Напротив Успенского собора с востока возвышается церковь Спаса на Торгу, или Спас Ружная. Она «вписана» в план Гостиного двора и называется так потому, что находилась среди торговых рядов, многие годы не имела прихожан, а источником её существования была «руга» — особый сбор, пожертвования. Впервые была построена из дерева в 1206 г. (по одним источникам) или в 1216 г. (по другим). Во время польско-литовского нашествия разграблена и сожжена до основания. Около 40 лет это место пустовало. В 1654 году в июле в Ростове началась «моровая язва», такая сильная, что много людей умирало, и живые не успевали хоронить мёртвых. Не зная, как бороться с эпидемией, ростовцы на денежные сборы построили на этом месте деревянный храм, в сильный пожар 1671 года опять сгоревший до основания.
Дошедшая до нашего времени церковь Спаса на Торгу построена на этом же месте на средства горожан в 1685-1690 годах, когда митрополитом был Иона Сысоевич. Легко заметить сходство этого памятника с ионинскими храмами Ростовского кремля. Он бесстолпный, на подклете, главный куб, перекрытый сомкнутым сводом, увенчан пятиглавием. Сейчас восстановлено первоначальное покрытие храма. В декоративном оформлении фасадов видны те же мотивы, что и на памятниках кремля, — аркатурный пояс такого же рисунка, наличники из тёсанного камня, ширинки и другое. Несмотря на то, что памятник утратил многое: разобрана колокольня, закрашены фрески, — он удачно гармонирует с архитектурой кремлёвского ансамбля, дополняет её. Правило, которого придерживались в прошлом — строить церковь на месте разрушившейся — позволяет довольно точно установить, где был 750 лет назад центр Ростова.
В последние годы 20 века храм использовался под городскую библиотеку. В результате обветшал с наружи и опустел внутри. Недавно церковь стала использоваться под воскресную школу для маленьких детей.
Спасская ружная, что на площади, церковь зданием каменная, двухэтажная, с двумя колокольнями: одною – древнею, доселе стоящей, другою — новою, построенною в 1860 г. Церковь приходская, ружная, летняя с зимним придельным храмом, крытая железом; крепка. Престолов в ней четыре: главный, в холодной церкви — во имя Всемилостивого Спаса; рядом с ним, за каменной стеной, по левую сторону — св. пр. Илии; в теплом придельном храме: справа – св. архистратига Михаила и св. Николая чудотв. и слева — Владимирской иконы Божией Матери.
Настоящая холодная церковь во имя Всемилостивого Спаса первоначально была построена деревянная в 1216 г. После пожара на месте ее была выстроена каменная в 1654 г., которая в 1671 г. тоже была повреждена пожаром, а в 1690 г. перестроена вместе с Ильинским приделом и расширена; в 1861 – 68 гг. устроены другие два придела. Чьим иждивением построена холодная церковь с Ильинским приделом – неизвестно.
Земли при церкви: внутри города, под церковным домом со служебными постройками, 5 кв. саж. по лицу и 13,5 саж. в длину и Левский остров на озере Неро, мерою в 1 десятину 555 кв. саж. Имеется церковный, каменный, двухэтажный, крытый железом, построенный в 1861 г. на церковные средства и оцененный вместе с деревянными постройками в 4800 руб., дом, назначенный для помещения причта. Церковного и причтового капитала в билетах 5333 руб. Прихожан 207 душ муж. пола и 223 жен. Причта по штату положено быть: священнику и псаломщику, на содержание которых получается жалования 371 руб. 43 коп.; дохода от сдачи в аренду устроенных под церковью палаток в количестве 100 руб. и процентов с капиталов причта 136 руб. 41 коп.
«Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г.
Церковь располагается к востоку от Успенского собора и вписана в план Гостиного двора. Впервые была построена из дерева в 1206 или 1216 г. Сожжена во время Смуты. Восстановлена в 1654 г., сгорела в 1671 г. Каменная бесстолпная церковь построена в 1685-1690 г.г. По своей устремленности ввысь и наличию сплошной алтарной преграды интерьер церкви Спаса на Торгу близок к интерьерам ростовских митрополичьих храмов. Около 1762-1764 г.г храм был расписан по образцу митрополичьих церквей ярославскими мастерами при участии Афанасия и Ивана Шустовых, Михаила Соплякова, Федора Потатуева, Дмитрия и Козьмы Иконниковых, Ивана Сарафанникова, Андрея Сапожникова и др.
