Ростов. Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь.

Основан в 1389 г. Объединяет два бывших монастыря — Спасский (церковь Спаса на Песках) и Яковлевский. Дмитриевский собор (1801 г.) построен на средства гр. Н. Шереметьева. В подземном Воскресенском храме располагались подобия Иерусалимских святынь (сейчас храм открывается раз в году на Пасху).

Спасо-Яковлевский Дмитриев монастырь, 1 класса, в Ростове, на берегу озера Неро. Основан в 1389 году епископом Ростовским святым Иаковом (см. 27 ноября). С 1764 года до 1888 года он был ставропигиальным; в 1888 году назначен местопребыванием Угличских викарных епископов. В монастырской соборной церкви Зачатия святой Анны, построенной в 1691 году, покоятся под спудом святые мощи основателя монастыря и святого Дмитрия Ростовского (см. 21 сентября). Над мощами святого Иакова устроена в 1845 году усердием гр. Анны Алексеевны Орловой-Чесменской изящная серебряная рака с резной деревянной вызолоченной сенью. Рака святого Дмитрия устроена благочестием императрицы Елизаветы Петровны; она выкована из первого серебра, открытого в ее царствование в колыванских (в Томской губернии) рудниках. Над ракой возвышается великолепная серебряная сень. Перед ракой у подножия святителя поставлен в серебряной раме образ его, писанный на холсте в 1759 году графом Ротари. Из икон храма особенно чествуются: келлейные святого Дмитрия — Ватопедская икона Божией Матери и Боголюбская икона Богоматери с предстоящими в молении ростовскими чудотворцами. Первая поднесена была царю Алексею Михайловичу афонскими монахами и пожалована от него знаменитому Киевскому митрополиту Петру Могиле; затем она стояла в алтаре Великой Печерской церкви до того времени, как архимандрит лавры Иосаф Кроковский благословил ею святого Дмитрия в награду за неусыпные труды его в написании Четьих-Миней. Со второй святой иконой встречала святого Дмитрия ростовская паства. В монастыре хранятся несколько предметов, принадлежавших святому Дмитрию: митра и платок, найденные в гробе его, при открытии мощей, книги с приписками рукою святителя, подлинные рукописи его с проповедями и духовными кантами, простой деревянный посох, перст от десной руки святителя в серебряном ковчежце, портрет его, писанный при его жизни с натуры, портрет полкового сотника Саввы Григорьевича Тупало, отца святителя.
Недалеко от монастыря, на западной стороне, находится приписанная к нему древняя двухэтажная церковь Преображения Господня (давшая наименование Яковлевскому монастырю «Спасо-Яковлевского»), которая была соборною в упраздненном ныне Спасском монастыре, что на Песках (основанном в XIII веке супругой воспоминаемого 4 марта блаженного князя Василька, княгиней Марией, жившей в этом монастыре и погребенной под его соборною церковью). В нижнем этаже этого храма, в Сергиевском приделе, покоится известный ученый и великий труженик науки, археолог и палеограф (т.е. занимающийся изучением древних памятников и письмен), преосвященный Амфилохий (Сергиевский), епископ Угличский (+29 июля 1893 года). В монастыре совершаются крестные ходы: 6 августа, 21 сентября и 27 ноября. При монастыре школа (с 1886 года) и странноприимный дом.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Спасо-Яковлевский Димитриевский 1 класса (с 1834 г.) необщежительный мужской монастырь на западном конце уездного г. Ростова, в полуторах верстах к юго-западу от ростовского кремля, на берегу озера Неро.
Он, сперва, назывался Зачатиевским, по имени первого храма; теперь он называется Яковлевским — по имени основателя, Спасским — по имени приписного монастыря (с 1765 г.) и Димитриевым — по имени нетленно почивающего здесь св. Димитрия, митрополита ростовского (с 1836 г.). Основан в 1389 г. св. Иаковом, епископом ростовским. С 1764 г. стал ставропигиальным 2 класса; с 1834 г. стал ставропигиальным 1 класса; в 1888 г. передан из Синодального ведомства в епархиальное и назначен местоприбыванием викарных епископов Угличских.
Храмов три, каменных: соборный во имя Зачатия св. Анны, построен в 1691 г. ростовским митрополитом Ионой Сысоевичем; находящийся в связи с ним под одной крышей во имя св. Иакова, епископа ростовского, (построен графиней А.А. Орловой-Чесменской в 1836 г.) и так называемый Шереметевский во имя св. Димитрия, митрополита ростовского (построен в 1801 г. Н.П. Шереметевым) с 2 приделами: во имя св. Николая чуд. и во имя св. вмч. Димитрия Солунского.
В северной стороне соборного храма покоятся под спудом мощи основателя монастыря св. Иакова, епископа ростовского. Над гробницей находится серебряная рака, сооруженная графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской, а на стене, за гробницей, в золоченой раме за стеклом находится икона св. Иакова, шитая золотом по малиновому бархату.
В юго-западном углу того же храма почивают на вскрытии в великолепной раке из кованого серебра с чеканкой, устроенной наподобие гробницы императрицей Елизаветой Петровной, мощи св. Димитрия, митрополита ростовского, обретенные в 1752 г. (память 21 сентября); на голову святителя возложена драгоценная митра, пожертвованная графом Николаем Петровичем Шереметевым.
Близ северной стены паперти погребены: знаменитый благочестивою жизнью и подвигами иеромонах Амфилохий, бывший с 1780-1824 гг. гробовым старцем при мощах св. Димитрия; архимандрит Иннокентий, управлявший монастырем 29 лет с 1818 г. по 1847 г.
В соборном храме находятся две замечательные иконы: на западной стороне правого столба местно чтимая Ватопедская икона Божией Матери, келейная св. Димитрия, привезенная им в Ростов в 1702 г. при вступлении на митрополию, и на западной стороне левого столба — Боголюбская икона Божией Матери с предстоящими в молении ростовскими чудотворцами: с этой иконой встречала св. Димитрия ростовская епархия.
Крестные ходы совершаются: 6 августа. 21 сентября и 27 ноября.
В монастырской ризнице хранятся считающиеся принадлежавшими св. Димитрию: митра из рудожелтой камки с образами, писанными золотом и красками, в которой были обретены нетленные мощи святителя, серебряный ковчежец с перстом от мощей св. Димитрия, атласные малинового цвета ризы, с вышитыми золотом травами, переделанные из саккоса святителя, белое бумажное полотенце, присланное св. Димитрию в дар из Иерусалима 12 августа 1705 г., белый коленкоровый платок святителя.
Кладбищем для монастырской братии служит находящаяся на западной стороне монастыря, в нескольких саженях, каменная двухэтажная пятиглавая церковь, принадлежавшая упраздненному в 1764 г. Спасскому на Песках-Княгининскому мужскому монастырю и построенная в конце XVI в. Монастырь этот был основан в XIII в. супругою св. князя Василька Ростовского, Мариею, погребенною здесь вместе с своим сыном Глебом. В нижнем этаже этого храма находится церковь во имя преп. Сергия Радонежского, устроенная при архимандрите Илларионе (1867 – 1888 гг.). Здесь близ южной стены погребен управляющий монастырем Амфилохий Казанский, епископ угличский, знаменитый археолог и палеограф.
Монастырь владеет 195 десятинами земли и получает из казны 1851 руб. 79 коп. Церковно-приходская школа и странноприимный дом. Монахов 20, послушников 19.
Л.И. Денисов «Православные монастыри Российской империи». Москва. Издание А.Д. Ступина. 1908 г.

Спасо-Яковлевский монастырь прошел в своем развитии несколько этапов. Довольно долго он был маленьким малоизвестным монастырем, где даже соборная церковь являлась деревянной. В дальнейшем обитель побывала и ставропигиальным монастырем, и резиденцией викарного епископа.
В 1385 году епископом Ростовским стал игумен скромного Копырского монастыря Иаков. Игуменство его было благополучным, но на Ростовской кафедре епископ Иаков не прижился: в 1389 году он оставил ее из-за недовольства ростовцев решением епископского суда. Изгнанный из города, святитель удалился в его окрестности и на берегу озера Неро построил деревянную церковь в честь Зачатия св. Анны. Так было положено начало Яковлевской обители.
Летописи умалчивают о первых веках существования монастыря. В сущности, достоверно известны лишь несколько событий, связанных с его историей: погребение и канонизация свт. Иакова, разорение монастыря в 1408 году войском хана Едигея и — спустя двести лет — ограбление его поляками. Таким образом, можно заключить, что в то время обитель не была знаменитой. Не имела она и каменных строений. Определенное улучшение в материальном положении Яковлевского монастыря происходит в первой половине XVII века. В 1624 году царь Михаил Федорович жалует его вотчинами и рыбными ловлями. И на этом «прирост» монастырских угодий не останавливается. К 1679 году обитель владеет уже восемнадцатью пустошами. Пришло время подумать и о строительстве каменного храма, которое и было осуществлено в 1686-87 годах.
Немалое значение имело для монастыря его присоединение к Ростовскому архиерейскому дому, совершившееся в 1650-е годы «для того, что Иякова епископа мощи лежат в том монастыре». Все приписные обители содержались за счет кафедры, и поэтому отныне благосостояние Яковлевского монастыря постоянно возрастало. К концу XVII века он имел не только каменный пятиглавый Троицкий храм, но и каменную трапезную палату. Келейные корпуса и прочие службы, впрочем, довольно долго оставались деревянными. Деревянной была и монастырская ограда.
