Митрополичий двор, выстроенный в центре города, на берегу озера Неро, являвшийся в своё время резиденцией митрополитов Ростовских. Окружён он стенами с башнями, которые и придают ему видимость укреплённого кремля. Однако, эти стены не были рассчитаны на серьёзную оборону и играли в те годы, скорее всего, декоративную роль. Построен был митрополичий двор при митрополите Ионе Сысоевиче в 1670-1683 г.г. Сейчас это музей-заповедник «Ростовский кремль» (увы, не принадлежит РПЦ).
К бывшему двору митрополита вплотную примыкает соборная площадь, на которой находятся Успенский собор и звонница. Площадь эта с трёх сторон окружена собственной оградой, а с четвёртой стороны её ограничивает северная стена митрополичьего двора. Попасть на соборную площадь можно как с городской территории через Святые ворота в её ограде, так и из музея-заповедника по переходу, который устроен в нижнем ярусе надвратной церкви Воскресения, построенной около 1670 года.
Церковь Иоанна Богослова, пожалуй, самое совершенное произведение мастеров, возводивших митрополичью резиденцию. Все лучшее из опыта, накопленного ими за годы строительства, нашло блестящее воплощение в этом замечательном памятнике. Церковь как-бы вся устремлена вверх, что достигнуто за счет сильно вытянутых по вертикали основного объема, барабанов глав, шей крестов и мастерски скомпонованного пятиглавия. Она выглядит более нарядной и праздничной, чем все другие церкви кремля.
По сути своей, и бывший митрополичий двор (ныне музей-заповедник), и соборная площадь с великолепным, доминирующим над всем городом Успенским собором, стали единым, гармонично сочетающимся архитектурным ансамблем. Здесь, на центральной площади митрополичьего двора, у северной стены, находится храм во имя иконы Божией Матери Одигитрии. Церковь эта была последним построенным здесь культовым строением (1692-1693 гг.). — она прекрасно смотрится на фоне живописного кремлёвского пруда.
Ростовских кремлевских церквей пять: Спасская, построена в 1675 г.; Воскресенская, построена около 1670 г.; Иоанно-Богословская, построена в 1683 г.; Григорие –Богословская, построена около 1670 г. и Одигитриевская, построена в 1691 – 1701 гг. Первые четыре церкви сооружены ростовским митрополитом Ионою Сысоевичем, а последняя митрополитом Иоасафом.
Церкви каменные, прочные, престолов в каждой по одному. Одигитриевская и Григорие – Богословская теплые, а остальные холодные. Для жительства причта есть церковный дом. Церковного капитала в билетах 3950 руб. При церквах музей церковных древностей. Существует высочайше утвержденная комиссия административно-хозяйственного управления ростовским кремлем. Музей получает пособие от города. По штату причта положено быть священнику и псаломщику. Казенного жалования причт получает 400 руб., причтового капитала 1350 руб.
«Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г.
Ростовский кремль (Митрополичий двор, или Ростовский архиерейский дом) расположен в центре города Ростова Великого, на берегу озера Неро. Ростовский кремль — уникальный памятник, дающий представление о позднем русском средневековом зодчестве, сохранившийся благодаря усилиям реставраторов и жителей города. Современное название «кремль» условно. Оно больше относится к внешнему виду, чем к назначению ансамбля. Изначально на территории кремля располагался Ростовский Архиерейский дом, где обитал митрополит Ростовской епархии. Комплекс также носил название «Митрополичий двор».
Архиерейский дом был возведен в 1670–1683 годах по заказу митрополита Ионы Сысоевича, чья идея заключалась в том, чтобы создать архитектурный ансамбль с садом и прудом, напоминающими библейское описание рая, земной образ Горнего Иерусалима. Митрополит Ростовский и Ярославский Иона Сысоевич был незаурядной фигурой, обладавшей большим влиянием. Будучи сподвижником патриарха Никона, после его опалы Иона Сысоевич некоторое время выполнял роль местоблюстителя патриаршего престола. Однако патриархом он не стал, но первым подчинился и принял благословение вернувшегося из ссылки Никона. Епархия митрополита Ионы была одной из самых богатых в России, что позволило ему развернуть масштабное строительство не только в Ростове, но и в Ярославле, Угличе, Великом Устюге. Второй ключевой фигурой среди создателей кремля был ростовский каменщик Петр Иванович Досаев, который, по всей видимости, руководил строительными работами.
