Как сообщает описатель Рождественского монастыря протоиерей Аристарх Израилев, побудительным поводом для строительства Тихвинской церкви послужило исцеление у чудотворной Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы рясофорной послушницы Амфилохии (в миру Екатерины Григорьевны Тихановской). Екатерина Григорьевна, дочь ростовского купца, поступила в монастырь 29 марта 1829 г., при постриге в рясофор она получила имя Амфилохия. В монастыре у нее была своя келия, расположенная рядом с Рождественским собором. 16 июля 1838 г. перед всенощной она крепко заснула. Когда ударил колокол, она резко соскочила с дивана, и у нее начались беспрерывные «качания» вперед-назад, повредилась речь, чуть позже отнялась левая рука, а затем, частично, и правая нога.
Болезнь продолжалась почти целый год без всяких изменений к лучшему, и послушница Амфилохия стала впадать в уныние. Однажды ей приснился сон следующего содержания: настоятельница обители игумения Павла (Шатилова) говорит ей, что она должна пойти в церковь и заказать Тихвинской иконе Божией Матери молебен с водоосвящением. На другой день Амфилохия рассказала игумении свой сон, но та не порекомендовала сразу же исполнять совет, данный во сне. Сон повторился еще дважды, после чего с благословения игумении болящую привели в храм, где священник Иоанн Ржевский совершил водосвятный молебен, во время которого над головой Амфилохии читали Евангелие. Затем больную послушницу подвели к Тихвинской иконе. Приложившись к святому образу, она увидела многочисленные огненные искры, летевшие от иконы. «Качания», мучившие её, сразу же прекратились, речь стала более внятной, а со временем она стала совсем здоровой.
Игумения Павла была свидетельницей этого чуда и задумала в благодарность Божией Матери за явленную милость воздвигнуть второй храм в обители в честь Ее Тихвинской иконы. Подготовка к строительству храма началась уже в 1840 г.
Церковь была построена по проекту губернского архитектора Петра Яковлевича Панькова (1770–1843). Основной объем Тихвинского храма представляет собой высокий двусветный четверик. Здание двухэтажное. Русско-византийский стиль (его еще называют «национальный стиль») проявляется в следующих архитектурных решениях: храм пятиглавый, барабан, на котором утвержден центральный купол, больших размеров, чем барабаны и купол боковых глав, поставленных на углах здания. На барабанах глав — световые окна и аркатурно-колончатый пояс, окна храма украшены наличниками с кокошниками.
Строили Тихвинский храм Рождественского монастыря крестьяне деревни Браташино братья Фаддей и Антон Тимофеевы, по прозванию Смолины. Резной, золоченый трехъярусный иконостас выполнил крестьянин села Заозерья Угличского уезда Алексей Михайлович Бычков. Иконы в иконостас и настенные росписи создал штатный служитель Ярославского архиерейского дома Александр Михайлович Колчин. Церковь была построена на деньги монастыря и добровольных жертвователей. Основную часть средств обеспечил ростовский купец Максим Михайлович Плешанов (1770-1858), известный ростовский благотворитель. Освящение Тихвинской церкви состоялось 7 сентября 1847 г.
В 1852 г. к Тихвинской церкви с западной стороны пристроили двухэтажное здание, где на втором этаже по сторонам трапезной были освящены два придела: во имя святителя Николая и великомученицы Варвары и в честь Толгской иконы Пресвятой Богородицы. Иконостасы в каждом приделе двухъярусные, по белому фону украшены позолоченной резьбой. Своды трапезной, поддерживаемые двумя четырехугольными столбами, украшены живописью, а стены покрашены светло-голубым цветом. В 1899 г. эти два придела Тихвинского храма были украшены настенной росписью иконописцем Николаем Михайловичем Софроновым, позолота иконостасов выполнена Василием Николаевичем Москалевым.
Информация с сайта монастыря