Ростов. Церковь Вознесения Господня.

Церковь Вознесения, иначе называемая Исидора Блаженного — один из древнейших каменных храмов Ростова. Ранее в церкви существовала каменная плита с храмозданной надписью, в которой говорилось, что церковь построена в 1566 г. повелением царя Иоанна Грозного при архиепископе Никандре Ростовском. В надписи упоминалось и имя зодчего — Андрей Малой. Церковь построена на месте погребения блаженного Исидора, в ней под спудом покоятся его святые мощи. По своей архитектуре церковь имеет много общего с московскими посадскими храмами того времени. Это бесстолпный храм, перекрытый крестчатым сводом. Наружные стены разделены лопатками на три части и имеют «трёхлопастное» завершение. Отсюда необычное, волнообразное покрытие храма.
В XVIII и XIX вв. церковь не раз перестраивалась. В 1786 г. к южной стене храма был пристроен теплый придел св. Исидора Блаженного. Была изменена форма покрытия церкви, сооружена луковичная глава, растесаны окна. В XIX в. пристроили западную паперть и вместо прежней шатровой колокольни выстроили новую в классицистических формах, существующую по сей день. Первоначальные формы архитектуры храма были восстановлены при реставрации в 1956 — 1959 гг. (архитектор Л.А. Давид). В ходе работ был разобран южный придел, реконструированы шлемовидная глава, трехлопастное покрытие церкви, формы окон, профили цоколя и порталов.
Интерьер церкви первоначально не был расписан. Стенопись появилась, как предполагают, в 1720-е гг. и после этого несколько раз поновлялась (в 1760-1770-х гг., 1873, 1890 и 1913 гг.). При создании росписи был разобран древний четырехъярусный иконостас, вклад Иоанна Грозного, и восточная стена получила оформление по образцу церквей Архиерейского дома — на ней стенным письмом был написан иконостас традиционного состава.
В 1930 г. церковь была закрыта и передана в ведение Ростовского музея.
В 2002 г. в храме возобновились богослужения. 

Вознесенский храм стал местом почитания и упокоения трех других подвижников, несших подвиг юродства Христа ради. Во 2-ой пол XVI в. в Ростове жил Христа ради юродивый Артемий Третьяк. Зимой и летом блаженный носил только одну только рубашку, и, как пишет о нем краткое житие, «все бегал». Он очень мало вкушал пищи: «бегая, ухватит полуденежный калачик и, ухватив зубами, держит его; весь калач исщиплет и размечет, а что во рту – то была его пища». Блаженный творил чудеса и имел пророческий дар. Как-то он два дня пребывал в великой печали, а на третий стал вдруг бегать по городу с воплями: «Стреляй, вешай скорей, скачи, умывайся да ложися!». Как оказалось, в это время в Москве Иван IV Грозный казнил «различными муками» многих из своих приближенных бояр и дьяков. Блаженный Артемий часто молитвенно прибегал к святому Исидору Твердислову, а после своего преставления был положен напротив гроба святого Исидора. В краеведческой литературе XIXв упомянуты еще два подвижника, погребенных при Вознесенском храме: блаженные Стефан и Афанасий. К сожалению, подробных сведений о них не сохранилось.
Источник: Священник Александр Парфенов. Святыни Ростова Великого. – М., 2004. с.162-164.

Церковь Вознесения Господня в Ростове построена в 1566 году по повелению государя и царя Иоанна Васильевича Грозного на казенный счет. Престолов в ней два: Вознесения Господня и Св. Исидора Блаженного, Ростовского чудотворца, коего святые мощи здесь почивают под спудом.
Церковной земли 1 десятина 978 кв. сажень. В приходе 40 домов, душ муж. пола 157 и жен. пола 190.
А. Крылов «Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии». г. Ярославль. В типографии Германа Фалька, 1861 г.