Переломным моментом в истории монастыря явилось назначение на Ростовскую кафедру митрополита Димитрия (Туптало), прославленного впоследствии Церковью в сонме святителей. Он приехал в Ростов 2 марта 1702 года и почти сразу по прибытии — первым из всех ростовских монастырей — посетил Яковлевскую обитель. Войдя в собор, владыка указал на юго-западный его угол и произнес: «Се покой мой: зде вселюся в век века», указав, таким образом, место своего погребения. Скончавшийся в 1709 году митрополит Димитрий стал вторым ростовским архиереем, погребенным не в Успенском кафедральном соборе, а в Яковлевском монастыре. Нужно отметить, что ростовцы сначала не желали исполнить завещания почившего митрополита, и лишь друг покойного святителя Стефан Яворский, Патриарший Местоблюститель, настоял на его погребении в Яковлевской обители, сослужив тем самым последней добрую службу.
В 1757 году, пять лет спустя после обретения нетленных мощей святителя Димитрия, состоялась его канонизация. Он явился первым святым, канонизированным в синодальный период, — и единственным за весь XVIII век. Мощи святителя Димитрия, которые почитали великой святыней не только простые люди, но и знать (включая членов императорской фамилии), стали особым залогом процветания Яковлевского монастыря. Первые вклады в «святителев дом» не заставили себя ждать: уже императрица Елизавета Петровна пожертвовала серебряную раку для мощей свт. Димитрия. В дальнейшем пожертвования не иссякали. Канонизация святителя Димитрия состоялась очень вовремя, спасши Яковлевский монастырь от упразднения. Хотя в 1764 году его и утвердили заштатным, но мера эта была временной. Уже на следующий год он был причислен к монастырям второго класса и, помимо того, стал ставропигиальным, то есть вышел из епархиального подчинения и поступил в ведомство Св. Синода. Тогда же к Яковлевскому монастырю присоединили стоявший по соседству Спасо-Песоцкий монастырь. Это значительно расширило его территорию и позволило не стесняться в сооружении хозяйственных зданий.
Вторая половина XVIII века — время формирования архитектурного ансамбля Спасо-Яковлевского монастыря в том виде, в каком мы знаем его теперь. Были возведены новые корпуса, каменная ограда с башнями, колокольня, новый храм. Очень немногие обители отстраивались в это время, поскольку с отнятием земель у монастырей их материальная база пошатнулась. Таким образом, ансамбль Спасо-Яковлевского монастыря представляет собой уникальный памятник монастырского строительства своего времени. Своего рода «апофеозом» этого строительства стало возведение в 1794-1801 годах храма во имя святителя Димитрия.
Эффектный внешний облик монастыря и неиссякаемый поток паломников к его святыням подготовили его возведение на степень первого класса. Совершалось это последовательно. В 1822 году архимандрит Иннокентий направил в Синод донесение, где указывал, что «великое стечение богомольцев к мощам угодников Яковлевской обители требует сохранения порядка в чиноположении». С имевшимся количеством братии, отмечал архимандрит, это было затруднительно. Он просил об увеличении числа насельников — в соответствии со штатами первоклассных монастырей. Синод уважил просьбу архимандрита Иннокентия, предписав расширить штат обители на 16 «мест».
В 1834 году, после прошения ярославского губернатора К.М. Полторацкого, поданного на высочайшее имя, монастырь был переведен в первый класс с ежегодным содержанием в размере 4200 рублей. А спустя два года он получил свое современное название — Спасо-Яковлевский Димитриев. За полтора века был пройден головокружительный путь — от небольшого монастырька, не имевшего ни одного каменного храма, до крупнейшей в епархии и шестой в общем списке русских монастырей обители. Но даже при максимально расширенном штате мест для всех желающих поступить в Спасо-Яковлевский монастырь не хватало. На сохранившихся прошениях о приеме в монастырь очень часто можно увидеть резолюцию: «Отказать за неимением мест». «Вакансия» открывалась только в случае смерти насельника или его перевода в другой монастырь… В 1888 году Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь вновь перешел из синодального управления в епархиальное, став резиденцией викарных епископов. Настоятелями его, соответственно этому статусу, отныне были архиереи.
К началу XX века обитель подошла в цветущем состоянии. Она была богата и необычайно популярна среди паломников (в частности, Спасо-Яковлевский монастырь являлся одной из самых почитаемых императорской фамилией святынь: начиная с XIX века его посетили все русские цари и многие великие князья). Даже в ряду самых состоятельных и устроенных русских монастырей Спасо-Яковлевский занимал одно из первых мест.
С 1882 года здесь был водопровод, в начале XX века провели электричество и телефонную связь. Пожертвования, поступавшие в монастырь, составляли значительные суммы. В 1917 году, например, только на поминовение усопших было пожертвовано более семи тысяч рублей. Естественно, средства свои Спасо-Яковлевская обитель тратила не только на украшение храмов и устройство водопровода. Так, в 1914 году монастырь организовал военный госпиталь в одном из своих новых зданий, изначально предполагавшемся под церковно-приходскую школу, богадельню и гостиницу. Он был оборудован по последнему слову тогдашней медицинской науки — 150 коек в просторных и светлых палатах, операционная, рентгеновский кабинет, несколько перевязочных. Содержание госпиталя требовало от обители очень существенных затрат (часть денег, впрочем, предоставляли благотворители). Интересно, что после революции этот образцовый госпиталь обратили в «советский лазарет», а потом в нем довольно долго находилась одна из городских больниц.
После 1917 года все имущество монастыря было национализировано. В келейных корпусах поселились рабочие, а святыни были изъяты. Наиболее масштабная грабительская акция проводилась в 1922 году, когда большевики вывезли из Спасо-Яковлевской обители 888 килограммов серебра и 2 килограмма золота. Между тем, богослужения в храмах монастыря в эти годы еще продолжались. Окончательное закрытие церквей относится к 1929 году. Именно его принято считать годом закрытия обители. Монашеская жизнь возобновилась здесь лишь спустя шестьдесят два года.
Формирование архитектурного ансамбля Спасо-Яковлевского монастыря относится к последней трети XVIII века. Его можно с уверенностью назвать одним из самых ярких памятников «церковного классицизма», сохранившихся в провинции.
Собор зачатия св. Анны и храм свт. Иакова Ростовского. Стоящие вплотную друг к другу, эти величественные храмы воспринимаются как единое целое, что и неудивительно: ведь один из них «вырос» из придела другого. Наилучший вид на них открывается с юго-западной башни монастыря. Если смотреть с нее, то храм свт. Иакова оказывается слева, а Зачатьевский собор — справа.
Собор Зачатия св. Анны — самое старое из ныне существующих строений монастыря. Он был возведен в конце XVII века при митрополите Ростовском Ионе (Сысоевиче). Известный своей ревностью к церковному благолепию, митрополит Иона много потрудился для украшения ростовских и ярославских церквей. Изначально храм был освящен во имя Святой Троицы, а в 1754 году его переосвятили в честь Зачатия св. Анны — «в память превобытного храма, созданного Яковом епископом Ростовским». Строительство каменного храма было вызвано не только желанием митрополита украсить обитель, но и прямой необходимостью. Старый деревянный Зачатьевский храм пришел к описываемому времени, как показывают документы, в полную негодность. В XVIII—XIX веках собор несколько раз перестраивали, вследствие чего он утратил свой первоначальный облик. Так, в 1725 году с северной стороны собора был сооружен придел во имя свт. Иакова. Позже, в 1824 году, его разобрали и на его месте возвели полноценный храм, освященный во имя того же святого. Одновременно западному фасаду собственно Зачатьевского храма придали архитектурное оформление, схожее с оформлением Яковлевской церкви. На фотографии хорошо видны одинаковые портики с колоннами.
Легко заметить, что храм свт. Иакова сориентирован в архитектурном отношении на соседствующий с ним с северной стороны храм свт. Димитрия. На этот счет в монастыре сохранилось особое предание. Связано оно с посещением обители Александром I в 1823 году. Узнав, что вместо теплого придела во имя свт. Иакова планируется возвести особый храм, он «обратился к церкви святителя Димитрия и, с лестной похвалою отозвавшись об изяществе ее архитектуры, присовокупил, чтобы и новый храм во имя св. Иакова сооружен был в том же вкусе». Естественно, монастырское начальство последовало монаршему совету. Есть во внешней похожести храмов и внутренний смысл — таким образом подтверждается равнозначность святителей Ростовских Иакова и Димитрия, их одинаково важная роль в устроении монастыря. Согласно сохранившимся свидетельствам, внутреннее убранство храмов отличалось особой пышностью.
Необходимость в храме, посвященном святителю Димитрию Ростовскому, появилась в монастыре тотчас после его канонизации, совершившейся в 1757 году. Однако Св. Синод, в непосредственном подчинении которого находился Спасо-Яковлевский монастырь, довольно долго не давал разрешения на это строительство. Еще в 1770 году, когда сооружалась монастырская ограда, архимандрит Амфилохий направил в Синод письмо с просьбой о возведении храма во имя свт. Димитрия над южными вратами, обращенными к озеру Неро. Но Синод отклонил просьбу — возможно, посчитав это место для храма неподходящим. Вопрос о строительстве храма оставался открытым вплоть до начала 1790-х годов. Лишь в 1794 году последовало синодальное дозволение на устройство Димитриевской церкви на том месте, на котором теперь она и стоит. Возводился храм в течение пяти лет — главным образом, на средства графа Н.П. Шереметева, затратившего на него около 55 тысяч рублей. Еще в 10 тысяч обошлось графу внутреннее убранство. Освящение Димитриевской церкви состоялось 27 сентября 1801 года. Строительство храма могло бы обойтись еще дороже, если бы над ним не трудились крепостные архитекторы графа Шереметева. Впрочем, современные исследователи, отмечая необыкновенную стройность западного портика храма, высказывают предположение, что к его проекту приложил руку кто-либо из крупнейших архитекторов своего времени.
