Ростов-на-Дону. Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы.

По преданию, уже в конце 17 — начале 18 вв. в районе нынешнего переулка Семашко недалеко от набережной Дона ещё существовала небольшая, сложенная из местного камня старообрядческая часовня. Поэтому одна из первых появившихся в этом районе улиц называлась Староверенной. В середине 19 в. на Канкринской улице, 42 (теперь это д. 32) появляется деревянная старообрядческая церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Устроили её старообрядцы Белокриницкого согласия.
В 1913 году на той же Канкринской улице, на её северной стороне (улица Ульяновская, 37) на средства ростовского купца Н.И. Панина по проекту академика архитектуры В.А. Покровского строится каменная Покровская церковь, но занимают её старообрядцы Беглопоповской конфессии. Когда в 1923 году закрыли церковь деревянную, то старообрядцы Белокриницкого согласия вынужденно перешли в каменный Покровский храм. Однако в 1935 году закрывается и этот храм, в котором обосновывается радиозавод. В 1946 году Покровская церковь возобновила свою деятельность, но уже в составе Белокриницкой конфессии, получив статус собора.

В 1912-13 г. на Канкрынской улице (ул. Ульяновская, 37) на средства ростовского купца Н.А. Панина строится каменная старообрядческая Покровская церковь. Эта церковь возводилась по проекту академика архитектуры В.А. Покровского, фамилия которого удивительно совпадает с именем храма. Этот храм без изменений сохранился до наших дней. Выполнен храм с использованием форм древнерусского зодчества.
http://www.etoretro.ru

История старообрядческой Общины в Ростове-на-Дону тесно связана с историей города. Первые упоминания о молитвенном месте старообрядцев находим в «Описании Азовской Губернии», сделанного по приказу князя Г. А. Потёмкина в 1782 году. Сообщается, что в Ростовской крепости «церквей деревянных — 3, в том числе небольшая часовня старообрядцев». Затем информация о ростовском старообрядческом храме встречается в 1813 году: есть сведения о деревянной церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы на улице Донской (параллельная улица с Канкриновской, ныне Ульяновской), которая, по преданию, была перевезена на эти земли старообрядческими переселенцами с берегов Белого моря. Во второй половине XIX века ростовские старообрядцы строят новый храм во имя Введения Пресвятой Богородицы по улице Канкриновской, 42 — на участке, принадлежащем ростовским купцам Золотарёвым. Они были авторитетными ростовскими старообрядцами, принявшими в 1846 году Белокриницкую иерархию.
Помимо Золотарёвых, активную деятельность в рамках общины вели и другие ростовские предприниматели-старообрядцы: хлебопромышленник Елпидифор Парамонов, купцы Иван Панченко, Пётр Максимов и другие. Основными попечителями старообрядческой общины в то время были Иван Филоменович Жаров и Фотий Алексеевич Золотарёв. В списке священников Донской и Кавказской епархии, поданном епископом Силуаном в 1883 году в Московскую Старообрядческую Архиепископию, упоминается имя настоятеля Ростовского-на-Дону старообрядческого Введенского храма священноиерея Климента. В это же время епископ Силуан упоминает, что Золотарёвы строят новый храм возле старого. А к 1907 году в общине было уже два священнослужителя — дьякон Харлампий Илларионович Марков и иерей Филипп Маркович Привалов.
После 1846 года в среде ростовских старообрядцев происходит разделение — часть христиан не принимают митрополита Амвросия и по-прежнему окормляются беглыми из господствующей церкви священниками. Лидером этой незначительной части старообрядческого общества становится известный ростовский купец Н. А. Панин. С Золотарёвым его объединяют не только дружеские, но и дальние родственные связи. Некоторое время они, будучи партнёрами, ведут совместные дела. К тому же дом Панина находился рядом с участком Золотарёвых, где последние построили церковь: храм стоял на улице Канкриновской, 42 (ныне Ульяновская, 32), а дом Панина — на углу Канкринской и Николаевского переулка (сейчас Ульяновская, 30).
