Ростов. Петровский монастырь.

Петровский монастырь, заштатный, близ Ростова, на берегу озера Неро. Основан во 2-ой половине XIII века ордынским царевичем Петром (см. 29 июня). Монастырская соборная церковь во имя святых апостолов Петра и Павла построена в 1684 году на месте деревянного храма, сооруженного основателем обители, мощи которого почивают под спудом в приделе, посвященном его памяти, в серебряной раке, устроенной в 1803 году. Соборный храм замечателен также иконостасом с иконами древнего письма; особенное внимание обращает на себя икона преподобного Петра царевича с житием, в посвященном ему приделе. Над гробом преподобного Петра царевича стоят три принадлежавшие ему иконы: Богоматери Одигитрии, святого Николая чудотворца и великомученика Дмитрия, замечательные по превосходному письму. Ежегодно 30 июня совершается крестный ход из Ростовского собора в монастырь.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Монастырь был основан при Петропавловском храме, который построил преподобный Петр, царевич Ордынский, по указанию и на деньги данные чудесно явившимися ему апостолами Петром и Павлом. К концу своей земной жизни преподобный царевич принял здесь постриг и преставился в 1290 году. Мощи святого упокоились под спудом у южной стены Петропавловского собора обители, напротив иконостаса, и в последующие столетия прославились многочисленными чудесами.
В 1322 году, во время разрушительного нашествия хана Ахмыла, правнук Петра Игнатий и Ростовский святитель Прохор вышли навстречу хану и встретили его близ Петровского монастыря. Они поведали хану об истории монастыря и его основателя, а святитель Прохор исцелил ханского сына. После этого Ахмыл щедро одарил епископа и духовенство и повернул вспять, прекратив разрушения.
О последующих трех столетиях истории обители достоверных известий не сохранилось. Вновь упоминается Петровский монастырь в 1608 году, когда обитель была разорена и сожжена литовцами и русскими изменниками. В 1684 году был построен новый Петропавловский собор, а в 1696 году — зимний храм Похвалы Пресвятой Богородицы.
При реформе 1764 года монастырь был оставлен за штатом и находился на своем содержании. В 1805 году был воздвигнут братский корпус. В XIX веке были также построены колокольня, четыре угловые башни и стены монастыря. Все эти постройки, включая церкви XVII века, были кирпичные и сохранились до 1933 года в целости.
В 1933 году монастырь был изъят и разорён безбожниками. В 1933-1934 году были разобраны собор, колокольня и стены обители. Башни, братский корпус и церковь Похвалы Богородицы были использованы под жилье. В церкви потом был устроен пивзавод и другие производства. Последний светский «хозяин» храма — ООО «Ростовагропромэнерго» — обанкротился в 2004 году. К этому времени сохранившиеся монастырские постройки представляли из себя два трехэтажных и два двухэтажных здания, а также сильно перестроеный и неухоженный храм. На месте собора были сооружены гаражи. Все это было окружено жилой застройкой, дренажными канавами со стоялой водой и сильно замусорено.
В апреле-мае 2005 года на средства благотворителей были выкуплены административно-хозяйственные постройки предприятия-банкрота и первый этаж братского корпуса. 13 июля того же года в трапезной части уцелевшего здания церкви Похвалы Богородицы архиепископ Ярославский Кирилл (Наконечный) совершил первую после долгого перерыва Божественную литургию. После этого в возрождающейся обители начались регулярные богослужения. При монастыре была открыта воскресная школа. После необыкновенных явлений, указавших на место вероятного пребывания мощей преподобного Петра, стоявший там гараж был разобран и на его месте установлен памятный крест. 24 декабря 2010 года повторное открытие монастыря было благословлено Священным Синодом.