В интерьере Димитриевского храма следует отметить гармоничное взаимодействие скульптуры и живописи. И та, и другая выполняют одинаково важные декоративные функции. Интересно решены своды и купол, декорированные лепными розетками с золотой обводкой. Розетки, закрепленные в кассетах, уменьшаются в размерах по направлению к центру. За счет этого создается эффект необычайной глубины подкупольного пространства.
В 1804 году в трапезной храма, примыкающей с запада к основному его объему, было устроено два придела — правый во имя свт. Николая (небесного покровителя Николая Петровича Шереметева), левый — во имя вмч. Димитрия Солунского. В дореволюционное время храм дважды ремонтировался — сначала в 1870 году, а затем в 1900—01 годах, причем в последний раз здесь был заново выложен пол — метлахскими плитами.
Колокольня Спасо-Яковлевского монастыря была возведена во второй половине XVIII века, когда здесь развернулось обширное каменное строительство. Трехъярусная, простых форм, она не вступает в соперничество со столь яркими архитектурными сооружениями, как Димитриевский храм или Зачатьевский собор. Отделка колокольни отличается лаконичностью. Однако обратите внимание на присутствие колонн — в XVIII веке они были признаком столичной архитектуры. В конце XVIII века монастырская звонница состояла из четырнадцати колоколов, самый большой из которых весил около пяти тонн. К началу XX века на колокольне было уже двадцать два колокола, из них наибольший весил 12,5 тонн.
Исторически Спасский храм принадлежал Спасо-Песоцкой обители, основанной, по преданию, в XIII веке вдовой ростовского князя Василия (впоследствии причисленного к лику святых) Марией. В 1765 году Спасо-Песоцкий монастырь был приписан к Яковлевскому. Строительство Спасского храма относится к концу XVI века. Освящен он был в 1603 году в честь Преображения Господня. Этот храм — единственная уцелевшая церковь древнего Спасо-Песоцкого монастыря: после его присоединения к Яковлевской обители другие церкви были разобраны за ненадобностью.
К концу XVIII века кладбище Спасо-Яковлевского монастыря, в связи с возрастанием значения последнего, приобрело статус своего рода «почетного некрополя». Оно разделялось на три зоны. Первая, наиболее пространная, находилась возле Спасского храма. А самыми «престижными» считались участки возле Зачатьевского собора и Димитриевского храма. Мирские захоронения составляли до 85% всех могил на монастырском кладбище. При этом какой-либо определенной платы за место не существовало — цена варьировалась от рубля до полутора тысяч. Естественно, большую роль в данном случае играло местоположение могилы. В советские годы некрополь Спасо-Яковлевского монастыря был варварски уничтожен. Сохранилось лишь очень небольшое число надгробий.
Обновление архитектурного облика Спасо-Яковлевской обители началось в 1757 году, когда была предпринята частичная замена обветшавшей деревянной ограды на каменную. Работы поначалу подвигались с большим трудом — монастырь еще не собрал достаточно средств на строительство, — и вскоре были приостановлены императорским указом. Лишь в 1776 году возведение новых каменных зданий и ограды возобновилось. Строительству предшествовала масштабная перепланировка монастырской территории. Она увеличилась, приняла более правильные очертания. По периметру вся территория монастыря была огорожена каменной стеной. Четыре угловые башни и две надвратные (с южной и северной сторон соответственно) завершили величественный архитектурный ансамбль. Кроме того, ворота были и в восточной стене, они располагались под колокольней.
Разумеется, в конце XVIII века монастырские стены уже не выполняли «крепостной» функции. Значение их стало скорее символическим и декоративным. Именно поэтому не мощью своей восхищает ограда Спасо-Яковлевского монастыря, но особым изяществом и легкостью. Своеобразие комплекса подчеркивают «резные» башни с их, как говорили в XIX столетии, «венецианскими окнами». Особенно выделяли тогдашние авторы северо-западную башню монастырской ограды — как «лучше всех отстроенную». Башня была разделена на два этажа, и в каждом было по комнате. Отмечалось, что со смотровой площадки этой башни в хорошую погоду можно разглядеть до тридцати ростовских церквей.
В 1909 году в юго-западной башне монастыря была устроена церковь во имя Толгской иконы Пресвятой Богородицы. Явленная Толгская икона весьма почиталась как в Ярославле (в окрестностях которого она, собственно, и явилась), так и в Ростове.
До последней трети XVIII столетия все келейные корпуса и хозяйственные постройки в монастыре были деревянными. Замена их на каменные проводилась в рамках обновления архитектурного ансамбля Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря.
Жилые корпуса были возведены вдоль западной ограды, отделяющей главный двор обители от хозяйственного двора (бывшей территории Спасо-Песоцкого монастыря). В комплекс этих зданий входил двухэтажный корпус братских келий, а также настоятельский корпус. Кроме того, на главном дворе располагалась и трапезная (собственно, сама трапезная помещалась на втором этаже двухэтажного здания, внизу же находились просфорная и кладовая). Все сугубо хозяйственные постройки — погреба, мастерские, конюшни — сооружали только на хозяйственном дворе.
К началу XX века комплекс жилых зданий Спасо-Яковлевского монастыря состоял из двух братских корпусов, настоятельских покоев и трапезной. Все они соединялись друг с другом. Верхние этажи братских корпусов занимали иеромонахи и иеродиаконы, келья каждого из них представляла собой своего рода «квартирку» из трех небольших комнат. В каждом корпусе было тринадцать таковых «квартирок». На первых этажах размещались монахи и послушники. Настоятельские покои состояли из спальни, кабинета, гостиной, столовой, келейной, галереи и прихожей. В нижнем этаже настоятельского корпуса размещались покои наместника и казначея. Здесь же были и административные помещения — канцелярия, архив, присутственный зал.
Источник святителя Иакова известен местным жителям очень давно. В 1996 году над источником была построена часовня, освященная 10 декабря архиепископом Ярославским и Ростовским Михеем во имя святителя Иакова.
http://www.vidania.ru/bookdimitrievsky.html

Пещерный храм Воскресения Христа. Подобие Храма Гроба Господня в Ростовском Спасо-Яковлевском монастыре
Пасхальные торжества 1912 г. в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре были ознаменованы появлением нового монастырского храма, освященного в честь Воскресения Христа. Это была совершенно особая церковь – в ней были устроены подобия величайших христианских святынь: Вифлеемской пещеры, Темницы Спасителя, Голгофы и Гроба Господня. Так в Ростове появился уникальный реликварий палестинских святынь и своеобразный аналог Храма Гроба Господня.
Воскресенский храм в Иерусалиме или Храм Гроба Господня, сооруженный на месте смерти, погребения и воскресения Христа – верховное святилище христианского мира, главнейший памятник христианства. В новой церкви Спасо-Яковлевского монастыря была воссозданы три святыни Воскресенского Иерусалимского храма – часовня Животворящего Гроба Господня (кувуклия), Голгофа – место распятия Спасителя и Темницы Христа – место, где Он ожидал казни. Также в монастырской церкви было устроено подобие Вифлеемской пещеры – главной святыни храма Рождества Христа в Вифлееме, который, по христианской традиции, построен месте, где родился Спаситель. Степень их соответствия монастырских подобий их оригиналам, находящимся в Святой Земле, была различной. Большинство святынь воспроизводились символически, но первоосновная реликвия – Гроб Господень, был скопирован довольно точно.
Основателем Воскресенской церкви являлся епископ Иосиф – викарий Ростово-Ярославской епархии и настоятель Спасо-Яковлевского монастыря. Владыка имел прекрасное образование, занимался литературной деятельностью и изучал церковные древности. В сферу его разносторонних интересов входили и памятники христианского Востока. Летом 1911 г. епископ Иосиф совершил поездку на Афон для изучения греческих церковных напевов. Вернувшись из афонского паломничества, он приступил к устроению в своем монастыре реликвария подобий христианских святынь. Местом размещения новой церкви стал подвал храма св. Иакова. Средства на ее устроение пожертвовала монахиня Вероника (Вера Семеновна Волчкова), которая, по завещанию, впоследствии была в ней похоронена.
Время существования Воскресенского храма можно определить с точностью до дня. Его освящение, приуроченное к Пасхе, произошло в воскресенье, 1 апреля 1912 г. Через 16 лет, на одиннадцатом году советской власти, комиссия по проверке церковного имущества признала эту церковь “нарушенной” и непригодной для пользования. Актом от 27 марта 1928 г., предписывалось упразднить пещерный храм и «разнести его имущество» по остальным церквям обители.
Итак, около ста лет назад для устройства Воскресенской церкви был приспособлен подвал Яковлевского храма. Новая церковь изначально устраивалась как «пещерная», без доступа дневного света. Ее освещали два небольших паникадила, несколько светильников, множество лампад и свеч. Пол был выложен метлахской плиткой. Стены и своды – расписаны маслом. Храм, посвященный Воскресению Христа, украшали изображения сцен страданий, смерти и воскресения Спасителя. Росписи не сохранились, в настоящее время стены храма просто побелены.
Алтарь был небольшим по площади. Алтарная преграда была облицована искусственным мрамором. Иконостас состоял из двух икон местного ряда – изображений Христа и Богоматери. Перед иконами висели лампады и стояли два медных подсвечника. Завеса в царских вратах была из голубого шелка. На царских вратах помещалось изображение Благовещения. Северная и южная двери были украшены сценами явления Христа Богоматери и Марии Магдалине. На горнем месте находилось выполненное на стекле изображение Воскресения Христа.
В алтаре располагались мраморные престол и жертвенник. На лицевой стороне престола в бронзовой раме под стеклом помещалась икона Знамения Богоматери. На престоле находились: антиминс, беломраморная дарохранительница, два Евангелия, напрестольные кресты, два медных трехсвечника. Над престолом располагалось семь подвесных лампад. На жертвеннике хранился набор священных сосудов для совершения евхаристии.
