Собор расположен на территории Рождественского монастыря, возле южного корпуса келий. Он не раз перестраивался. Была утрачена колокольня. В 1715 г. собор Рождественского монастыря был украшен фресковой росписью. Настенная летопись, сохранившаяся на откосе портала западной стены, сообщает только, что храм расписан «тщанием и трудолюбием игуменьи Наталии». Имена работавших здесь мастеров неизвестны. Однако особенности стиля росписи: её насыщенная, несколько пестрая цветовая гамма, живой и многословный язык повествования, богатство растительных орнаментов, пристрастие к великолепному узорочью в отделке кулис и предметов утвари, — позволяют причислить её к лучшим произведениям ярославского стиля петровской эпохи. В 1873 г. при игуменье Марии стенопись собора была прописана на пожертвования крестьянина Ивана Алексеевича Рулева.
Иконография центрального храма следует ярославским традициям. Сомкнутый свод небольшого собора разделен киноварными разгранками на четыре части, в которых написаны «Новозаветная Троица», «Воскресение», «Сошествие Святого Духа» и «Вознесение». Изображения четырех евангелистов остроумно перенесены на откосы верхних окон, расположенных на западной стене. Стены делятся горизонтальными разгранками на 5 ярусов. В верхнем очень кратко иллюстрирована земная жизнь Христа. Второй и третий посвящены теме акафиста Богородице. По полноте изложения (25 клейм) и богатству иконографических изводов — это лучший акафистный цикл в стенописях ярославской школы. В двух нижних ярусах очень живо написаны «Страсти Христовы». У самого иконостаса цикл «Страстей» дополняют три сцены из жизни Богоматери: «Зачатие», «Рождество» и «Вознесение».
Архитектоника окон и порталов собора выявлена нечетко и не везде одинаково. На одних окнах помещены фигуры преподобных в рост, а другие служат продолжением сюжетных клейм стены. Широкие откосы трех входных порталов, соединяющие центральное помещение храма с трапезной, украшены фигурами преподобных и мучеников. На центральном портале, вместе с ангелами, охраняющими вход в храм, изображены преп. Стефан (патрон Стефана Яворского, местоблюстителя патриаршего престола в петровскую эпоху) и преп. Исаакий Далматский, считавшийся покровителем новой столицы России — Санкт-Петербурга. На южном портале написаны ростовские чудотворцы: Иосиф Блаженный, Петр Ордынский и Авраамий, получающий жезл от Иоанна Богослова. Последнее изображение снабжено пространным текстом из древнего жития Авраамия.
В росписи алтаря ярославские художники остались верны иконографическим традициям церквей Ионы Сысоевича. В конхе центрального алтаря «О тебе радуется», в жертвеннике «Агнец в потире», в дьяконнике «Похвала Богородицы» и «Семь таинств». На западной стене алтаря вверху большая композиция «Почи Бог», а между порталами «Тайная вечеря» и «Омовение ног». На стенах алтаря вселенские и ростовские святители, московские митрополиты, архидьяконы и преподобные.
В 1874 г. при игуменье Антонии Щепетинниковой были украшены масляной живописью Троицкий придел и трапеза собора. На своде и стенах придела помещены плафоны с «ропетовским» орнаментом и изображением кающейся Магдалины, Николая Чудотворца, Дионисия Ареопагита и явления Христа Марии Магдалине. Эта стенопись и живопись на потолке и своде трапезы выполнена в обычной для эпохи манере, свидетельствующей об упадке церковного искусства.
В настоящее время собор нуждается в срочной реставрации.
Иванов В.Н. Ростов Великий. Углич. – М., 1964.; Мельник А.Г. Ансамбль Ростовского Рождественского монастыря в XVIII– начале XX века. – Электронная научная библиотека РусАрх, 2006.; Рождества Богородицы женский монастырь в Ростове Великом / авт.-сост. В.И. Вахрина. – М.: Отчий дом, 2007.; Алитова Р.Ф. Никитина Т.Л. Церковные стенные росписи Ростова Великого и Ростовского уезда XVIII — начала XX века: каталог / Гос. музей-заповедник «Ростовский кремль». – М.: Северный паломник, 2008.; Преславный град Ростов: история Ростова Великого от начала до наших дней / Е.И. Крестьянинова, Г.А. Никитина. – М.: Научный мир, 2012.; Батуева Е. День рождения Богородицы празднуют сегодня // Северный край, 2011, 21 сентября.
Первые три столетия собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, как и все другие строения монастыря, был деревянным. Каменное здание Рождественского собора, самое раннее сооружение в архитектурном ансамбле обители, было построено в конце XVII в. По традиции собор воздвигнут на месте древнего деревянного. Собор был возведен митрополитом Ростовским Ионой, который в бытность свою Ростовским архиереем (1652–1690) построил не только знаменитый Архиерейский дом, ныне называемый Ростовским кремлем, но и заменил деревянные соборы ростовских монастырей каменными.
Рождественский собор — один из наиболее стройных и живописных храмов Ростова. Основное здание в плане представляет собой четверик, увенчанный главой луковичной формы. С северной стороны к четверику примыкает придельный храм с одной главой. Он ниже основного здания и меньших размеров. От западной стены собора идет горизонтально вытянутое здание трапезы. Особую пространственную пластичность всему комплексу придают разные уровни крыш самого храма, придела, апсид и трапезы. Стены основного здания храма завершаются декоративной аркатурой с килевидной закомарой. Ряд килевидных кокошников украшает барабаны глав четверика и придела. Высокие дымники (печные трубы) над алтарем придела и трапезы естественно входят в общий живописный образ Рождественского собора.
