Иаковская церковь пристроена вплотную к Зачатьевской в 1725 г. Церковь перестроена в 1824 г.
«Храм во имя св. Иакова украшен великолепным иконостасом и росписан стенным письмом по золоту. Иконостас снизу до верху пышет золотом; колонны обвиты виноградными лозами с кистями. Иконы в иконостасе живописныя и отличаются изяществом отделки.
Стенопись храма академическаго стиля. В художественном отношении картины представляюсь большое разнообразие и богатство в группах, выразительность фигур, изящный вкус и строгую отчетливость. На полукруглом пространном плафоне церкви изображена Божия Матерь седящею на престоле; лику Ея предстоят небесныя Силы, кругом обстоят сонмы Праотцев, Пророков, Апостолов, Мучеников, Святых и Преподобных. На верху сей картины начертана золотыми буквами по голубому полю надпись: О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь; на другом плафоне, в алтаре, над престолом, представлен Триипостасный Бог, окруженный чипами Ангельскими. За престолом, ниже сего плафона, на стене алтаря изображена Тайная Вечеря.
В арке, отделяющей трапезу от главной церкви, помещены на левой стороне келейная, родовая Архимандрита Иннокентия, икона Тихвинской Божией Матери с серебряным венцом; на правой, – келейная наместника Флавиана – икона Спасителя, молящагося в Гефсиманском саду. Иконы эти помещены здесь, как памятники создателей храма сего.
На плафоне трапезы поражает взор молящагося величественное изображение Страшнаго Суда. Стены украшены изображениями Святителей: Иакова, Димитрия и Самого Начальника и Совершителя спасения Иисуса Христа, таковы: 1) несение креста Господом на Голгофу; 2) св. Димитрий, стоящей в келлии на молитве, с воздетыми горе руками пред Распятием; 3) проповедующий с амвона Слово Божие к народу в Архиерейском облачении; 4) изображение обретения чудотворных мощей его; 5) св. Иаков, плывущий озером на своей мантии, и 6) суд его над женою-грешницею. Означенныя изображения и местныя иконы писал крестьянин Владимирской губернии Шуйскаго уезда, села Тейкова, вотчины Гофмаршала Олсуфьева, Тимофей Медведев. В главной церкви висит большое медное посеребреное паникадило в виде чаши, и другое, небольшое в трапезе.
Храм сооружен преимущественно на иждивение Гр. А.А. Орловой-Чесменской, заботливыми попечением и трудами Архимандрита Иннокентия и ревностнаго его сотрудника и Наместника иеромонаха Флавиана. В длину имеет 15 1/2, а в ширину 6 1/3 саж. Он устроен теплым и ежедневное в нем служение совершается только в зимние месяцы, в летнее же время совершаются здесь одне ранния Литургии для поминовения Гр. А.А. Орловой-Чесменской и рода ея. Пол церкви выстлан чугунными плитами».
Из книги: Селецкий Д.С. Описание Ростовскаго Ставропигиальнаго первокласснаго Спасо-Яковлевскаго-Димитриева монастыря и приписнаго к нему Спасскаго, что на Песках. СПб., 1849. С. 28-30. http://www.rostov-monastir.ru/page/opisanie-hrama-sv-iakova-serediny-xix-v#cut /
Храм во имя основателя обители святителя Иакова был построен 1836 году на месте Иаковлевского придела Зачатьевского собора. Строительство храма было осуществлено усердием архимандрита Иннокентия на средства графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской.
http://www.yaroslavl-eparhia.ru/monastery/dmitriev-hram.htm
Храм построен в 1725 г. Последняя его перестройка проведена в 1836 г. Интерьер Яковлевской церкви Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря был расписан в конце 1830-х г.г. художником Тимофеем Медведевым, уроженцем села Тейково Ивановской волости, бывшим крепостным человеком князей Голицыных. В его творчестве живописные приемы декора зрелого классицизма причудливо сочетаются с многоцветной красочностью и богатой светотеневой моделировкой барокко. Особенно это ощутимо в плафонах сводов, написанных с композиционным размахом и безудержной декоративной выдумкой.
В алтарной конхе художник мастерски вписывает в круг «Новозаветную Троицу», окружая ее пышным венком поющих ангелов. Необычно выглядит композиция «О тебе радуется» на своде центрального храма, где в зените свода помещена восседающая на троне Дева Мария, а на четырех склонах многофигурные группы апостолов, царей, мучеников, мучениц и преподобных. Широко и смело развернута картина «Страшного суда» на своде трапезы, где в основу композиции также положен круговой принцип.
Живопись стен («Распятие с предстоящими» в алтаре, «Моление о чаше» и «Исход евреев из Египта» в центральном кубе, сцены из жизни св. Иакова в трапезе) была поновлена в конце XIX в. и в настоящее время в значительной мере утрачена, как и живопись небольшой паперти.
Оригинально решена композиция овального купола в верхнем этаже храма, где помещалась монастырская ризница. Интерьер ризницы освещается мягким светом большого северного окна. Живопись купола выполнена в легких прозрачных тонах в технике гризайли. В центре купола на бледно-лазурном фоне 4 монументальные фигуры евангелистов. Они написаны в подражание скульптурам мастеров Высокого Ренессанса. Между ними 4 медальона с живописными клеймами: «Благовещение», «Христос во храме» и «Оправдание блудницы св. Иаковым». Ниже проходит орнаментальный фриз, имитирующий лепнину и состоящий из причудливо переплетающихся листьев аканта, дуба и гроздьев винограда.
Иванов В.Н. Ростов Великий, Углич. — М., 1964; Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь в Ростове Великом / В. И. Вахрина. – М.: Посад: Спасо-Яковлевлевский Димитриев монастырь, 1994; Алитова Р.Ф. Никитина Т.Л. Церковные стенные росписи Ростова Великого и Ростовского уезда XVIII — начала XX века: каталог / Гос. музей-заповедник «Рост. кремль». – М.: Сев. паломник, 2008; Святыни Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в Ростове Великом / [текст М. Рубцовой; под общ. ред. игум. Серафима (Симонова)]. – Ростов: Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь, 2009; Ростов Великий: святыни и достопримечательности: путеводитель / текст М. Рубцовой и А. Виденеевой. – Москва: Паломник: Православный Паломник, 2011; Преславный град Ростов: история Ростова Великого от начала до наших дней / Е. И. Крестьянинова, Г. А. Никитина. – М.: Научный мир, 2012.