В 1787 году обстоятельства изменились: митрополия была перенесена из Ростова в Ярославль, после чего Ростовский Митрополичий двор потерял свое значение и начал быстро ветшать. Здания были отданы под различные ведомства и склады, в храмах не велось богослужение. Встал вопрос о продаже ансамбля под снос. Однако благодаря влиянию и финансовым вложениям ростовского купечества Ростовский кремль был сохранен и в 1860–1880 годах отреставрирован. Работой по восстановлению комплекса руководили И.А. Шляпков и А.А. Титов.
В Белой палате Ростовского кремля был открыт музей церковных древностей. В мае 1913 года комплекс посетили Николай II с наследником цесаревичем и великими княжнами.
После завершения реставрационных работ Ростовский кремль был признан «церковно-историческим памятником России». Его церкви были освящены и готовы к богослужению, сохранив при этом музейный статус. В штате музея кремля имелась должность священника. Однако в реальности службы регулярно совершались только в церкви Григория Богослова, которая считалась домовой церковью музея. В остальных храмах Ростовского кремля богослужение проходило в исключительных случаях.
После революции 1917 года Ростовский музей церковных древностей изменил свой статус, став краеведческим музеем.
23 августа 1953 года смерч огромной разрушительной силы пронесся над Ростовом, сильно повредив архитектурный комплекс. На следующий день правительственная комиссия уже работала в кремле, оценивая масштабы разрушений. Было принято решение не просто ликвидировать последствия разрушений, а произвести полную научную реставрацию Ростовского кремля под руководством архитектора В.С. Банинге. Благодаря серьезной научно-исследовательской работе комплекс был восстановлен. В процессе реставрации кремлю были возвращены утраченные ранее элементы. В частности, была восстановлена Красная палата, стальные кровли башен заменили на лемеховые.
В наши дни комплекс Ростовского кремля находится в хорошем состоянии. Недавно на его территории вновь была проведена реставрация. Сейчас в бывшем Архиерейском доме работает Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль», предоставляющий возможность увидеть одну из самых интересных достопримечательностей России.
Ростовский кремль окружен крепостной стеной с 11 башнями. В комплекс кремля также входят: Успенский собор, Звонница Успенского собора, Святые ворота, церковь Воскресения, церковь Иоанна Богослова, церковь Спаса на Сенях, церковь Одигитрии, церковь Григория Богослова, Красная палата, «Дом на погребах», Самуилов корпус, Белая палата, пруд, Митрополичий сад.
Успенский собор и Звонница Успенского собора находятся внутри кирпичной стены, однако они вынесены за основную крепостную стену Ростовского кремля. Рядом с ними находятся cеверные Святые ворота в кремль, над которыми стоит церковь Воскресения. Успенский собор — бывший кафедральный собор Ростово-Ярославской епархии. Он был построен на месте древнего храма приблизительно в 1508–1512 годах. При митрополите Ионе собор был перестроен и образовал единый архитектурный ансамбль вместе с Ростовским кремлем.
Звонница Успенского собора вытянута корпусом с севера на юг и расположена рядом с Успенским собором. Она была построена по заказу митрополиты Ионы. Именно с нее началась знаменитая традиция ростовских колокольных звонов. Благодаря тому, что звонница расположена рядом с озером Неро, звучание колоколов слышно на расстоянии нескольких километров.