В 1839 г. Спасская церковь сильно пострадала во время большого городского пожара. По-видимому, живопись стен покрылась копотью, что потребовало ее поновления в 1840-х г.г. Тогда же для иконостаса была сделана бронзовая ажурная оправа, украшенная арочками и литыми головками херувимов. Стены, поновленные клеевыми красками в 1840-х г.г., утратили свой первоначальный звучный и яркий колорит, сохранившийся только на сводах и в верхнем ярусе стен.
Система росписи с небольшими изменениями в основном следует сложившимся в Ростове традициям. В куполе «Бог Саваоф», благословляющий двумя руками, в простенках барабана пророки, на парусах и подкупольных арках красные херувимы. Изображения евангелистов перенесены в круглые медальоны над окнами центрального барабана. На сводах основные праздники: «Воскресение», «Вознесение» и «Сошествие Святого Духа». На стенах живопись расположена пятью поясами. В трех верхних очень подробно иллюстрирована земная жизнь Христа и притчи. Последние оригинальны по своей иконографии, занимают иногда по три клейма и сосредоточены на северной и западной стене: «О богаче и бедном Лазаре», «О 10 девах», «О неимущем одеяния брачна», «О потерянной драхме», «О виноградарях», «О добром самарянине», «О хромце и слепце», «О богаче, нажившем богатство». Два нижних яруса посвящены циклу «Страстей Христовых», где исключительна по своей жизненности композиция «Шествие на Голгофу». В центре процессии не Христос, а благоразумный разбойник Рах в крестьянских портах со связанными за спиной руками, безбоязненно следующий к месту казни.
Всю восточную стену занимает 5-ярусный иконостас, четыре верхних яруса написаны прямо на стене. На восточном своде иконостас венчает «Распятие», по сторонам которого«Благовещение» и «Положение во гроб». Перед царскими вратами иконостаса каменная сень на колоннах, украшенных изображениями ангелов с крестами. На лобовой части сени«Распятие» и сцены «Евхаристии», в своде сени «Христос Архиерей». На оконных откосах преподобные в рост, в замковых арках «Саваоф», «Благое молчание», «Знамение», «Вседержитель», «Ангел Господен», «Эммануил» и «Деисус из трех медальонов». В отличие от митрополичьих церквей, иконография алтаря скромна. Она ограничена изображением «Христа Вседержителя» в центральной конхе. Остальные части алтаря забелены и украшены классическим орнаментом.
В целом роспись отличается хорошими ярусными пропорциями и классически ясным построением всех клейм. Выполненная в 1760-х г.г., она говорит о долгом бытовании в ярославской школе древних монументальных традиций. Большую роль в обостренной, почти лубочной, декоративности росписи играют насыщенные по цвету архитектурные кулисы (их значение чисто орнаментальное) и украшающие их узорчатые ткани — велумы, напоминающие крестьянские занавески из цветной набойки.
Вскоре после революции церковь закрыли, в здании разместили городскую библиотеку. Фрески были забелены. Храм серьёзно пострадал из-за повышения уровня грунтовых вод. Реставрация церкви началась ещё в 1960-е г.г., но наиболее серьёзные работы были проведены только в 2000-е г.г. — на средства Всемирного фонда спасения исторических памятников. В 2009 г. храм был возвращен Русской Православной Церкви.
Информация с сайта Ярославский край
Туристы и паломники, выходя за ворота соборной ограды Ростовского кремля, непременно оказываются на месте старинной торговой площади древнего Ростова. Конечно, её не узнать, она вся застроена, но храм Спаса на торгу, который оказывается прямо перед нами, обращает нашу мысль к временам очень далёким. Он находится на этом месте с начала ХIII века. Храм всегда был в окружении торговых рядов, сначала деревянных, впоследствии — каменных. Эта церковь обычно «выпадает» из экскурсионных маршрутов. Между тем она необыкновенно красива, а её история стоит того, чтобы о ней рассказать подробнее.
За свою долгую жизнь храм многое пережил, но промыслом Божиим каждый раз возрождался и дожил до нашего времени. Так, в начале ХVII столетия он был разграблен и сожжён татарами, воевавшими на стороне польско-литовских интервентов. Долгое время место находилось в запустении, но летом 1654 года город охватила эпидемия моровой язвы. Тогда и появляется вместо сгоревшей церкви обетный храм. Сооружённый по обещанию ростовцев, вымоливших избавление от страшной болезни. Древнее предание так повествует об этом: занесённая в город болезнь «поражала целыя семейства одно за другим, дома ростовцев пустели все более и более… Наконец, вдохновленные верой, по внушению соборных и приходских священников, жители обратились к помощи Всевышнего и дали обет воздвигнуть храм во имя Всемилостиваго Спаса». Вскоре моровое поветрие прекратилось. Так в Ростове при митрополите Ионе Сысоевиче появилась обетная каменная Спасская церковь. В 1671 году здание снова сгорело до основания.