Помещение для молящихся – пространство от алтаря до притвора. Его западную часть прежде занимали три печи, которые обогревали не только Воскресенскую церковь, но и верхние этажи.
Восточная часть храма играла главенствующую роль в его композиционной структуре, поскольку, именно там, ближе к алтарю, были расположены подобия христианских святынь. Около северной стены была устроена копия Гроба Господня. С этой целью была сооружена небольшая камера, со всех сторон изолированная от пространства храма. В источниках она называется «Пещерой Гроба». Это тесное, почти квадратное в плане помещение (192 х 172 см), в котором находится кирпичное ложе, покрытое мраморной плитой. С западной стороны – узкий дверной проем, с восточной – небольшое квадратное окно. Внутреннее пространство Пещеры было украшено росписями: на западной стене – изображение скорбящей Богоматери, на южной, над ложем – изображение Воскресения Христа и двух коленопреклоненных ангелов. Освещение Пещеры Гроба имело символическую связь с именем Христа: количество светильников равнялось 33-м и соответствовало числу лет Спасителя. Важно отметить, что на плите, покрывающей ложе, в бронзовой раме под стеклом располагалась часть подлинного камня Гроба Господня. Ложе покрывала небольшая плащаница, поверх которой находилось Евангелие. Рядом с ложем стояли подсвечники. Помещение гробницы украшалось живыми цветами. Площадка перед входом в Пещеру символизировала придел св. Ангела в часовне Гроба Господня Иерусалимского Воскресенского храма. На северной стене находилось изображение Ангела, рядом стояли две кипарисные хоругви.
Для сравнения приведем описание подлинного Гроба Господня. Часовня Животворящего Гроба Господня в Иерусалимском Воскресенском храме – небольшое, прямоугольное в плане помещение, облицованное мрамором, которое разделяется на придел Ангела и Пещеру Гроба. Последняя представляет собой тесную камеру с низким сводом, часть которой занимает каменное ложе, покрытое мраморной плитой – “место, где Он был положен” (Мр. 16, 6). Рядом на стене – беломраморный барельеф с изображением Воскресения Христа и двух ангелов. Пещера освещалась многими лампадами и украшалась цветами.
В южной стене Воскресенского храма находятся две ниши. В одной из них, ближайшей к алтарю, устроено мраморное надгробие епископа Иакова, основателя Спасо-Яковлевского монастыря. Мощи святителя и ныне хранятся под спудом. В глубине ниши, за надгробием, помещалась икона, изображающая св. Иакова, почивающего в гробу. Над надгробием располагались две лампады. В соседней нише, также освещенной лампадами, была устроена копия Вифлеемской пещеры – символическое подобие места рождения Христа. В глубине ниши находилась икона Рождества Христова.
Источники свидетельствуют, что в Воскресенском храме имелось подобие Голгофы, но ее описание и указание места ее расположения отсутствуют. Вероятно, копия Голгофы находилась в северо-восточном углу храма, в обширной нише стены, поскольку этот угол был отмеечен повышением уровня пола точно так же, как места расположения подобий Гроба Господня и Вифлеемской пещеры.
Притвор Воскресенского храма, выделенный в самостоятельный объем, по своим размерам соответствует притвору Яковлевской церкви. Его северную часть занимает лестница, ведущая наверх. Под ней устроено подобие Темницы Христовой, которая представляет собой маленькую изолированную камеру с решетчатой металлической дверью, освещенную единственной лампадой. Внутри нее располагалась резная деревянная скульптура сидящего Христа (Спас Полунощный). Это помещение символизировало Темницу Христа Воскресенского Иерусалимского храма, место, где Спаситель ожидал приготовление к казни. В правой части притвора находилось традиционное Распятие с Предстоящими, перед ним – семь подвесных лампад.
Воскресенская церковь служила местом проведения регулярных богослужений – ранних литургий. Наряду с использованием храма для рядовых служб, он предназначался для особого церемониала. Каждую субботу после литургии в нем архиерейским служением совершался молебен и читался акафист Воскресению Христову и Гробу Господнему. Основание этой традиции положил епископ Иосиф. Самые торжественные богослужения происходили здесь на Пасху.
Воскресенский храм являлся достопримечательностью Спасо-Яковлевского монастыря и с гордостью демонстрировался самым почетным гостям обители. В мае 1913 г. монастырь посетил император Николай Александрович со своими детьми и многочисленной свитой. По признанию епископа Иосифа, «большой интерес и внимание государя и особенно августейших детей его возбудила пещерная церковь с Гробом Господним, устроенным в ней наподобие Иерусалимского. Несмотря на очень узкий вход в пещерку Гроба, вся царская семья с государем одновременно взошли туда и долго-долго оставались там в умиленно-молитвенном настроении. Освещенная 33-мя лампадами (по числу лет Христовых) и украшенная цветами, светильниками и священными изображениями, пещерка производит на душу сильнейшее впечатление, перенося мысль к подлинным местам и обстановке смерти и погребения Воскресшаго Живнодавца. Пробыв довольно долгое время в пещерке, Его Величество вышел из нея и изволил высказать от своего и от имени августейших детей удовольствие по поводу обретения святынь».
Таковыми, в общих чертах, были устройство, убранство и предназначение Воскресенской церкви. Она имела четкую христологическую направленность. Церковь названа в честь Воскресения Христа, освящена на Пасху, детали ее интерьера и система росписи посвящались культу Спасителя. В подобиях христианских святынь, воссозданных в Воскресенской церкви, подробно раскрывалась и наглядно демонстрировалась жизнь Христа, Его рождение и смерть, искупление и воскресение. Подобие Гроба Господня, максимально приближенное к оригиналу, являлось зримым воплощением слов Евангелия: “подойдите, посмотрите место, где лежал Господь” (Мф. 28, 6). Таким образом, в храмовом пространстве воссоздавалась Евангельская история, воссоздавалась реально и зримо, не в отвлеченных символах, а посредством устроения аналогов христианских реликвий.
В настоящее время наместник Спасо-Яковлевского монастыря игумен Серафим и насельники обители прилагают усилия для возобновления Воскресенской церкви, и это позволяет надеяться на скорое возрождение ростовского подобия Храма Гроба Господня.
А. Виденеева, к.и.н., н.с. музея «Ростовский кремль». Ярославские епархиальные ведомости 2006 г., апрель. № 177. С. 22-24. http://www.rostov-monastir.ru/

Храм преподобного Сергия Радонежского
Первый и единственный храм, посвященный преп. Сергию, в Ростове появился в 80-х гг. XIX столетия. Эта церковь была основана в Спасо-Яковлевском монастыре. В конце 70-х гг. XIX в. настоятель Яковлевского монастыря, архимандрит Илларион, по его собственному признанию, задумал устроить церковь преп. Сергия Радонежского, поскольку этот святой являлся уроженцем Ростовской земли, а в Ростове не существовало ни одного, даже придельного, храма, основанного в его честь.

Местом расположения Сергиевского храма стал нижний этаж Спасо-Преображенского храма. Прежде это помещение использовалось в качестве кладовой, было занято складом старой церковной рухляди, рабочих инструментов, стройматериалов «без особого соблюдения чистоты и опрятности, приличной помещению церкви». В 1879 г. дважды — в апреле и июне — подклет Спасского храма осматривался губернским архитектором Яровицким, который установил, что «к устройству трехпридельной церкви в нижнем этаже храма при оказавшейся прочности помещения препятствий не предоставляется».
28 апреля 1879 г. архимандрит Илларион направил доношение в Синод, испрашивая разрешение на основание церкви. План будущего храма, представленный на рассмотрение конторы синода, вызвал ряд вопросов, в частности, требовалось объяснить отсутствие входа с западной стороны. Все недоразумения устранились при вторичном разъяснении настоятеля. В том же году, 4 июня, разрешение на основание храма в честь преп. Сергия в Спасо-Яковлевском монастыре было получено.
При устроении Сергиевской церкви в подклете Спасского храма определенное удобство состояло в том, что церковь не нужно было строить. Следовало лишь очистить подклет, отремонтировать его и устроить там церковный интерьер. Правда, ремонт требовался серьезный. Так, средняя арка, поддерживающая свод подклета, была покрыта трещинами, косяки дверей, подоконники и железные решетки в окнах пришли в совершенную негодность. Поначалу темпы ремонтных работ были весьма высоки. Уже к середине лета 1879 г. подвальный этаж Спасской церкви был очищен от мусора и щебня, при этом уровень пола несколько понизился. Покрывшаяся трещинами арка была переложена, двери и окна — отремонтированы. Кирпичную кладку, как внутри, гак и снаружи, выровняли, а все помещение изнутри заново отштукатурили.
Однако, вероятно, устройство храма сопровождалось определенными трудностями, и поэтому затянулось на долгие годы. По данным А.А. Титова, церковь в подвальном этаже Спасского храма не была освящена до середины 80-х гг., а причина этого заключалась в том, что вследствие уничтожения сводов Спасская церковь угрожала падением. Вообще, устройство в подклете Спасского храма новой церкви и связанные с этим ремонтные работы воспринималась в Ростове неоднозначно. Так, пожелавший остаться неизвестным корреспондент из Ростова опубликовал в газете «Современные известия» заметку под названием «Варварская реставрация», в которой ремонт подклета был охарактеризован как «святотатственное поднятие руки на древнюю святыню, разрушительная, ради обогащения, деятельность деморализованных настоятелей». На основании чего архимандрит Илларион направил донесение начальнику Ярославского губернского жандармского управления с требованием «не оставить этих заметок без должного внимания». Сейчас уже трудно определить, кто был прав в этом споре — радетели ростовских древностей, опасавшиеся за сохранность старинного храма, или настоятель, озабоченный появлением в монастыре нового храма.
