Церковь Спаса Нерукотворного образа (позже — Спаса на сенях) — главный храм Ростовского Архиерейского дома, построенный в 1675 г. по заказу ростовского митрополита Ионы и входящий вместе со зданиями Митрополичих хором и трапезной в комплекс парадных построек Ростовского кремля. Церковь строится за митрополичьими хоромами. В нижнем этаже комплекса располагались хлебня и другие хозяйственные службы, а в верхней — собственно церковь Спаса, большая столовая палата, сени между ними, а также разобранные в 1778 г. отдаточные палаты, примыкавшие к северному фасаду здания.
Церковь Спаса являлась домашним храмом митрополита Ионы. Ее стройный объем, увенчанный золоченой главой на барабане несколько усложненной формы, господствует над окружающей застройкой. Восьмискатное покрытие, соответствующее крещатому своду храма, явно навеяно зодчеством XVI в. У ростовского Успенского собора взяты наиболее заметные детали убранства: аркатурно-колончатый пояс, фриз из пятиугольных ниш апсид. Причем все они, включая и богатые наличники, сконцентрированы в нижней части храма. Верх же его столь же строг, как и у надвратной церкви Воскресения. Церковь имеет уникальный интерьер, в котором наиболее ярко выражены архитектурные особенности храмов Ростовской митрополии. Стены храма украшает роспись, исполненная в 1675 г. ярославскими мастерами.
Церковь Спаса на Сенях (или Церковь Спаса Нерукотворного Образа) — домовая церковь Ростовских митрополитов Ростовского Архиерейского дома, более известного как Ростовский кремль. В первые годы жизни комплекса этот храм являлся самым значимым из всех построек. По замыслу заказчика, — митрополита Ионы, — Церковь Спаса на Сенях была «средоточием внутренней богослужебной жизни Ростовского Архиерейского дома». В храме на западной стене изображена огромная фреска «Страшный суд» — подлинный шедевр средневековой живописи. Сама же Спасская церковь является ценнейшим живописным, архитектурным и символическим свидетельством позднего русского средневековья, чудом сохранившимся до наших дней.
Датой основания церкви Спаса на Сенях является 1675 год. Об этом рассказывает надпись, расположенная на храмозданном кресте: «Освятися алтарь и сооружен бысть крест сей церкви Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа лета 7183 (1675) Августа 17 день при державе Великого Государя и Великого князя Алексея Михайловича Всея Великия и Малыя и Белыя России самодержавца…». Храм был освящен в честь Нерукотворного образа Спасителя.
В 1730 и 1758 годах церковь Спаса на Сенях вместе со всем Архиерейским домом пострадала от пожаров, во время которых сгорели деревянные перекрытия. Архитектор Сергей Ухтомский, присланный для восстановления Архиерейского дома, предложил заменить во всех церквях деревянные кровли на несгораемые металические перекрытия. Работа затянулось на несколько десятков лет и только в 1781–1783 годах церковь Спаса на Сенях получила перекрытия из кованного железа, произведенного на сибирских заводах.
В 1788 году архиерейская кафедра была перенесена из Ростова в Ярославль. В Спасской церкви и других храмах Ростовского кремля перестали проводить богослужения. Помещения были переданы в гражданские ведомства, в них разместили соляные и винные склады. Вследствие этого уже в первой половине XIX века древние здания Ростовского кремля пришли в плачевное состояние. Кровля и фундамент не ремонтировались, сырость разрушала кирпичную кладку. В 1850–1851 годах Архиерейский дом посетили великие князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич, а также будущая императрица Мария Александровна. Царские особы нашли древние строения в ужасающем состоянии и пожелали видеть их обновленными. В 1852 году начался процесс передачи зданий Ростовского кремля обратно церкви. В 1860 году по инициативе ростовского купца И. И. Хранилова церковь Спаса на Сенях была частично отреставрирована на деньги местного купечества. Была заменена кровля и обновлена стенопись.
Капитальные работы по реставрации храма были начаты только в 1891 году. Деньги на реставрацию церкви Спаса на Сенях пожертвовал Ростовскому кремлю томский купец В. И. Королев. Были проведены капитальные работы по восстановлению церковных сводов и алтаря. Также под руководством художника В. В. Лопакова были возобновлены росписи на стенах и отреставрированы иконы храма.
