Основан в XIV веке святым архиепископом Феодором, племянником преподобного Сергия Радонежского. До XVII века все постройки монастыря были деревянными. Начало каменного строительства относится к концу XVII века, когда митрополитом был Иона Сысоевич. Первая каменная церковь построена во имя Рождества Богородицы, это обширное двухэтажное здание помимо мест для молений имеет просторную трапезную.
Многочисленные переделки и утраты (разобрана колокольня, разрушилось пятиглавие надвратной церкви Тихвинской Божией Матери — середина XIX века, сохранность башен и стен частична) исказили памятник. Но и в дошедших до нас общих архитектурных формах он даёт понятие о художественном вкусе эпохи и наличие талантливых зодчих в Ростове. Есть предположение, что церкви Рождества и Спаса на Торгу строили те же мастера, что и кремлёвские храмы.
В конце XX века здание Рождественского монастыря передано Русской Православной Церкви, ныне является действующим.
Рождество-Богородицкий монастырь в Ростове, 3 класса. Основание его относят к 1391 году и приписывают святителю Федору, первому архиепископу Ростовскому. Здесь находится богато украшенная жемчугом и драгоценными камнями чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, по преданию — благословение святителя Федора созданной им обители, списанная им лично с подлинника. Ежегодно 1 августа святая икона переносится в Ярославль и остается там до 8 сентября. При монастыре школа с 1885 года.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Рождественский женский монастырь в г. Ростове при озере Неро. Основание монастыря приписывается Святителю Феодору, Ростовскому архиепископу, в конце XIV столетия. В монастыре две каменных церкви: холодная, в. Честь Рождества Пресвятой Богородицы, и теплая во имя Тихвинской Божией Матери.
Первая двухэтажная. В верхнем этаже два престола: главный — в честь Рождества Пресвятой Богородицы (8 сен.), а придельный в честь Живоначальной Троицы. В нижнем этаже тоже два престола: главный, в честь Алексея, человека Божия (15 марта), а придельный—в честь Святителя Димитрия, Ростовского Чудотворца (21 сен.). Когда построена эта церковь, неизвестно, но в 1702 г. она уже существовала.
Тёплая церковь в честь Тихвинской Св. иконы Божьей Матери. В ней три престола: главный Тихвинской Божией Матери (26 мая), в приделе по правую сторону в честь Св. Никиты Чудотворца и Св. Великомученицы Варвары (4 и 6 дек.), а по левую сторону — в честь Толгской Божией Матери, (8 авг.) Церковь эта построена в 1846 г. на средства доброхотных дателей. Обе церкви прочны.
Под теплым Тихвинским храмом каменная часовня, построенная в 1851 г., и в двух лесных дачах по деревянной часовне. Святыня чудотворная — Тихвинская Св. икона Божией Матери. Земли при монастыре до 188 десятин. Внутри монастыря 7 каменных домов и деревянных, назначенных для, обитания сестер. Вне монастыря: а) два каменных дома, б) восемь деревянных домов, в четырех помещаются священнослужители. На двух лесных дачах по одному деревянному дому для живущих там сестер и деревянная же мельница в 30 верстах от монастыря. Церковно-монастырского капитала — 63,869 р.
Древний Рождественский монастырь был основан в Ростове в конце XIV в. Основатель монастыря — святитель Феодор, архиепископ Ростовский (ум.1394). 21 июня 1408 г. все деревянные постройки монастыря сгорели во время большого пожара в Ростове. 200 лет спустя — 15 октября 1608 г. — обитель была разорена войсками Лжедмитрия II.
В 1680-е г.г. — царями Иоанном Алексеевичем, Петром Алексеевичем и царевной Софией Алексеевной обители жаловались земли, мельница на реке Могзе с угодиями близ дворцового села Вощажникова, остров на озере Неро (остров принадлежал Рождественскому монастырю вплоть до 1917 г.). Митрополитом Ростовским Ионой (1652-1690) на месте деревянного был построен каменный собор Рождества Пресвятой Богородицы. В 1715 г. стены и своды Рождественского собора были расписаны. В 1772 г. в Рождественском соборе на средства монахини Надежды (Дашковой) по её завещанию возобновлен придел во имя мучеников Космы и Дамиана и переосвящен в честь Живоначальной Троицы. В 1782 г. был построен корпус сестринских келий (с западной стороны обители), в 1784 г. -корпус настоятельских келий (угловое здание у алтаря Рождественского собора). Деревянная, рубленная клетью ограда обители с четырьмя башнями заменена каменной. Построена юго-западная угловая башня.