Как бы то ни было, осенью 1887 г. архимандрит Илларион рапортовал в Синод о том, что «храм окончательно устроен и совершенно готов к освящению», и просил разрешения освятить его и выдать для этого антиминс. Судя по имеющейся описи икон трех двухъярусных иконостасов, к освящению был готов не только Сергиевский храм, но и два придельных. Возможно, приделы остались неосвященными, поскольку известно, что в 1909 г. из подклета Спасского храма были вынесены два неосвященных иконостаса.
Финансировал устроение храма преп. Сергия архимандрит Илларион, как это следует из его собственного донесения. Но в описании Спасо-Яковлевского монастыря, составленном А.А. Титовым, утверждается, что Сергиевская церковь устраивалась на средства крестьянина деревни Кустеры Ростовского уезда И.А. Рулева. Там же сообщается об освящении храма Ионафаном, архиепископом Ярославским и Ростовским. Вероятно, освящение храма можно датировать 1887 г. Итак, за несколько лет до празднования 500-летия преставления преп. Сергия Радонежского в Ростове появился первый престол, освященный в его честь.
В храме преп. Сергия завещал похоронить себя настоятель Спасо-Яковлевского монастыря, епископ Угличский Амфилохий, известный археограф и палеограф. Его надгробная плита до сих пор хранится в подклете Спасского храма.
Церковь преп. Сергия Радонежского просуществовала недолго. Подвальный этаж Спасо-Преображенского храма оказался не лучшим местом для её устройства. Из-за сильной сырости богослужение там было затруднено. По данным монастырской описи 1919 г., к концу 10-х гг. нашего столетия Сергиевский храм числился «совершенно» упраздненным».
А. Виденеева. Ростовский вестник. 1992 г., 17 июля. С. 1.

Церковь Толгской иконы Богоматери
В 1909 г. по настоянию епископа Иосифа в монастыре появилась новая церковью, посвященная Толгской Богоматери − явленному чудотворному образу, обретенному в XIV столетии в пределах Ростовской епархии. Местом ее размещения была выбрана юго-западная башня монастырской ограды. Как писал известный исследователь ростовских древностей А.А. Титов, «окруженная со всех сторон водою, весною виднеющейся во все окна, церковь производит впечатление плывущей на водах, создавая особое настроение, свойственное лишь Афонским обителям». В верхнем ярусе башни, прямо над храмом, была устроена смотровая площадка, откуда открывался восхитительный вид на озеро. По свидетельству современников, оттуда, сверху в ясный день можно было различить три десятка церквей, стоящих вокруг озера и в окрестностях монастыря.
http://www.rostov-monastir.ru/category/cerkov-tolgskoj-bogomateri
Описание ограды и башен монастыря конца XIX в. 
«Со всех сторон монастырь окружен каменною высокою оградою. В ограде сделаны трои ворота: северныя, южныя или водяныя и восточный, называемыя святыми, под колокольнею, с калиткою и сторожкою. По всей ограде устроен ход. По углам ограды и над воротами южными и северными сооружены башни, которыя в 1808 году были все переделаны и устроены круглыми с венецианскими окнами, из них впоследствии лучше всех отстроена северо-западная. В ней сделано 2 этажа и в каждом по комнате. Вид из этой башни на заозерное местоположение восхитительный. Из верхняго этажа проложена лестница на площадку самой крыши. С площадки в ясный день можно видеть простым глазом до 30 церквей, стоящих вокруг озера и близ московской дороги».
Из книги: Титов А.А. Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь в городе Ростове, Ярославской губ. М., 1900. С. 16-17

На западной окраине Ростова, на выступающем в озеро Неро мысу, стоит Яковлевский монастырь. Он играет особенно важную роль в панораме города, первым встречая подъезжающих от Москвы. Спасо-Яковлевский Дмитриевский монастырь образовался из двух монастырей: Спасского и Яковлевского. Спасский или Княгинин монастырь был основан в XIII в. княгиней Марией, вдовой ростовского князя Василька Константиновича, убитого татарами в битве на Сити (1238 г.). Княгиня Мария провела последние дни в монастыре и там же похоронена в 1271 г. От древнего монастыря сохранилась лишь церковь Спаса на Песках, построенная в камне в 1603 г., во второй половине XVII в. храм был сильно перестроен. По указу Екатерины II в 1764 г. Спасский монастырь был упразднен и приписан к Яковлевскому, после чего образовался единый Спасо-Яковлевский монастырь.
Яковлевский монастырь основан в конце XIV в. Ростовским епископом Иаковом. В 1686 г. по повелению Ионы Сысоевича построили первую каменную Троицкую соборную церковь, в 1754 г. переименованную во имя Зачатия св. Анны. В ней под спудом находятся мощи основателя монастыря. Пятиглавая, квадратная в плане она не отличается особой изысканностью, однако славится интерьер храма.
Возвышение Яковлевского монастыря связано с захоронением в нём в 1709 г. Димитрия Ростовского. После причисления его к лику святых в монастырь стали поступать большие вклады, приезжать именитые паломники. В 1725 г. к Зачатьевской церкви вплотную пристроили Яковлевскую церковь, заново перестроенную в 1824 г. Во второй половине XVIII в. вокруг монастыря соорудили каменную ограду с четырьмя башнями, двумя воротами, колокольней и двухэтажными зданиями келий в северо-западном углу территории. В первой половине XIX в. ворота и восьмигранные башни ограды были перестроены в формах псевдоготики губернским архитектором П.Я. Паньковым, а в 1836 г. Зачатьевская и Яковлевская церкви были объединены широкой трапезной, пристроенной с запада.
В XIX в. Спасо-Яковлевский мужской монастырь относился к числу богатых первоклассных монастырей. Территория монастыря прямоугольной, близкой к квадрату в плане, формы(площадью 1,7 гектаров) обнесена со всех сторон высокой каменной стеной. К южной стене вплотную подступают воды озера Неро. Планировочная структура ансамбля достаточно проста и строга, хорошо сохранились все архитектурные памятники.
От северных ворот (главный вход) к южным через всю территорию монастыря проходит прямая дорога, деля территорию на две части: западную (меньшую) и восточную. Эта главная дорога, являющаяся центральной композиционной осью ансамбля, возможно, была аллеей, о чем свидетельствует сохранившийся фрагмент двухсторонней липовой обсадки. Восточная часть монастыря условно разделена на два симметричных участка: южный с Зачатьевской и Яковлевской церквями и северный с Димитриевской церковью. Западная часть монастыря представляет собой внутренний двор перед кельями, Настоятельским корпусом, церковно-приходской школой и странно-приимным домом. На территории монастыря до начала 90-х г.г. ХХ в. сохранялись столетние липы.
Самой грандиозной постройкой Спасо-Яковлевского монастыря и одним из наиболее значительных памятников Ростова является Дмитриевская церковь, возведенная в стиле классицизма в 1794-1802 г.г. на средства графа Н.П. Шереметева.
На территории Яковлевского монастыря похоронен известный краевед А.А. Титов.
В 1918 г. монастырская территория потеряла свою неприкосновенность. Жилые и хозяйственные строения монастыря были национализированы и перешли в ведение Ростовского совета депутатов. В 1919 г. часть комнат монастырских келейных корпусов заняли «пролетарские квартиры». В монастырской гостинице разместился «советский лазарет», а в соседнем монастырском флигеле проживали лазаретные служащие и беженцы. Монастырские помещения были приспособлены и для других «общеполезных учреждений». Сохранились свидетельства, что в начале 1920-х г.г. на территории Спасо-Яковлевского монастыря тюрьма, концлагерь и колония. Так, в 1920 г. настоятель, епископ Иосиф в одном из своих писем отметил, что в его монастыре размещены дезертиры «милая компания, водворенная на столь неподобающем месте». По данным местной печати, в 1921 г. в Яковлевском монастыре был устроен «концентрационный лагерь для отбывания наказания преступниками, … буржуями», а в 1923 г. — «колония малолетних преступников». Монастырь лишился основных источников дохода. Огромный монастырский капитал был национализирован. Пожертвования сократились до размеров подаяния.
На основании советского декрета «О музейном имуществе» от 10 октября 1918 г. Спасо-Яковлевский монастырь «как первоклассный памятник древнерусского искусства в целом, со всеми находящимися в нем зданиями, представляющими историко-художественное значение, а также и предметами церковной утвари художественно-археологической ценности» поступил в ведение Музейного отдела Наркомпроса. Наблюдение за состоянием памятников Яковлевского монастыря возлагалось на сотрудников Ростовского музея.
В апреле 1920 г. по решению X Ростовского уездного съезда советов в городе было произведено вскрытие мощей святых. Акция, приуроченная к пятидесятилетнему юбилею вождя пролетарской революции, проводилась по инициативе местных органов власти, вопреки желания верующих жителей города и уезда. Духовенство Яковлевского монастыря и Успенского собора выразили свой протест, организовав большой крестный ход из собора в монастырь. Однако, несмотря на это 26 апреля 1920 г. в Спасо-Яковлевском монастыре мощи св. Димитрия были вскрыты и освидетельствованы особой комиссией, в присутствии монастырской братии и при большом стечении народа.
26 апреля 1922 г. ВЦИК издал декрет об изъятии церковных ценностей, согласно которому местным органам власти предписывалось в кратчайший срок изъять из храмов и монастырей предметы, имеющие материальную ценность и сдать их в органы Народного комиссариата финансов. Спасо-Яковлевский монастырь был богатейшим в Ростове, поэтому не удивительно, что в общей массе ценностей, изъятых в Ростове и уезде, на его долю пришлось около 30% серебра, 80% золота и не менее половины драгоценных камней. В целом же, в 1922 г. монастырь потерял 888 кг серебра и 2 кг золота.