Вознесенская приходская церковь каменная, одноэтажная, одноглавая и однопрестольная. Построена в 1566 г. по повелению царя Иоанна Васильевича Грозного вместо деревянной, царскою казною. Придельный храм теплый, пристроен с южной стороны в 1786 г. во имя св. блаж. Исидора ростовского чудотв., почивающего здесь своими мощами под спудом; память его св. церковью празднуется 14 мая. В арке между холодною и теплою придельною церковью — серебряная гробница св. блаж. Исидора, устроенная в 1817 г. на месте погребения угодника Божия, служащая предметом почитания.
В церкви имеются древние царские врата, мелкой резьбы, с позолотою, с изображением на верхней части в круге св. пророка, в середине в рамке Благовещения Пресвятой Богородицы, по краям и внизу двунадесятых праздников и последних дней жизни Спасителя. Древний образ св. блаж. Исидора (плащаница, бывшая на гробе его до 1817 г.), шитый по шелковой материи золотом и серебром. По преданию, вклад именитых людей Строгановых…
Жалованная грамота царя и великого князя Михаила Федоровича ростовской Вознесенской церкви, «дана в царствующем граде Москве лета 7132 г. марта 21 дня с подписью царя и великого князя Михаила Федоровича всея Руси самодержавца и печатью на право причту сей церкви пользоваться вечно из московского больничного дворца».
Земли 1 десятина 1885 кв. саж. Для жительства причта каменный двухэтажный дом, с флигелем. Каменный дом с лавками внизу, поступивший в церковь по завещанию крестьянина И. А. Рулева, из доходов которого, согласно воле завещателя, одна треть поступает на освещение церкви, одна треть на расходы по содержанию дома и одна треть на содержание причта церкви. При церкви деревянная сторожка.
Церковного капитала 3889 руб. Невдалеке от церкви на церковной площади при дороге против дома, занимаемого причтом, каменная часовня, устроенная в 1878 г., на месте деревянной часовни. Постоянных жителей в приходе 177 муж. пола и 205 жен. По штату положено быть священнику и псаломщику. Причтового капитала в процентных бумагах 12 687 руб.
«Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г.

Церковь находится в валах. Бесстолпный храм построен в 1566 г. по повелению Ивана Грозного выдающимся зодчим Андреем Малым. В 1770 г. к церкви Вознесения был пристроен придел во имя Исидора Блаженного. Колокольня была пристроена позднее. Иван Грозный одарил церковь, построенную над гробом Исидора, «золоченым деисусом» (иконостасом). От него сохранились оригинальные резные царские врата, исполненные около 1566 г. Всю поверхность врат покрывает глухой ковровый орнамент. Верхнюю часть врат украшают два киота с изображением «Благовещения» и 20 круглых медальонов с отдельными святыми, ниже пятью рядами располагаются 20 барельефных киотцев с праздниками. Все элементы ритмичного резного декора тонко и мягко моделированы и покрыты прекрасной позолотой на бирюзовом и красном фоне.
В 1740-х г.г. интерьер церкви Исидора Блаженного был расписан ростовскими и ярославскими мастерами. В 1873 г. живопись была поновлена клеевой техникой. В куполе написана традиционная фигура Саваофа. На восточной стене написан иконостас, а остальные стены делятся на 5 ярусов. В четырех верхних иллюстрирована земная жизнь Христа и притчи, начиная с «Проповеди Иоанна Крестителя» и кончая «Изгнанием торгующих из храма». Цикл «Страстей Христовых» совсем отсутствует, храмовый ярус посвящен подвигам Исидора Блаженного. Совершенная по пропорциям и отмеченная четким декоративным ритмом, роспись органически слита с небольшим, стройным и уютным интерьером храма, благодаря умелому и продуманному расположению живописных композиций. Арки порталов обрамляют деисусы из медальонов, на длинных оконных откосах помещены фигуры святых в рост, а в верхних частях окон Богородичные иконы, поддерживаемые летящими ангелами. Мажорная, золотисто-красная гамма росписи делает скромный интерьер храма нарядным и торжественным.
Узкое, слабо расчлененное помещение алтаря сильно вытянуто по продольной оси. Это заставило знаменщика отказаться от размещения в конхе центральной апсиды традиционной композиции «О тебе радуется». Она заменена песнью в честь Богоматери, состоящей здесь из четырех изводов: 1) «Достойно есть» (над горним местом), 2) «Софиею Богородице тя величаем» (на северном склоне), 3) «Приспоблаженную и непорочную Матерь Бого нашего» (на южном склоне), 4) «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим» (над царскими вратами). В конхе жертвенника изображен «Агнец в потире», на северной стене «Да молчит всякая плоть человеча», на южной «7 таинств», а на западной «Не рыдай Мене мати». В конхе и на стенах дьяконника написаны «Дни творений» и сцены из жизни Адама и Евы. На западной стене дьяконника композиция «Почи Бог», обычно занимающая в ростовских церквах почти всю западную стену алтаря. На небольшой, примыкающей к храму западной паперти над аркой написан «Символ веры».
Живопись на наружных стенах Вознесенской церкви исполнена одновременно с живописью интерьера. На восточном фронтоне изображено «Вознесение», на северном «Избавление блаженным Исидором купца от потопления» и «Представление Исидором просфоры», на южном «Молитва Исидора» и его «Преставление».
Иванов В.Н. Ростов Великий. Углич. – М., 1964.; Алитова Р.Ф. Никитина Т.Л. Церковные стенные росписи Ростова Великого и Ростовского уезда XVIII — начала XX века: каталог / Гос. музей-заповедник «Ростовский кремль». – М.: Северный паломник, 2008.; Преславный град Ростов: история Ростова Великого от начала до наших дней / Е.И. Крестьянинова, Г.А. Никитина. – М.: Научный мир, 2012.; Батуева Е. В гостях у блаженного Исидора // Северный край, 2011, 2 июня.