Рядом со старообрядческими храмами, буквально в радиусе 200 метров, возникли три иудейские синагоги. Две были расположены в переулке Казанском (одна из них — еврейский богаделенный дом — действует до сих пор), а третья представляла трёхэтажное здание, выстроенное в начале ХХ века на Канкринской, 57, — Духовное правление ростовской еврейской общины (ныне общеобразовательная еврейская школа «Ор Амвер»). Любопытный факт: при том, что состояние Н. А. Панина было значительно больше средств Ф. А. Золотарёва, ростовских старообрядцев, не принявших белокриницкую иерархию, было на порядок меньше, чем принявших. Все христиане-старообрядцы, проживавшие в окрестных с Ростовом-на-Дону поселениях (в центре Донской епархии — Новочеркасске, в Старочеркасске, в крупных станицах — Елизаветинской, Маныческой, на хуторе Городище), приняли белокриницкую иерархию.
Будучи активным деятелем старообрядческого движения всероссийского масштаба, Н. А. Панин принял решение организовать в Ростове-на-Дону старообрядческий духовный центр. Два его дома по улице Канкринской, 39–41 находились всего в ста метрах от существующей Введенской церкви белокриницкого согласия, а в громадном дворе при строениях арендовала помещения табачная фабрика Шлема Фишевича Файермана.
В 1910 году Н. А. Панин строит на этом участке двухэтажный дом причта по проекту ростовского архитектора Е. М. Гулина. Через год в этот дом приглашают старообрядческого священника из города Вольска — отца Николу Микульшина. Тогда же на этих землях Панин закладывает новый храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Принимая во внимание, что отец Никола Микульшин переехал в Ростов-на-Дону за два года до окончания строительства храма, можно предположить, что он принимал непосредственное участие в его возведении.
Сам же Панин с душевной теплотой относился к строительству. Достаточно сказать, что для проектирования храма был приглашён архитектор высокого столичного уровня — В. А. Покровский, выпускник Академии художеств, известный российский зодчий, чьи творения формировали ретроспективизм — новое стилевое направление русской архитектуры конца XIX — начала XX в.в. Глубокое исследование и знание традиций древнерусской архитектуры, её закономерностей и стилей отразились в таких его архитектурных произведениях, как здание Государственного банка в Нижнем Новгороде, Фёдоровский собор и Фёдоровский городок в Царском селе, храм-памятник русским воинам, павшим в битве 1813 года под Лейпцигом, близкий по архитектурному стилю церкви Вознесения в Коломенском. Привлечение этого мастера к строительству не было случайным. В. А. Покровский принадлежал к группе художников, которые связывали своё призвание с возрождением русского религиозного искусства. В ходе строительства старообрядческого собора архитектор В. А. Покровский использовал формы древнерусского зодчества в так называемом «неорусском» стиле, что позволило зданию стать органичной частью сложившейся городской застройки. Церковь являла собой одноярусное протяжённое сооружение с пониженной, меньшей по габаритам алтарной апсидой. Молельный зал, апсида и асимметрично размещённая одноярусная звонница увенчаны малыми главками. Храм, вмещавший порядка 500 молящихся, стал одним из культовых зданий в Ростове-на-Дону.
Для постройки здания церкви использовался добротный местный кирпич завода Петра Ивановича Ильина, а чугунное литьё (опорные колонны козырька храма, стойки нижнего этажа и ограды) были изготовлены, как свидетельствуют клейма, на ростовском механическом заводе бельгийца Феодора В. Ниттнера. Поставщиком оцинкованного железа для кровли был завод акционерного общества «Лысьвенский Горный Округ наследников графа П. П. Шувалова», продукция которого была отмечена, в частности, золотой медалью на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Яркой декоративной деталью храма является искусная ковка фасада входного козырька и оконных решеток.