Сегодня купола собора и его придела покрыты белой жестью. Глава собора украшена в виде чешуи благодаря особому креплению листов железа, а также звездами, покрашенными охрой. Тонкие цветовые соотношения белых стен собора, светлых жестяных крыш, охры крестов, звезд и подзоров внизу куполов, флюгеров на дымниках придают дополнительные оттенки убранству храма. В середине XIX в. купол собора был покрашен «медянкой», ярким зеленым цветом, купол придела был покрыт белой жестью. В конце XIX в. купола перекрасили в синий цвет, после реставрации 1960-х г.г. главный купол собора украсили золотыми звездами.
В XIX в. в соборе Рождества Пресвятой Богородицы было четыре престола: два — на первом этаже и два — на втором. Главный престол находился на втором этаже храма. С северной стороны к главному храму примыкал придел во имя Живоначальной Троицы. Со времени построения храма этот придел был освящен во имя мучеников Космы и Дамиана. Уже в середине XVIII в. Космо-Дамиановский придел пришел в запустение. Монахиня Надежда, в миру Наталия, дочь стольника Ивана Андреевича Дашкова, при своей кончине завещала 1012 руб. на возобновление придела Космы и Дамиана с условием переосвящения его во имя Живоначальной Троицы. Завещание монахини Надежды с благословения Преосвященного Афанасия было исполнено. Троицкий придел освятили в 1772 г. Иконостас в Троицком приделе был столярной работы, золоченый. У западной стены Рождественской храма и Троицкого придела располагалась трапезная, своды которой поддерживались одним большим круглым столпом.
Главный храм был расписан в технике фрески, а Троицкий придел, трапезная и паперти украшены живописными панно, выполненными масляными красками. К росписи Рождественского собора приступили в 1715 г. В храме Рождества Пресвятой Богородицы алтарь отделен от помещения церкви каменной преградой (как в храмах Ростовского архиерейского дома и в храме Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы в Спасо-Иаковлевском монастыре). Резьба иконостаса, устроенного в 1825 г., позолочена, а гладкие места покрыты краской бирюзового цвета. По левую сторону Царских врат была поставлена чудотворная Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. Иконы для нового иконостаса написал в 1825 г. масляной живописью крестьянин из этого же села Илья Егорович Сокуров. Позолота иконостаса выполнена московским золотарем Павлом Савельевичем Волковым. В конце XIX в. в Рождественском храме был сделан деревянный потолок, который был расписан в 1883 г.
В стене, разделяющей Рождественский храм и Троицкий придел, была дверь, ведущая на своды Троицкого храма, где в конце XIX в. хранился архив монастыря. Из трапезы был вход в монастырскую ризницу. На первом этаже Рождественского собора в XIX в. было два престола: во имя преподобного Алексия, человека Божия, и святителя Димитрия Ростовского. Планировка храма, придела и трапезы на первом этаже такая же, как и на втором.
Храм во имя преподобного Алексия, человека Божия, был теплым и впервые назван в монастырских документах в 1743 г. Очевидно, теплым храмом прежде был Космо-Дамиановский придел, который запустел после обустройства Алексиевского придела. Первоначально Алексиевский храм был небольшим. В 1743 г. по просьбе и на средства девицы Анисьи Чекиной, проживавшей в монастыре, по благословению святителя Арсения (Мацеевича), митрополита Ростовского, площадь храма была увеличена в соответствии с планом Рождественского храма на втором этаже здания. Освящение перестроенного храма состоялось в 1744 г. Алексиевский храм имел резной, деревянный, покрытый позолотой иконостас, выполненный в 1809 г. Придел во имя святителя Димитрия находится с северной стороны от Алексиевского храма. Придел был устроен в 1794 г., в 1849 г. в нем провели большие ремонтные работы, после чего придел вновь освятили. Трапеза на первом этаже аналогична трапезе второго этажа: расположена с западной стороны храма, в центре — четырехугольный столб. На первом этаже перед трапезой находилась кухня, где в обед и вечером трапезовали все проживавшие в обители. В 1810 г. было построено крыльцо, ведущее в собор.
Над папертью, примыкающей к трапезе, возвышалась двухъярусная колокольня. Она была построена в 1817 г. в стиле классицизма: верхний ярус обставлен по углам колоннами, над куполом расположен фонарь с небольшой главкой. Прежняя колокольня на этом месте была шатровая, очевидно, похожая на сохранившиеся до наших дней колокольни при Воскресенском и Иоанно-Богословском храмах Ростовского кремля, построенных во второй половине XVII в. митрополитом Ионой. В ХIХ — начале XX в. на колокольне Рождественского монастыря было шесть колоколов: 112 пудов 36 фунтов (колокол был куплен вместо разбитого в 1795 году); 30 пудов; 15 пудов; 6 пудов, 2,5 пуда; 2 пуда. В 1889 г. на средства купеческой вдовы Елизаветы Дмитриевны Мальгиной на колокольне были поставлены часы с боем каждую четверть часа. Циферблат часов был виден с северной, западной и восточной сторон.
Каменный Рождественский собор был преемником прежних деревянных соборов, поэтому в нем находились древние иконы и церковная утварь.
Уже в конце XVIII в. в стенах Рождественского собора стали появляться трещины; их заделали, но это не решило всех проблем. Со временем возникла необходимость укрепить стены собора: в 1798 г. к стене были пристроены три мощных контрофорса. На протяжении всего XIX в. появлялись все новые трещины в сводах и стенах собора. Это было связано, по всей вероятности, с деформацией грунта под основанием собора.
В середине XIX в. около соборного храма стояли восемь деревянных домов-келлий, в которых жили на своем иждивении послушницы из дворян. За собором, в юго-восточном углу монастыря, были расположены хозяйственные постройки: каретный сарай, конюшня, хлев для коров, погреб, амбар, баня.
Информация с сайта монастыря http://rbm76.ru/xramy