Святые ворота ведут внутрь Ростовского кремля. Сейчас они используются как один из входов на территорию комплекса. Здесь можно купить билет на осмотр зданий ансамбля. Однако главный вход в музей расположен с западной стороны кремля. Там находится касса, где продаются билеты на осмотр росписей храмов и музейных экспозиций. В центре внутреннего двора Ростовского кремля расположен пруд, символизирующий, по замыслу митрополита Ионы, воды священной реки Иордан. Вокруг него, вдоль стен, располагаются (если двигаться взглядом против часовой стрелки): надвратная церковь Воскресения, расположенная над северными Святыми воротами и являющаяся входом в экспозицию «Переходы по стенам кремля» с осмотром интерьеров церквей; церковь Одигитрии; церковь Иоанна Богослова, расположенная над главным музейным входом; Красная палата; вход в Митрополичий сад; лестница, ведущая наверх, к церкви Спаса на Сенях и Белой палате; Самуилов корпус; вход в княжеские терема; Водяная башня со смотровой площадкой; Дом на погребах, где размещены гостиница и кафе.
Церковь Воскресения расположена над северными Святыми воротами в кремль. Она представляет собой пятиглавую надвратную церковь. В ее интерьере сохранились удивительные фрески XVII века. С нее начинается осмотр экспозиции «Переходы по стенам кремля».
Церковь Иоанна Богослова расположена над западными воротами в кремль, где располагается главный музейный вход в комплекс. Стены церкви покрыты фресками XVII века.
Церковь Спаса на Сенях — домовая церковь ростовских митрополитов, скрытая внутри комплекса за Самуиловым корпусом. Это главная церковь Ростовского кремля времен Митрополита Ионы. Западная стена в интерьере здания расписана фреской «Страшный суд» — шедевром средневековой живописи.
Церковь Одигитрии построена в стиле нарышкинского барокко позже остальных зданий Ростовского кремля — в 1692–1693 годах, при митрополите Иоасафе. Сейчас внутри церкви расположена музейная экспозиция.
Красная палата расположена в юго-западной части кремля. Она была возведена в 1670–1680 годах и выполняла функцию дворца для именитых гостей.
Белая палата расположена в глубине комплекса, рядом с церковью Спаса на Сенях. Она предназначалась для торжественных приемов и собраний духовенства.
Самуилов корпус расположен напротив северных ворот, с другой стороны пруда. Он был построен в XVIII веке при архиепископе Самуиле и выполнял функцию митрополичьих покоев. Сейчас внутри Самуилова корпуса помещена экспозиция «Древнерусское искусство», демонстрирующая иконы XIII-XVII вв., литье, резьбу по дереву и кости.
Водяная башня расположена недалеко от Самуилова корпуса, в левом крыле кремля (если смотреть на озеро Неро). Ее завершает дозорная вышка, на которой расположена смотровая площадка — лучшее место для осмотра комплекса.
Митрополичий сад примыкает к южной стене Ростовского комплекса. Он был разбит по приказу Митрополита Ионы и символизировал райский сад. По свидетельству 1971 года, в нем росли яблоки, груши и вишни. Современный сад реконструирован в 1990 году А.Г. Мельником. Он имеет крестовую планировку и составом своих насаждений соответствует Митрополичьему саду конца XVII века.
Ростовский кремль не раз становился декорацией на съемках произведений отечественного кинематографа. Именно здесь был снят знаменитый фильм Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Также на фоне кремля снимали эпизоды фильма «Невероятные приключения итальянцев в России». В 2010 году в Ростове проходили съемки сериала «Раскол».
https://www.aroundtheglobe.ru/europe/russia/cities-regions/rostov/places/kremlin/
Ростовский кремль (Митрополичий двор) — бывшая резиденция митрополита Ростовской епархии, расположенная в центре Ростова на берегу озера Неро. За митрополичьим двором закрепилось название «кремль», хотя оно спорно.
Во время постройки Ростов уже не имел какого-либо оборонного значения, в связи с чем оборонительные сооружения кремля имеют некоторые архитектурные упрощения, которые пришлось бы устранять в случае военной опасности — широкие въездные ворота, отсутствие подошвенных бойниц в башнях, линию верхнего боя в башнях продолжают окна с наличниками и другие. Тем не менее, кремль построен в традициях русского оборонного строительства более раннего периода и является памятником русской военной архитектуры допетровского времени.