В 1790-е г.г. на нижнем этаже, под Троицким приделом, устроен и освящен придел во имя святителя Димитрия, Ростовского чудотворца. Ввиду аварийного состояния Рождественского собора к нему пристроены три контрофорса.
В 1800-е г.г. был построен корпус сестринских келий (с восточной стороны обители). Для нижней зимней церкви Рождественского собора ростовский столяр Петр Паньков (будущий губернский архитектор) выполнил резной иконостас. В 1810-е г.г. построено крыльцо, объединившее храмы верхнего и нижнего этажей Рождественского собора. Над папертью собора, на месте обветшалой колокольни с шатровым покрытием, построена двухъярусная колокольня в стиле классицизма.
10 мая 1818 г. обитель посетила императрица Мария Феодоровна.
В 1819 г. началось строительство каменной ограды обители, построена северо-западная угловая башня. В 1830-е в северо-восточном углу монастыря построен двухэтажный каменный дом (вход в него расположен вне монастыря, с северной стороны). Надстроен второй этаж над одноэтажными настоятельскими келиями. С западной стороны на присоединенных 125 кв. саженях земли построена монастырская гостиница. Перекладывался контрофорс При Рождественском соборе пришлось перекладывать контрфорс и заделывать трещину в южной стене трапезной собора. В 1842-1847 г.г. был построен Тихвинский храм Божией Матери. В конце XIX в. храм был расписан иконописцем Николаем Михайловичем Софроновым, позолота иконостасов выполнена Василием Николаевичем Москалевым.
В 1850-е г.г. в монастыре проживало около 150 человек, среди которых монахинь и послушниц было 72. При монастыре открылась школа грамоты. К Тихвинскому храму с западной стороны было пристроено двухэтажное здание с трапезой на втором этаже. 3 декабря 1854 г. в трапезной Тихвинской церкви освящен придел во имя святителя Николая и великомученицы Варвары, 15 января 1856 г. — второй придел в честь Толгской иконы Божией Матери. Около паперти Тихвинской церкви построена просфорня.
В 1860-е г.г. были построены корпус для сестринских келий напротив западной стены Рождественского собора и двухэтажное здание келий напротив алтаря собора.
В 1870-е г.г. в обители было уже 170 сестер. На средства крестьянина д. Кустерь Ивана Алексеевича Рулева (ум. 1891) в монастыре устроена странноприимная гостиница для многочисленных богомольцев, приходящих в обитель для поклонения чудотворному Тихвинскому образу Пресвятой Богородицы. Позднее пожертвование всё того же И.А. Рулева были поновлены настенные росписи Рождественского собора. На монастырской колокольне на средства ростовской купеческой вдовы Елизаветы Дмитриевны Мальгиной установлены часы с боем.
В 1880-1890-е г.г. в обители проживали 150 инокинь, из них 22 монахини, а остальные — рясофорные послушницы и белицы, принятые на испытание. Монастырский причт для совершения богослужения и монастырских треб состоял из двух священников, дьякона и причетника. Все они проживали в деревянных домах, принадлежащих монастырю. Школа грамоты при монастыре была преобразована в церковно-приходскую школу.
19 июля 1894 г. обитель посетил святой праведный Иоанн Кронштадтский. 21 мая 1907 г. Божественную литургию в Тихвинской церкви служил святитель Тихон(Белавин), архиепископ Ярославский и Ростовский (1907-1913), будущий патриарх Московский и всея Руси.
В 1900-е г.г. у монастырской ограды за южной стеной Рождественского собора было построено двухэтажное здание сестринских келий, здание церковно-приходской школы для девочек при обители. Вызолочены кресты на Рождественском соборе, перекрыта крыша на соборе и трапезе. В пяти монастырских зданиях устроен водопровод, в Тихвинской церкви проведено электричество.