Смерч 1953 года сорвал с церкви Спаса на Сенях кровлю и главу. В ходе реставрационных работ в 1954–1957 годах под руководством В. С. Баниге была проведена реконструкция церкви. В храме восстановили покрытие с системой водометов и трехчастной кровлей алтаря. По замыслу реставраторов покрытие было изготовлено из оригинального материала — дерева, которое позднее было обито железом. В ходе реставрационных работ, длившихся с 1977 по 1997 годы, была полностью отреставрирована стенная роспись интерьера храма Спаса на Сенях.
Архитектура
В своем плане церковь Спаса на Сенях близка к квадрату. Она имеет крещатый свод с восьмискатной крышей и одну главу. К основному объему храма Спаса на Сенях с востока примыкает сильно выступающая алтарная часть, с запада — здание Белой палаты (парадная трапезная), а с севера — открытая галерея (гульбище). Церковь не имеет притвора (пристройки перед входом в храм), вход расположен с северной стороны. В соответствии с замыслом митрополита Ионы при церкви была построена колокольня, однако ее разобрали в XVIII веке.
Церковь Спаса на Сенях скрыта от глаз со стороны парадных входов в Ростовский кремль (с севера и запада). Ее хорошо видно со стороны озера и при приближении к восточным и южным воротам. Как пишет Т. Л. Никитина в своей работе «Церковь Спаса на Сенях в Ростове Великом», использованной при написании данной статьи, со стороны озера здание церкви «выглядит очень высоким и подавляет зрителя своим масштабом. В поле зрения зрителя не умещается даже подклет, а саму церковь можно увидеть лишь запрокинув голову. При этом она кажется вознесенной на недосягаемую высоту — такому впечатлению способствует и естественное понижение рельефа местности в этой части двора».
Находясь внутри Ростовского кремля церковь Спаса на Сенях сложно рассмотреть. Все ее фасады закрыты другими зданиями. Только на расстоянии видно, что церковь Спаса выделяется своими массивными формами и четким силуэтом. Интересно, что самое главное здание Архиерейского двора является самым скрытым. В таком расположении заложен сакральный смысл.
Архитектурно храма Спаса на Сенях отличается от других построек Ростовского кремля, особенно завершение здания: барабан с куполом утвержден на четырехугольном постаменте. Оконные проемы расположены в двух ярусах: барабан освещают шесть окон, а в стенах постамента окна имеются с трех сторон. На восточной стороне помещено изображение Христа Великого Архиерея. Возможно, что завершение храма — это малое подобие самого церковного здания, так как в нем воспроизведены основные структурные элементы последнего. В облике церкви Спаса на Сенях главенствуют формы, более характерные для московской архитектуры XVI века, а не для стиля XVII века, в котором выполнены остальные постройки Митрополичьего двора. В 1566 году по приказу Ивана Грозного в Ростове была возведена церковь Вознесения, вероятно, явившаяся образцом для храма Спаса на Сенях. Другой отличительной чертой церкви Спаса на Сенях является расположение алтаря. На его месте пол возвышается практически на высоту человеческого роста.
Внутреннее пространство храма делится на три части: алтарь, солея и пространство для молящихся. Границами между ними служат каменные стены. По вертикали храм также разделен на три части: нижнюю и верхнюю части основного объема здания и купол. В здании храма царит полумрак, так как семь окон храма верхнего яруса расположены в глубоких нишах. Основной объем храма затемнен в любую погоду, что контрастирует с наполненной светом купольной частью. В церкви расположено 24 окна: 5 освещают алтарь, 10 — основной объем храма и 9 — купол.
Роспись храма Спаса на Сенях датируется 1675 годом. Об этом свидетельствует надпись на храмозданном кресте, а также записи в документах московской Оружейной палаты, опубликованные в XIX веке, в которых также значится, что в 1675 году проводились стенописные работы в Митропольчьем двору. Имена мастеров, работавших над росписью, были установлены благодаря челобитной, в которой ярославский купец Семен Лузин жаловался царю, что Митрополит Иона вызвал в Ростов тех мастеров, с которыми у него был заключен договор на роспись другого храма. В челобитной указаны имена Дмитрия Григорьева, Константина и Василия Ананьиных, Логина Сидорова, Ермолы Федорова, Тимофея Федотова, Федора Савина, Андреяна Иванова, Семена Козлова и Карпа Михайлова.