Ростовский кремль был построен в 1670—1683 гг., по единому замыслу заказчика — митрополита Ионы Сысоевича. Это замысел предполагал создание рая в полном соответствии с библейским описанием: окруженный стенами с башнями райский сад с зеркалом пруда в центре. После того как в 1787 г. было принято решение о переносе архиерейской кафедры из Ростова в Ярославль, Ростовский митрополичий двор утратил свою функцию, был оставлен без внимания и постепенно обветшал. Здания ансамбля были заняты различными ведомствами под склады. Богослужений в храмах ансамбля не велось. Архиереи были готовы продать ансамбль на слом. Однако благодаря просвещенному ростовскому купечеству и на средства купечества в 1860-е и в 1880-е гг. архитектурный комплекс был отреставрирован.
По инициативе А. А. Титова, И. А. Шлякова в октябре 1883 г. в Белой палате кремля был открыт Ростовский музей церковных древностей. В 1886 г. Кремль принял под свое покровительство наследник императорского престола, будущий царь Николай II. В 1910 г. Государственная дума законодательно закрепила общероссийский статус музея, постановив отпускать из казны деньги на его содержание. Многие памятники ансамбля были повреждены в результате смерча 23 августа 1953 года. Позднее все они были отреставрированы. В 2010 г. общественная организация Фонд имени святителя Григория Богослова, при поддержке патриарха Кирилла, добивалась передачи комплекса Ростовского кремля Русской Православной Церкви. В октябре 2010 г. губернатор Ярославской Области C.A. Вахруков выступил с заявлением о передаче музея-заповедника «Ростовский кремль» церкви с выселением музейных фондов в новое здание и созданием в помещениях кремля архиерейской резиденции и «Всероссийского центра венчания и крещения». Этот проект, однако, вызвал как критику со стороны специалистов по охране и изучению объектов искусства, так и массовый протест горожан. Проект был отвергнут. В 2013 г. Ростовский кремль вошел в десятку «Символов России», победив в медиаконкурсе «Россия-10».
Кремль удачно расположен рядом с берегом озера Неро, имеет одиннадцать башен. Архитектурные памятники кремля: Успенский собор (1508—1512). Звонница Успенского собора (1682—1687). Святые ворота. Надвратная церковь Воскресения (1670). Судный приказ (1650—1660). Церковь Иоанна Богослова (1683). Церковь Одигитрии (1693). Церковь Спаса на Сенях (Спаса Нерукотворного) (1675). Церковь Григория Богослова (1680). Красная палата (1670—1680). «Дом на погребах» (XVII в.). Самуилов корпус. Белая (Столовая) палата. Башни кремля.
Успенский собор (1508—1512) стоит на месте своих белокаменных предшественников XII—XIII вв. Собор во многом сходен с одноимённым Московским Успенским собором. Это монументальное пятиглавое сооружение, выполненное в простых и благородных формах. Высота собора с крестом 60 м. Собор сложен из кирпича, а цоколь и сильно выступающие лопатки из белого камня. Многочисленные декоративные элементы: аркатурно-колончатые пояса, горизонтальные тяги филенки и т. п. придают облику храма особую пластическую выразительность, красоту и устойчивость до сих пор. В 1991 г. собор и звонница была передана Русской Православной Церкви.
Звонница Успенского собора (1682—1687) сооружена к юго-востоку от Успенского собора, состоит из двух объёмов и увенчанная четырьмя главами. По заказу митрополита Ионы было отлито 13 колоколов, первоначально были отлиты колокол «Полиелейный» (1000 пудов) и колокол «Лебедь» (500 пудов), вскоре был отлит самый большой колокол «Сысой» весом 2000 пудов. Колокола имели свою тональность и могли производить правильные музыкальные гармонические звоны. На звоннице полностью сохранился набор из 15 колоколов.
Церковь Спаса на Сенях была построена в 1675 г. Она была домашним храмом митрополита Ионы Сысоевича. Эта церковь примечательна тем, что в её архитектуре использованы черты декора собора Успения Пресвятой Богородицы, но только в более простом и строгом исполнении.
