Ростов. Митрополичий двор. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы.

Построен в XVI в. на месте рухнувшего более старого. Действует.

Ныне существующее здание Успенского собора было возведено в центре города в начале XVI века, в 1508-1512 г.г., т.е. задолго до начала постройки митрополичьего двора (собственно того, что сейчас определяется как Ростовский Кремль). До этого, на этом месте, сменили друг друга четыре храма, первый из которых, бревенчатый, был заложен ещё в  991 году, при святом князе Владимире. Стены собора сложены из кирпича, а его цоколь собран из белокаменных блоков. Фундамент углублён в землю на пять метров. Высота собора с крестом достигает шестидесяти метров.
До 1786 года (времени перевода ростовской епархии в Ярославль) собор был усыпальницей ростовских князей и архиереев. Здесь покоятся мощи митрополита Ионы, а также мощи первого ростовского удельного князя Василько Константиновича, убитого батыевскими воинами после битвы на реке Сити, но не предавшего в трудный час своей православной веры.
Звонница построена гораздо позднее собора, при митрополите Ионе. По его замыслу около 1682 года было построено основное её здание. Тогда же московские мастера Филипп и Киприан Андреевы отлили для звонницы два огромных колокола: «Полиелейный» в 1000 пудов и «Лебедь» в 500 пудов. Позже, в 1688 г. мастером Флором Терентьевым был отлит большой колокол в 2000 пудов, получивший имя «Сысой» в память об отце митрополита Ионы. Специально для этого колокола возвели дополнительный башнеобразный объем, примкнувший к северному фасаду прежней звонницы. Он несколько нарушил стройность общей композиции соборной площади, но в то же время придал ей большую живописность. Считается, кстати, что колокола отливали здесь же, на территории митрополичьего двора, для этого специально был вырыт пруд.
Особо можно отметить, что по православному преданию, в храме, находившемся на месте современного Успенском соборе, был крещен в православную веру младенец Варфоломей, будущий игумен Земли Русской — преподобный Сергий Радонежский (1314-1392).

Соборная Успенская церковь каменная, приходская, зимняя и летняя одна и та же, прочна, о трех престолах: во имя Успения Пресвятой Богородицы; на правой стороне главного алтаря, в 1885 г. реставрированный в виде деревянного пещерного храма и 29 сентября того же года освященный, во имя Леонтия и Исаии Ростовских чудотв., почивающих на сей стороне собора, и вновь устроенный на северной стороне алтаря, в том же году 1885 и 7 сентября освященный во имя св. Игнатия Ростовского чудотв., мощи коего почивают на сей стороне собора. Малая церковь холодная, под колокольнею соборною, построенная митрополитом Ионою Сысоевичем в XVII в., во имя Входа Господня в Иерусалим, богослужение в ней совершается однажды в год.
Сооружение соборной Успенской церкви относится к XIII веку ко времени княжения ростовский князей Константина Всеволодовича и сына его Василия Константиновича; при первом она в 1213 г. была заложена, а при втором достроена и освящена епископом ростовским Кириллом в 1230 г. В соборной церкви почивают мощи святителей: Леонтия, Исаии, Игнатия и Федора…
Чудотворная икона Владимирской Божией Матери написана преп. Олимпием – иконописцем Киевопечерского монастыря в XI в. и принесена сюда в дар великим князем Владимиром Мономахом. Образ Спаса Нерукотворенного, по преданию, бывший келейным св. Леонтия, образ Боголюбской Божией Матери.
Домов при соборной Успенской церкви каменных пять, в которых помещаются священнослужители, сторожа и звонари; кроме сего, при соборной церкви имеются три корпуса каменные, состоящие из 39 лавок и 10 палаток, с которых в пользу церкви получается аренды 4259 руб. 55 коп. в год. Капитал соборной Успенской церкви в билетах заключается в 68 850 руб. При церкви в 1900 г. учреждено общество хоругвеносцев. При соборной церкви по расписанию 1876 г. штатный состав причта положен: 1 протоиерей, 3 священника, 2 диакона и 3 псаломщика. Причтовый капитал в билетах заключается в 21 698 руб. Жалование от казны 58 руб. 85 коп.
«Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г.

Успенский собор — бывший кафедральный собор Ростово-Ярославской епархии. Это самое древнее из строений, входящих в комплекс Ростовского кремля (бывшего Ростовского архиерейского дома). Успенский собор находится за пределами крепостных стен кремля, напротив северных Святых ворот.
Успенский собор расположен в историческом центре Ростова Великого. Раннее на его месте располагался деревянный храм, который был уничтожен пожаром в 1160 году. В 1161 году по приказу Андрея Боголюбского было начато строительство здания из белого камня, которое позже, в 1204 году, также разрушено пожаром. Храм отстроили заново, однако пожар 1408 года вновь уничтожил здание. Современное здание собора было построено в 1508-1512 гг. При строительстве Ростовского архиерейского дома митрополитом Ионой в 1587 году Успенский собор был перестроен. Были внесены изменения в форму глав собора, с южной части храма пристроено новое крыльцо-паперть, которое было обращено в строну архиерейского дома (кремля) и служило для торжественного входа митрополита в храм.
После того как епархия была перенесена из Ростова в Ярославль, Успенский собор вместе с остальными строениями кремля пришел в состояние сильного упадка. В XIX веке были проведены масштабные реставрационные работы. Ураган 23 августа 1953 года сильно повредил Успенский собор. В ходе реставрационных работ под руководством Владимира Сергеевича Банинге были проведены серьезные исследования и храму был возвращен его облик, близкий к тому, который он имел во времена митрополита Ионы. Были восстановлены покрытия собора, древние оконные проемы, разобрана северная и западная паперть XIX века. Эти усилия привели к возвращению Успенскому собору его грандиозного и пропорционального облика. Также в ходе работ была обнаружена белокаменная кладка XII века.
Успенский собор и Звонница составляют с Ростовским кремлем единый ансамбль, хоть и вынесены за его пределы. Сейчас Успенский собор, звонница и площадь перед ними обнесены небольшой кирпичной оградой, однако до XVII века ее не было. На этом месте располагалась городская площадь, на которой во время феодальной самостоятельности Ростова собиралось городское вече. На северо-востоке от Успенского собора была размещена торговая часть города.
Успенский собор представляет собой вытянутый с запада на восток параллелепипед, увенчанный пятью главами на высоких барабанах. Его стены разбиты лопатками (три на западном фасаде и по четыре на северном и южном). Каждое членение заканчивается закомарой с килевидным завершением, что делает линию кровли волнистой. Храм выстроен из кирпича, а цоколь и выступающие лопатки выполнены из белого камня. Высота собора вместе с крестами достигает 60 метров. Его архитектурный облик напоминает Московский Успенский собор: «строй могучего пятиглавия, соотношение ширины к высоте здания, создающее впечатление спокойного, но вместе с тем громадного массива» (В.Н. Иванов, Ростов Великий, Углич. М., 1964).
Самые ранние фрагменты фресок, найденные в нижней части стен, оставшихся от белокаменного храма, относят к XII веку. Также сохранились остатки росписи 1589 года. В 1659 году при митрополите Ионе Сысоевиче собор расписывала артель мастеров Севастьяна Дмитриева и Иосифа Владимирова, а также мастера из Костромы — Гурий Никитин, Василий Кузьмин и Сила Савин. В 1671 году эти фрески уничтожил пожар. В 1843 году собор был заново расписан масляной краской, что окончательно разрушило роспись XVII века. Иконостас Успенского собора был оформлен в 1730-1740 гг. Он украшен затейливой резьбой в стиле русского барокко.
В Успенском соборе покоятся Ростово-Ярославские князья и архиереи с XI по XVIII вв. Среди них и создатель Ростовского кремля Иона Сысоевич.