Алтарь
Алтарь церкви Спаса на Сенях состоит из трех частей, объединенных широкими арочными проемами. Каждая из этих частей перекрыта коробовым сводом и заканчивается полукруглой апсидой. В сводах апсид располагаются три большие композиции: в центральной апсиде — «О Тебе радуется», в жертвеннике — «София Премудрость Божия» и в диаконнике — «Распятие с таинствами». На западной стене располагаются три большие композиции: «Сотворение мира» в алтаре, «Что Тя наречем» в жертвеннике и «Похвала Богородицы» в диаконнике. Также в алтаре изображены композиции «Тайная вечеря», «Се Агнец Божий» и «Омовение ног».
На стенописи «О Тебе радуется» изображена Богоматерь с младенцем. Эта композиция повествует о литургическом восхвалении в честь Богородицы. Интересная деталь: на росписи приведен полный текст песнопения, а его отдельные части являются подписями к существующим изображениям — «освещенный храм», «ангельский собор», «человеческий род». Богородица с Младенцем Христом изображена восседающей на престоле, расположенном перед храмом в райском саду. Их окружают архангелы. Композиция разделена на две части: небесную и земную. Их связывает изображение Иоанна Предтечи, держащего в одной руке свиток, а в другой — жертвенного агнеца. Фигура святого символизирует собой пророчество о Боговоплощении и об искупительной жертве Иисуса Христа.
На стенописи «София Премудрость Божия» София изображена в виде огненноликого ангела на престоле, рядом с ним помещены Богородица, Иоанн Предтеча, Иоанн Богослов и Иоанн Златоуст.
На росписи «Сотворение мира» в верхней части изображен Бог Отец во славе. Он окружен изображениями небесных сил. Ниже рассказывается история сотворения мира, показаны Адам и Ева, их изгнание из рая, убийство Каином Авеля.
Солея
Солея — это место в храме, расположенное на возвышении, перед алтарной перегородкой и иконостасом. В церкви Спаса на Сенях солея расположена необычно высоко, практически на высоте человеческого роста. Сама солея украшена аркадой, опирающейся на колонны. На восточную стену церкви и на аркаду помещены изображения иконостаса, которые выполнены в виде фресковой росписи, а не как конструкця из отдельных икон. В иконостас храма Спаса на Сенях вошли изображения деисусного, пророческого и праотеческого и праздничных рядов. Три первых верхних ряда изображены на сплошной стене, праздничный разместился ниже, между арками, которые соединяют аркаду солеи и восточную стену. Они размещены кольцеобразно: на внутренней стороне арки и на стене.
Деисус — ряд икон с изображением Иисуса Христа в центре. Справа и слева от него — Богородица и Иоанн Креститель. Помимо традиционного ряда, который расположился на восточной стене церкви Спаса на Сенях, есть еще одна деисусная композиция, которая размещена на аркаде солеи. Таким образом на обычных верующих, размещавшихся в западной части храма, смотрели сразу два деисусных ряда.
Центральная часть храма
В куполе церкви расположено изображение Бога Отца, под ним, на стенах барабана, размещены пророки, а под ними — херувимы. На восточной стене на постаменте барабана изображена фигура Иисуса Христа, а перед ним — Богоматерь, Иоанн Предтеча, апостолы Павел и Петр. На парусе (элементе свода) над головой Иисуса изображен парящий голубь, символизирующий Святого Духа. Таким образом, можно сказать, что центральной темой росписи купола Храма Спаса на Сенях является образ Святой Троицы (Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух). Ее изображения помещены на трех различных плоскостях купольной части храма и символически напоминают нам о Небесной Церкви.
Храм делится на небесную и земную зону. Место их соединения символически выражено в фигуре Иисуса Христа, который являет собой одновременно и Бога и человека. Граница между зонами в храме проходит там, где нанесено его изображение — на постаменте барабана.
На поверхности свода Спасской церкви изображены сцены праздников Пасхи: «Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим», «Снятие с креста», «Положение во гроб», «Уверение Фомы», «Явление Христа женам-мироносицам», «Исцеление расслабленного», «Беседа с самаритянкой», «Исцеление слепого» и «Сошествие Святого Духа».
