Ростов. Митрополичий двор. Церковь Входа Господня в Иерусалим в звоннице.

Основное здание звонницы построено около 1682 года при митрополите Ионе. Тогда же московские мастера Филипп и Киприан Андреевы отлили для звонницы два огромных колокола: «Полиелейный» в 1000 пудов и «Лебедь» в 500 пудов. Позже, в 1688 г. мастером Флором Терентьевым был отлит большой колокол в 2000 пудов, получивший имя «Сысой» (в память об отце митрополита Ионы). Специально для этого колокола возвели дополнительный башнеобразный объем, примкнувший к северному фасаду прежней звонницы. Он несколько нарушил стройность общей композиции соборной площади, но в то же время придал ей большую живописность.

Звонница Успенского собора расположена между северным входом в Ростовский кремль и Успенским собором. Она была построена по заказу митрополита Ионы Сысоевича. Сохранилось письмо, в котором он сообщал: «На своем дворишке лью колоколишки, и дивятся людишки» (Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. Москва, 1981, с. 314).
На нижних этажах звонницы расположена церковь Входа в Иерусалим. На верхнем этаже находится открытая площадка с четырехпролетной аркадой. Каждый из этих пролетов огорожен металлической решеткой, а наверху их завершают полукруглые своды (закомары). Над пролетами установлены четыре барабана с главами, увенчанными крестами. Чтобы попасть на верхний этаж звонницы, нужно пройти по узкой лестнице. От пролетов до земли внутри звонницы имеются пустоты, что превращает само здание в отличный резонатор. Акустический эффект усиливается также благодаря расположению звонницы близко к открытому пространству озера Неро.
Начало строительства звонницы Ростовского кремля относят к 1682 году, когда была возведена трехпролетная звонница. По заказу митрополита Ионы литейщиком Филиппом Андреевым были изготовлены два больших колокола («Полиелейный» и «Лебедь»). Аккорд колоколов звонницы являлся минорным. Это не устроило митрополита и он пригласил из Москвы литейщика Флора Терентьева, который перевел звонницу в мажорный лад. В 1688 году мастер отлил колокол «Сысой», вес которого составил 32 тонны. Этому гиганту потребовалась отдельная звонница, которая в виде четвертого пролета была пристроена к трехпролетной. Три колокола — «Сысой», «Полиелейный» и «Лебедь» — вместе образовали до-мажорное звучание. Строительство колокольни было завершено в 1689 году, когда 13 колоколов были повешены на двух дубовых брусьях. Во второй половине XIX века добавили еще 2 колокола.
Колокола звонницы Ростовского кремля
«Сысой» — самый крупный колокол. Его вес составляет 32 тонны. Он был отлит Флором Терентьевым, литейщиком Московского пушечного двора. Митрополит Иона назвал колокол в честь своего отца Сысоя, скромного сельского священника. Основной тон колокола — «до» малой октавы.
«Полиелейный». С греческого языка название переводится как «многомилостивый». Вес составляет 16 тонн. Изготовлен Филиппом Андреевым и его сыном Киприаном — мастерами из Москвы. Основной тон — нота «ми» малой октавы.
«Лебедь». Вес составляет 8 тонн. Изготовлен Филиппом Андреевым. Нота «соль» малой октавы.
«Голодарь». Вес 2800 кг. Один из самых красивых по своему звучанию колоколов. В него били во время Великого поста, от этого факта он получил свое название. Нота — «ля».
«Баран». Вес 1310 кг. Самый древний колокол на Ростовской звоннице. Был изготовлен в 1654 году московский мастером Емельяном Даниловым для звонницы, которая находилась при Успенском соборе ранее. Нота «ми».
«Красный». Вес 491 кг. Нота «соль» первой октавы.
«Козел». Вес 327 кг. Был изготовлен в XIX веке на ярославском заводе Оловянишникова.
«Набатный» или «Ионафаноский». Вес 106 кг. Изготовлен в 1894 году на заводе Оловянишникова. Основной тон — «ми» второй октавы.
На звоннице расположено также четыре безымянных колокола весом 180, 144, 87 и 72 килограмма.
Несколько раз колокола были под угрозой уничтожения. Петр I во время войны со Швецией собирался перелить колокола в оружие. Но митрополия отдала из своих кладовых около 245 кг (15 пудов) серебра, а позже выплатила в государственную казну огромную для того времени сумму — 15 тыс. рублей. В XX веке во время Гражданской войны поступали предложения о переплавки колоколов в сырье. После 1928 годы были прекращены звоны на звоннице. Однако ростовские звоны использовали при съемках кинофильмов «Петр I» и «Война и мир». В конце 60-х гг. XX века звоны постепенно начали возвращаться.
Звонница вместе с Успенским собором входят в состав исторических памятников Ростовского кремля, но не относятся музею-заповеднику Ростовский кремль.
https://www.aroundtheglobe.ru/europe/russia/cities-regions/rostov/places/bell-tower/