Церковь Одигитрии — одна из церквей на Ростовском архиерейском дворе (Кремле). Построена в 1692-1693 гг., чуть позже, чем другие здания ансамбля Архиерейского двора, при преемнике Ионы Сысоевича митрополите Иоасафе. Является представителем стиля московского барокко. Последнее по времени самостоятельное сооружение Архиерейского двора.
Церковь Иоанна Богослова была построена в 1683 г. Эта надвратная церковь является одним из последних храмов времён митрополита Ионы. Исследователи отмечают, что этот памятник истории и архитектуры выглядит более нарядным, чем другие церкви Кремля.
https://tropki.ru/rossiya/yaroslavskaya-oblast/rostov/rostovskiy-kreml
Комплекс храмов, стен, башен и палат, в XIX в. получивший в литературе наименование «Ростовский кремль», был построен в 1670-1683 г.г. как резиденция для архиереев Ростовской епархии по заказу митрополита Ионы Сысоевича. Иона Сысоевич родился около 1607 г. В 1646-1652 г.г. он был архимандритом ростовского Авраамиева монастыря, где и начал свою многолетнюю деятельность по каменному строительству. Первой его значительной постройкой стала Введенская церковь Авраамиева монастыря, возведённая в 1650 г. После того, как Иона был назначен на Ростовскую кафедру, он развернул строительство в расположенном неподалёку от Ростова Белогостицком монастыре, где были сооружены Благовещенский собор (1657) и Михаило-Архангельская церковь (1658).
Ансамбль Архиерейского дома строился по единому замыслу митрополита Ионы. Он расположен вблизи городской соборной площади, где на рубеже XV и XVI в.в. был построен кафедральный Успенский собор. Формально он не входит в комплекс Ростовского кремля, но композиционно стал его неотъемлемой частью. Территория кремля окружена высокими стенами с одиннадцатью крепостными башнями. В комплекс входят пять храмов: надвратная церковь Воскресения (1670), церковь Спаса на Сенях (1675), церковь Григория Богослова (1680), церковь Иоанна Богослова (1683) и церковь Одигитрии (1693), завершена уже после кончины митрополита Ионы при его преемнике митрополите Иоасафе). Также на территории кремля находятся Красная и Белая палаты, «Дом на погребах», Самуилов корпус.
В 1682-1687 г.г. на Соборной площади рядом с Успенским собором была сооружена звонница, увенчанная четырьмя главами. По заказу митрополита Ионы было отлито 13 колоколов, в их числе: «Полиелейный» (1000 пудов), «Лебедь» (500 пудов) и самый большой колокол «Сысой» (2000 пудов).
После того, как в 1787 г. было принято решение о переносе кафедры из Ростова в Ярославль, архиерейский двор утратил свою функцию, был оставлен без внимания и постепенно обветшал. Здания ансамбля были заняты различными ведомствами под склады. Богослужений в храмах ансамбля не велось. В середине XIX в. всерьёз обсуждался вопрос о сносе всего комплекса Ростовского кремля. Однако благодаря ростовским купцам и на их средства в 1860-е и в 1880-е г.г. архитектурный комплекс был отреставрирован.
По инициативе А.А. Титова и И.А. Шлякова в октябре 1883 г. в Белой палате кремля был открыт Ростовский музей церковных древностей. В 1886 г. Кремль принял под своё покровительство наследник императорского престола, будущий царь Николай II. В 1910 г. Государственная Дума законодательно закрепила общероссийский статус музея, постановив отпускать из казны деньги на его содержание.
Многие памятники ансамбля были повреждены в результате смерча 23 августа 1953 г. Позднее все они были отреставрированы.
С организацией в 1959 г. областного Ярославского архитектурно-художественного музея-заповедника, Ростовский музей становится его филиалом, а в 1969 г. обретает статус самостоятельного музея-заповедника. Указом Президента Российской Федерации от 24 января 1995 г. № 64 музей-заповедник «Ростовский кремль» включен в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.