Утварь и иконостас для него жертвовали Парамоновы и Соловьёвы — известные ростовские семьи старообрядцев белокриницкого согласия. Освящение храма было совершено в 1913 году. Первое время он именовался Покрово-Ильинский: возможно, в нём находилась чтимая икона пророка Илии. Кроме храма и дома причта, Н. А. Панин построил на этом участке ещё четырёхэтажный богаделенный дом, который выходил своим фасадом на улицу Воронцовскую. Это был крупнейший дом призрения в Ростове-на-Дону. Его площадь составляла порядка 1200 кв.м, в нём было более 50 палат. Н. А. Панин за свои средства полностью содержал и храм, и причт при нём, и богаделенный дом. В попечении о жильцах богадельни активную помощь ему оказывали старообрядцы белокриницкого согласия во главе с Ф. А. Золотарёвым.
В марте 1918 года престарелый Н. А. Панин составил Духовное Завещание, по которому разделил своё имущество между женой и детьми. Принадлежащие ему на праве частной собственности Покрово-Ильинский храм, дом причта, богаделенный дом и 300 000 рублей на счёте в Конторе Государственного Банка он завещал старообрядческой общине. Осенью этого же года Н. А. Панин преставился. В этом же году Духовное Завещание было исполнено, вся перечисленная недвижимость перешла в собственность общины. Однако в 1922 году всё имущество было национализировано, здание храма и дома причта были переданы общине Ростовско-Нахичеванским Советом рабочих и крестьянских депутатов на правах бесплатного бессрочного пользования. В богадельне были организованны коммунальные квартиры для жильцов Комунхоза. В этот период община переживала очень трудные времена. Она значительно уменьшилась и составляла не более 25 человек. В связи со стеснёнными обстоятельствами, общину покинул настоятель — отец Никола Микульшин. Следующим настоятелем на короткий период в 1931–1932 г.г. стал епископ Пансофий (Ивлев), который из-за малочисленности прихода в своём кафедральном храме вскоре был вынужден уехать в Курск. В те годы соседняя Введенская община терпела не меньшие притеснения, но оставалась по-прежнему многочисленной. В 1930 году настоятелем Введенской общины стал священноиерей Савва Синельников, рукоположённый во иереи святителем Арсением Уральским. Он вспоминает, что в 1931 году, на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, который праздновался в Введенской общине как второй престольный, в церкви было более ста человек молящихся.
Интересная деталь жизни общины того времени: даже тогда, когда власти всячески притесняли верующих и у Покровской общины была отобрана и превращена в жилой дом Коммунхоза богадельня, старообрядцы не забывали традиций благотворительности — в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в 1931 году общинники накормили более 60 странников, собравшихся на христианскую трапезу. Отец Савва Синельников активно поддерживал добрососедские отношения с Покровской общиной. Есть документальные свидетельства того, что он способствовал активному диалогу между двумя общинами. Так, сохранились его воспоминания о посещении вместе с епископом Донским Геннадием (Лакомкиным) Покровской общины в короткую бытность там епископа Пансофия (Ивлева). Возможно, это было в 1931 или 1932 году. В своих воспоминаниях отец Савва свидетельствует, что владыки Геннадий и Пансофий при встрече поликовались по древнему обычаю с целованием как епископы — братья. Этот случай описан в приложении к журналу «Церковь» — «Во время оно..» (№5 за 2009 год). В скором времени участники этой встречи были арестованы и скончались как священномученики. В 1935 году (по другим сведениям — даже раньше) городские власти приняли решение ликвидировать Введенскую Церковь. Она была отобрана в одну ночь, христиане не смогли ничего спасти из утвари. В течение недели представители власти организовали в церковном дворе грандиозный костёр, в котором спалили всю святыню Введенского храма. Отец Савва Синельников был изгнан из церковного дома, церковь разрушена, многочисленная община осталась без храма.
