Ростов. Митрополичий двор. Церковь Григория Богослова.

В Ростове при архиерейском дворе (с юга, со стороны озера) существовал небольшой монастырь строгого устава (не случайно он назывался “Григорьевский затвор”, церковь Григория Богослова на этом месте стоит и сейчас), там читали по-гречески, совершенствовались в классической учености, изучали святоотеческие творения в подлиннике. Не случайно святитель Стефан становится монахом Григорьевского затвора.
Церковь Григория Богослова (1680-е гг.) — церковь приписного, то есть целиком зависимого от митрополита бывшего Григорьевского монастыря. На первый взгляд, Григорьевская церковь своим многоскатным завершением и пятиглавием близка другим кремлевским церквам. Но у нее мы не находим ни аркатурно-колончатого пояса, ни изразцового, ни богатых наличников. Во время пожара 1730 г. особенно сильно пострадала церковь Григория Богослова — в ней сгорел иконостас.

Церковь Григория Богослова построена в 1680 г. возле южной стены Ростовского кремля. Неизвестно, была ли в XVII в. церковь Григория Богослова, подобно всем прочим церквям Ростовского архиерейского дома, украшена фресковой росписью. В 1740-х г.г. при архиепископе Арсении Мацеевиче интерьер Григорьевской церкви был оформлен плафонной клеевой живописью и лепниной. Стены храма членятся внутри каннелированными пилястрами, пространство между которыми заполнено белой лепниной с мотивами картушей, цветов и раковин. Их грубоватые и сочные формы, выполненные с большим темпераментом и причудливым декоративным вкусом, выдают руку талантливого мастера из простого народа. В картушах помещены евангельские сцены. В барабане «Отечество». На северной стене «Рождество Богоматери», на южной «Вход в Иерусалим», на западной «Благовещение», «Преполовение» и «Беседа с Никодимом». В алтаре «Саваоф», «Моление о чаше» и «Тайная вечеря».
В 1884 г. интерьер церкви Григория Богослова был поновлен в русском стиле артелью Н.М. Сафонова. Реставрация проходила под наблюдением Московского Археологического Общества на средства крестьянина Ивана Алексеевича Рублева. Во время этой последней реставрации была переписана живопись в картушах. В центральном кубе в нижней части западной стены написаны новые клейма: «Изгнание торгующих из храма», «Нагорная проповедь» и «Насыщение 10 тысяч десятью хлебами». На восточной стене трапезы написана фигура Антония Римлянина, плывущего на камне из Рима в Новгород. Оконные откосы заполнил измельченный травной орнамент в «русском» стиле, состоящий из красных и зеленых побегов на желтом фоне. Перегруженный деталями травной узор сверху донизу покрыл своды и стены трапезы, паперти и притворы. Церковь стала походить на затейливую сказочную шкатулку. Тогда же в окна были вставлены узорчатые рамы с цветными стеклами.
В 1880-х г.г. соорудили новый иконостас, украшенный плоской позолоченной резьбой на красном фоне. Царские двери для иконостаса были сделаны ростовским резчиком Никольским по образцу царских врат церкви Иоанна Богослова на Ишне. Ныне врата Никольского перенесены в Ишненскую церковь, а подлинные уникальные врата из церкви Иоанна Богослова, вырезанные иноком Исайей в 1562 г., находятся в экспозиции Ростовского музея.
Все иконы 5-ярусного иконостаса Григорьевской церкви выполнены мастерами сафоновской артели в 1880-х г.г., в том числе и местные: «Вседержитель с Евангелием», «Богоматерь с предстоящими Антонием и Феодосием», «Григорий Богослов», «Стефан Пермский в житии», «Зачатие Иоанна Предтечи» и «Преподобная Елизавета». Две последние иконы изображают патронов основных вкладчиков реставрации.
Иванов В.Н. Ростов Великий. Углич. – М.: Искусство, 1964; Брюсова В.Г. Фрески Ярославля. – М.: Искусство, 1969; Баниге В.С. Кремль Ростова Великого XVII – XVIII века. – М.: Искусство, 1976; Кривоносов В. Ростовский музей-заповедник. – Ярославль, 1985; Алитова Р.Ф. Никитина Т.Л. Церковные стенные росписи Ростова Великого и Ростовского уезда XVIII — начала XX века: каталог / Гос. музей-заповедник «Ростовский кремль». – М.: Северный паломник, 2008; Ростов Великий: святыни и достопримечательности: путеводитель / текст М. Рубцовой и А. Виденеевой. – Москва: Паломник: Православный Паломник, 2011; Преславный град Ростов: история Ростова Великого от начала до наших дней / Е.И. Крестьянинова, Г.А. Никитина. – М.: Научный мир, 2012.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?