По благословению митрополита Ионы на средства горожан в период 1685-1690 годов возводится новый храм, сохранившийся до настоящего времени. В ХVII столетии в нём было два престола: главный — во имя Всемилостивого Спаса, придельный — в честь святого Ильи Пророка. Значительно позднее, в 1860-х годах, после возведения обширной пристройки с западной стороны в ней разместились ещё два тёплых придела для богослужений в холодное время года: с правой стороны — в честь Архистратига Михаила и святителя Николая Чудотворца, слева — во имя Владимирской иконы Божией Матери. Примечательно, что у храма есть ещё одно наименование — Спас-Ружный. Оно выделяет его среди прочих городских церквей, указывая на особый статус.
Руга — это содержание приходского клира в Византии и Древней Руси, которое выдавалось деньгами или продуктами. Слово это греческое, его можно перевести как «житница» или «плата». От обычного жалованья руга отличалась тем, что изменялась в зависимости от ценности съестных припасов. Такой способ содержания имели те храмы, за которыми не были закреплены земли и дворы прихожан, что лишало служителей возможности получать плату за требы. Для ростовского храма ругу собирали сначала с жителей посада, имевших торговые места здесь, на площади, впоследствии содержание выделялось из государственной казны. В ХIХ веке Спасский храм неоднократно перестраивался, из-за чего его изначальный облик был существенно искажён. Однако в 1960-1970-х годах, когда происходило восстановление построек Ростовского кремля, повреждённых смерчем, Спасской церкви также был возвращён её первозданный вид. Правда, просторную и удобную позднюю пристройку для тёплых приделов оставили.
В церковном интерьере сохранились характерный для для Ростова фресковый иконостас и стенные росписи, датировка которых в настоящее время не определена. Часть исследователей относят их к 1690-м годам, некоторые считают их работой ярославских мастеров 1760-х годов. И по внешним формам, и по своему внутреннему убранству церковь Спаса на торгу близка храмам Ростовского архирейского дома. Располагаясь рядом с ним, она прекрасно вписывается в ансамбль, практически составляя с ним единое целое. Снежно-белый цвет её стен и ярко-синие купола, украшенные золочёными звёздами, привлекают к себе неизменное внимание. В дни некоторых церковных праздников храм, расположенный под самыми стенами кремля, был вовлечён в торжественные богослужения, совершаемые в кафедральном Успенском соборе. Авторы ХIХ века упоминают, например, чин шествия митрополита на осляти (ослике), который совершался от Спасской церкви к Входоиерусалимскому храму, что под звонницей в Вербное воскресенье. Также долгое время сохранялась традиция выноса Плащаницы в Великую пятницу из храма Спаса на торгу в Успенский собор.
Сразу после Октябрьской революции 1917 года, Спасский храм был закрыт новыми властями города. Церковь была разграблена и осквернена. Со временем фрески превосходного письма были замазаны побелкой. На протяжении многих лет в Спасском храме располагалась городская библиотека. Церковь Спаса постоянно страдала от грунтовых вод, которые разрушали фундамент и стены здания, на фасадах и в интерьере периодически появлялась плесень. К тому же сильный ураган, пронёсшийся на Ростовым в 1953 году, повредивший этот и другие храмы старинного города. Местный реставрационный участок как мог оказывал посильную помощь в рестарации храма, но капитальная реставрация была предпринята лишь в 2000-х года, когда съехала городская библиотека из церковного здания. В апреле 2009 года Спасский храм передан Русской Православной Церкви. Регулярных богослужений здесь пока нет, но по воскресеньям читаются акафисты и служатся молебны о болящих. 14 авгута в престольный праздник Всемилостивого Спаса бывает водосвятный молебен. После его окнчания святую воду раздают всем присутствующим.
Спасский храм возвышается над рядами Гостиного двора, построенного в 1841 году петербургским архитектором Авраамом Ивановичем Мельниковым на месте существовавших здесь торговых рядов. Имя одного из самых видных архитекторов России первой трети ХIХ века выделяет ничем особо не примечательное для своего типа здание из ряда других построек, расположенных в центре Ростова.
Из путеводителя: Рубцова Мария, Виденеева Алла «Ростов Великий. Святыни и достопримечательности», — издательство: Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря, 2019