Социальные катаклизмы в стране отразились и на жизни монастыря. В 1926 г. он был закрыт. Все ценности были изъяты, Рождественский собор передали музею, в Тихвинской церкви расположилась библиотека, в келиях — коммунальные квартиры. Позднее в Рождественском соборе разместился городской архив, занимавший помещение собора до 1989 г. В 1960-е г.г. была разобрана колокольня Рождественского собора. В 1992 г. в помещениях бывших настоятельских келий разместился Центр занятости населения Ростова.
В 1997 г. Рождественский монастырь возвращён Русской Православной церкви. Все его помещения, включая храмы, на тот момент находились в аварийном состоянии. С этого времени в обители началась с восстановительных работ, длящиеся по сей день.
К монастырю относится расположенная рядом церковь во имя святителя Николая (Николы на Подозерке). Храм был построен и освящён в 1751 г. В 1920-е г.г. он был закрыт. В 1999 г. его передали монастырю в аварийном состоянии. К 2003 г. была проведена его научная реставрация. Освящение храма 8 января 2004 г. было приурочено к празднованию Собора Пресвятой Богородицы. Первую Божественную литургию совершил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл.
Иванов В.Н. Ростов Великий. Углич. – М., 1964.; Мельник А.Г. Ансамбль Ростовского Рождественского монастыря в XVIII– начале XX века. – Электронная научная библиотека РусАрх, 2006.; Рождества Богородицы женский монастырь в Ростове Великом / авт.-сост. В.И.Вахрина. – М.: Отчий дом, 2007.; Алитова Р.Ф. Никитина Т.Л. Церковные стенные росписи Ростова Великого и Ростовского уезда XVIII – начала XX века: каталог / Гос. музей-заповедник «Рост. кремль». – М.: Сев. паломник, 2008.; Преславный град Ростов: история Ростова Великого от начала до наших дней / Е. И. Крестьянинова, Г. А. Никитина. – М.: Научный мир, 2012.; Батуева Е. День рождения Богородицы празднуют сегодня // Северный край, 2011, 21 сентября.; Полякова Х. Сбитые купола // Православие.ру. 2017, 16 октября.
История обители даёт нам возможность вспомнить о знаменитых уроженцах Ростова — преподобных Кирилле и Марии Варницких (Радонежских), а также об их сыновьях — преподобных Стефане и его младшем брате Сергии Радонежском. Сыном Стефана и был основатель Рождественского монастыря святитель Феодор (в миру Иоанн). В 12 лет отец привёл его в Троицкий монастырь на горе Маковец к своему брату игумену Сергию. Видя устремления души своего племянника, преподобный Сергий постриг его в монашество в честь преподобного Феодора Трихины и взял под своё окормление. Так основы монашеского делания будущий святитель постигал под руководством великого святого, с именем которого связан духовный подъём в жизни русского народа в период монгольского ига. До назначения на Ростовскую кафедру святой Феодор основал два монастыря в Москве. Первый, Симонов, в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Вторая обитель, Ново-Симоновская, — во имя Успения Божией Матери. Духовными чадами святого были благоверный князь Димитрий Донской, его сын Василий, многие вельможи и бояре. Святитель Феодор стал первым архиепископом Ростова, до него и долго после него ростовские архиреи носили титул епископов. Он управлял кафедрой в 1389-1395 годах. В это время им и был основан монастырь в честь Рождества Богородицы. Первые иконы для обители святитель написал сам. Его как искусного иконописца упоминает «Стоглавый собор» (январь-май 1551 года). Предание сохранило память о двух образах, написанных им для основанного в Ростове монастыря, — это образ Богородицы с предстоящими святыми и Тихвинская икона Божией Матери. Мощи святителя Феодора покоятся под спудом в Ростовском Успенском соборе.