На южной и северной стене храма росписи описывают события из земной жизни Иисуса Христа. Они расположены в 5 рядов: в трех верхних изображены земные деяния (проповеди и чудеса), а в двух нижних — страсти. Граница между этими двумя циклами лежит по линии верхнего края аркады солеи. К циклу земных деяний Иисуса Христа относятся росписи: «Призвание апостолов», «Исцеление множества больных у моря Галилейского», «Умножение хлебов», «Укрощение бури», «Изгнание торгующих из храма», «Споры с фарисеями», «Лепта вдовицы», «Беседы Христа с апостолами». Фрески нижних ярусов, относящиеся к Страстному циклу, короче и выше фресок Земного цикла. Фигуры на них увеличены, что усиливает впечатление на зрителя. Повествование начинается на южной стене («Моление о чаше», «Целование Иуды», «Приведение Христа к Пилату») и переходит на северную сторону («Поругание Христа», «Раскаяние Иуды», «Поругание Христа», «Несение Креста», «Распятие»).
Фреска «Страшный Суд»
Одной из главных особенностей Церкви Спаса на Сенях является ее цельная плоская западная стена, на которой размещена великолепная, поражающая фантазию фреска «Страшный суд». На фреске изображено второе пришествие Христово и суд, который вершат над живыми и мертвыми. В верхней части композиции размещены небеса, рай, где явился во славе Христос-Судья. Ангелы держат небо, изображенное в виде свитка, между солнцем и луной. Христос в золотых одеждах восседает на радуге. Правой рукой он благословляет праведников, а в левой руке держит меч, обращенный в сторону грешников. Христа окружают ангелы, а над ним парит Святой Дух, изображенный в виде голубя. Рядом с Христом стоят Богородица и Иоанн Предтеча, являющиеся заступниками за весь человеческий род. За ними сидят апостолы с раскрытыми книгами. Ниже фигуры Христа расположен престол, на котором лежат Крест и Евангелие. Рядом с ним помещены Адам и Ева, положившие начало человеческим страстям и грехам. Они — первые люди, пришедшие на суд. В центре композиции Страшного суда изображена рука Божия, держащая весы. Под ними в виде обнаженного юноши изображена душа, которую судят. С левой стороны от фигуры (с правой от зрителя) за весы цепляются бесы, а с правой — ангел кладет на весы белый платок, мокрый от слез покаяния. Платок перевешивает, а значит весы склоняются к оправданию души. В ногах у фигуры лежит змей, выходящий из бушующего адского пламени, размещенного слева внизу от фигуры души (для зрителя — в правой нижней части композиции). В огне сидит сатана, держащий на руках душу Иуды, которая сжимает в своей руке мешочек с серебряниками. Рядом с адским пламенем изображены пещеры и озера, где мучаются грешники. В центре нижней части фрески помещен круг с четырьмя чудовищами: лев с орлиными крыльями, медведь, четырехглавый барс и многоголовый змей. Они символизируют собой древние царства: Царство Александра Македонского, Римское, Персидское и Вавилонское. Нижняя часть западной стены храма украшена красивой драпировкой с узорами.
https://www.aroundtheglobe.ru/europe/russia/cities-regions/rostov/places/saviour-on-anteroom/
Церковь Спаса на Сенях была возведена в 1675 г. и являлась домовой церковью ростовских архиереев. Возведена на высоком подклете, оригинальна своим восмискатным покрытием. Необычен единственный в своем роде интерьер церкви с аркадой, опирающейся на золоченые столбы. Вход в церковь ведет с большого гульбища, соединяющего храм с бывшими жилыми покоями митрополитов.
Стенопись церкви Спаса на сенях в Ростовском кремле была выполнена около 1675 г. ростовским попом Тимофеем и ярославскими мастерами Дмитрием Григорьевым, Федором и Иваном Карповыми. В 1893 г. на средства коммерции советника В. И. Королева она была поновлена пятью мастерами из села Мстеры под руководством В. В. Лопакова. В 1978-1995 г.г. живопись Спасской церкви была отреставрирована Е. Чижовым, В. Кривоносовым, А. Корниловым, К. Грибановым, В. Власовым, В. Зякиным и др.