С начала 1960-х г.г. Ростовский кремль много раз становился местом съёмок художественных и документальных фильмов. В кремле снимались эпизоды фильмов «Иван Васильевич меняет профессию», «Весёлое волшебство», «Семь стариков и одна девушка», «Семь нот в тишине», «Руслан и Людмила», «Борис Годунов», «Красная вишня», «Раскол». Стены и башни кремля появляются в кадре в фильмах «Пётр первый», «Тридцать три», «Человек с другой стороны», «Держись за облака», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Мой ласковый и нежный зверь», «Трактир на Пятницкой», «Слёзы капали», «Конец операции „Резидент“», «Бесконечность», «Полицейские и воры», «Царская охота», «Паломничество», «Марш-бросок», «Котовский», «Девять дней и одно утро».
В советское время в кремле устроили молодёжный туристический лагерь «Спутник» со всеми прелестями коллективного отдыха — гостиницей, рестораном, волейбольными площадками.
В настоящее время здесь остался только Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль». В 1991 г. собор и звонница были переданы Русской Православной Церкви. К 1150-летию Ростова в кремле были проведены серьёзные реставрационные работы. Также были отреставрированы фасады Успенского собора. Реставрация интерьеров собора продолжается.
Иванов В.Н. Ростов Великий. Углич. – М., 1964.; Баниге В.С. Кремль Ростова Великого XVII – XVIII века. – М.: Искусство, 1976.; Успенский собор Ростова Великого / Авт.-сост. В.И. Вахрина. – М.: Отчий Дом, 2001.; Алитова Р.Ф. Никитина Т.Л. Церковные стенные росписи Ростова Великого и Ростовского уезда XVIII — начала XX века: каталог / Гос. музей-заповедник «Рост. кремль». – М.: Сев. паломник, 2008.; Ростов Великий: святыни и достопримечательности: путеводитель / текст М. Рубцовой и А. Виденеевой. – Москва: Паломник: Православный Паломник, 2011.: Преславный град Ростов: история Ростова Великого от начала до наших дней / Е. И. Крестьянинова, Г. А. Никитина. – М.: Научный мир, 2012.
Ростовский Кремль — это редкий древний архитектурный ансамбль, дошедший до нашего времени, это чудо Ростова Великого. По цельности художественного замысла, по богатству и оригинальности архитектурных форм, по сохранности внутреннего убранства, по единству стиля он является жемчужиной древнерусского национального искусства. Здания Митрополичьего двора (Ростовского Кремля) придают Ростову необыкновенную живописность. Белизна стен, сияние золочёных маковок в сочетании с зелёными массивами и водной гладью озера Неро создают незабываемую картину.
Почти все основные сооружения Митрополичьего двора были возведены за 20 с лишним лет, в 1670-1691 гг, т. е. в то время, когда Ростовской митрополией управлял митрополит Иона Сысоевич (1652-1691). Именно при нём вырастает подобная сказочному городу резиденция ростовских митрополитов — митрополичий дом, который со второй половины ХIХ века стал именоваться Ростовским Кремлём. Его создателями являются замечательные ростовские мастера-умельцы, воплотившие в этом сооружении многовековой опыт русского зодчества. Сооружения такого комплекса зданий знаменует собой величайший взлёт творчества зодчих, говорящий о редкостном таланте. Долгое время не знали, кто тот зодчий, который был творцом великолепного архитектурного ансамбя в Ростове. Реставрация и исследования зданий Митрополичьего двора, которые после разрушительного смерча, пронесшегося над Ростовом Великим 24 августа 1953 года, в 1954 — 57-х годах были проведены под руководством замечательного архитектора-реставратора В. С. Баниге, показали, что главным архитектором Кремля был Пётр Иванович Досаев — замечательный зодчий ХVII века. Проектируя Митрополичий двор по заданию Ионы, Досаев сумел создать все сооружения соразмерными и художественно отделанными в деталях. Вместе с тем каждое из зданий наделено своими особенностями. Вероятнее всего, что за основу Досаев взял Борисоглебский монастырь в пос. Борисоглебский, что под Ростовом, построенный в ХVI веке по плану ростовского зодчего Григория Борисова. Оттуда же была взята идея сооружения надвратных храмов, защищённых боковыми башнями. Но Досаев не повторил Борисова, а создал совершенно новый, уникальный ансамбль.