Звонница Успенского собора входит в ансамбль памятников Ростовского кремля. Её корпус выстроен рядом с Успенским собором и вытянут по направлению с севера на юг. Собор и звонница удачно гармонируют друг с другом, хотя времена их строительства разделяет более чем одно столетие.
Фасады звонницы расчленены по вертикали плоскими выступами — лопатками, а по горизонтали – тремя поясками. В нижних этажах находится церковь Входа Господня в Иерусалим и хозяйственные помещения. Верхний этаж представляет собой открытую площадку с четырёхпролётной аркадой. Каждый из пролётов огорожен ажурной металлической решёткой и завершён вверху килевидной закомарой, над каждым из пролётов на круглом барабане поставлена глава, увенченная крестом.
На верхний этаж ведёт крутая, узкая внутристенная лестница, на фасаде выявленная крошечными оконцами. От пролётов с колоколами до земли звонница имеет сплошные пустоты, что делает здание превосходным резонатором. Близость звонницы к открытому пространству озера Неро усиливает акустический эффект.
Звонница была выстроена в два этапа. Начало строительства относится к 1682 г. В этот период выстроена основная трёхпролётная звонница. Были изготовлены два самых крупных колокола для звонницы – «Полиелейный» и «Лебедь». Аккорд колоколов звонницы был минорным, что по неизвестным причинам не устроило ростовского митрополита. Иона Сысоевич пригласил в Ростов колокололитейщика Флора Терентьева, перед которым была поставлена сложнейшая задача – перевести звонницу на мажорный лад. Мастер великолепно справился с этой задачей. В 1688 г. он отлил колокол «Сысой». Огромному колоколу потребовалась отдельная звонница, которая в виде четвёртого пролёта и была пристроена к прежней трёхпролётной конструкции. Три колокола вместе образовали до-мажорное трезвучие.
Окончательное строительство звонницы было завершено в 1689 г. Тогда 13 колоколов были повешены в один ряд и прочно укреплены. Во второй половине XIX века к ним добавили ещё 2 колокола. С тех пор на звоннице Ростовского кремля висит 15 колоколов.
Угроза уничтожения неоднократно нависала над ростовскими колоколами. Во время войны со Швецией Пётр I отдал указ об изъятии колоколов, чтобы возместить недостаток в орудиях и боеприпасах. Однако ростовские храмы и звонница Успенского собора избежали этой участи.
В XX в., с приходом советской власти над колоколами нависла новая угроза. В тяжёлые годы гражданской войны, на волне борьбы новой власти с религией и всем, что напоминало о царском режиме, поступило предложение снять колокола со звонницы и превратить их в сырьё для промышленных нужд. Но в 1919 г. колокола удалось спасти.
С 1928 г. звоны на звоннице Успенского собора были прекращены, а сам собор закрыт в 1930 г. С тех пор они воспроизводились в 1932 г. при съёмках кинокартины «Пётр I» и в марте 1963 г., когда киностудия имени Горького записывала звоны для фонотеки страны, в июне 1963 г. при съёмках кинокартины «Война и мир» и для ряда последующих фильмов. С 1966 г. ростовские звоны стали постепенно возрождаться.
В 2010-2012 г.г. проведена реставрация звонницы, в ходе которой было выполнено усиление фундаментов и грунтов основания, реставрация стропильных конструкций и покрытий крыши и глав, реставрация кирпичной кладки стен и сводов, реставрация оконных и дверных заполнений, отделочные работы по фасадам и интерьерам.
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?