http://drevo-info.ru/articles/20006.html

Петровская обитель располагается близ озера Неро на самом конце северо-восточной окраины Ростова. Всё это пространство раньше называлось «полем»: здесь были луга, огороды и небольшое число домиков Петровской слободы у монастырской ограды, отчего и сам монастырь назывался Петровским «на поле». Городская застройка, появившаяся в советское время, полностью изменила облик этой некогда живописной местности. Основание обители было положено в ХIII столетии во время татаро-монгольского владычества на Руси. Понуждаемый обстоятельствами ростовский святитель Кирилл (1231-1262) для ходатайства о церковных нуждах ходил в 1253 году в Орду. Там он поведал хану Берке о святой христианской вере, о святителе Леонтии, о чудесных исцелениях, происходящих в Ростове при его гробе. Рассказ владыки оставил глубокий след в душе юного племянника татарского хана, присутствовавшего на беседе. «Слово о вере Христовой, как доброе семя, пало на сердце юноши, как на плодоносную землю» — повествует житие преподобного Петра, царевича Ордынского. Он тайно покинул свой дом и вслед за епископом пришёл в Ростов. Здесь он стал посещать храм и больше беседовать с владыкою, узнавая о православной вере. Через некоторое время царевич принял крещение и был наречён Петром. Охотясь как-то на берегу озера Неро, он заночевал здесь. Во сне ему явились апостолы Пётр и Павел, которые повелели создать на этом месте церковь и приобрести для неё иконы — Пресвятой Богородицы, святителя Николая и великомученика Димитрия Солунского. При этом первоверховные апостолы вручили царевичу два мешочка: один с золотыми, другой с серебряными монетами. Остаток ночи блаженный Пётр провёл в молитве, а наутро чудесным образом нашёл у городского иконописца указанные иконы и с ними пошёл к епископу, которым в это время был святитель Игнатий (1262-1288). Прошедшей ночью ему также явились апостолы Пётр и Павел с повелением построить церковь в их честь. Всё это владыка рассказал князю (имя его не указывается в житии), которого пригласил к себе. В этот же момент пришёл царевич, чтобы рассказать святителю о том, что случилось с ним этой ночью. «Выслушав рассказ Петра, они благоговейно поклонились святым иконам, отслужили в храме молебен перед ними, совершили крестный ход на месте явления святых апостолов — и здесь, в построенной наскоро часовне, поставили чудные иконы», — рассказывает житие царевича Петра. «После того, как бы шутя, князь сказал Петру: «Пусть владыка строит тебе церковь; а если я не дам тебе места, что ты будешь делать?»»По воле апостолов куплю землю», — отвечал Пётр. Князь объявил: «Пусть по черте земли, нужной Петру, кладёт он рядом по девяти монет серебряных, а десятую золотую, и на сколько достанет монет, тот участок будет его собственностью». Царевич выбрал обширную площадь на берегу озера, протянул верёвку и сказал: «Прикажи, князь, копать ров, как бывает в Орде, чтобы не пропало место». В вырытом рве он начал класть монеты из мешочков, данных апостолами. Так клал он по всему протяжению рвов, а монеты, к изумлению и ужасу князя и других, не истощались. Целый воз монет достался князю, который принял их, как благословение апостольское и несколько дней щедро раздавал милостыню бедным. На отведённом месте построен был храм святых апостолов и при нём основался монастырь иноков». Преподобный Пётр, царевич Ордынский, долгое время оставался мирянином. Он женился, у него родились дети, а князь ростовский побратался с ним. Святитель Игнатий, согласно традиции, скрепил это братство особым церковным чином. Овдовев в преклонных годах, преподобный Пётр принял монашеский постриг, а по преставлении в 1290 году был погребён в Петропавловском храме. Память преподобного Петра Ордынского празднуется 13 июля — на следующий день после дня первоверховных апостолов Петра и Павла, давших своё благословение на устройство первого храма обители.