Организатором строительства был ростовский митрополит Иона Сысоевич — единомышленник патриарха Никона — реформатора русской церкви. Никон стремился возвеличить государственную мощь русской церкви, его мысль о преимуществе «духовного меча» воплощалась в пышном ритуале церковных служб и в грандиозных архитектурных сооружениях. Попавший в опалу после падения Никона ростовский митрополит продолжал жить его горделивыми идеями; он решил создать «град божий на земле». Сначала строители возвели каменную ограду с башнями. Кремлёвские стены должны были своей монументальностью подчеркунуть силу и могущество феодальной церкви, превосходство духовного начала над светским. На углах — четыре мощные круглые башни, а пятая на изгибе южной стены. Угловые башни по своему оформлению одинаковы. Посредине северной и западной стен — ворота, а возле них возводится по две круглые башни. В средней части южной и восточной стен возведены четырёхугольные башни. Башни, как и стены, снабжены машикулями, расчленены по горизонтали тягами в виде валика. Над некоторыми башнями возведены смотровые стрельницы — дозорные вышки. Во вторых ярусах всех башен расположены Светлые палаты. Семь круглых башен северной и западной стены имеют форму кубовых покрытий. Такие покрытия можно видеть только в Ростове. Круглые башни южной стены и обе квадратные башни имеют шатровые покрытия.
Следует сказать несколько слов относительно башенных наверший — покрытий. Во время реставрационных работ на надвратной проездной башне в ограде Успенского собора под тесовой кровлей был обнаружен деревянный осиновый лемех. Эта находка подтвердила соображение, что в прошлом башни были покрыты лемехом, который широко употреблялся для покрытия башен и храмов на севере Руси. Производство лемеха в Ростове было забыто. Выяснилось, что во всей Ярославской области нет людей, которые бы знали, как делать лемех. Мастера удалось найти в Карельской АССР. В Ростов приехал М. К. Мышов — тот самый мастер, который выполнял лемеховые кровли в знаменитых Кижах на Онежском озере. Мышов обучил бригаду ростовских лемешистов, которые позже покрыли лемехом все навершия башен. Они заиграли на солнце. Лемех, изготовленный из осины, под влиянием солнца, ветра и дождей быстро становится серебристым. На фоне голубого неба чешуйчатое покрытие башен стало казаться серебряным. Каменная ограда имеет вверху щелевидные бойницы, а внизу — нижний бой.
По ограде проложены крытые переходы. По ним можно было пройти во все здания Митрополичьего двора. Общая протяжённость переходов составляет около километра. В 1788 году митрополия была переведена из Ростова в Ярославль. Ростовский Митрополичий двор был брошен на произвол судьбы. Он стал разрушаться, о нём просто забыли. Погибло много древних книг и рукописей. Равнодушными оказались и власти уездного города. Лишь ростовские купцы в кремлёвских зданиях устраивали склады, мастерские; в одном их храмов даже была устроена бойня. В 1818 году инженер Бетанкур предложил разобрать Ростовский Кремль и на его месте соорудить Гостиный двор. К счастью, бредовая идея Бетанкура не была осуществлена. Спасла Митрополичий двор лишь великая жадность архиепископа, который запросил высокую цену за разбор зданий и вывоз мусора. Лишь в 80-х годах ХIХ столетия были начаты реставрационные работы в Кремле. Их возглавили члены Археологического общества А. А. Титов и И. А. Шляков. Они с помощью с местных уважаемых купцов и Московского Археологического общества сумели не просто отремонтировать, но и с научной достоверности восстановить Ростовский Кремль.
Из путеводителя: Ковалёв И. А. «Ростов Ярославский», — г. Ярославль, издательство «Просвещение», 1971