В 1920-е г.г. Спасо-Яковлевский монастырь, фактически, оставался действующим, хотя и существовал в виде церковно-монастырской общины. В двух монастырских храмах — теплом Яковлевском и холодном Димитриевском, богослужение продолжало совершаться до конца двадцатых годов. Закрытие монастырских храмов в 1929 г. означало окончательное упразднение Спасо-Яковлевского монастыря.
Между тем, и здесь Яковлевскому монастырю повезло, поскольку его архитектурный ансамбль практически полностью уцелел. Были сохранены все храмы и жилые постройки, часть хозяйственных сооружений и ограда. По всей видимости, этому отчасти способствовало использование массивных монастырских церквей в качестве военных и торговых складов, и приспособление келейных корпусов — двухэтажных, каменных и удобных — под жилье для горожан.
В середине 1980-х г.г. ансамбль Яковлевского монастыря, за исключением жилых сооружений, был передан Ростовскому музею. Бывшая обитель официально открылась для посещения экскурсантов. За это время территория внутри монастырской ограды и помещения храмов по мере возможности, приводились в порядок. Однако монастырь недолго оставался музейным филиалом. В 1991 г. он был возвращен православной церкви и стал первой возрожденной обителью Ростова. Монастырское богослужение было возобновлено на св. Пасху, 7 апреля 1991 г. В соборе Святителя Димитрия Ростовского Пасхальную службу совершил настоятель Ростовского Успенского собора игумен Сильвестр. Символично, что в том году Воскресение Христово совпало с Благовещением, так возрождение обители было ознаменовано слиянием двух великих праздников.
Со времени своего возобновления Спасо-Яковлевская обитель была удостоена особого статуса — её священноархимандритами являлись ярославские владыки: Архиепископ Платон (1991-1993); Архиепископ Михей (1993-2002); Архиепископ Кирилл (2002-2011). С 2011 г. обитель возглавляет митрополит Пантелеимон.
Наместники монастыря: игумен Евстафий (1991-2000); иеромонах Димитрий (2000-2003); игумен Серафим (2003-2009); игумен Савва (2009-2011). С 2011 г. наместником монастыря является игумен Августин (Неводничек).
Первым наместником Спасо-Яковлевского монастыря был архимандрит Евстафий, управлявший обителью восемь лет и достигший значительных успехов в ее восстановлении. В настоящее время Преосвященнейший епископ Евстафий возглавляет Читинскую и Забайкальскую епархию.
С начала 1990-х г.г. в Спасо-Яковлевском монастыре широко развернулись строительные работы и обустройство монастырского хозяйства: была построена котельная, проложены теплотрасса и водопровод. В течение нескольких лет осуществлялось расселение жителей, занимавших квартиры в келейных корпусах. Со временем монастырь вернул себе все жилые площади, произвел перепланировку и ремонт помещений.
В июне 1991 г. Ростовский музей передал Спасо-Яковлевскому монастырю мощи святителя Димитрия. Крестным ходом они были перенесены в монастырь. Мощи прославленного Чудотворца были возвращены на то место, где им было завещано храниться, а Яковлевский монастырь вновь обрел свою величайшую святыню.
13 мая 1993 г. Спасо-Яковлевский монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 2009 г. монастырь торжественно отметил 300-летие кончины Святителя Димитрия. 4 октября 2009 г., в день памяти ростовского святителя, обитель посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и совершил праздничную Божественную литургию в Дмитриевском соборе.
По монастырскому уставу в Спасо-Яковлевском монастыре ежедневно проводятся богослужения. Для служб открыты собор Святителя Димитрия Ростовского и храм Святителя Иакова Ростовского.
В последние годы Спасо-Яковлевский монастырь большое внимание уделяет научно-исследовательской и издательской деятельности. Монастырь организовал и успешно провел пять Международных научных конференций, регулярно издает книги — о Ростове, монастыре, святителе Димитрии. Обитель имеет собственную библиотеку, ризничную, иконописную мастерскую. С июля 2010 г., благодаря содействию Московского Благотворительного фонда поддержки одаренных детей и молодежи имени святителя Димитрия Ростовского, при монастыре действует Школа искусств и музыки имени Святителя Димитрия Ростовского.
Описание Ростовского Ставропигиального первоклассного Спасо-Яковлевского-Димитриева монастыря и приписного к нему Спасского, что на Песках. – СПб.: В Типографии Якова Трея, 1849.; Титов А.А. Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь в городе Ростове, Ярославской губ. – М. : Печатня А. И. Снегиревой, 1900.; Титов А.А. Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь в городе Ростове, Ярославской губ. — Ростов (Яросл.): Типография А. Х. Оппель, 1913.; Иванов В.Н. Ростов Великий. Углич. – М., 1964.; Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь в Ростове Великом / В. И. Вахрина. – М.: Посад: Спасо-Яковлевлевский Димитриев монастырь, 1994.; Алитова Р.Ф. Никитина Т.Л. Церковные стенные росписи Ростова Великого и Ростовского уезда XVIII — начала XX века: каталог / Гос. музей-заповедник «Рост. кремль». – М.: Сев. паломник, 2008.; Святыни Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в Ростове Великом / [текст М. Рубцовой; под общ. ред. игум. Серафима (Симонова)]. – Ростов: Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь, 2009.; Ростов Великий: святыни и достопримечательности: путеводитель / текст М. Рубцовой и А. Виденеевой. – Москва: Паломник: Православный Паломник, 2011.; Преславный град Ростов: история Ростова Великого от начала до наших дней / Е. И. Крестьянинова, Г. А. Никитина. – М.: Научный мир, 2012.; Брункевич Д. Слово и дело Димитрия Ростовского // Северный край, 2002, 4 октября.; Батуева Е. Главное чудо – обретение веры // Северный край, 2006, 22 апреля.; Хрупалова И. Кулинарные секреты отца Зенона // Северный край, 2009, 27 марта.; Хрупалова И. Патриарх просил у верующих молитв // Северный край, 2009, 6 октября.

Возникновение Спасо-Яковлевской обители относится к 1386-1393 годам, когда Ростовскую кафедру занимал святитель Иаков. Он в юности избрал монашеский путь, долгое время был игуменом небольшой обители под Ростовом. Как почитаемый подвижник, был избран епископом, но его правление продлилось недолго. За то, что он заступился за женщину, осуждённую князем на смерть, его самого приговорили к изгнанию из города. Исход епископа Иакова сопровождался чудесным событием. Он вышел на берег озера, бросил на воду свою архирейскую мантию, осенил её крестным знамением, вступил на неё и, как на плоту, поплыл по воде. Увидя это чудо, люди одумались и просили владыку вернуться. Недалеко от города мантия пристала к берегу. Здесь святитель обратился к народу со словом поучения и примирения, но вернуться на кафедру не пожелал, предпочтя остаться в уединении. Вскоре он построил небольшой деревянный храм в честь Зачатия Пресвятой Богородицы и при нём келью. Через некоторое время келий стало больше, поскольку появились желающие подражать молитвенным подвигам изгнанного епископа. Так был основан монастырь, который изначально назывался Зачатьевским, а самыми первыми покровителями обители стали родители Пресвятой Богородицы — святые и праведные Иоаким и Анна. Святитель Иаков скончался в 1392 году. Он канонизирован на церковном соборе 1549 года и является одним из наиболее почитаемых ростовских святых. Яковлевский Зачатьевский монастырь долгое время был малоизвестным и бедным. Митрополит Иона Сысоевич, управлявший Ростовской епархией во второй половине ХVII века, зная, что в монастыре под спудом почивают мощи чтимого подвижника, спас святое место от исчезновения. Он приписал обитель к архирейскому дому, обеспечив ей стабильное содержание, а на месте деревянного храма в 1686 году построили каменный собор, при нём же и расписанный.
Великолепные настенные росписи Зачатьевского собора входят в сокровищницу древнерусской монументальной живописи. Благодаря митрополиту Ионе до нас дошёл ещё один древний храм, ныне входящий в ансамбль Яковлевского монастыря, — Спасо-Преображенский (1680-е). Когда-то он был главным сооружением Спасского на Песках монастыря, основанного ростовской княгиней Марией в память о супруге князе Василько после его гибели в битве с татарами на реке Сити в 1238 году. В Преображенском соборе находятся погребения самой княгини Марии и её сына белозёрского князя Глеба Васильевича, почитающегося в лике местночтимых святых. При жизни князь прославился тем, что много средств тратил на выкуп русских невольников из татарского плена. Желая сохранить память об этих замечательных людях, митрополит Иона вместо деревянного храма строит каменный. К настоящему времени сведения о месторасположении погребений утрачены. Четыре столетия Яковлевский и Спасо-Песоцкий монастырь существовали бок о бок. Хотя последний был древнее, известнее и состоятельнее, в период правления Екатерины II он был упразднён и приписан к Яковлевскому монастырю, в название которого вошло наименование Спасской обители. В середине ХIХ века постройки приписной обители были разобраны, остался лишь Спасо-Преображенский собор, одиноко стоящий в стороне от других храмов Яковлевского монастыря. Сейчас это территория монастырского хозяйственного двора. Одной из самых известных реформ в период правления Екатерины II была секуляризация церковного имущества, то есть изъятие церковной собственности в пользу государства. «Манифест о секуляризации монастырских земель» был подписан в феврале 1764 года. Последствием его реализации стало упразднение множества русских обителей и резкое сокращение числа монашествующих. Возможно, подобная участь постигла бы и Спасо-Яковлевский монастырь, если бы не находящаяся в ней святыня, на поклонение к которой приезжало множество людей. Этой святыней были мощи святителя Димитрия.