Долгое время Петровский монастырь был деревянным. В период 1682-1684 годов, при митрополите Ионе Сысоевиче, было построено первое каменное здание обители — Петропавловский собор, им же и освящённый. Позднее, в 1764 году, в нём был устроен придел в честь Собора двенадцати апостолов, переосвящённый в 1827 году во имя Петра, царевича Ордынского. Место погребения святого, над которым в 1803 году была устроена серебряная с позолотой рака, располагалось справа перед иконостасом. В 1690-х годах в обители был построен ещё один храм — Похвалы Пресвятой Богородицы. Он был тёплым и двухэтажным. Освятил его митрополит Иоасаф Лазаревич. В 1861 году в Похвалинской церкви появился придел во имя трёх святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В ХIХ веке в монастыре отстроены в камне колокольня, настоятельский корпус, братские кельи, ограда с угловыми башнями. Петровская братия всегда оставалась немногочисленной, а сам монастырь не относился к числу особо посещаемых и знаменитых. Он как бы остался в тени древнего и знатного Авраамиева монастыря, расположенного неподалёку. Главной святыней обители являлись чудотворные мощи преподобного Петра царевича, покоившиеся под спудом в соборе. Также здесь хранились чудотворные иконы Божией Матери Одигитрии, святителя Николая Чудотворца и великомученика Димитрия Солунского — апостольское благословение основателю монастыря, что на Афонской горе, «в дар и в благословение» была прислана икона Божией Матери «Скоропослушница». Сохранились свидетельства монастырской летописи начала ХХ века о случаях чудесной помощи преподобного Петра. В ней записаны исцеления от расслабления тела (паралича), немоты, падучей болезни (эпилепсии), больных ног. Сохранились воспоминания от одного особенно выдающегося случая. Его поведала девушка, приехавшая в обитель из Вятской губернии. У неё отнялись ноги, В приходской её церкви была икона преподобного царевича Петра, перед которой по просьбе этой девушки был отслужен молебен. Ей стало легче, но болезнь не отступила совершенно. В ночь на 21 сентября 1909 года ей явились святые Пётр Ордынский и Авраамий Ростовский. Преподобный Пётр, взяв её за руку, сказал: «Когда получишь исцеление, тогда иди с миром ко мне в Ростов». Исцелённая так и поступила. Удивительно в этом случае и то, что явление ростовских угодников болящей произошло в день святителя Димитрия Ростовского. В конце 1928 года Петровский монастырь был закрыт. Община его сначала перешла в находящийся рядом и ещё действующий Авраамиев монастырь, а после его закрытия — в Успенский собор. В 1933 году был разрушен Петропавловский собор — памятник храмоздательной деятельности митрополита Ионы Сысоевича.
Прошло время, и на его месте выросли архитектурные шедевры новой культуры — гаражи из силикатного кирпича и ржавого железа, принадлежавшие частникам и находившемуся здесь предприятию. В 1930-х годах строители новой жизни разрушили колокольню и ограду со святыми воротами. Оставшиеся четыре угловых башни, игуменский корпус и церковь Похвалы Богородицы использовались под жильё для горожан. С течением времени до неузнаваемости была обезображена территория обители и Похвалинский храм, в котором был устроен цех по разливу газированной воды, называвшийся в народе «Пивзавод». Воистину, «в начале ХХI века некогда цветущий монастырь представлял скопище различных пристроек, помоек, свалок и помоек». Со второй половины 1990-х годов в день памяти преподобного царевича на месте разобранного собора, где под спудом покоились его мощи, стала совершаться молитва. 13 июля 1999 года здесь был установлен поклонный крест с иконой святого Петра Ордынского. 13 июля 2003 года был совершён молебен и крестный ход, возглавляемый правящим владыкой — архиепископом Ярославским и Ростовским. В эти годы территорией, где находился разрушенный Петропавловский собор и сохранившийся храм Похвалы Пресвятой Богородицы, владело муниципальное предприятие «Ростовагропромэнерго». В 2004 году его признали банкротом. Тогда конкурсный управляющий, зная заинтересованность верующих в этом месте, предложил выкупить уцелевший храм и прилегающую территорию. Это было сделано благотворителем, который в данном случае следовал примеру основателя монастыря преподобному Петру, выкупавшему место для обители у князя. После этого в мае 2005 года был основан приход. Вскоре, 13 июля, в день памяти святого царевича Петра, была отслужена первая литургия. Она прошла в уцелевшей трапезной части Похвалинского храма. Ныне, ежегодно в этот день совершается крестный ход вокруг монастыря. Постановлением Священного Синода от 24 декабря 2010 года церковный приход был преобразован в мужской монастырь.
Из путеводителя: Рубцова Мария, Виденеева Алла «Ростов Великий. Святыни и достопримечательности», — издательство: Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря, 2019

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?