На эту беду откликнулись представители Покровской общины. Они жили без священника, владыка Пансофий был в лагере, а сама община, по свидетельствам очевидцев, состояла из 10 старушек. К этому времени советская власть уже отобрала у покровских старообрядцев и дом причта, оставалась только церковь, которую община не имела возможности даже отопить в зимнее время. Вначале белокриницким христианам позволили вести самостоятельную службу в притворе храма, но очень скоро представители Покровской общины приняли решение объединится с Введенской общиной. Уже к 1936 году объединённая община стала совершать богослужения в Покровском храме, силами прихожан храм очень быстро был приведён в порядок.
Таким образом, к середине 1930-х г.г. в областном крупном городе Ростове-на-Дону действовали только две христианские церкви — новообрядческая Вознесенская на Братском кладбище и старообрядческая Покровская. Но в 1939 году (по другим данным в 1935 г.) власти закрывают и эту старообрядческую церковь, в которой разместились цеха радиозавода «Комсомолец» промотдела Горсовета. До сих пор с тех времён в храме видны «раны» — выбоины в метлахской плитке пола, рельсы для кран-балок и деревянная каморка во дворе, построенная тогда как проходная завода. В тот же период уничтожается и иконостас.
Хотя старообрядцы и остались без молитвенного здания, община не распалась. Её активным деятелям удалось спрятать большую часть утвари и икон, правда, иконостас был уничтожен. В 1941 году, за несколько дней до начала войны, был арестован отец Савва Синельников, его приговорили к пяти годам ИТЛ, он умер по пути в концлагерь в ноябре 1941 года. Большая часть общины стала ходить в Успенский старообрядческий храм хутора Курганы, находившийся в пятнадцати километрах от Ростова.
Во время оккупации донской столицы в 1942 году немецкие власти решили вернуть верующим все сохранившиеся храмы. Так, в августе того же года была возвращена старообрядцам и Покровская церковь. Но они в первую очередь занялись не налаживанием богослужебной жизни, а озаботились судьбой раненых красноармейцев, которые остались в городе после отступления Красной Армии, не забывали старообрядцы и соседей — иудеев. В огромном подвале под храмом староверы во главе со старостой прятали тяжелораненых солдат. К сожалению, в сентябре 1942 года кто-то сообщил об этом оккупационным властям. Разыгралась кровавая драма: всех раненых красноармейцев и иудеев, найденных в подвале храма, а также основных представителей общины повесили на Соборной площади, девятнадцать других староверов были расстреляны на углу улиц Семашко и Ульяновской (о чём свидетельствует памятная доска, установленная там ещё в советские времена). Естественно, немцы сразу же закрыли церковь, она пустовала до 1945 года.
После окончания войны община была вновь собрана стараниями прибывшего из города Кисловодска священника Иоанна Захарова и авторитетных ростовских старообрядцев — Иоанна Яковлевича Кожемякина и Аполлона Васильевича Абрамова. Благодаря их усилиям, в конце 1945 года власти вернули старообрядческой общине Покровский храм, и уже в начале 1947 года отремонтированная церковь была вновь освящена. Старостой общины стал Иоанн Яковлевич Кожемякин (он был одним из тех, кто в 1939 г. при закрытии храма спрятал его святыню). Храм был украшен, но вместо уничтоженного иконостаса алтарный проём 11 на 8 метров в высоту закрыли временным, написанным мастерами-старообрядцами. С тех пор ростовский Покровский старообрядческий собор стал не только центром духовной жизни старообрядцев Дона, но и кафедральным для вновь образованной Донской и Кавказской епархии. Отец Иоанн Захаров служил в храме до 1962 года. Благодаря его трудам и заботам возродилась церковная жизнь христиан в Ростове-на-Дону. Он подготовил общину к предстоящей волне гонений на верующих, прошедшей в 1960-е годы. В тот период был закрыт ещё один крупный старообрядческий храм в хуторе Курганы, который когда-то приютил ростовских староверов. Однако община Ростова-на-Дону сплотилась и не допустила осуществления многочисленных попыток властей закрыть Покровский храм. Он действует и поныне.

История

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?