Ростовский митрополит Димитрий (1651-1709), известный духовный писатель и подвижник, был назначен в Ростов в 1702 году по личному указу императора Петра I. Происходил святитель (мирское имя Даниил Саввич Туптало) из казацкой малороссийской семьи. Он принял монашеский постриг в 16 лет, рано стал известен своими поучениями и милостивым отношением к людям. Известность святителя на родной Украине была причиной его частых переездов из одного монастыря в другой. Многие украинские обители приглашали его в качестве проповедника или настоятеля, поскольку тогда ещё сохранялась традиция братии самой избирать кандидатов на основные монастырские должности. Пётр, ценивший образованных людей, вызвал его в Россию для занятия митрополичьей кафедры. Главным трудом жизни святителя явилось составление Четьих-Миней, или Книги житий святых, — многотомного издания, содержащего описание жизни и подвигов вселенских и русских святых. Над этой фундаментальной энциклопедией святости он трудился на протяжении двадцати лет. Святителю Димитрию удалось показать такие идеалы, на которых в последующие столетия воспитывались многие поколения православных людей. Его перу также принадлежат историко-богословские и духовно-нравственные сочинения, псалмы и стихотворные драмы. Творения святителя были широко известны и любимы читателями. Заботясь о просвещении паствы, он писал поучения и произносил проповеди после каждого своего богослужения. С этой же целью он открыл при Ростовском архирейском доме училище, собрав в нём более двухсот учеников из разных городов и деревень епархии. Архипастырь завещал похоронить себя не в кафедральном Успенском соборе, где в течение многих веков погребали ростовских владык, а в Яковлевском монастыре — незначительной по тем временам обители на городской окраине. Именно его митрополит посетил первым при приезде в Ростов в марте 1702 года. Зайдя тогда в Зачатьевский собор, он указал на юго-западный угол храма и произнёс слова: «Се покой мой: здесь вселюся во век века». Это завещание было исполнено. В 1752 году при ремонте пола в Зачатьевском соборе был обретён гроб с нетленным телом святителя Димитрия. Весть об этом быстро разнеслась в народе, так, что в скором времени люди стали приезжать не только из близлежащих мест, но и издалека. Сотни и сотни паломников приходили в Яковлевский монастырь для поклонения святителю Димитрию. Многие люди по вере своей получали здесь помощь и исцеления. С каждым годом слава новоявленного чудотворца росла, вера в него крепла. 1 апреля 1757 года, в первый день Пасхи, был подписан указ о причислении митрополита Димитрия Ростовского к лику святых. Широкое почитание святителя Димитрия среди всех слоёв населения Российской империи сделало Спасо-Яковлевскую обитель одной из самых знаменитых в стране.
Во второй половине ХVIII века монастырский ансамбль заново отстраивается в камне: сооружаются келейные корпуса, ограда, башни, колокольня. В 1795-1801 годах на средства графа Николая Петровича Шереметева в стиле классицизма возводится огромный и величественный Димитриевский храм. Николай Петрович (1751-1809) внук знаменитого фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева, которому Россия обязана многими военными победами в правление Петра Великого. У Шереметевых было особое отношение к святителю Димитрию, они считали его покровителем своего рода, именно поэтому своего вымоленного единственного сына Николай Петрович назвал Димитрием в честь ростовского святителя. Всем известна возвышенная и удивительная история любви графа и его крепостной актрисы Прасковьи Ивановны Ковалёвой-Жемчуговой. Оставляя «Завещательное письмо сыну Дмитрию», на склоне лет Николай Петрович рассказывал ему о том, что для него значила любовь к его матери Прасковье Ивановне. Он пишет, что постоянно рассматривал своё сердце, задаваясь вопросом, только ли красота его пленила, только ли страсть им движет? И отвечает: «Украшенный добродетелью разум, искренность, человеколюбие, постоянство, верность, привязанность к вере и усерднейшее богопочитание. Сии качества пленили меня больше, нежели красота ее, ибо они сильнее всех внешних прелестей и чрезвычайно редки».
Замечательны памятники этой любви. Это Странноприимный дом (совр. Институт скорой помощи им. Склифосовского в Москве), представлявший собой целую систему благотворительных учреждений. Он построен во исполнение воли почившей супруги, а также Димитриевский храм Спасо-Яковлевского монастыря, возведённый как обетный о даровании наследника. Ещё одной щедрой благотворительницей Спасо-Яковлевской обители была графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская (1785-1848), в монашестве Агния. Единственная наследница богатейшего графа Алексея Орлова, единственная настоящая любовь своего отца, она всю жизнь не выходила замуж; будучи фрейлиной императрицы, при дворе появлялась только для исполнения своих обязанностей, а остальное время проводила как монахиня — ни с кем не общаясь, посещая богослужения, вычитывая келейные правила. Её подвиг — исключительный пример пожертвования собой ради горячо любимого отца. Всю жизнь одна из самых завидных невест России посвятила отмаливанию души своего родителя, участника убийства императора Петра III. Она много благотворила при жизни, а в своём завещании не забыла ни один храм Российской империи. Всё своё многомиллионное состояние она завещала Церкви. Графиня Анна долгое время пользовалась советами иеромонаха Яковлевской обители Амфилохия. Именно он стал для неё духовным руководителем после кончины графа Алексея Орлова. Тогда графиня Анна пережила самый сильный стресс в своей жизни: узнав о кончине отца, она восемь часов находилась в обмороке.
Со времени канонизации святителя Димитрия в монастыре появилось новое послушание — гробовой священник. В его обязанности входило ежедневное служение молебнов святителю и исповедь паломников. Самым известным на этом послушании стал иеромонах Амфилохий, который более сорока лет принимал народ у мощей святителя Димитрия и в первой четверти ХIХ века прославил себя подвигом старчества. Памятником усердия А. А. Орловой-Чесменской к монастырю стал Яковлевский храм, посвящённый основателю обителю. Он был построен в 1824-1836 годах и освящён святителем Филаретом (Дроздовым), митрополитом Московским. Есть в Спасо-Яковлевском монастыре совершенно особенный подземный храм в честь Воскресения Христова, основанный епископом Иосифом (Петровых). Он был устроен в подвале Яковлевской церкви и освящён на Пасху 1912 года. Этот храм был создан для наглядного напоминания верующим об основных христианских святынях. Так, здесь было устроено подобие часовни Животворящего Гроба Господня (кувуклии) Иерусалимского Воскресенского храма, своими размерами и оформлением точно воспроизводившее оригинал. Также здесь имелись символические обозначения Вифлеемской пещеры, Голгофы, Темницы Спасителя. В этом храме проходили службы Страстной седмицы и первого дня Пасхи. Это уникальный памятник, продолжающий традицию воссоздания в подобиях самых почитаемых святынь христианского мира. Современное состояние его печально — внутреннее убранство, росписи на тему страданий и воскресения Спасителя утрачены. Он нуждается в реставрации. Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь был крупным духовным центром России, его неоднократно посещали члены царствующей фамилии и представители высшей церковной иерархии. В стенах обители бывали Екатерина II, Александр I, Николай I, Николай II с семьёй, святитель Филарет Московский, святитель Тихон, патриарх Московский, праведный Иоанн Кронштадтский, преподобномученица великая княгиня Елизавета Фёдоровна.
К началу ХХ столетия Ростовский Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь процветал, слава о его святынях простиралась по всей России. Размеренный ход жизни обители был нарушен революционными потрясениями. Только за первое десятилетие деятельности советского правительства монастырь пережил национализацию капитала, строений и территорий, многократное изъятие церковных ценностей, вскрытие мощей святых, изгнание монашествующих и устройство тюрьмы. В 1929 году обитель была упразднена. В дальнейшем в корпусах расположился детский дом, затем детский сад и квартиры горожан, а в храмах были устроены сначала военные, а затем продуктовые склады. В 1988 году храмы обители стали филиалом Ростовского музея-заповедника. В 1991 году Спасо-Яковлевский монастырь был возвращён Русской Православной Церкви. В настоящее время это самый значительный мужской монастырь не только Ростова, но и всей Ярославской епархии. Священноархимандритом обители является правящий архирей — митрополит Ярославский и Ростовский. Число братии — около 20 человек. Ежедневные богослужения, монастырские послушания, исповедь паломников являются неотъемлемой частью жизни обители. В Свято-Димитриевском соборе находится рака с мощами святителя Димитрия Ростовского. В храме также находятся следующие святыни: Чудотворная Ватопедская икона Пресвятой Богородицы «Отрада, или Утешение» — келейный образ святителя Димитрия, данный ему как благословение на написание Житий святых. Эта икона являлась свидетельницей его пастырских и молитвенных трудов. Перед ней 28 октября 1709 года святитель Димитрий был найден почившим в коленопреклонённой молитве, Ковчеги с частицами мощей: великомученика Димитрия Солунского, великомученика и целителя Пантелеймона, благоверного князя Александра Невского, преподобного Сергия Радонежского, святой блаженной Матроны Московской, а также почитаемая Шестоковская икона Пресвятой Богородицы данная в обитель как благословение возрождающемуся монастырю его первым духовником известным старцем архимандритом Павлом (Груздевым).
Из путеводителя: Рубцова Мария, Виденеева Алла «Ростов Великий. Святыни и достопримечательности», — издательство Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря, 2019

На западной окраине Ростова Великого, у самого озера Неро, отражаясь в его водах, возвышается основанный в 1389 году Спасо-Яковлевский монастырь. Ансамбль величественного монастыря хорошо просматривается со стороны Московской дороги. Незабываем его общий вид и со стороны озера. До ХVII столетия постройки монастыря были полностью деревянными. Первая каменная церковь появилась там в 1686 году. Возведена она по указанию ростовского митрополита Ионы Сысоевича. Храм был посвящён Живоначальной Троицы, а в 1754 году переименован в церковь Зачатия св. Анны. Изначально этот храм строился как главный монастырский собор. Фасады здания скромны и величественны. В плане строение почти квадратное, с тремя апсидами. Главный пятиглавый четверик не имеет подклета. Окна расположены в три яруса. Если снаружи храм прост и скромен, то внутри он поражает своим великолепием. Своды и арки поддерживаются четырьмя пилонами, два из которых скрыты за иконостасом. Интерьер здания имеет свои особенности: здесь создана система арок, перекинутых со столбов на стены под подпружными арками (поддерживают свод и купол). Арки вверху перекрещиваются между собой. От этого создаются глубокие тени, прорывы света. Здание кажется очень высоким, каким-то таинственным.
