским крестьянином Рулевым. В этом приделе погребен преподобный Амфилохий, настоятель Яковлевского монастыря. Гробница была сооружена Солдатенковым, Ляпиным и Титовым. Она состояла из белой мраморной плиты, на которой лежали четыре мраморные книги, символизирующие сочинения настоятеля.
В архитектуре Преображенского храма – много общего с церквями Борисоглебского монастыря в Борисоглебском и Ростовского кремля. В связи с чем исследователи полагают, что его могли строить те же мастера, что возводили ростовские и окрестные храмы при известном митрополите Ионе Сысоевиче и после его смерти.Внешнее оформление собора, несмотря на определенные несовпадения в декоре разных ярусов, прекрасно и устремлено ввысь. Украшающие верхнюю часть основного объема здания аркатурно-колончатые пояса, барабаны под главами, апсиды придают довольно массивному зданию изящество и легкость. Центральный световой барабан и два яруса окон делают интерьер церкви праздничным и светлым, особенно в сочетании с живописными фресками. На галерее до наших дней сохранились керамические вставки, на которых имеются изображения всадников, батальных сцен, цветов.Сегодня Спасо-Песоцкая церковь находится в некотором роде на задворках Яковлевского монастыря. Лучше всего ее видно со смотровой башни, поскольку к самому храму проход закрыт.

Пятиглавая церковь Спаса на Песках — в прошлом соборный храм существовавшего на южной окраине Ростова Княгинина монастыря, основанного в ХIII в. вдовой кн. Василько Ростовского Марией и упраздненного в XVIII в. Храм был воздвигнут в 1603 г. В 1680-х г.г. при митрополите Ионе Сысоевиче интерьер Спасской церкви был местами украшен фресковой росписью, в том числе была расписана нижняя часть алтарной преграды. Остатки этой росписи впервые были обнаружены в 1889 г.
Над главным входом в алтарь изображено «Распятие» и сцены евхаристии в круглых медальонах, над южным входом «Знамение», а над северным «Ангел — Благое молчание». На колоннах центрального портала написаны ангелы, а на боковых порталах травный орнамент, напоминающий узор на расписных подсвечниках XVII в., так называемых «тощих свечах». Над местным иконным ярусом проходит фресковый фриз с шестью фигурами летящих ангелов. Подобный пример частичного украшения храма росписью нигде более в ростовских церквях не встречается. Стилистически роспись близка к фрескам церкви Иоанна Богослова (1683).
В 1890-1891 при архимандрите Амфилохии стены Спасо-Песоцкого храма были расписаны клеевой техникой иконописцем из Владимирской губернии Козьмой Леоновым. Роспись представляет собою образец стилизации в «русском стиле» конца XIX в. В барабане изображен «Вседержитель», «Праотцы» и «Пророки». На своде «Богоявление», «Преображение», «Неопалимая купина», «Знамение», «Ангел Господен». Все три стены храма заняты сценами из Апокалипсиса, образцом для которых послужила книга «Лицевой Апокалипсис» петровского времени. Отдельные клейма помещены в прямоугольные рамы из красных и синих крестов. Пространство между клеймами заполняет травный узор из стилизованных голубых незабудок на золотисто-охряном фоне.
Белые ниши окон расписаны синим и красным плетеным орнаментом. Нижнюю часть стен украшает узор из полотенец. На столбах изображены общерусские и ростовские святые. На выступах стены «Кирилл и Мефодий», «Николай чудотворец и Василий Великий». Там же помещена подробная летопись, повествующая об основных периодах в истории церкви Спаса на Песках, о ее построении в 1603 г. и освящении епископом Кириллом, об упразднении Спасо-Песоцкого монастыря в 1764 г., о разрушении каменной Георгиевской церкви этого монастыря в 1777 г. и употреблении ее кирпича для стен Спасо-Яковлевского монастыря, и, наконец, о реставрации церкви Спаса в 18891890 г.г. при архиепископе Амфилохии, наместнике Пахомии и казначее Сергии.
В алтаре написана «Евхаристия», в жертвеннике «Благое молчание», в дьяконнике «Знамение». Стенопись паперти (1891) со сценами жития Иоанна Богослова сохранилась фрагментарно.
После того как по указу Екатерины II в 1764 г. Спасский (Княгинин) монастырь был упразднен и приписан к Яковлевскому, образовался единый Спасо-Яковлевский монастырь, к которому относится и церковь Спаса на песках.
Иванов В.Н. Ростов Великий. Углич. – М., 1964; Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь в Ростове Великом / В. И. Вахрина. – М.: Посад: Спасо-Яковлевлевский Димитриев монастырь, 1994; Алитова Р.Ф. Никитина Т.Л. Церковные стенные росписи Ростова Великого и Ростовского уезда XVIII — начала XX века: каталог / Гос. музей-заповедник «Рост. кремль». – М.: Сев. паломник, 2008; Святыни Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в Ростове Великом / текст М. Рубцовой; под общ. ред. игум. Серафима (Симонова). – Ростов: Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь, 2009; Ростов Великий: святыни и достопримечательности: путеводитель / текст М. Рубцовой и А. Виденеевой. – Москва: Паломник: Православный Паломник, 2011; Преславный град Ростов: история Ростова Великого от начала до наших дней / Е.И. Крестьянинова, Г.А. Никитина. – М.: Научный мир, 2012.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?