Церковь Вознесения Господня, что над гробом святого блаженного Исидора Чудотворца — памятник, оставленный городу царём Иоанном Грозным, который неоднократно бывал на богомолье в Ростове. Но уникален он даже не этим — в небольшом храме, живописно расположенном в куртине вала, погребено четверо святых, подвизавшихся в юродстве Христа ради. Самый известный из них — святой Исидор Твердислав, живший в ХV веке. Согласно житию, он был «от западных убо стран, от латинского языка, от немецкие же земли рождением и воспитанием от славных же и от богатых». Дореволюционные авторы называют его славянином родом из католической Пруссии. Достигнув совершеннолетия, блаженный захотел увидеть ту страну, где жили его соплеменники, которые могли, никем не притесняемые, исповедовать православную веру. Он тайно покинул свой дом, «утаився всех, изыде из дому своего, и мало отшед, и от риз совлечеся, и прием юродственное еже Христа ради житие, и тако юрод творяся блаженный Исидор, к восточным пойде странам». Странствуя из города в город, дошёл он до Ростова и «тут изволи жительствовати». Пристанищем для себя блаженный выбрал топкое место, несколько возвышенное над водой, где и устроил себе шалаш из хвороста. Шалаш этот не имел крыши, так что он не защищал подвижника от непогоды, а только ограждал его от людских глаз. Здесь святой проводил ночи в молитвах, а днём ходил по городу, добровольно терпя насмешки и презрение от жителей.
Ещё при жизни блаженный прославился даром чудес. Например, он спас одного ростовского купца из морской пучины, явившись ему и «ходя по морю, яко по суху». Посадив его на корабль, святой запретил ему предавать огласке случившееся. Об этом чуде спасённый рассказал через много лет спустя при погребении блаженного. Как-то Исидор пришёл на свадебный пир, держа в руках венок из полевых цветов. Он протянул его жениху, молодому князю Савве Оболенскому, со словами: «Вот тебе и архиепископская шапка», — смутив таким образом молодожёнов и всех присутствовавших. Не прошло и года, как смысл сказанного стал понятен: княгиня скончалась при родах, а неутешный князь отрёкся от мира и принял монашеский постриг, удалившись в Ферапонтов монастырь. Здесь он был пострижен с именем Иоасафа, а духовником его стал преподобный Мартиниан Белозерский. Впоследствии, в 1481-1489 годах, Иоасаф Оболенский был архиепископом Ростовским. Именно по его инициативе и на его деньги был построен собор Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря, расписанный знаменитым Дионисием, которого также пригласил владыка Иоасаф. Блаженный Исидор скончался 14 мая 1474 года. Из шалаша распространилось необычайное благоухание. Привлечённые им жители узнали, что не стало юродивого, которого за истинность предсказаний они называли Твердиславом. Погребён он был через несколько дней в навечерие Вознесения Господня, поэтому деревянный храм, построенный вскоре на месте его хворостяного жилища, освятили в честь этого великого праздника.
Каменный храм, который мы можем видеть сейчас, построен по указу царя Иоанна Грозного и на его средства в 1565-1566 годах, когда Ростов был взят в опричнину. В литературе есть указания на то, что таким образом царь выразил своё отношение к блаженному Исидору за важную победу, одержанную в Ливонской войне (1558-1583). Речь идёт о взятии русскими войсками в феврале 1563 года Полоцка, входившего в то время в состав литовских территорий. Перед этим походом Иоанн Грозный молился у гроба святого Исидора о даровании победы над городом, в котором сторонники лютеранства стали «не токмо мирстии люди, но и игумены и чернецы и попы и диаконы греческого закона». В данном случае неслучайно царь обратился к предстательству блаженного Исидора, выходца из протестантской Германии, сознательно выбравшего православную веру в совершенном возрасте.
