Ростов. Митрополичий двор. Церковь иконы Божией Матери «Одигитрия».

Одигитриевская церковь зданием каменная, с таковою же колокольнею, приходская, летняя с теплой трапезой. Крепка, обнесена с северной и западной сторон каменной оградой, с железными решетками и железными при входе в церковь воротами. Престолов в ней три: один в холодной — во имя Божией Матери Одигитрии и два в теплой трапезе: направо — во имя св. бессребреников Космы и Дамиана, на левой — св. равноапост. Константина и Елены. Построен в 1775 г. на средства доброхотных дателей.
Земли церковной в городе 1812 кв. саж. и под пожнями в Ростовском уезде 8 десятин 1875 кв. саж. Два церковных дома для причта; церковного капитала 1008 руб. 26 коп. При церкви каменная часовня. Прихожан в г. Ростове 191 муж. пола и 112 жен.; в слободе Богоявленской 50 муж. и 49 жен.; Квасоварной 55 муж. и 59 жен.; Петровской 95 муж. и 102 жен.; а всего 301 муж. пола и 322 жен. В приходе при мануфактурной фабрике земская начальная школа. Причта по штату: священник и псаломщик, причтового капитала 8788 руб. 76 коп.
«Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г.

Церковь иконы Божией Матери «Одигитрия» — последнее по времени самостоятельное сооружение Архиерейского двора. Построена в 1692-1693 г.г. Церковь была возведена уже после кончины митрополита Ионы Сысоевича при его преемнике митрополите Иоасафе. Расположена в северо-западном углу Ростовского кремля и примыкает к стене, окружающий двор. В архитектуре храма отразился пришедший в Россию стиль, получивший название «нарышкинское барокко». Впрочем, как считает В.Н. Иванов, «в архитектуре церкви Одигитрии признаки нового стиля звучат робко, уступая место формам середины XVII в. Традиционен её кубический объём с большими апсидами; традиционна аркатура на фасадах и на барабане купола. Её уже большие окна украшены наличниками с разорванными фронтонами, вместо лопаток — парные полуколонны, вместо галереи — открытое гульбище».
Церковь прямоугольная в плане (вытянута с востока на запад). Подклет церкви шире основного объёма, поэтому вдоль южной стороны четверика проходит балкон, ограждённый решёткой с тумбами. Первоначально церковь была кирпично-красная с белыми выступающими частями. В XVIII в. она была раскрашена «в бриллиантовый руст» — трёхцветными ромбами. «Интерьер церкви заслуженно славится своим богатством и художественным убранством, отмечает В.С. Баниге. — Своды и стены покрыты лепкой, выполненной с замечательным мастерством. Огромные картуши со скульптурными головами ангелов и митрами украшены пальмовыми и дубовыми ветками, акнтом, раковинами и другими мотивами барочного декора и орнамента. Филёнки на распалубках в середине разорваны и в разрывах сделаны круглые вставки, характерные для архитектурных отделок эпохи петровского барокко. Пол храма выложен чугунными плитками». В подклете были устроены печи с системой подогрева воздуха на 2-м этаже в помещении храма. Первоначально картуши на сводах и стенах были позолочены, своды окрашены в синий цвет, панели стен — в розовато-красный. В 1930-е г.г. стены церкви вместе с картушами были побелены. Только в 2001-2003 г.г. они были открыты, проведена их реставрация.
В настоящее время в церкви размещена музейная экспозиция.
Иванов В.Н. Ростов Великий. Углич. — М., 1964; Баниге В.С. Кремль Ростова Великого XVII – XVIII века. – М.: Искусство, 1976; Кривоносов В. Ростовский музей- заповедник. – Ярославль, 1985; Ростов Великий: святыни и достопримечательности: путеводитель / текст М. Рубцовой и А. Виденеевой. – Москва: Паломник: Православный Паломник, 2011; Преславный град Ростов: история Ростова Великого от начала до наших дней / Е.И. Крестьянинова, Г.А. Никитина. – М.: Научный мир, 2012.

Во время прогулки по территории Митрополичьего двора нельзя не обратить внимание на церковь в честь иконы Божией Матери Одигитрия, которая не похожа на другие храмы Ростовского кремля. Она была построена митрополитом Иоасафом Лазаревичем в 1692-1693 годах в стиле московского барокко. Нарядная декоративная раскраска, придающая объём плоским стенам, выполнена позднее — скорее всего, в последней трети ХVIII века. Церковь органично вписывается в ансамбль архирейской резиденции, несмотря на отличие архитектурного стиля по сравнению с большинством его построек. Сейчас в здании на первом этаже располагается администрация музея, на втором — экспозиция «Сокровища Ростовского кремля». Храм изначально строился как тёплый — это видно по дымникам на крыше церкви (единственный тёплый храм на территории Митрополичьего двора). Церковь иконы Божией Матери «Одигитрии» стоит непременно посетить, чтобы увидеть нарядное убранство самого храма. Стены и своды церкви покрыты лепниной необычного рисунка. Мотивы интерьера этого храма использованы архитектором А. В. Щусевым в оформлении московской станции метро «Комсомольская». Роспись внутри лепных картушей была расчищена не так давно — в 2001-2003 годах.
Из путеводителя: Рубцова Мария, Виденеева Алла «Ростов Великий. Святыни и достопримечательности». — Издательство Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря, 2019

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?