В 1991 году собор и звонница были переданы Русской православной церкви. Сейчас в Успенском соборе идет реставрация, однако здание открыто для посещения, что позволяет осмотреть фрагменты древних фресок.
https://www.aroundtheglobe.ru/europe/russia/cities-regions/rostov/places/dormition-cathedral/

Ростовский Успенский собор имеет традиционный объём вытянутого с запада параллелепипеда, увенчаного мощным пятиглавием. Стены его разбиты лопатками на западном фасаде на три части, на северном и южном — на четыре. Каждое членение заканчивается закомарой с килевидным завершением, что создаёт общую волнистую линию кровли. Кроме того, стены имеют чёткие горизонтальные членения как бы на этажи: высокий, сильно профилированный цоколь, поясок и окна первого яруса, далее — аркатурный пояс и, наконец, окна второго яруса. Членятся по этим же этажам и лопатки, сужаясь в высоту. Если присмотреться, то видно, что членения второго яруса имеют ещё дополнительную профилировку в виде рамочки-филёнки. Три невысокие апсиды, из которых средняя больше боковых, украшены полуколонками с базами простого рисунка, но без капителей, и делятся горизонтальными тягами на этажи. Завершаются они плоскими валиками. Цоколь лопаток, карнизы и другие детали собора выложены из белого камня, а стены из кирпича.
Образом Успенского собора Московского Кремля навеяны строй могучего пятиглавия, а также общие пропорции здания, создающие впечатление спокойного, но вместе с тем громадного массива. Стены же, филёнки, горизонтальные тяги напоминают московский Архангельский собор. Вместе с тем в ростовском памятнике окон, согласно владимирской традиции в аркатурном поясе нет, они расположены над ним. Разная ширина вертикальных членений южного и северного фасадов отсылает нас к владимирскому Успенскому собору. Южное крыльцо на столбах с двойными арками и висячими гирьками относится к концу ХVII века. Фресковые росписи паперти выполнены в 1697 году. Западный вход в Успенский собор оформлен перспективным порталом. В 1671 году он был расписан орнаментом, от которого сохранились лишь фрагменты. Портал содержит черты как владимиро-суздальского зодчества ХII — ХIII веков (арочная дуга без килевидного завершения), так и раннемосковского зодчества ХIV — первой половины ХV столетий («дыньки» на полуколонках обрамления). По периметру храма, между верхним и нижним рядами окон, тянется узорчатый аркатурно-колончатый пояс. Он восходит к аркатурно-колончатому фризу московского Успенского собора, который, в свою очередь, был создан на основе фриза Успенского собора во Владимире. Позакомарная кровля собора восстановлена во время реставрационных работ, проводившихся в Ростове с осени 1953 года, после мощнейшего смерча, который повредил соборный храм и другие ростовские церкви. Разрушения открывали небывалые возможности для натурного исследования памятников и, следовательно, для научной реставрации всего Ростовского кремля. Было решено воссоздать первоначальный облик кремля, а Успенский собор — в формах, близких первоначальным, но при этом не выбивающихся из общей стилистики кремлёвского ансамбля. В ходе реставрации позакомарные и многоскатные покрытия на Успенском соборе вернулись к формам ХVI века, луковичные же главы соответствуют эпохе митрополита Ионы Сысоевича (1652-1690).
Внутри храм поражает своей высотой. Шесть крещатых столпов поддерживают коробовые своды и подпружные арки. Средний, главный купол опирается на повышенные арки. Более широкий, чем боковые, центральный неф вместе с трансептом образуют обширное и светлое пространство перед царскими вратами. В целом же ростовский собор, пожалуй, не так светел, как его московский предшественник, и в этом он гораздо ближе традициям средневекового русского зодчества. Украшением интерьера являются фресковые росписи и иконостас. Внутреннее оформление собора началось ещё в 1659 году, когда художники-ярославцы Севастьян Дмитриев и Иосиф Владимиров «со товарищи» были приглашены в Ростов «для стенного письма» в соборной церкви. Работа продвигалась медленно, для её ускорения в 1669 году к оформлению подключилась артель прославленных костромичей Гурия Никита и Силы Савина. Пожар 1671 года, поновления 1779 года и вторая запись масляной краской в 1843 году уничтожили, как считалось долгое время, все первоначальные фрески. Однако расчистки 1950-х годов обнаружили часть древней росписи в хорошем состоянии. Резной (некогда золочёный) иконостас Успенского собора и иконы верхних ярусов изготовлены в 1730-х годах после одного из очередных сильных пожаров, во время которого, по рапорту властей, едва «несколько нижнего пояса (иконостаса) икон вынесли», остальное сгорело. Из числа спасённых наиболее интересны иконы «Спас» 1649 года, «Апостолы Пётр и Павел» и «Царевич Петр Ордынский». Резьба иконостаса, его колонн и картушей выполнена резчиками в затейливых формах русского барокко. В Успенском соборе, так же как и в большинстве кафедральных храмов, похоронены представители политической элиты и архиреи. Гробницы расположены по периметру. Высота собора до верхней точки креста центрального барабана — около 50 метров, длина — 36 метров.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №39, 2013 г.