Во время Иоанна Грозного в Ростове подвизался Христа ради юродивый Артемий Третьяк, почитавший блаженного Исидора и подражавший ему. Известно о нём немного. Так, за несколько дней до начала московских казней в июле 1570 года, ставших вершиной опричного террора, когда было казнено около двухсот самых приближённых у царю бояр и дьяков с семьями, Артемий бегал по городу и кричал: «Стреляй, вешай, скачи, пей, умывайся, ложися!» Зимой и летом ходил он в одной рубашке, питался крайне мало, «и прибегал к Вознесению Господню, к Сидору чудотворцу, и той многие чудеса творил и объявлял». По кончине блаженный Артемий был погребён рядом со святым Исидором. Позже к этим погребениям добавились ещё два — блаженных Стефана и Афанасия. Достоверно о них ничего не известно. Их имена впервые встречаются в святцах ХVIII века. В настоящее время они включены в Собор Ростово-Ярославских святых. За свою многовековую историю Вознесенский храм пережил множество переделок и перестроек. То, что мы видим, является результатом реставрации, проведённой в 1950-х годах, когда храму попытались вернуть тот облик, который он имел при постройке в ХVI веке. Луковичная главка храма на высоком барабане, была заменена на полусферическую, характерную для того времени. Тогда же был разобран придел, посвящённый святому Исидору Ростовскому, пристроенный к южной стене храма в 1786 году, а западную паперть и колокольню ХIХ века решено было оставить. Храмовая стенопись выполнена в 1720-х годах — намного позже постройки самого храма.
В 1930-е годы Вознесенскую церковь закрыли. Она была передана в ведение музея. Первые богослужения в ней возобновились в 2002 году. Обычно малолюдная улица, на которой стоит храм святого блаженного Исидора, неузнаваемо меняется по субботам — в этот день по ней буквальном смысле ни проехать, ни пройти. Причина в том, что на ней же находится Центральный городской рынок. Он расположен в историческом здании Мытного двора, возведённого в 30-х годах ХIХ столетия по проекту архитектора А. И. Мельникова. Когда-то здесь располагалась одна из многочисленных ярмарочных площадей Ростова. Знаменитая Ростовская ярмарка в течение ХVIII — ХIХ веков являлась главным источником пополнения городского бюджета, благосостояния жителей, и конечно же огромных пожертвований для храмов, одним из которых являлся самый ближний к рыночной площади, храм Исидора Блаженного на валах. Дело в том, что существовала традиция перед началом торговли помолиться у ростовских святынь. Поэтому вставали очень рано, чтобы успеть не только приложиться ко всем чтимым в городе святыням, но и отслужить молебны у мощей и чудотворных икон. Это правило соблюдали все приезжавшие торговать в Ростов. В храме находятся мощи блаженного Исидора Твердислава (под спудом). Погребение находится под южной стеной храма. Для поклонения в алтаре устроен аркасолий. Среди посмертных чудес святого Исидора есть чудо исцеления страдающего пьянством, в приступе белой горячки принесённого к месту погребения блаженного. Поэтому ему принято молиться об исцелении от этого недуга, а также о помощи на воде. Погребения блаженных Артемия Третьяка, Афанасия и Стефана Ростовских находятся в южной стене храма. С внешней стороны её всегда стоят цветы. Здесь и принято поклоняться этим подвижникам.
Из путеводителя: Рубцова Мария, Виденеева Алла «Ростов Великий. Святыни и достопримечательности», — издательство: Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря, 2019

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?