В центральном куполе изображено «Отечество», в барабане 6 архангелов с зерцалами и пророки в медальонах со свитками пророчеств. На парусах, имеющих здесь форму креста, крупные по масштабу фигуры евангелистов. На сводах и в люнетах стен основные евангельские события. Стены разбиты разгранками на шесть неодинаковых по ширине ярусов (от 1,5 до 2 м). В трех верхних в 27 клеймах иллюстрирована земная жизнь Христа и притчи. Два верхних сюжетных яруса, начинающиеся на высоте верхней части солеи, посвящены теме «Страстей Христовых». Нижний шестой ярус орнаментальный. Он состоит из узкого фриза и широкого подзора. Цикл «Страстей «написан с большим патетическим чувством, особенно сцены «Приведение к Пилату», «Суд над Христом» и «Шествие на Голгофу». Драматизм величайших евангельских событий, в которых можно усматривать намеки на «неправедный суд» над патриархом Никоном, художники передали через величественные, полные внутренней силы и душевной стойкости образы.
Одна из лучших композиций стенописи «Страшный суд» — занимает всю западную стену. Знаменщик прекрасно справился со своей задачей, мастерски разместив на плоскости высокой стены все многочисленные атрибуты и сцены этого христианского сюжета, известные в русских иконописных подлинниках. Он построил сложную композицию по вертикали и 5 горизонтальным осям. Плавными и певучими ритмами, гармоническим распределением цветовых пятен он добился композиционного и декоративного единства, благодаря которому картина легко воспринимается и в целом, и по частям.
На восточной стене изображения помещены несколькими регистрами, образующими подобие иконостаса. Основная часть иконостаса — Деисус — повторяется и на лобовой части солеи. На арках солеи крупные красные херувимы, а на ее цоколе изображения ветхозаветных праотцов. Между колоннадой солеи и алтарной преградой несколько фресок из Евангелия и Ветхого Завета. С южной стороны «История Троицы», а с северной «Зачатие Анны» и «Рождество Богородицы». В алтарной конхе «О тебе радуется». На стенах апсиды святители двумя регистрами. В верхнем ряду епископ Лев, Кирилл, Епифаний Кипрский, патриарх Герман, патриарх Никифор, Афанасий Великий, патриарх Мелентий, в нижнем ряду митрополит Иона, митрополит Петр, Леонтий папа Римский, Сильвестр папа Римский, Климент папа Римский, Григорий папа Римский, митрополит Алексей, митрополит Филипп. На западной стене «Сотворение мира невидимого».
В конхе жертвенника «Христос закланный Агнец», в своде «София Премудрость Божия». В верхнем регистре апсиды «Тайная вечеря» и «Омовение ног». В апсиде Никита Столпник и архидьяконы Стефан, Роман, Лаврентий, Стратоний, Архип, Евпл, Филипп. На западной стене «Что тя наречем благодатная». В конхе и на своде дьяконника «Распятие» и «Семь таинств». В апсиде Герасим иже на Иордане, Никон Новгородский, Димитрий Прилуцкий, Иоанн Рыльский, Федор Едесский, Дионисий Новгородский, Федор Студит, Харитон исповедник, Симеон Столпник. На откосах окна Алексей Человек Божий и Федор Стратилат, мученик Дмитрий и Исидор Блаженный. На западной стене дьяконника «Похвала Богородицы».
Иванов В.Н. Ростов Великий. Углич. — М., 1964; Баниге В.С. Кремль Ростова Великого XVII – XVIII века. – М.: Искусство, 1976; Кривоносов В. Ростовский музей- заповедник. – Ярославль, 1985; Алитова Р.Ф. Никитина Т.Л. Церковные стенные росписи Ростова Великого и Ростовского уезда XVIII — начала XX века: каталог / Гос. музей-заповедник «Рост. кремль». – М.: Сев. паломник, 2008; Ростов Великий: святыни и достопримечательности: путеводитель / текст М. Рубцовой и А. Виденеевой. – Москва: Паломник: Православный Паломник, 2011; Преславный град Ростов: история Ростова Великого от начала до наших дней / Е. И. Крестьянинова, Г. А. Никитина. – М.: Научный мир, 2012.