Один из древнейших храмов на Ярославской земле. Существующий собор возведён на рубеже XV-XVI в.в. На месте, где сейчас стоит Успенский собор, ещё в конце Х в. была построена дубовая церковь. В ХII в. вместо неё был построен собор из белого камня, который рухнул после пожара и был восстановлен в ХIII в. В пожар 1408 г. его своды и глава обрушились, храм был снова восстановлен. Нынешний огромный собор возведен в ХV или ХVI в.
Митрополит Иона, управлявший Ростовской митрополией 38 лет (1652−1690), проявлял неустанную заботу об укреплении Успенского собора. В 1659 г. Иона решил расписать собор стенным письмом. В отписке ярославского воеводы Татищева за 1659 г. говорится, что ярославские иконописцы Севастьян Дмитриев и Иосиф Владимиров «с товарищи 5 человек взяты к Ионе соборные церкви для стенного письма». Однако срочный вызов митрополита в Москву не позволил осуществить этот замысел летом 1659 г. Интерьер собора был расписан в 1669-1671 г.г. дружиной ярославских мастеров в составе Севастьяна Дмитриева, Василия и Константина Ананьиных, Григория Степанова, Дмитрия Григорьева Плеханова, Дмитрия Афанасьева, Якима Филатова, Ивана Гордеева, Адриана Иванова, Петра Лукина, Тимофея Федотова, Федора Савина, Прокопия Семенова, Карпа Михайлова и Ивана Карпова.
Подчиняясь веянию моды и следуя общему духу времени, последователь Ионы митрополит Иосаф Лазаревич (1691-1701) предпринял существенные переделки в интерьере собора. В 1696-1698 г.г. по его указу была произведена растеска окон и реставрация отдельных фрагментов стенной росписи на оконных откосах и на восточной стороне каменной алтарной преграды. Реставрацию росписи производил лучший ярославский знаменщик Дмитрий Григорьев Плеханов с товарищами. Он же переписал вновь соборные паперти. При Иосафе Лазаревиче был разобран в 1690-е г.г. древний тябловый иконостас собора и сооружен новый в стиле украинского барокко. Иконостас Иосафа сгорел при пожаре 1730 г. Между 1733 и 1740 г.г. при архиепископе Иоакиме были сооружены новые иконостасы: большой 6-ярусный и четыре малых вокруг столбов.
После посещения Ростова императрицей Екатериной II на пожалованные ею деньги началась реставрация стенного письма. В 1778-1779 г.г. митрополит Самуил Миславский поручил реставрацию собора московскому мастеру Иоанну Дементьеву сыну Лигоцкому в технике масляной живописи. В 1795 г. при протоиерее Гаврииле обветшавший алтарь храма был вновь прописан масляной живописью. В 1797 г. древние слюдяные оконцы впервые были заменены стекольчатыми.
В 1841-1843 г.г. по распоряжению протоиерея Андрея Тихвинского было проведено третье поновление собора масляной техникой. Провел это поновление ростовский мастер Арсений Иванович Мальгин вместе со своим помощником дворовым человеком помещицы Семенской из деревни Песков Алексеем Федоровичем Крыловым.