Монастырский ансамбль, который мы видим, формировался в течение нескольких столетий. Центральное место занимает собор Рождества Богородицы, построенный митрополитом Ионой Сысоевичем в конце ХVII века. При нём обитель была приписана к архирейскому дому. Роспись храма выполнена в 1715 году. В 1772 году в соборе освятили придел в честь Святой Троицы. В первой половине ХVIII века в подклете была устроена тёплая церковь во имя праведного Алексия, человека Божия. В 1794 году в ней появился придел, посвящённый святителю Димитрию Ростовскому. В настоящее время Рождественский собор находится в аварийном состоянии и для посещений закрыт. На протяжении всей истории монастыря его главными святынями являлись две иконы, написанные святым основателем обители. Одна из них — чудотворная Тихвинская икона Пресвятой Богородицы — была одной из самых почитаемых святынь Ростова. С незапамятных времён ежегодно 1 августа из Ростова с ней начинал своё шествие крестный ход. Перед этим чудотворный образ выносился на озеро, где при стечении огромного числа молящихся служился водосвятный молебен. Во время крестного хода икону носили по различным сельским храмам епархии, после чего некоторое время она находилась в ярославском Успенском кафедральном соборе и других храмах города, а также была носима по домам ярославцев. К 8 сентября, престольному празднику Рождественской обители, образ возвращался в Ростов. В настоящее время судьба иконы неизвестна. Число богомольцев, посещающих монастырь для поклонения чудотворной Тихвинской иконе, было столь значительно, что ради чтимой святыни в начале 1840-х годов была построена большая двухэтажная каменная Тихвинская церковь. Через некоторое время в ней были освящены два придела: первый — в честь святителя Николая Чудотворца и великомученицы Варвары, второй посвятили Толгской иконе Богородицы. В 1874 году в обители появилась странноприимная. Монастырская ограда представляет собой стену, состоящую из келейных корпусов. Она возведена в конце ХVIII — первой половине ХIХ века.
Во время екатерининской реформы монастырь не был упразднён. Ему был присвоен статус третьего класса, согласно которому в обители могло находиться не более 17 монахинь. Между тем число насельниц неуклонно увеличивалось, так что в 1919 году, незадолго до упразднения, здесь проживало около 230 человек. Это была самая населённая обитель Ростова. Более 40 лет сестринским духовником был протоиерей Аристарх Израилев — известный исследователь в области колокольной акустики. Им написаны книги, посвящённые колоколам Ростовской соборной звонницы и история Рождественского монастыря. Занимаясь исследованиями природы колокольного звука, он описал и положил на ноты ростовские звоны. Этим была оказана неоценимая услуга будущим поколениям, ведь благодаря его нотным записям в новейшее время были восстановлены знаменитые звоны Ростова Великого. Научные труды протоиерея Аристарха Израилева были высоко оценены ещё при жизни: он был награждён дипломами различных российских и зарубежных научных выставок и учреждений, являлся действительным членом научных обществ, его приглашали члены императорской фамилии для устройства звонов при дворцовых храмах. Так, им был устроен и наложен колокольный набор для храма святой Марии Магдалины у подножия Елеонской горы в Иерусалиме, бывший предметом особой заботы царственного дома. Могила подвижника колокольного искусства находится в Богоявленском Авраамиевом монастыре Ростова. После революционных событий 1917 года Рождественская обитель ещё некоторое время была жива, но в 1926 году её закрыли. Позднее в соборе разместился Ростовский архив, а в обезглавленной Тихвинской церкви расположилась библиотека. Келейные корпуса и хозяйственные постройки приспособили под жильё для горожан. В 1997 году монастырь был возвращён Русской Православной Церкви. Первым храмом, освящённым в восстанавливаемой обители, стал Троицкий придел Рождественского собора, из которого выехал архив. Позднее был устроен домовой храм в честь апостолов Петра и Павла. В 1999 году по просьбе настоятельницы игуменьи Павлы, городские власти передали монастырю в качестве подворья бывший приходской, полуразрушенный храм святителя Николая, расположенный прямо у стен обители. В 2010 году из Тихвинской церкви была выведена городская детская библиотека. Храму, претерпевшему значительные утраты, предстоит долгая и сложная реставрация.
Из путеводителя: Рубцова Мария, Виденеева Алла «Ростов Великий. Святыни и достопримечательности», — издательство: Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря, 2019