Храм сильно отличается от других ростовских церквей. Система арок — отличительная особенность церкви Зачатия св. Анны. Интерьеры её отличаются богатством и красочностью убранства. Они сверху донизу покрыты фресками голубых, жёлтых и светло-коричневых тонов. Яркие, сочные фрески сохраняют свою свежесть, хотя и были написаны в 1686-1690 гг. Изображения покрывают стены, подпружные арки и своды высокого храма, создают тем самым исключительный эффект. Даже не воспринимая детали, не анализируя отдельные композиции, можно находиться под большим впечатлением. Если же поднять взгляд кверху, на арки храма, то окажешься словно в сказочном, зачарованном царстве иконописных форм, в чудном мире фресок. Церковь первоначально была посвящена Троице Живоначальной, название которое нашло отражение в её внутренних росписях. Они отображают библейский миф об Аврааме, рассказывают, как ему явилась Троица. Этой теме посвящены верхние ярусы фресок. Нижние ярусы заняты жизнеописаниям Христа. Здесь со всеми подробностями освещаются притчи в виде целого цикла. Например, композиция «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в своём не чувствуешь?» даёт основание изобразить каждого из участников с этими предметами. В сцене «Умножение хлебов» апостолы изображены держащими в подолах хлеба. Они разносят его голодающим людям. Среди голодающих на первом плане изображены матери с детьми. Они стоят на коленях. Художники изображают людей в движении, в неожиданных поворотах. В нижних ярусах изображены сцены из жизни основателя монастыря ростовского епископа Иакова. Хороши изображения фигур во весь рост, помещённые на столбах, а также херувимы нарисованные на девяти подпружных арках. Они как живые смотрят на зрителя. Фрески Троицкого (Зачатиевского) храма Яковлевского монастыря свидетельствуют о богатстве творческой деятельности художников Ярославской школы монументальной живописи. Прекрасным произведением искусства является деревянный резной золочёный иконостас. Его можно назвать гигантским, так как он возвышается до самого купола храма. Яркостью своих красок, замысловатостью резных узоров иконостас хорошо вписался в интерьер здания. Он был изготовлен в 1762-1765 гг, осташковскими резчиками Сысоем Шоломотовым и Степаном Бочкарёвым.
В Троицкой (Зачатиевской) церкви в серебряной раке долгое время лежали мощи ростовского митрополита Димитрия Ростовского. Известно, что за время существования Ростовской митрополии сменилось много митрополитов. Среди них были ярые фанатики христианской церкви, а вот святитель Димитрий Ростовский отличался от большинства своими взглядами. Он известен как писатель, драматург, просветитель. По его инициативе в начале ХVIII века в Ростове были открыты первые классы семинарии, он часто сам обучал учеников. Димитрий заставил свои покои глобусами небесными и земными, столярными станками. Здесь же разместилась и его большая библиотека, которую он неустанно пополнял. Димитрий Ростовский (Туптало) перенёс много неприятностей за то, что употребил старые ризы на костюмы Рождественской пьесы. Димитрий родился в 1651 году в городке Макарове близ Киева, в семье полкового сотника. Образование получил в Киево-Могилянской академии. В 1684 году ему было поручено составление Четьих-Миней (ежемесячных чтений). Над первой частью книги он трудился четыре года, в 1695 году вышла вторая книга, а в 1700 году Пётр I назначил его ростовским митрополитом. В Ростове он закончил четвёртую часть Миней и отослал её в Киев, где она и была напечатана в 1705 году. Димитрий Ростовский был и писателем-публицистом, одним из первых русских драматургов. Им написано несколько драм. Среди его драм особенно интересны две: «Рождественская драма», в которой была яркая, сочная жанровая сцена беседы пастухов, и драма-моралите «Покаяние грешного человека». Всего им было создано более 25 больших работ. Димитрий был активным сподвижником Петра I, он отстаивал его прогрессивные преобразования. Художник В. Л. Боровиковский создал образ Димитрия Ростовского, полный человечности и жизненности. На тёмно-сером фоне вырисовывается, переливаясь золотом, фигура Димитрия. Ярко сияют серебряный позумент, митра и золотая отделка ризы. Картину Боровиковского в 1794 году прислала ростовскому Яковлевскому монастырю графиня А. А. Орлова. В 1794 году была заложена новая огромная церковь на территории Спасо-Яковлевской обители. Финансировал строительство граф Н. П. Шереметев. Работы велись под руководством крепостных архитекторов Ильи Душкина и Алексея Миронова. Миронов, много лет строивший в Кускове, Останкине, был направлен в Ростов и трудился над внешней отделкой храма. Лепные работы (предположительно) были созданы по моделям московского скульптора Г. Т. Замараева. В честь ростовского митрополита Димитрия церковь была названа Димитриевской. Шереметев хотел перенести мощи Димитрия из старого монастырского собора в новую церковь. Это сделать ему не удалось только потому, что митрополит ещё при жизни указал место своего погребения. По неизвестным причинам Шереметев бросил строительство церкви. Она была достроена в 1801 году на средства монастыря и пожертвований.
О начале строительства и его завершений в алтарной части церкви сохранилась надпись на стене. Этот храм является образцом архитектуры эпохи русского классицизма конца ХVII и начала ХIХ столетия. Построен он очень просто: центральная часть здания — огромный бесстолпный куб. На нём поставлен полусферический купол с бельведером. По углам куба сооружены небольшие барабаны с куполами. Они не имеют никаких украшений. Их стены прорезаны лишь окнами овальной формы. Во все пять куполов подведены внутренние лестницы, вероятно для ремонта покрытия куполов. К главной части здания примыкает трапезная со сводчатыми низкими потолками. Их поддерживают четыре массивных столба. Здание имеет три фасада, богато украшенные портиками, скульптурными изображениями, расположенными в нишах. Южный и северный фасады выполнены одинаково. На их фронтонах созданы многофигурные композиции в виде барельефов. Прекрасен шестиколонный западный портик. Стена за портиком имеет ниши, в них размещены барельефы. Фронтоны портиков подчёркивают простоту и величие внешнего облика храма. Своеобразен внутренний декор церкви. Огромный купол и своды храма обработаны лепными розетками с золочёной обводкой. Гипсовые розетки укреплены в кассетах. В Димитриевской церкви нет сплошного ковра фресок, как это мы можем наблюдать в других ростовских церквах. В нижнем ярусе помещены изображения ростовских митрополитов. Они выполнены на дереве или на холсте. Хорошо сохранилось изображение ростовского митрополита Димитрия и основателя Яковлевского монастыря епископа Иакова, а также несколько панно на религиозные темы. Остальные картины нижнего яруса, вероятно, бесследно утрачены. В подкупольном пространстве в виде больших медальонов размещены изображения четырёх евангелистов, а ещё выше — 12 апостолов и в самом верху купола — сцена «Вознесение». Вся роспись храма выполнена в академической манере конца ХVIII и начала ХIХ вв. ростовским крестьянином живописцем Порфирием Рябовым. С большим вкусом выполнен алтарь церкви. Здесь нет замысловатых резных украшений, как это мы видели в Троицкой (Зачатиевской) церкви. Алтарь своей композицией напоминает западный портик храма. Над царскими вратами поднят фронтон. Под ним вместо колонн четыре лопатки. Между ними — панно на религиозные темы. У самых царских врат две белые круглые колонны с золочёными капителями. Вот и весь декор алтаря. Но и в этом виде композиция алтаря отличается большим художественным вкусом.
В 1725 году с северной стороны Троицкой (Зачатиевской) церкви была пристроена Яковлевская церковь. Простояв почти сто лет, она была разобрана и затем возведена вновь. Ныне существующее здание построено в 1836 году. Предполагают, что его строителем был ярославский епархиальный архитектор П. Я. Паньков. В архитектуре Яковлевской церкви чувствуется стремление зодчего повторить формы Димитриевского храма. Здесь почти такая же купольная группа, почти такой же бельведер над центральным куполом. Северный фасад повторяет южный фасад Димитриевского храма, но он имеет меньшие размеры, его не украшают скульптуры и барельефы, он выглядит проще и скромнее. Объёмы памятника сочетаются с Троицкой (Зачатиевской) церковью, к которой он вплотную был пристроен. Внутри здание кажется низким и не вызывает большого интереса. Росписи выполнены в одном тоне клеевыми красками. Центральную часть свода занимают фигуры евангелистов, а на его склонах — ангелы. Росписи выполнены художником Тимофеем Медведевым, родом из города Тейкова (совр. Ивановская область). В 1758 году начали строить вместо деревянной, пришедшую в ветхость, каменную ограду. Работы велись очень медленно, почти 30 лет, и были завершены в 1786 году. Вместе с оградой были построены башни, надвратная трёхъярусная колокольня, братские и настоятельские кельи. В 1808 году все башни были переделаны. Четыре угловые и две надвратные были выполнены в духе архитектурной классики. Декорированные белокаменными деталями, они хорошо сочетались с другими сооружениями Яковлевского монастыря. Эклектичные башенки поражают зрителя необычайной лёгкостью и великолепием. Полагают, что все башни выполнены по проекту всё того же архитектора П. Я. Панькова. Так сложился замечательный архитектурный ансамбль Спасо-Яковлевского монастыря, вызывающий большой интерес у туристов.
Из путеводителя: Ковалёв И.А. «Ростов Великий», — г. Ярославль, издательство «Просвещение», 1971

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?