Летом 1884 г. в Леонтьевском приделе собора проводились раскопки под наблюдением Московского Императорского Археологического общества. Были обретены мощи св. Леонтия. После раскопок в приделе была произведена реставрация. В нем выстроили каменную алтарную преграду и каменный барьер с ширинками, отделивший пещерный храм от главного алтаря собора. В 1885 г. алтарная преграда была расписана «в древнем стиле» реставратором Николаем Сафоновым. В 1887 г. проводилось последнее, пятое по счету, поновление стенописи собора в технике масляной живописи. На сей раз ее выполняли живописцы очень плохой квалификации: ростовские мещане братья Алексей и Илья Бубновы. Их задача по контракту состояла в основном в промывке живописи и покрытии ее новым слоем олифы.
В 1956 г. реставратором В.Г. Брюсовой были проведены пробные расчистки в жертвеннике собора. В 1973-1974 г.г. бригада художников-реставраторов ЯСНРПМ под руководством В.И. Васина произвела экспериментальные расчистки фресковой росписи из-под нескольких слоев масляной записи. Работы, проведенные ими в Игнатьевском приделе (жертвоприношение собора), положили начало новому периоду в подлинно научной реставрации и консервации соборного интерьера.
Первоначальная стенопись собора была исполнена в древних традициях строгого и торжественного стиля, которые более всего соответствовали его величественной архитектуре. В центральном куполе изображен Вседержитель, благословляющий десницею и держащий в шуйце (левой руке) раскрытое Евангелие. Вокруг него 12 серафимов, между окнами 8 ангелов, 16 херувимов, ниже 8 праотцев в рост, еще ниже в кругах 12 пророков. На парусах евангелисты, между ними «Нерукотворный убрус», на подпружных арках свода апостолы из числа 70. На сводах собора 12 членов «Символы веры». В трех верхних ярусах стен иллюстрации к Новому Завету и земной жизни Иисуса Христа. В четверном ярусе сцены из жития Богородицы и ее Успения, в пятом «Вселенские соборы». Всю западную стену занимает «Страшный суд».
На столбах тремя рядами расположены мученики. На юго-восточном столбе: Диомид, Карп, Кир, Мига, Ермоген, Евграф, Иоанн Белгородский, Иоанн Воинственник, Кондрат, Георгий, Меркурий. На юго-западном: Варфоломей, Доментиан, Феодор, Нестор, Уар, Арефа, Мартириан, Севастиан, Федор Тирон, Феодор Стратилат, Никита. На северо-восточном столбе: Анастасий, Евстафий, Дормидонт, Трофим, Савватий, Маркиан, Иаков, Андрей Стратилат, Дмитрий Солунский, Пантелеимон, Прокл, Лаврентий. На северо-западном столбе: Созомон, Александр, Онисифор, Мамант, Гервасий, Протасий, Келсий, Назарий, Александр, Лукиан, Терентий, Георгий Святоградский. На столбах за иконостасом апостолы Петр и Павел.
В своде центрального алтаря «Отечество». В конхе «Распятие» с предстоящими, ниже Христос, сидящий на престоле. По сторонам сцены из «Литургии». В горнем месте под троном Вседержителя «Царь Константин» и «Епископ Сильвестр», по сторонам «Собор благочестивых». В апсиде 12 святителей в рост. На западной стене центрального алтаря над царскими вратами девять ангельских чинов. В конхе жертвенника «София Премудрость Божия», в апсиде «Тайная вечеря» и «Омовение ног», ниже архидьяконы в рост. На западной стене жертвенника «Преломление хлеба апостолом Петром». На северной стене арочного приема избранные ростовские святые, ниже мученики Гурий, Самон и Авив, на южной стене «Се не вздремлет храняй Израиля».
Над жертвенником ризничная палатка. На стенах палатки написаны на белом фоне красный херувим, Голгофа и колоссальных размеров красно-черный орнамент, напоминающий узор на турецких бархатах.
В куполе Леонтьевского придела «Аз днесь родих тя», вокруг 10 херувимов, в барабане 6 святителей, ниже 8 ростовских и московских чудотворцев в кругах, на парусах апостолы из числа 70. В конхе алтаря «Ветхозаветная Троица», в апсиде сцены из жития св. Леонтия, ниже Христос, Богоматерь и 12 апостолов в рост. На стенах придела отдельные святители и сцены страданий апостола Андрея, мученицы Екатерины и св. Севастиана.
В 1991 г. собор возвращён Русской православной церкви. В последние годы здесь проведены большие реставрационные работы: восстановлена дренажная система, кровля, отреставрированы фасады. Собор открыт для посещения, но богослужения проводятся только по особым праздникам.
Ростов, ГАЯО, ф.123.; Иванов В.Н. Ростов Великий. Углич. — М., 1964; Успенский собор Ростова Великого / Авт.-сост. В.И. Вахрина. — М.: Отчий Дом, 2001.; Алитова Р.Ф. Никитина Т.Л. Церковные стенные росписи Ростова Великого и Ростовского уезда XVIII — начала XX в.: каталог / Гос. музей-заповедник «Ростовский кремль». — М.: Северный паломник, 2008; Преславный град Ростов: история Ростова Великого от начала до наших дней / Е.И. Крестьянинова, Г.А. Никитина. — М.: Научный мир, 2012.

Успенский кафедральный собор в Ростове Великом — первый христианский храм на Северо-Востоке Руси, древнейшая и величайшая святыня Ярославской епархии. История собора берет свое начало в 991 г., во времена Крещения Руси. Храм заново перестраивался четыре раза.
Трёхнефный шестистопный пятиглавый храм с тремя полукруглыми в плане аспидами и крыльцом с южной стороны. Памятник стоит на северной, меньшей по площади, территории архитектурного ансамбля Ростовского Кремля. С востока и севера территория Успенского собора ограничена ансамблем торговых лавок с часовней, с западной стороны — оградой со Святыми воротами. К юго-востоку от храма расположена четырехпролетная соборная звонница с церковью Входа Господня в Иерусалим.
В соборе сохранились захоронения многих ростовских князей и духовенства, в том числе и строителя Ростовского кремля, митрополита Ионы Сысоевича. Во время замены полов в 1884 г. в южной апсиде была обнаружена рака Св. Леонтия – дар князя Андрея Боголюбского. Как и во многих древних соборах, позакомарное покрытие здесь было заменено практичным четырехскатным, и изначальный вид возвращен только при реставрации в ХХ веке.
В советское время в 1922 г. из собора изъяты многочисленные ценности, но богослужения продолжались еще 13 лет. В 1930 г. запретили звоны, а в 1935 г. он был закрыт. Уникальный памятник передали под склад кофе-цикорной фабрики, который и располагался там вплоть до 1953 г., когда мощнейший смерч разрушил купола и сильно повредил кровлю здания, звонницу и многие храмы и башни в кремле. Собор передали Ростовскому музею-заповеднику, у которого на полную реставрацию памятника просто не хватало средств. Ещё в 1964 г. состояние его интерьеров описывалось как тяжелое. Таким оно и оставалось вплоть до 1990-х г.г.
В 1991 г. начались богослужения в церкви под звонницей, а вокруг собора начались работы по снятию слоев грунта. В ходе этих работ были обнаружены остатки белокаменных стен второго каменного собора XIII в. При участии коммерческих организаций-спонсоров началась реставрация Успенского собора, и в 1994 г. в нем прошло первое после многих лет богослужение. Сейчас интерьер собора практически восстановлен, в 2008 г. уже снаружи здания были установлены строительные леса: стены тоже нуждаются в ремонте. Несколько лет назад к собору был открыт свободный доступ через Святые ворота в его ограде, а не через музейную территорию кремля.
Проведены реставрационные работы: реставрация фасадов, воссоздание белокаменного покрытия полов, реставрация каркаса иконостаса, реставрация и воссоздание резьбы иконостаса, золочение резьбы на полимент, реставрация икон иконостаса на месте, установка парапета солеи. Приспособление инженерных систем и оборудования — устройство системы отопления.
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?